Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И языческая традиция




Das Geheimnis

Der Runen

 

 

Vienne

 

Гвидо фон Лист

 

Тайна рун

 

Общая редакция,

предисловие и комментарии

Антона Платова

 

СОФИЯ

ГЕЛИОС

МОСКВА 2001

Перевод

Л. Колотушкиной

 

Под общей редакцией

Антона Платова

 

Лист. Гвидо фон.

Тййна рун. Переводе англ. — М., София, Гелиос, 2001.—144с.

 

 

© А. Платов, русское

издание, 2001.

ISBN 5-220-О0439-5 © «София», 2001.

ISBN 5-34400095-2 © «Гелиос», 2001.

 

 

 

 

Предисловие редактора

Гвидо фон Лист

и языческая традиция

 

Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впер­вые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специали­стов в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь немногие зна­комы с его работами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все ев­ропейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа — «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.

 

* * *

 

Как отмечают многие авторы, которым до­велось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел воз­можность контролировать сведения, касающие­ся обстоятельств его жизни и самой его личнос­ти, и даже манипулировать ими...

Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октяб­ря 1848 года в Бене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положе­нием родителей, он пробовал свои силы в драма­тургии, в прозе, в необычном литературном жан­ре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением на­биравшего силу теософского движения, с публи­кациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него боль­шое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на повер­хность» волной немецкого неоромантизма, и ста­ли, пожалуй, основными источниками вдохнове­ния и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринима­лись тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во мно­гом повлиял на формирование мировоззрения бу­дущих поколений немецких эзотериков. Так, не из­бегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская по­литическая идеология, и формировавшиеся в Ев­ропе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, став­шие своего рода «классикой» исследований в обла­сти арийской магии и мистики, широко использо­вались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли пос­ледователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как Анэнэрбе и Общество Туле*, пользовались трудами

 

* Анэнэрбе («Наследие Предков») — основанный Гиммле­ром исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и т.д. Общество Туле — германский магический орден, один из многих, возникших на границе Х1Х-ХХ ве­ков; членами Братства Туле являлись Гиммлер и Гитлер.

 

фон Листа (как, впрочем, и трудами его пред­шественников и современников — Ницше, Гобино, Блаватской, Марби и других). И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Бер­лине в 1919 году) не поддерживали связей с на­ционал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после при­хода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической тра­диция, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.

 

* * *

 

Если говорить по сути, фон Листа можно на­звать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрас­те четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину*. Под знаком этого бога-Кня­зя, бога-Мага прошла его жизнь.

Одним из важнейших источников формиро­вания мировоззрения фон Листа — мировоззрения

 

* Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватив­шее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.

 

языческого — была древняя мифология гер­манских народов, причем он равно уделял внима­ние как мифологии «высшей», связанной со ста­рыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, пре­даниям, народным легендам.

Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и поня­тия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.

Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христи­анских чувств и настроений, что вообще харак­терно для ариософского движения того време­ни, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показы­вают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллиро­вал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и исполь­зовал иногда библейские цитаты, чтобы пояс­нить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, про­возвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в сво­ей известной работе «Оккультные корни нациз­ма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассмат­ривал католическую церковь в качестве основ­ного противника.

 

* * *

 

В сущности, все основные аспекты мировоз­зрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, чтобы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккуль­тизм XX века, а с другой стороны — чтобы облег­чить восприятие текста самой книги — текста до­статочно сложного.

Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сфор­мулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и мифоло­гии — хотя он и говорил при этом только о древ­них германцах, возможно, не осознавая до кон­ца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтернативных истин, ис­ключающих одна другую, не приводит в логичес­кий тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Воля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверж­дению о том, что «следовать воле богов — обя­занность человека».

Этот принцип «непротиворечивости проти­воречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множественном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принци­пов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.

Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — на­глядно иллюстрируется листовским представле­нием о соотношении Материи и Духа. Согласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердев­ший или сконденсированный Дух, откуда следу­ет, что нет существенной разницы между «духов­ным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в кото­ром находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.

