Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘рейд и биологи€




‘рейд и путь через физиологию: Ђѕроект научной психологииї. ѕодобно другим основоположникам психологии, ‘рейда привлекала иде€ подхода к психологии через физиологию. ¬ предыдущей главе мы увидели, почему дл€ ¬. ¬ундта и других основоположников путь через физиологию был так привлекателен. —итуаци€ ‘рейда и его амбиции были, в значительной степени, такими же, как у остальных основоположников. ќн получил научную степень по медицине и проводил важные работы по анатомии и физиологии. Ёрнст Ѕрюке, выдающийс€ физиолог, был учителем ‘рейда и оказал на него большое вли€ние. “аким образом, психологи€ ‘рейда была физиологической в силу тех же причин, что и у ¬. ¬ундта, но, как только ‘рейд зан€лс€ клинической практикой и начал создавать психоанализ как науку и терапию одновременно, путь через физиологию стал дл€ него особенно привлекательным по двум причинам.

¬о-первых, серьезным недостатком теории, построенной на основе рассказов невротических пациентов, была культурна€ узость. ѕредполагаетс€, что наука открывает универсальные истины: законы природы, которые остаютс€ неизменными во времени и пространстве. ¬ случае психологии это подразумевает открытие законов человеческого поведени€, выход€щих за пределы любой частной культуры или исторического периода. —уществование на уровне этого стандарта причин€ло много беспокойства экспериментальным психологам, которые могли указывать на точность и простоту своих экспериментов как оправдание их универсального характера, но этот призыв невозможно было отнести к психоаналитической терапии. ќднако если терапевтические открыти€ использовали дл€ разработки нейрофизиологической теории разума и поведени€, то обвинени€ в культурной узости можно было отклонить (F. J. Sulloway, 1979). Ќаконец, нервна€ система человека существует вне культуры, поэтому теори€, относ€ща€с€ к состо€нию нейронов, могла укрепить за€влени€ об универсальной истине.


134 „асть II. ќснование психологии

Ќо дл€ ‘рейда главна€ привлекательна€ черта пути к науке через физиологию таилась в его положении клинического невропатолога. —егодн€ термин Ђневрозї подразумевает сугубо психические нарушени€, но во времена ‘рейда неврозы считали главным образом неврологическими заболевани€ми. Ќесомненно, самым распространенным неврозом того времени была истери€. ¬ нашем постфрейдиан-ском мире истерией называют диссоциативное нарушение, определ€емое как физический симптом, имеющий психологическую причину. Ќо во времена ‘рейда физические симптомы истерии Ч параличи и потер€ воспри€ти€ ощущений Ч считались проистекающими из неизвестного нарушени€ нервной системы (ћ. Macmillan, 1997). ѕодробнее природу истерии мы обсудим в следующем разделе.

¬ случае ‘рейда физиологический путь к научной психологии подробнее всего был изложен в рукописи, которую он так и не завершил, Ч Ђѕроект научной психологииї. ќн был написан со страстью Ќьютона (R. —. Solomon, 1974) осенью 1894 и весной 1895 г. ƒвадцать седьмого апрел€ 1895 г. ‘рейд писал ¬. ‘лиссу: Ђ¬ отношении науки € на плохом пути, а именно Ч очень зан€т "ѕсихологией дл€ неврологов" [таково было рабочее название книги], котора€ поглощает мен€ почти полностьюї (1985, р. 127). ¬ письме от 25 ма€: Ђ...человек вроде мен€ не может жить без игрушки, без поглощающей страсти, без, говор€ словами ». ‘. Ўиллера, тирана. я обрел это. —лужа ему, € не знаю пределов. Ёто психологи€ї (р. 129).

‘рейда Ђмучили две задачи: изучить вопрос о том, какую форму примет теори€ психического функционировани€, если ввести в нее количественные соображени€, своего рода экономику нервной силы; и, второе, очистить нормальную психологию от психопатологииї (письмо к ¬. ‘лиссу от 25 ма€ 1895, р. 129). ¬ самом Ђѕроекте...ї ‘рейд определил свое ньютонианское Ђнамерение... представить психологию, котора€ была бы естественной наукой: т. е. представить психические процессы как количественно определ€емые состо€ни€ особых материальных частицї. ќн продолжал работать над общей теорией разума и поведени€ в физиологических и количественных пон€ти€х. Ќапример, мотивацию описывали как результат увеличени€ напр€жени€ перед Ђбарьерамиї между нейронами, именуемыми сегодн€ синапсами. Ёто увеличение ощущаетс€ как неудовольствие, а окончательное высвобождение перед барьером Ч как удовольствие. ѕам€ть объ€сн€ли (как и в большинстве современных нейрологических моделей) как изменение в проницаемости нервных барьеров (изменени€ в синаптической силе), возникающее благодар€ повторному возникновению потенциала действи€ в соединительных нейронах. —ходным количественно-неврологическим способом ‘рейд объ€сн€л и весь набор психических функций, от галлюцинаций до познани€.

