Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“елевидение




 

≈сли наблюдение за агрессивной моделью поведени€ может спровоцировать агрессивность детей и научить их новым способам ее про€влени€, то не воздействует ли на них подобным образом и просмотр агрессивных сцен, демонстрируемых по телевидению?

ќбратимс€ к некоторым фактам, касающимс€ телевидени€. ¬ 1945 году в опросе √эллапа спрашивалось: Ђ«наете ли вы, что такое телевидение?ї (Gallup, 1972, р. 551). —егодн€ в јмерике, как и во всем индустриальном мире, 98 % семей имеют телевизор Ч тех, у кого есть ванны и телефоны, гораздо меньше. ¬ среднестатистической семье телевизор работает по семь часов в сутки: на каждого члена семьи в среднем приходитс€ по четыре часа.

 акие типы социального поведени€ моделируютс€ в эти часы? — 1967 года ƒжордж √ербнер и его помощники (George Gerbner & others, 1993, 1994) из ѕенсильванского университета просматривали телепрограммы в те вечерние часы, когда их смотрит максимальное количество зрителей, и утренние развлекательные передачи, демонстрируемые по субботам. » что же они обнаружили? ƒве из каждых трех программ содержали сюжеты насили€ (Ђдействи€ физического принуждени€, сопровождающиес€ либо угрозами избиени€ или убийства, либо избиени€ми или убийствами как таковымиї).   чему это приводит?   моменту окончани€ средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насили€ (Huston & others, 1992). –азмышл€€ по поводу своих подсчетов, проводимых на прот€жении уже 22 лет, √ербнер (Gerbner, 1994) с печалью констатирует: Ђ¬ истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насили€, как наша. » кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток наблюдаемого насили€... просачивающийс€ в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокостиї.

»меет ли это такое уж большое значение? ѕодталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех моделей поведени€, которые в них демонстрируютс€? ј быть может, наоборот, зритель, участву€ в агрессивных действи€х, таким образом освобождаетс€ от агрессивной энергии?

ѕоследн€€ иде€ €вл€етс€ вариацией гипотезы катарсиса, утверждающей, что просмотр драмы, содержащей сцены насили€, помогает люд€м высвободить загнанную внутрь агрессию. «ащитники массовой культуры часто ссылаютс€ на эту теорию и напоминают нам, что насилие по€вилось раньше телевидени€. ¬ воображаемом споре с одним из критиков телевидени€ защитник средств массовой информации может привести такой аргумент: Ђ“елевидение не принимало никакого участи€ в массовом уничтожении евреев и коренных американцев. “елевидение лишь отражает наши вкусы и угождает имї. Ђ—огласен,Ч отвечает критик,Ч но верно также и то, что с началом эры телевидени€ в јмерике количество преступлений, св€занных с насилием, стало расти в несколько раз быстрее, чем численность населени€. ћне кажетс€, и сами вы вр€д ли думаете, что поп-культура лишь пассивно отражает вкусы, никак не вли€€ на общественное сознаниеї. Ќо защитник не сдаетс€: ЂЁпидеми€ насили€ €вл€етс€ результатом воздействи€ множества факторов. “елевидение даже снижает агрессивность людей, увод€ их с улиц и тем самым предоставл€€ возможность дать выход своей агрессии без малейшего вреда дл€ окружающихї.

 

 

¬ли€ние телевидени€ на поведение

 

»митируют ли зрители экранные модели насили€? ѕримеров воспроизведени€ преступлений, показанных по телевидению, множество. ¬ опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали, что они обучились новым криминальным трюкам, смотр€ телепрограммы. ј каждые 4 из 10 признались, что пытались совершить преступлени€, увиденные когда-то на экране телевизора (TV Guide, 1977).

 

—в€зь поведени€ с просмотром телевизионных программ

 

√азетные материалы о преступлени€х Ч это еще не научные доказательства, поэтому дл€ изучени€ вли€ни€ демонстрации сцен насили€ на преступность исследователи используют коррел€ционные и экспериментальные методы. Ѕольшое количество исследований было направлено на вы€снение вопроса, предопредел€ет ли просмотр телепередач агрессивность школьников. ƒо некоторой степени это предположение подтвердилось: чем больше насили€ в передаче, тем более агрессивен ребенок (Eron, 1987; Turner & others, 1986). —в€зь здесь выражена умеренно, но она посто€нно обнаруживаетс€, об этом говор€т исследовани€, проведенные в —Ўј, ≈вропе и јвстралии.

