Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Советский проект как про­дукт общинного крестьян­ского коммунизма




История показала ошибоч­ность тезиса Маркса, согласно которому никакая формация не ус­тупает места дру­гой, если она не исчерпала своих возможно­стей для развития производи­тель­ных сил. Вернее, этот осво­енный евроцентризмом тезис приложим лишь к процессу смены формаций одного циви­лиза­ционного пути (например, для истории Запада). Переход к своим, “незападным” вариантам социализма в крестьянских странах, в том числе в России, был не “прыжком через капита­лизм”, а его оттеснением. Эти страны пыта­лись миновать капитализм, следуя своей цивилизационной траектории.

Они его и миновали, так как теперь уже невозможно строить в стране капитализм, имея по соседству агрессивную капита­листическую цивилизацию (За­пад). Ибо Запад заинтересован в том, чтобы превратить все лежащее за его пределами ми­ровое пространство в зону “до­полняющей экономики”. Это со­вершенно особая формация, периферийная система миро­вого капитализма, не имеющая уже возможности автономного развития собственного капита­лизма.

Можно предположить, что на­чиная со второй половины ХХ века единственный путь сохра­нить свой цивилизационный тип и не превратиться в дегради­рующее в культурном отноше­нии “дополняющее простран­ство” заключается в нахождении и защите приемлемого для соб­ственной культуры проекта со­циалистического развития. При этом использование многих ин­ститутов и социальных техноло­гий, созданных в странах капи­тализма, не меняет дела. Речь идет о двух разных видах “со­циокультурного генотипа”, так что переход “социализм-капита­лизм” не есть плавный процесс, это глубокая мутация.

Пока что не наблюдалось и обратной мутации, перехода “капитализм-социализм”, хотя во многих капиталистических странах социал-демократиче­ские режимы с успехом воспри­няли многие институты и техно­логии социализма... Возникла це­лая категория обществ, подоб­ных гермафродитам – по их “вторичным” признакам нельзя определить, являются ли они в сущности капиталистическими или представляют собой разно­видность социализма.

Чтобы не впадать в бесплод­ную дискуссию о понятиях, ог­раничим предмет. Поскольку, как мы полагаем, “перескочить” в капитализм России не уда­стся, несмотря на применение калечащих методов искусствен­ной мутации, мы будем говорить именно о социализме в странах, избежавших ” кавдинских уще­лий” капитализма в тот период, когда развитие автохтонного ка­питализма было еще возмож­но.

Тем не менее, и в тезисе Мар­кса, и в критике советского строя марксистами (например, Троцким) и идеологами пере­стройки и реформы (“демокра­тами”) есть важное рациональ­ное зерно. Общество, не “хлеб­нувшее” достаточную порцию капитализма и не освоившее некоторых буржуазных ценно­стей, в современном мире ока­зывается слишком хрупким и неустойчивым. Массовое созна­ние в таком обществе слишком “пралогично”, и государство не имеет поддержки не только глу­боко эшелонированного граж­данского общества, но и всеох­ватывающего стабилизирую­щего фактора в виде рацио­нально осознаваемых и рассчитываемых материаль­ных интересов. Тот подрыв культурной гегемонии государ­ственного строя, который был легко проведен в советском об­ществе, был бы немыслим в обществе рационально мысля­щих индивидов – даже если предположить, что все они не были объединены в ассоциации гражданского общества.

Из этого побочного тезиса вытекает, что нынешний тяже­лый кризис и травмы, нанесен­ные реформой России, будут не напрасны, если мы сумеем из этого ядовитого “глотка капита­лизма” впитать и встроить в свой культурный генетический аппарат все фрагменты ин­формации, необходимой для жизни в современном динамич­ном мире.

Крестьянский (“архаический”) общинный коммунизм, послу­живший культурной матрицей советского строя, блокировал освоение нашими людьми мно­гих интеллектуальных техноло­гий, которыми владеет средний индивид западного общества. Функции освоения и использо­вания таких технологий были переданы советскими людьми наверх – “начальству”. В из­вестном смысле большинство советских людей действительно были иждивенцами. Они были готовы самоотверженно тру­диться, выполняя привычную или приятную для них работу, но целый ряд гражданских функций они возложили на со­словие начальников, полагая, что те порадеют и о трудящихся позаботятся. Из таких функций упомяну обязанность блюсти свой интерес и бороться против всяких изменений жизнеустрой­ства, ведущих к ущемлению этого интереса. Уме­ние считать и блюсти свой ин­терес – типично буржуазная ценность. Россия ее освоить не успела, но шанс наверстать упущенное нам дан сегодня.

Понятно, что общество, обра­зованное такими гражданами, очень уязвимо. Как только исче­зает очевидный для всех спла­чивающий общество “вызов” (в виде внешней угрозы, необхо­димости форсированного разви­тия и т.п.), у граждан начинает закрадываться подозрение, что начальники радеют недоста­точно. Или, что еще хуже, слиш­ком радеют о себе. Оснований для таких подозрений всегда достаточно, да их еще можно и преувеличить в массовом соз­нании. Такой скрытый конфликт развивается по механизму са­моускорения, и вскоре дает уже и сословию начальников оправ­дание для разрыва с обидев­шими его своими подозрениями “баранами”. Такое квази-со­словное общество в условиях городской индустриальной куль­туры выжить не может. Даже в деревне начала века, при нали­чии прямой общинной демокра­тии и всевидящего “мира” на­пряженность между массой тру­дящихся и “верхами” достигла красной черты.

Второе свойство “избыточно общинного” общества и избы­точно патерналистского госу­дарства – быстрая инфантилизация общественного сознания в благополуч­ный период жизни. Люди отуча­ются ценить блага, созданные усилиями предыдущих поколе­ний, рассматривают эти блага как неуничтожаемые, “данные свыше”. Общество утрачивает собственную политическую волю, необходимую для стаби­лизации общественных отноше­ний, оно подчиняется правящей в государстве клике как каприз­ный ребенок умелым родите­лям. В то же время, относясь к государству как капризный ре­бенок к родителям, граждане наращивают свои претензии к государству. По мере расхожде­ния этих претензий с реально­стью, широкие слои граждан на­чинают культивировать неадек­ватные обиды и недовольство, облегчающие подрыв ле­гитимности государства.

Инфантильное общественное сознание создает очень небла­гоприятные условия для разви­тия и господства правового соз­нания, свойственного зрелой ответственной личности. Как только государство, выходя из мобилизационного состояния, становится более терпимым и либеральным, начинается бы­страя криминализация устано­вок и поведения значительной части общества. Если на этот процесс накладывается тяже­лый экономический кризис, во­влечение граждан (особенно молодежи) в преступную дея­тельность становится массовым и морально почти оправданным. Криминальный уклад начинает воспроизводиться и расти, как раковая опухоль, затрудняя воспроизводство способного к здоровому развитию общества.

Эти слабые места советского социализма, через которые в общество проникали болезни, мы имели возможность изучить почти в экспериментальном ре­жиме за последнее десятиле­тие. Размышляя о восстановле­нии социалистического жизне­устройства в России на той же, идущей от общинного комму­низма, траектории, мы должны включить преодоление этих сла-бостей в число важных за­дач.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2460 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.