традиции*
Антон ПЛАТОВ
История использования рун в Германии своеобразна и во многом не похожа на историю рун в других странах Европы. Причиной тому — и особые культурно-исторические условия, сложившиеся здесь в отношении развития рунической традиции, и специфическая культурная и политическая ситуация XIX-XX веков.
* Первоначально — с некоторыми изменениями — статья опубликована в ж-ле «Наследие Предков» (№7/1999).
ИСТОКИ ТРАДИЦИИ
Руническая традиция на территории современной Германии формировалась в древности под влиянием сразу нескольких школ рунического искусства (понимаемого здесь в широком смысле слова «искусство»): готской, собственно скандинавской, а возможно — и западно-славянской*, учитывая, что значительная часть нынешней Германии — исконно славянские земли. И, разумеется, все это влияние накладывалось на древнейшую традицию использования в магических и культовых целях пра-рунических знаков, появившихся в центральной Европе около десяти тысячелетий тому назад**.
Таким образом, к Средневековью в германских районах Центральной Европы возникла обособленная школа рунического искусства. Одной из характерных ее черт стало то, что довольно быстро руны здесь потеряли значение средства письменности, будучи вытеснены латиницей. Даже попытка вестготского епископа Ульфилы (IV век) ввести специальный рунический алфавит для записи переводов Священного Писания не оказала значительного влияния на процесс превращения рун в набор магических символов* * *.
* См.: А.В.Шатов. Памятники рунического искусства славян//Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.
* * А.В.Платов. Магические искусства древней Европы. М., 2000. *** Нужно, однако, отметить, что отдельные готские племена использовали созданный Ульфилой алфавит, названный "готским" или "готическим", вплоть до X века.
Другой особенностью центрально-европейского рунического искусства, превратившегося позднее в немецкое, было введение довольно значительного количества дополнительных рун, большинство из которых почти никогда не использовались для письма. Подобные рунические знаки — точнее, те из них, которые известны нам сегодня, — часто называются ныне «немецкими» (т.е. германскими в узком значении слова). Об этих дополнительных рунах стоит сказать несколько слов.
Бее они могут быть довольно условно разделены на две группы. Первая из них — это знаки, посвященные отдельным богам (богиням) германского язычества. Таковы, например, руны
Вальда, Эрды и Зиу, посвященные, соответственно, богу зимы Вальду, континентальному аналогу скандинавского Улля, богине земли Эрде и богу Зиу (сканд. Тюр). Ко второй группе принадлежат неалфавитные, в большинстве своем, знаки, не связанные с конкретными божествами и либо восходящие к древнейшим европейским символам (свастика и др.), либо появившиеся уже в Средние Бека.
Мы вернемся к неалфавитным рунам немецкой традиции немного позднее, когда речь пойдет об одном из самых могущественных мистических орденов XX века
НОВОЕ БРЕМЯ ГВИДО ФОН ЛИСТ
Б 1100 году был разрушен последний из Великих храмов языческой Веры германцев — Уппсала (Швеция). На полстолетия дольше продержались Великие храмы западных славян — например, Аркона на острове Рюген. Еще дольше выстояли литовские храмы. Но к середине текущего тысячелетия в Европе не осталось ни одного действующего Великого храма.
Зато остались народы — носители Традиции. Уже в середине XVIII века в Европе начинается пробуждение интереса к традиционной культуре. С приходом нового, XIX столетия начинается уже подлинное Возрождение Традиции. Пока еще являющееся областью работы отдельных интеллектуалов и людей искусства, германское Возрождение уже захватывает умы; Я.Адлербет, К.И.Л.Альмквист, Я. и Б. Гримм — все больше известных людей того времени проникаются традиционными идеями.
Важнейшим, переломным моментом Возрождения стала середина бурного прошлого века. В это время появился первый фундаментальный труд по языческому наследию Германии — «Немецкая мифология» Якоба Гримма, вышедшая в свет в 1844 году; в это же время на сцене Возрождения появляется величественная фигура Рихарда Вагнера. С этого момента идеи традиционализма проникают в массы, и Возрождение обретает характер важнейшего культурного течения. По всей Европе — особенно в Германии и Австрии — возникают «фолькише» (народные) группы, лиги и ордена, стремящиеся возродить древнюю культурную и религиозно-магическую Традицию. Во второй половине прошлого столетия интерес такого рода организаций все более обращается к древним германским рунам, но подлинное, мощное возрождение рунической традиции приходится на начало XX века и связано с именем австрийца Гвидо фон Листа, творчество которого прекрасно отражает все те настроения, которые царили в традиционализме того времени.
