ДАЖЕ У ПРАВОСЛАВНЫХ?
Прежде чем говорить об историческом аспекте проблемы, стоит сказать, по каким причинам языческий страх перед порчей отравляет духовную жизнь даже некоторым православным людям.
Среди наших современников, воспитанных в атеистической среде и обратившихся к Богу в конце 80-х годов ХХ века, есть небольшая прослойка духовно больных людей, у которых страх колдовского воздействия (страх порчи) является следствием отнюдь не их маловерия или духовной неграмотности. Мне приходилось встречать подобных людей даже среди имеющих монашеский постриг, а иногда и священный сан (к сожалению, не всегда и не всем удается распознать духовную болезнь до пострижения в монашество или рукоположения во священство). В настоящее время некоторые из них уже являются пациентами психиатрических клиник, а другие — находятся под запретом или даже лишены священного сана.
Но таких людей никто не «испортил»! Повреждение произошло еще тогда, когда они были простыми советскими людьми, то есть атеистами, как и подавляющее большинство граждан СССР. Не зная Заповедей Божиих, они, естественно, грешили всеми смертными грехами, чем в огромной мере лишали себя той благодати Святого Духа, какую получили в младенчестве при Крещении (если вообще были крещены). Лишившись нетварной Божественной энергии (то есть благодати), они тем самым лишили себя и ее защиты от внедрения падших духов в их тела. Вот почему демоны смогли поселиться в них вполне самостоятельно и проявляют себя, в зависимости от своего характера и способностей, по-разному. У одних демоны вызывают тягу к алкоголю, у других — угрюмую замкнутость, уход в свой внутренний мир (аутизм), через третьих проявляют свое чрезвычайное остроумие (демоны являются неподражаемыми юмористами-смехотворцами).
Еще один из симптомов духовного заболевания, которое часто встречается, особенно у мужчин, — это неспособность работать, то есть совершать регулярную деятельность для материального обеспечения себя или своей семьи. При этом такой человек может обладать высоким интеллектом, блестящим образованием и прекрасной квалификацией. Демоны настолько подавляют его волю, что он совершенно не в состоянии заставить себя что-либо делать, кроме того, что ему самому доставляет удовольствие.
У некоторых из них неспособность к работе совмещается с дромоманией (психиатр.), то есть с болезненной потребностью постоянно менять место своего пребывания. Выглядит это как гипертрофированная страсть к путешествиям или хотя бы к постоянной смене обстановки. Кстати, если люди с двумя последними симптомами не приходят к Богу, то через некоторое время они часто становятся «бомжами». Другим симптомом духовного заболевания являются постоянные неудачи человека во всех его начинаниях. Таких людей обычно называют «неудачниками». Существует также и много других сравнительно легких форм одержимости человека демонами; все это, в очень большой степени, является наследием государственного атеизма и богоборчества.
Но если, несмотря на духовную поврежденность, кто-либо из таковых искренне уверовал во Христа, то он, несомненно, может спастись. Только не следует думать, что, прожив много лет греховной жизнью, он получит мгновенное исцеление, как только уверует во Христа и начнет регулярно причащаться. Процесс исцеления будет нелегким и долгим. Именно в этот период и происходит постепенное избавление человека от страстей, греховных привычек и ложного мировоззрения.
Почему же у описанной выше категории православных людей проявляется страх колдовского воздействия (порчи)? Его можно рассматривать именно как болезненное явление, то есть как следствие духовного заболевания. Этот страх внушают людям демоны, которые пока еще не покинули их тела. Он абсолютно иррационален и проявляется клинически в такой же форме, как и бред преследования или бред психотронного воздействия у неверующих больных. С подобными фобиями сам человек бороться практически не может, ему нужна посторонняя помощь. Во-первых, это мягкое и постоянное убеждение со стороны духовника, во-вторых, совместные молитвы родных и близких ему людей, в-третьих, конечно, благодатная помощь Божия через молитвенно-литургическую жизнь самого больного. В некоторых случаях необходима также и помощь православного психиатра и психотерапевта. Безусловно, необходима также и его собственная борьба с помыслами, которые внушают ему демоны. К сожалению, некоторые, даже из духовных лиц, не понимают, что гипертрофированные страхи сглаза и порчи у подобных людей не являются следствием их глупости, примитивности мышления и приверженности к суевериям. Это — болезненные явления, которые в психиатрии называют обсессиями, то есть навязчивыми, в частности, бредовыми идеями, мыслями, от которых человек не может самостоятельно избавиться.