Другая модель принадлежит Г.Айзенку, которого многие психологи считают основным последователем К.-Г.Юнга (5, 7, 14). Это утверждение, впрочем, основано лишь на том, что центральным понятием структуры личности по Айзенку является также экстраверсия-интроверсия, а свои базовые факторы он называл типами. По способу получения и психологическому содержанию это, однако, скорее черты, чем типы, просто они были представлены не дискретно, а континуально. Экстраверсия-интроверсия, в контексте теории Айзенка, включают преимущественно коммуникативную составляющую этого понятия, означая, таким образом, либо влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт, либо затруднения в общении.
Будучи убежденным в том, что для описания вариативности человеческого поведения не следует использовать более трех суперчерт, Айзенк выделил сначала два основных фактора личности: Е (экстраверсию ‑ интроверсию) и N (невротизм ‑ эмоциональную стабильность), которые являются независимыми друг от друга, а сочетаясь, приводят к образованию четырех типов личности. В дальнейшем, однако, Г.Айзенк добавил к уже выделенным еще один фактор Р (психотизм ‑ сила Суперэго). При этом он предполагал очень широкую вариативность проявлений личности внутри каждого из факторов (собственно, поэтому он и говорил о типах, а свои базовые измерения называл биологическими диспозициями личности). Так, например, фактор «психотизм» в качестве своих составляющих (компонентов второго уровня) имеет агрессивность, эмоциональную холодность, эгоцентризм, импульсивность, а в качестве компонентов третьего уровня ‑ асоциальность, неэмпатийность, креативность, «безумие». Базовый фактор, доминирующий у каждого человека, и определяет его типологические особенности (14).
Поскольку достоверность существования этих трех факторов устойчиво подтверждалась многочисленными исследованиями в разных странах, Айзенк пытался определить их нейрофизиологические основы. Так, Е тесно связан с уровнем корковой активации. Интроверты, будучи высоко возбудимыми, избегают сильной стимуляции, а экстраверты, напротив, стремятся к ситуациям, способным дополнительную стимуляцию породить. Различия по фактору N отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. Особенно весом вклад лимбической системы, определяющей мотивацию и выражение эмоций. Что же касается фактора Р, то Айзенк выдвинул гипотезу о его связи с системой, продуцирующей андрогены.
Для диагностики структуры личности по Айзенку существует стандартизованный опросник, использование которого в близнецовых исследованиях свидетельствует о высоком вкладе генотипических факторов в изменчивость экстраверсии – интроверсии; генетическая обусловленность невротизма кажется пока проблематичной, а влияние внутрипарных отношений на все личностные проявления исключительно велико.
Таблица 16