Отсюда вытекает другая диада, компонен­ты которой вне Традиции нередко воспринима­ются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формули­ровке фон Листа — духовное совершенствова­ние и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» раз­вития, но вместе с тем настаивает и на необхо­димости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассмат­ривает обе категории как по существу «одно и то же».

Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г. фон Л.) — является динамичным и циклическим. Или, ина­че говоря, если любая фундаментальная пара (ди­ада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется, скорее, активным принципом.

Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения, жизни (бы­тия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения фон Листа на постоянное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой каж­дый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.

И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной, триадной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как подревней мифологии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве, Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как единство трех бо­жественных персонажей, олицетворяющих про­цесс рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (справедливый, по большей части) во многом связан с увлечением фон Листа традици­онными индийскими учениями, в которых важ­нейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее представление о Тримурти — фундамен­тальной для индуизма триаде богов: Брама-Виш­ну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие, жизнь) и Разруши­теля (смерть).

И, наконец, третий принцип — принцип мно­жественности, единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) — пре­красно иллюстрируется, например, подходом традиционного язычества к самой теологии. Мно­жественность языческих богов и единый бог по­здних религий — две эти вещи привычно расце­ниваются современным обывателем как взаимоисключающие. Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и другое, не находя в этом противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в от­ношении настоящего язычества) абсурдной.

В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа — как в мистико-магической, так и в социально-политичес­кой областях — в той или иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над другим, и из динамического триадного коловращения Рожде­ния, Бытия и Смерти.

Возможно, особенно ясно и полно это про­является в той части учения фон Листа, кото­рая касается природы самого человека, его жиз­ни и его судьбы. По фон Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и явля­ется как бы «частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического триадного коловращения обуславливает закон смены рождения жизнью, а жизни — смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...

...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса (процесса перерож­дений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его пророчеств, — а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мистиком, магом, но и про­роком или провидцем. Пророчество, о котором идет речь, было опубликовано им в одной из ста­тей в 1917 году и гласит о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeu). На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом. Сильным, Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой войне 1914 года, когда они воз­родятся вновь и достигнут подросткового и юно­шеского возраста... Фон Лист определил время пришествия Сильного Свыше 1932 годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и при­вело, как известно, к победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно, останется неразрешенным...

Однако Мастер — как говорят об этом его последователи и биографы — «был пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не только грядущее, но и бы­лое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до того, как он разработал свою сложную, тща­тельно продуманную систему эзотерических иссле­дований, он интуитивно вглядывался в отдален­ное прошлое своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки «мисти­ческой журналистики» и ранние «исторические» романы. Фактически, более поздние эзотеричес­кие исследования Листа были лишь подтвержде­нием этих ранних чисто интуитивных набегов в отдаленную старину. Раскритиковать его методы с научной точки зрения было бы слишком про­сто. Мне кажется, что более честным и беспристрастным было бы классифицировать Листа как оккультного провидца и пророка, который пер­вым использовал интуитивные методы и развил упорядоченные и отрегулированное сакральные методы и технические приемы более глубокого прочтения тех же самых основных мистических источников...»

Одной из точек приложения исследовательс­ких усилий фон Листа, сопровождавшихся и допол­нявшихся мистическими прозрениями, стал тот ас­пект древней социальной истории, который мы сейчас, возможно, назвали бы «сакральной социо­логией» или, быть может, «эзотерикой социума». Фон Лист гораздо больше, чем современные ему оккультные деятели (за исключением, разве что, упомянутого уже выше Ланца фон Либенфельса), уделял внимания сакральной, мистической сторо­не социологии: оккультным истокам того или ино­го социального и расового порядка, государствен­ного устройства, общественного строя, — стремясь восстановить утраченные знания, сочетая научный и магический подходы к изучению истории.

Согласно фон Листу, древнее германское общество делилось на три класса, или касты: 1) интеллигенция (Lehrstand), 2) воины (Werhstand) и 3) крестьянство (Nahrstand). Это кастовое де­ление он сопоставлял с описанным у Тацита деле­нием германцев на три группы: Hermionen (или Armanen), Istvaeonen и Ingvaeonen*.