Ђѕроектї ‘рейда остаетс€ одним из самых впечатл€ющих и будоражащих документов в истории психоанализа. ќн плен€ет воображение, поскольку больша€ часть психологической теории ‘рейда изложена в Ђѕроектеї в неврологическом обличье, но и вызывает тревогу, поскольку трудно пон€ть, какое место ‘рейд собиралс€ отвести этому в рамках психоанализа. “ак как ‘рейд забросил работу над Ђѕроектомї и позднее возражал против его публикации, легко заключить, что он считал эту работу безнадежно испорченной, но остаетс€ вопрос: почему? —тандартный ответ, обычный дл€ последователей ‘рейда, гласит, что после работы над Ђѕроектомї ‘рейд проделал Ђгероическийї самоанализ, в процессе которого об-


√лава 4. ѕсихологи€ бессознательного 135

наружил, что причинами поведени€ €вл€ютс€ психологические событи€, происход€щие в бессознательном, и забросил Ђѕроектї как юношескую глупость. ќн оставалс€ одержимым своим Ђтираномї, психологией, и его последующие теории, как и у ¬. ¬ундта, стали более психологическими. ¬ своей клинической работе он пришел к тому, что разграничил Ђорганоневрозыї и Ђпсихоневрозыї. ѕод органоневроза-ми понимались физические заболевани€, св€занные с Ђизбытком или недостатком определенных нервных €довї, вызванными, обычно, мастурбацией (S. Freud, 1908/ 1953, р. 81).   психоневрозам, к которым относилась и истери€, были отнесены заболевани€, св€занные с причинами Ђпсихогенного характера » завис€щие от работы бессознательных (подавленных) комплексов, способных к формированию и воспри€тию идейї (р. 81).

‘рейд Ч тайный биолог: эволюционна€ биологи€ и обращение к сексуальности. — другой стороны, ‘. ƒж. —аллоуэй (F. J. Sulloway, 1979) приводил убедительные доказательства того, что считать самоанализ ‘рейда поворотным событием в истории психоанализа Ч значит верить в миф. ќн высказывает следующее предположение: этот пункт был изъ€т ‘рейдом и его последовател€ми, чтобы скрыть, что ‘рейд продолжал опиратьс€ на биологию как тайное основание психоаналитической теории. ‘рейд отказалс€ от Ђѕроектаї, потому что не мог построить механизм, сравнимый с его основным путеводным тезисом о происхождении неврозов. ¬ теории ли растлени€, или позже, ‘рейд всегда утверждал, что глубинна€ причина невротических симптомов взрослых заключена в травме, полученной в детстве, или в неприемлемых мысл€х. “огда это событие или мысль не вызывают патологического эффекта, но остаютс€ в сп€щем состо€нии и годы спуст€ бессознательно пробуждаютс€, выража€сь в виде симптома.

Ётот взгл€д на этиологию симптомов был настолько дорог ‘рейду, что он отказалс€ от неврологизации, но не отказалс€ от биологии. ѕо мнению ƒж. —аллоуэ€ (F-. J. Sulloway, 1979, 1982), ‘рейд отошел от механистической физиологической биологии и обратилс€ к эволюционной биологии Ћамарка дл€ того, чтобы объ€снить человеческое развитие. Ќапример, большинство ученых того времени (в том числе и ¬. ¬ундт) верили в биогенетический закон Ёрнста √еккел€ (1843-1919), ведущего немецкого дарвиниста. —огласно биогенетическому закону, который, как мы сейчас знаем, €вл€етс€ ложным, Ђонтогенез рекапитулирует (повтор€ет) филогенезї; т. е. эмбриональное развитие любого существа повтор€ет эволюционный путь вида, к которому оно принадлежит. “аким образом при каузальном рассмотрении, человеческий плод проходит через стадии амфибии, рептилии, примитивного млекопитающего и т. д., до тех пор пока не начинает походить на миниатюрного человека. ‘рейд просто распространил биогенетический закон на психологическое развитие. —тадии психосексуального развити€ он рассматривал как рекапитул€ции сексуальной жизни наших предковых видов, в том числе латентный период как повторение ледникового периода!