Сейчас Гвидо фон Лист известен, в основном, благодаря изданной им в 1908 году книге «Тайна рун»*, ставшей, по сути дела, первым в Европе
* Guido von List. Das Gebeimnis der Runen. Vienne, 1908.
трудом по магии рунических знаков, до сих пор остающимся своего рода классикой в данной области. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и вполне возможно, что издание «Тайны рун» — не самая важная из его заслуг.
По сути дела, фон Лист — как о том часто говорится — был одним из первых европейских неоязычников. Одним из первых он предложил и применил наделе (вероятно, еще не будучи знаком с работами Блаватской) метод восстановления утерянных древних оккультных знаний — метод, сочетающий научный этнографо-исторический подходе интуитивно-магическим, вплоть до прямого применения магических техник при создании реконструкций*. Десятилетия спустя после фон Листа подобные методы были применены в центральной и западной Европе и США при реконструировании Бикки и Друидизма, в Скандинавии — религии Асатру (Одинизма) и т.д.
Что важно, Гвидо фон Лист, как отмечает Николас Гудрик-Кларк, «был первым популярным автором, соединившим народническую (volkisch) идеологию с оккультизмом и теософией»**.
* О недостаточности чисто научного, не-магического подхода при реконструкции древних учений автору уже доводилось писать. См.: А.Б.Платов. Дорога на Хай Бразил, или Индоевропейский миф о структуре мира//Мифы и магия индоевропейцев, вып.1, 1995. Его же: О трактовке волшебных описаний в кельтских сагах//Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.
** N. Goodrick-Clarke. The Occult Roots of Nazism: The Ariosopbtsts of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough, 1985.
Именно «фолькиш»-движение стало важнейшим путем распространения новой (а точнее — старой) идеологии, — идеологии сакральной Традиции, и с легкой руки фон Листа стержнем, символической базой этой идеологии оказались именно руны...
... Примерно до конца XIX столетия фон Лист, несмотря на все свое увлечение оккультизмом, оставался относительно далек от рунической магии. Но что-то изменилось в 1902 году, когда он перенес тяжелую операцию на глазах и практически
Рунический строй Гвидо фон Листа (по Н. Пеннику) |
ослеп на долгие одиннадцать месяцев. И почти сразу после этого, как только болезнь немного отпустила, появился на свет первый небольшой трактат фон Листа по рунической символике (1903). Позднее ученики фон Листа говорили об этой его временной слепоте, как о Посвящении, подобном Посвящению Одина, пронзившего себя копьем на Древе Мира ради знания рун...
С этого момента руны Стали центральным моментом в творчестве фон Листа. Б 1908 году выходит его «Тайна рун»; в том же году было официально открыто «Общество Гвидо фон Листа» (Guido-von-List-Besellschaft), призванное финансировать и издавать его исследования, посвященные германскому оккультизму и прошлому. При поддержке «Общества» фон Лист с 1908 по 1911 год издал шесть брошюр, уже самая первая из которых была целиком посвящена рунической магии.
Б брошюрах этой серии (Guido-von-List-Buherei) фон Лист, помимо рун, касается других аспектов сакральной Традиции, в том числе — «эзотерической социологии», закладывая тем самым основы представлений о «сакральной элите», или «элите магов», которые пышным цветом расцветут позднее — не пройдет и двух десятилетий со смерти Мастера.
Работая в этом направлении, фон Лист одним из первых указывает на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия одной из германских каст — касты арманов, аналогичной касте браманов в Индии, — произошли название предложенного Листом рунического строя — Футарк Арманов, или Арманический Футарк, — и название внутреннего ордена Общества фон Листа — Ордена Арманов (Hoher Arnanen-Orden).
ТРЕТИЙ РЕЙХ ГЕРМАНСКИЙ ОРДЕН И АНЭНЭРБЕ
Б 1908 году, одновременно с выходом листовской «Тайны рун», было основано, как мы уже говорили, «Общество Гвидо фон Листа» — объединение людей, стремящихся к возрождению магической и религиозной практики древних германцев. Внутренним кругом «Общества» стал Орден Арманов, формально созданный на празднике летнего Солнцестояния 1911 года и построенный по классическим схемам древних инициатических тайных обществ. Несмотря на всю известность фон Листа, Арманенорден стал лишь одной из многих подобных организаций германского мира. Между тем идеи пангерманизма, тревожившие умы в Германии и Австрии, требовали чего-то более глобального...