»так, можем ли мы сделать вывод, что диета, составленна€ из сцен насили€, дает обильную пищу агрессии? Ѕыть может, вы уже догадались о том, что раз речь идет о коррел€ционных исследовани€х, то причинно-следственные св€зи могут действовать и в обратном направлении. ¬озможно, агрессивные дети предпочитают смотреть агрессивные программы. »ли есть какой-то третий фактор Ч скажем, низкий уровень интеллекта, и именно он располагает детей и к предпочтению агрессивных программ, и к совершению агрессивных поступков?

»сследователи, провер€€ подобные альтернативные объ€снени€, изучают вли€ние Ђскрытого третьего фактораї. ƒл€ этого они поочередно исключают все Ђподозреваемыеї факторы. “ак, английский исследователь ”иль€м Ѕельсон (William Belson, 1978; Muson, 1978) провел опрос 1565 лондонских мальчиков, в ходе которого установил, что в отличие от мальчиков, просмотревших незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, те, кто видел их в большом количестве (и особенно с реалистическими, а не мультипликационными изображени€ми насили€), в течение последних шести мес€цев совершали почти на 50 % больше правонарушений (говорилось, например: Ђя разбил телефон в телефонной будкеї). Ѕельсон (William Belson, 1978; Muson, 1978) занималс€ исследованием 22 таких Ђтретьихї факторов (например, численность семьи), которые также могли повли€ть на развитие агрессивности. —равнение Ђза€длыхї любителей сцен насили€ и наблюдавших их врем€ от времени показывало, что частота просмотра действительно €вл€етс€ тем третьим фактором, который вли€ет на про€вление агрессивности у детей.

јналогичным образом Ћеонард »рон и –оуэлл ’ьюсманн (Leonard Eron & Rowell Huesmann, 1980, 1985) обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насили€ у 875 восьмилетних детей коррелирует с агрессивностью даже после статистического исключени€ наиболее очевидных третьих факторов.  роме того, когда они повторно обследовали этих же детей в 19-летнем возрасте, оказалось, что просмотр сцен насили€ в 8 лет в умеренной степени предопредел€ет агрессивность в 19 лет, однако агрессивность в 8 лет не предопредел€ет увлечение фильмами со сценами насили€ в 19 лет. Ёто означает, что агрессивность следует за просмотром, а не наоборот. Ёти результаты подтвердились в последующих исследовани€х выборки 758 чикагских подростков и 220 подростков из ‘инл€ндии (Huesmann & others, 1984). Ѕолее того, когда Ёрон и ’ьюсманн (1984) обратились к протоколам первого исследовани€, проводившегос€ с детьми восьмилетнего возраста, и нашли там данные о тех, кто позже был осужден за преступление, они отметили следующее: тридцатилетние мужчины, в детском возрасте чаще смотревшие телепередачи со сценами насили€, чаще совершали серьезные преступлени€ (рис. 22-2).

 

[—тепень т€жести уголовных преступлений совершенных до 30 лет, Ќизка€, —редн€€, ¬ысока€, „астота просмотра телепередач в возрасте 8 лет]

–ис. 22-2. ѕросмотр детьми телевизионных передач и преступные действи€, совершаемые ими в более позднем возрасте. ‘акт регул€рного просмотра телепередач со сценами насили€ восьмилетними мальчиками предвещал серьезные уголовные преступлени€, совершенные ими к тридцатилетнему возрасту. (ѕо данным из Eron & Huesmann, 1984.)

 

ѕовсюду с по€влением телевидени€ возрастало количество убийств. ¬  анаде и —оединенных Ўтатах между 1957 и 1974 годами, в период распространени€ телевещани€, было совершено вдвое больше убийств, чем в предыдущие и последующие годы. ¬ тех охваченных переписью населени€ регионах, куда телевидение пришло позже, волна убийств также подн€лась позже.