 

* Tacitus, Germania, II.

 

Именно первая из этих трех каст, интеллигенция (Armanen) — короли и князья, маги и ученые, жрецы, — имела реальную духовную и социальную власть в древнегерманском обществе.

...Гвидо фон Лист не ограничивался чисто теоретической стороной в этом направлении сво­ей работы; перед собой и своими соратниками и последователями он ставил задачу переустроить современное общество, опираясь на древние принципы — общество, в котором власть — преж­де всего духовная! — принадлежала бы тем, кто ее действительно достоин, — ученым и магам. И первым шагом, сделанным фон Листом в этом на­правлении, было создание Ордена Арманов — Ордена, призванного объединить этих самых уче­ных и магов — Арманов (Armanen), как они име­нуются у Тацита.

И главным духовным оружием этого Ордена Гвидо фон Лист сделал именно руны, создав свой собственный рунический строй, носящий сегод­ня название Арманического.

 

* * *

 

Действительно, руны всегда были главным мистико-магическим инструментом фон Листа. Руны позволяли ему исследовать древние сим­волы и изображения, трактовать древние пес­ни, разрабатывать мистические концепции. Не­случайно поэтому, что из всего наследия фон Листа именно его разработки в области руни­ческой мистики и магии известны сегодня бо­лее всего.

...Как мы уже отмечали, большинство иссле­дований и выводов Гвидо фон Листа не могут быть признанны полностью обоснованными с научной точки зрения. Это относится и к пред­ложенному им Арманическому Футарку: на данный момент нам неизвестно ни одного памятни­ка, содержащего древнегерманский рунический строй в том виде, который имеет Футарк* фон Листа. Разумеется, это не делает Арманический Футарк менее волшебным, чем Футарк классичес­кий, тем более, что руны обоих практически идентичны.

Первое отличие Футарка Арманов от класси­ческого состоит в том, что строй фон Листа со­держит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся ис­ходными. Вторая черта: каждая руна нового Фу­тарка жестко привязана к одному из так называ­емых «Заклинаний Одина», содержащихся в Старшей Эдде.

Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно при­влекают внимание исследователей, но работа, проделанная фон Листом, является, вероятно,

 

* Футарк — так называется (по фонетическим значениям первых рун) классический древнегерманский рунический строй.

 

самой первой попыткой связать не всегда яс­ные указания древних текстов с конкретными рунами.

«Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в соста­ве песни «Речи Высокого» (т.е. Одина). Начинают­ся «Заклинания» следующими строками:

Заклинанья я знаю —

не знает никто их,

даже конунгов жены...

(Речи Высокого, 146)

 

Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих за­клинаний фон Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя, таким образом, что поряд­ковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.

Как уже упоминалось, «Тайна рун» — основ­ной труд Гвидо фон Листа по руническому искус­ству — переведен к настоящему времени на боль­шинство европейских языков. С этого труда и трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии, широко распрос­траненная ныне по всему миру. Огромное количе­ство людей использует руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.

Теперь, спустя без малого столетие со дня выхода в свет первого издания «Тайны рун», и российский читатель может, наконец, познако­миться с этой книгой, без которой вряд пи мож­но представить развитие европейского оккультиз­ма и неоязычества XX века.

 

А.Платов

 

 

НЕКОТОРАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. G. von List. Das Geheimnis der Runen. Vi­enna, 1908.

2. J.H.Brennan. The Occult Reich. NY, 1974.

3. S.E.Flowers. Introduction: Guido von List, The Secret of the Runes. Rochester, 1988.

4. N.Goodrick-Clarke. The Occult Roots of Na­zism: The Ariosophists of Austria and Germany, 1890-1935. Wellingborough, 1985.

5. G.S. Introduzione: Guido von List, // segreto delle rune. Milano, 1994.

6. N.Pennick. Hitler's Secret Sciences. Sudbury, 1981.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.