“еори€ рекапитул€ции Ё. √еккел€ объ€сн€ла задержку между событием, ставшим причиной истерии, и про€влением ее симптомов. ¬ тот момент своей карьеры ‘рейд считал, что истерию вызывают сексуальные пос€гательства по отношению к ребенку, которые сказываютс€ через много лет: опыт долгое врем€ дремлет в пам€ти, а затем вызывает симптомы, возникающие у взрослого человека. ‘рейд еще


136 „асть II. ќснование психологии

не разработал свою теорию детской сексуальности и поэтому мог утверждать, что сексуальна€ травма не вызывала немедленного эффекта у ребенка, поскольку не была усвоена на том уровне развити€. ѕоскольку жертва была асексуальной, то этот опыт ничего не значил. ќн начинал иметь смысл, когда во взрослом состо€нии возникала сексуальность и подавленна€ пам€ть оказывала свое отравл€ющее действие, привод€ пациента к истерии.

‘рейд развернул свою теорию развити€, вдохновленную иде€ми √еккел€. “ак, чтобы у ребенка развилс€ страх кастрации, ему или ей совсем не об€зательно увидеть, что люди противоположного пола обладают отличающимис€ генитали€ми; это знание записано в генах. ѕо мнению ‘. ƒж. —аллоуэ€, хот€ ‘рейд прекратил поиск причины психоневрозов в физиолого-химических механизмах нервной системы, он никогда не отказывалс€ от поиска органического базиса невротического и нормального психологического развити€.

ѕоловой инстинкт занимал центральное место в новой биологической концепции человеческого развити€ и поведени€, предложенной ‘рейдом. —екс обеспечивал базис дл€ построени€ по-насто€щему универсальной и натуралистической научной психологии, поскольку не обладал ни видовой, ни культурной специфичностью. »д€ по пути ѕросвещени€ и выступа€ против немецких Ђмандариновї, ‘рейд искал психологию, очищенную от культурных факторов, не имеющих отношени€ к науке. ѕовсеместность сексуального влечени€ создавала такую основу. ‘рейд всегда полагал, что список биологических потребностей короток: пища, вода, самосохранение и секс (позднее сюда была включена и агресси€). ≈сли считать этот список исчерпывающим, то возникает проблема, объ€сн€юща€ большую часть человеческого поведени€. ќчевидно, что поведение животных всегда направлено на удовлетворение одной из этих потребностей, но не менее €сно и то, что это не так в случае с поведением человека. Ћюди стро€т соборы, рисуют картины, пишут романы, создают философию и занимаютс€ наукой, что не удовлетвор€ет непосредственно ни одной из биологических потребностей. Ѕолее ранние авторы, писавшие о человеческой мотивации, от ѕлатона до ‘ранца …озефа √алл€ и шотландских реалистов, не сталкивались с этой проблемой, поскольку исходили из предположени€, что люди имеют особые мотивы, ведущие к религии, искусству, философии и науке.

Ќо ‘рейд, прин€в биологически редукционистский и упрощенный взгл€д на мотивацию, прин€л и короткий список побуждений, поэтому ему нужно было показать, что поведение, непосредственной причиной которого они не были, на самом деле косвенно вызвано этими побуждени€ми. „тобы это доказать, нужно было найти то, что может направл€ть инстинкты в иное, не предопределенное от рождени€ русло. √олод, жажда и самосохранение Ч плохие кандидаты дл€ изменени€ направлени€, поскольку удовлетворение этих потребностей необходимо дл€ выживани€ организма. — другой стороны, сексуальность Ч мощный мотив, удовлетворение которого можно отложить или вообще отказатьс€ от него; животное может быть несчастным, но оно будет жить. ¬ таком случае сексуальность €вл€етс€ биологическим побуждением, которое наиболее пригодно дл€ того, чтобы заместить сексуальное удовлетворение более социально приемлемой и творческой де€тельностью или неврозом. ‘рейд был не первым, кто увидел в сексе тайную причину


√лава 4. ѕсихологи€ бессознательного -|37

человеческих достижений; поэты-романтики и философы, например Ўопенгауэр, говорили о сублимации сексуальности в высшие формы, как это делал друг ‘рейда ¬. ‘лисс (F. J. Sulloway, 1979). Ќо лишь ‘рейд сделал сублимацию частью общей теории разума и поведени€ человека.