¬ ёжной јфрике, где телевидени€ не было до 1975 года, удвоение числа убийств было зарегистрировано именно после 1975 года (Centerwall, 1989). » на спортивных площадках в сельских районах  анады после распространени€ телевидени€ уровень агрессивности возрос практически вдвое (Williams, 1986).

Ёти работы еще раз напоминают о том, что современному исследователю, использующему результаты коррел€ционных исследований, следует с особой осторожностью высказывать предположени€ о возможных причинно-следственных св€з€х. ¬едь между наблюдением сцен насили€ и про€влением агрессии могут возникать случайные св€зи, порождаемые случайными третьими факторами. ќднако, к счастью, экспериментальный метод позвол€ет контролировать эти посторонние факторы. ≈сли мы разобьем на две группы случайную выборку детей и одной группе покажем фильм со сценами насили€, а другой Ч фильм, не содержащий подобных сцен, любые последующие различи€ в про€влении агрессивности между двум€ этими группами будут об€заны своим по€влением единственному фактору Ч тому, что они до этого смотрели.

 

ѕроведенные эксперименты

 

¬ новаторских экспериментах јльберта Ѕандуры и –ичарда ”олтерса (Albert Bandura & Richard Walters, 1963) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда замен€лось просмотром таких же действий взрослого, но засн€тых на кинопленку Ч и это давало во многом похожий эффект. ѕозже Ћеонард Ѕерковиц и –ассел ƒжин (Leonard Berkowitz & Russel Geen, 1966) обнаружили, что рассерженные студенты, если они до этого смотрели фильм со сценами насили€, вели себ€ более агрессивно, чем испытывавшие столь же сильный гнев, но смотревшие перед этим фильмы без сцен насили€. Ёти лабораторные эксперименты вкупе с озабоченностью общественности €вились толчком дл€ представлени€ на комиссию в √лавное медицинское управление —Ўј материалов 50 новых исследований, проведенных в начале 70-х годов. ѕо отдельности и в целом эти исследовани€ подтвердили, что наблюдение сцен насили€ усиливает агрессию.

¬ более поздних экспериментах группы исследователей под руководством –осса ѕарка (Ross Parke, 1977) в —оединенных Ўтатах и ∆ака Ћайенса (Jacques Leyens, 1975) в Ѕельгии обитател€м р€да детских исправительных заведений были показаны художественные фильмы: одним Ч Ђагрессивныеї, другим Ч вполне миролюбивые. –езультаты подтвердили, что длительна€ демонстраци€ насили€ приводит к усилению агрессии у зрителей. ѕо сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации кинофильмов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы со сценами насили€, резко возросло.

 рис Ѕойацис и его коллеги (Chris Boyatzis & others, 1995) получили сходные результаты, когда показывали учащимс€ начальной школы эпизоды со сценами насили€ из телепередачи Ђ¬еликий –ейнджерї (ЂPower Rangerї), пользующейс€ у детей огромной попул€рностью. —разу после просмотра, в течение первых двух минут, зрители по сравнению с контрольной группой совершили в семь раз больше агрессивных действий. “ак же, как в экспериментах Ѕандуры с куклой Ѕобо, мальчики часто отчетливо имитировали только что увиденные ими агрессивные действи€ Ч например, используемый в каратэ удар ногой в прыжке. ¬ Ќорвегии в 1994 году п€тилетнюю девочку забросали камн€ми, избили ногами и оставили замерзать в снегу ее друзь€ по играм, €вно имитировавшие действи€, увиденные ими в телевизионном шоу. ѕосле случившегос€ показ этого шоу был запрещен во всех трех скандинавских странах (Blucher, 1994).