Год спустя, в 1912 году, в Германии создается некая «сверхструктура», имеющая четкую традиционалистскую (языческую) направленность и также организованная по принципу тайного общества. Элементами этой «сверхструктуры» стали и Орден Арманов, и Орден Восточного Храма, и образованное несколько позднее Общество
Туле. Этой организацией нового типа стал Gennanen-Orden, Германский Орден. Забегая несколько вперед, скажем, что к 1921 году в числе нескольких десятков объединенных под крылом Германского Ордена организаций будет находиться и НСДАП.
Пока же на арене германского традиционалистского возрождения появляются новые люди. Появляется барон Зеботтендорф, основывающий Общество Туле. Появляются некто Гиммлер, Гитлер и Гесс — члены этого нового Ордена. Публикует первые свои работы профессор Герман Вирт. Карл Мария Виллигут, последний представитель древнего германского рода Виллигутов, владеющего, по некоторым предположениям, древними языческими знаниями, связывается с лидерами традиционалистского Возрождения.
В недрах одной из новых немецких политических партий — НСДАП — появляются охранные отряды, будущий СС. С ростом партии растет и СС, быстро превращаясь сначала просто в партийную элиту, а затем и в инициатическую организацию, в новый орден. Гораздо позднее, в 1943 году Гиммлер — глава СС — скажет: «Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших».
обложка устава Германского Ордена |
Из документов Германского Ордена. Разработки по рунической магии |
Уже к началу тридцатых годов СС действительно стал внутренним элитарным орденом НСДАП; и именно в его интеллектуальных недрах шла разработка новой философии, под флагом которой партия должна была прийти к власти и перестраивать затем германский мир.
В 1932 году Гитлер принимает предложение стать Великим Магистром Германского Ордена. В следующем, 1933 году Гиммлер знакомится с Германом Виртом, самым известным исследователем рунической Традиции того времени, и в том же году вместе с Виртом и Вальтером Дарре основывает исследовательскую организацию, получившую название Ahnenerbe — «Наследие предков». Спустя два года, в 1935-ом, Анэнэрбе становится государственной организацией, руководимой штурмбан-фюрером СС Зиверсом. В 1939 году Анэнэрбе попросту включается в структуру СС; к этому времени Анэнэрбе представляет собой мощную организацию, объединяющую около полусотни институтов.
Задачи этой организации: «Изыскания в области локализации духа, деяний, наследия индо-германской расы. Популяризация результатов исследований». Здесь разрабатывалась внутренняя доктрина партии, основанная на концепциях языческой магии и религии. В этих же кругах, к слову, появился и печально знаменитый символ СС, созданный в 1933 году штурмгаупфюрером Вальтером Хеком, — двойной удар молнии, сдвоенная руна Зиг, руна Победы... Здесь же разрабатывались закрытые проекты по рунической
Журнал «Runen» («Руны»), издававшийся Германским Орденом |
Эмблема «Общества Туле» |
символике ритуалов СС и его подразделений, создавались программы обучения рунической магии и символике, обязательного для всех новобранцев ордена...
...Руническая магия была одним из основных направлений работы Германского Ордена, сохранила она свое значение и в работе Анэнэрбе.
РУНЫ СС
Масштабы исследований, проводимых институтами системы Анэнэрбе, поистине грандиозны. Здесь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождения викингов Гренладии до — это не шутка! — магического значения башенок на готических соборах. Объем только той части архивов Анэнэрбе, которая была вывезена в 1945 году в Россию, составил 45 железнодорожных вагонов.
Только для того, чтобы изучить эти архивы, нужно создавать новый исследовательский институт, и уж, конечно, для этого не хватит одной небольшой статьи. Но некоторые аспекты наработок Анэнэрбе, связанных с руническим искусством, мы здесь затронем.
Как уже упоминалось, одной из характерных черт немецкой рунической Традиции было использование довольно значительного количества неалфавитных рунических знаков, неизвестных на других территориях. Многие из этих рун использовались орденом СС.
г
Некоторые неалфавитные руны немецкой Традиции:
1,2 — Вольфзангель («Волчий Крюк»), немецкий и
голландский варианты соответственно;
3 — рука Вальда,- 4 — руна Эрды,-
5 — руна Зиу