Ѕолее того, сексуальное побуждение таково, что именно к его регул€ции общество про€вл€ет самый большой интерес. ќбщество обычно регулирует людей того сорта, которых каждый воспринимает как сексуальных и брачных партнеров, в то же врем€ не про€вл€€ никакого интереса к их компаньонам за обеденным столом. ‘рейду было €сно, что общество активно пытаетс€ переключить секс с его естественных целей на более цивилизованные, но вместо этого часто преуспевает в создании неврозов.

—екс играл ключевую роль в формировании неврозов, создава€ этим биологический фундамент науки ‘рейда (F. J. Sulloway, 1979). ¬ случае органоневрозов Ђсексуальный фактор играет существенную причинную рольї (S. Freud, 1908/1953), поскольку Ђнервные €дыї, вызывающие органоневрозы, вырабатываютс€ при неправильной сексуальной практике, такой как мастурбаци€ взрослых индивидов или сексуальное воздержание (F. J. Sulloway, 1979). ¬ случае с психоневрозами дело обстоит иначе, здесь сексуальность играет более психологическую роль. Ѕольшинство биологических факторов психоневроза заключаетс€ в изначальном состо€нии нервной системы, поскольку Ђнаследственное вли€ние здесь выражено сильнееї, чем при органоневрозе (S. Freud, 1908/1953). —ексуальность вступает в действие как фактор, работающий с нервной системой и вызывающий симптомы истерии. ¬ ранних теоретических рассуждени€х ‘рейда сексуальное растление ребенка обеспечивало травму, котора€ позднее расцветала в невроз. ¬ своей более поздней теории зерна неврозов взросл ых\се€ли сексуальные фантазии детства.

¬ 1905 г. ‘рейд написал основополагающие труды по психоанализу: Ђ“олкование сновиденийї (1908/1968) и Ђ“ри очерка по истории сексуальностиї (Three Essays on the Theory of Sexuality, 1905a/1962) и разделил, что было в психоанализе биологическим, а что Ч психологическим:

Ќекоторые из моих коллег-медиков рассматривают мою теорию истерии как чисто психологическую и в силу этой причины считают, что она не в состо€нии решить патологическую проблему... Ќо лишь сама терапевтическа€ техника €вл€етс€ чисто психологической; теори€ ни в коем случае не ошибаетс€, указыва€ на то, что неврозы имеют органическую основу Ч хот€ справедливо, что не нужно искать эту основу в каких-либо патологических изменени€х анатомии... Ќикто не может отрицать сексуальной функции органического фактора, и именно сексуальную функцию € считаю причиной истерии и психоневрозов (S. Freud, 1905b, цит. по P. Gay, 1989, р. 372).

‘рейд Ч сексуальный реформатор. ‘рейд пришел к мысли, что секс €вл€етс€ основным побуждением в человеческой жизни в силу р€да причин: во-первых, согласно теории ‘рейда, секс представл€ет собой органический базис дл€ неврозов и универсальную биологическую основу дл€ теоретической психологии. ƒругой причиной стало Ђоткрытиеї детской сексуальности как коренной причины неврозов. “реть€ причина таитс€ в социальной истории: во времена ‘рейда мужчинам и женщинам было по-насто€щему трудно справитьс€ со своей сексуальностью.


138 „асть II. ќснование психологии

‘рейд и другие врачи обнаружили, что перед ними встают проблемы, корен€щиес€ в борьбе с сексуальностью, которую вели в XIX столетии. ѕричина проблемы очевидна. ѕо мере того как общество развиваетс€ в экономическом отношении, оно претерпевает важную демографическую перестройку, в процессе которой на смену большой семье приходит маленька€. ¬ сельскохоз€йственных обществах дети €вл€ютс€ экономическим ресурсом Ч руками, которые следует как можно быстрее подключить к работе, Ч и основной поддержкой дл€ родителей в старости. ¬ промышленно развитых обществах дети превращаютс€ в экономическую нагрузку. “раты, необходимые, чтобы вырастить детей и дать им образование, истощают доход родителей. ѕо мере того как возрастают жизненные стандарты, дети станов€тс€ все менее привлекательными с экономической точки зрени€, и родители начинают заводить все меньшее количество детей.

—редние классы викторианской эпохи острее всего почувствовали проблему контрол€ репродукции в отсутствие современных противозачаточных средств. „тобы добитьс€ экономического успеха, им приходилось упорно трудитьс€ и про€вл€ть недюжинный самоконтроль, в том числе контролировать и потенциально дорогую репродукцию. ќни смотрели на большие сем№и сельскохоз€йственного и рабочего классов, дл€ которых дети все еще оставались эксплуатируемым ресурсом, с ужасом, к которому иногда примешивалась и зависть. —редний класс питал отвращение к нищете и страдани€м жизни низшего класса, но завидовал его сексуальной свободе. ‘рейд также наблюдал за более счастливыми в сексуальном отношении бедн€ками, но не испытыва€ никакого желани€ присоединитьс€ к ним. ќписыва€ в лекции перед слушател€ми две вымышленные истории болезни, он говорил: Ђ—ексуальна€ активность дочери смотрител€ во взрослом состо€нии выгл€дит такой же естественной и лишенной проблем, как и в детстве, и свободна от неврозовї, тогда как дочь владельца поместь€, Ђнаход€сь под вли€нием образовани€ и признава€ его требовани€, с отвращением отворачиваетс€ от секса и становитс€ невротичнойї (цит. по: P. Gay, 1986). ќн писал своей невесте ћарте Ѕернес (29 авг. 1883 г., S. Freud, 1960, р. 50): Ђ„ернь живет без ограничений, тогда как мы многого себ€ лишаем. ћы, буржуа, поступаем так, чтобы поддержать наше единство... ћы храним себ€ дл€ чего-то, сами не знаем, дл€ чего, и эта привычка посто€нно подавл€ть естественные побуждени€ делает нас утонченнымиї (цит. по: P. Gay, 1986, р. 400).

—уществуют многочисленные доказательства того, что борьба за единство среднего класса (к которому принадлежало большинство пациентов ‘рейда) велась очень интенсивно и проходила в обсто€тельствах, которые мы сегодн€ сочли бы шокирующими:

√де следует нам искать ту почтительность к женскому полу, ту чуткость к их чувствам, ту глубокую сердечную преданность им, котора€ составл€ет прекрасную и возвышенную сторону любви? –азве не очевидно, что деликатное, рыцарское отношение, все еще пропитывающее наши эмоции, можно проследить в подавленной и, следовательно, загнанной и возвышенной страсти?

“ак писал ”. –. √рег в 1850 г. (цит. по: W. E. Houghton, 1957, р. 380). ¬икториан-цы не принимали животную часть своей натуры, неважно, сексуальную или просто ощущающую. “ак писал анонимный автор в памфлете, направленном против куре-


√лава 4. ѕсихологи€ бессознательного 139

ни€: Ђ урение... нравитс€, поскольку приносит при€тные ощущени€. —ейчас есть положительные возражени€ против вещей, принос€щих нам при€тные ощущени€. —ерьезный человек определенно будет избегать того, что дает при€тные ощущени€ї (W. E. Houghton, 1957, р. 236). —ерьезность была основной добродетелью у викторианцев. ¬икторианска€ культура и религи€ обрушивались на удовольстви€, особенно сексуальные, и люди викторианской эпохи несли брем€ подавленного чувства вины. ¬ина возрастала от посто€нных искушений. ѕроституци€ была распространена повсеместно; мужчины и женщины, мальчики и девочки Ч все были готовы к услугам за деньги. јнонимный автор книги Ђћо€ тайна€ жизньї, сексуальной автобиографии, за€вл€л о сексуальных контактах с более чем 2 тыс. человек всех возрастов и сексуальных ориентации и участии во всех пороках. —ексуальные преступлени€ совершали по отношению к мальчикам из лучших частных школ. ¬икторианцы метались в ловушке суровой совести и подчин€ющего искушени€.-

‘рейд (S. Freud, 1912/1953) в качестве самой частой причины импотенции называл неспособность мужчин любить, когда они испытывают вожделение, и испытывать вожделение, когда они люб€т, причем происходит это не только потому, что сексуальные контакты с женой могли привести к зачатию детей. ¬рачи часто говорили, и мужчины начинали в это верить, что женщины, по крайней мере представительницы среднего класса, не испытывают сексуальных чувств, и мужчины ощущали вину за то, что обрушивают животную страсть на своих жен. –езультатом этого в лучшем случае было сильное торможение сексуальной активности, в худшем Ч импотенци€. ћужчины могли испытывать полное возбуждение с проститутками, но эти женщины деградировали в силу своей сексуальности и стали недостойными любви. ¬ свою очередь, женщины среднего класса попали в ловушку и были заторможены вследствие того, что их превращали в идеал и кумир. ¬ письме своей невесте от 15 но€бр€ 1883 г. ‘рейд (S. Freud, 1960, р. 76) выступал против феминизма: Ђƒолжен ли € думать о моей нежной, сладкой девушке как о конкуренте?.. ƒеликатна€ природа женщин... в такой огромной степени нуждаетс€ в защите. Ёмансипаци€ устранит самую прекрасную вещь, которую мир предлагает нам: наш идеал женственностиї. ¬озможно, ‘рейд был типичным представителем мужчин того времени. “ретьего окт€бр€ 1897 г. ‘рейд писал ¬. ‘лиссу: Ђ—ексуальное возбуждение больше не подходит люд€м, подобным мнеї. Ќачина€ примерно с 1900 г., когда вышло в свет Ђ“олкование сновиденийї, ‘рейд прекратил сексуальные контакты со своей женой (Ќ. S. Decker, 1981), причем, суд€ по всему, он не имел их и ни с кем другим (P. Gay, 1988).

Ќесмотр€ на свою собственную ситуацию или, возможно, благодар€ ей, ‘рейд примкнул к движению за сексуальные реформы. ¬ 1905 г. он выступил перед комиссией по либерализации австрийских законов о браке и сексуальности. ‘рейд свидетельствовал в пользу Ђлегализации отношений между полами вне бракаї (J. W. ¬оуег, 1978, р. 100, в немецком оригинале: р. 92). —пуст€ 10 лет он повторил это утверждение в письме к одному из своих главных сторонников в јмерике, неврологу ƒж. ƒж. ѕатнему: Ђ—ексуальна€ мораль, как общество определ€ет ее, кажетс€ мне вызывающей презрение. я выступаю за несравнимо более свободную сексуальную жизньї (цит. по: P. Gay, 1988, р. 143). ¬ работе Ђ"÷ивилизованна€" сексуальна€ мораль и современна€ невротизаци€ї (S. Freud, 1908/1953) ‘рейд рисует опустошающую картину вли€ни€ цивилизованного брака. ћужчины, как

 

 

140 „асть II. ќснование психологии

мы уже видели, станов€тс€ или импотентами, или аморальными личност€ми, ищущими секс вне брака, а женщины, страда€ от двойного стандарта, заболевают:

ћогут ли сексуальные сношени€ в законном браке предложить достойную компенсацию ограничени€ до замужества? ќбилие материала, позвол€ющего дать отрицательный ответ... перевешивает. ѕрежде всего, мы должны помнить, что наша цивилизованна€ сексуальна€ мораль ограничивает сексуальные сношени€ в самом браке... а все доступные противозачаточные средства неизбежно преп€тствуют сексуальному удовольствию... ¬ услови€х разочаровани€ в браке женщины станов€тс€ жертвами т€желого пожизненного невроза... —упружеска€ неверность, возможно, была бы лечением невроза, вызванного замужеством... Ќо более честные жены подчин€ютс€ требовани€м цивилизации, они бо€тс€ этого пути к освобождению, и в конфликте между желани€ми и чувством долга женщина снова ищет убежища в неврозе. Ќичто не защищает ее добродетель так надежно, как болезнь (р. 89-90).

 линицист ‘рейд видел в сексе корень всех проблем пациентов, поскольку в то врем€ и в той стране его пациенты испытывали т€желые времена, приспосаблива€ секс к своим экономическим и нравственным устремлени€м. ≈сли сегодн€ главный упор ‘рейда на сексуальности иногда выгл€дит слишком чужеродным и несоответствующим, то это, возможно, обусловлено сексуальными реформами, за которые он выступал (но не смог воспользоватьс€ их плодами), и технологией, улучившей контрацепцию. —екс все еще остаетс€ проблемой дл€ нас, но не так, как это было дл€ цивилизованных страдальцев времен ‘рейда.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 289 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1242 - | 1210 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.