 

 онвергенци€ доказательства

 

ѕри изучении вли€ни€ телевидени€ на повседневное поведение использовались различные методы, в них принимало участие множество людей. —ьюзан ’ирольд (Susan Hearold, 1986), ¬энди ¬уд и его коллеги (Wendy Wood & others, 1991), сравнива€ результаты коррел€ционных и экспериментальных исследований, пришли к следующему заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные сцены, действительно св€зан с антисоциальным поведением. Ёто воздействие не €вл€етс€ подавл€ющим; временами оно принимает не€вную форму, что позвол€ет некоторым критикам выражать сомнени€ по поводу его существовани€ (Freedman, 1988; McGuire, 1986).   тому же агресси€, вызываема€ в таких экспериментах, Ч не оскорбление и не побои, как правило, она ограничиваетс€ толчками за завтраком, оскорбительными репликами и угрожающими позами.

» тем не менее конвергенци€ доказательств впечатл€юща€. Ђћы не можем не прийти к выводу,Ч заключила в 1993 году специальна€ комисси€ јмериканской психологической ассоциации,Ч что наблюдение сцен насили€ приводит к росту числа случаев применени€ насили€ї. Ёто особенно заметно среди людей с агрессивными наклонност€ми (Bushman, 1995). —цены насили€ оказывают особое вли€ние, когда его совершает достоверный, привлекательный герой и его действи€ не только остаютс€ безнаказанными, но и даже оправдываютс€ сюжетом (Donnerstein, 1998). Ќаблюдение за сценами насили€ часто создает услови€ дл€ возникновени€ антисоциальных эффектов Ч правда, не всегда.  огда непривлекательные герои остаютс€ безнаказанными или когда показывают жертвы холокоста -например, в кинофильме Ђ—писок Ўиндлераї, Ч это вр€д ли вдохновит кого-то на насильственные де€ни€.

 

 

ѕочему просмотр телевизионных передач вли€ет на поведение?

 

»з экспериментов мы знаем, что продолжительный просмотр сцен насили€ воздействует на человеческое мышление двум€ пут€ми. ¬о-первых, он делает людей менее чувствительными к жестокости. „аще всего в таких случа€х говор€т: ЂЁто мен€ совершенно не волнуетї. ¬о-вторых, он искажает у зрител€ воспри€тие реальности. Ћюди начинают преувеличивать частоту случаев про€влени€ насили€ и испытывают больший страх. Ќо почему просмотр сцен насили€ вли€ет на поведение? Ќа основании многочисленных исследований можно прийти к заключению, что телевидение и порнографи€ не €вл€ютс€ основными причинами социального насили€, так же, как синтетические заменители сахара это не главна€ причина раковых заболеваний. –ечь скорее идет о том, что телевидение €вл€етс€ одной из причин. Ќо даже если это всего лишь один из ингредиентов сложного рецепта по изготовлению насили€, он, как и синтетические заменители сахара, потенциально поддаетс€ контролю. ѕолучив совпадение коррел€ционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему же наблюдение сцен насили€ дает такой результат.

–ассмотрим три возможных варианта объ€снени€ (Geen & Thomas, 1986). ¬о-первых, социальное насилие может вызыватьс€ не наблюдением насили€ как таковым, а возбуждением, которое возникает во врем€ наблюдени€ (Mueller & others, 1983; Zillmann, 1989).  ак отмечалось ранее, возбуждение имеет тенденцию во что-то трансформироватьс€: каждый тип возбуждени€ приводит к особому виду поведени€.

¬о-вторых, наблюдение насили€ обычно растормаживает зрител€. ¬ эксперименте Ѕандуры взрослый человек, удар€€ молотком по кукле, тем самым продемонстрировал допустимость подобных вспышек агрессивности, что привело к ослаблению у ребенка сдерживающего начала. Ќаблюдение за про€влением насили€ приводит к активизации мыслей, св€занных с насилием (Berkowitz, 1984; Bushman & Geen, 1990; Josephson, 1987). ѕрослушивание песен с текстом, в котором одобр€етс€ сексуальное насилие, вдохновл€ет молодых людей вести себ€ более агрессивно (Barongan & Hall, 1995; Johnson, 1995).

»зображение насили€ в средствах массовой информации также провоцирует подражание. ƒети в экспериментах Ѕандуры повтор€ли характерное поведение, которое наблюдали на€ву. –аботникам индустрии телевещани€ всегда следует помнить о том, что показанное на экране телевизора толкает зрителей на имитацию увиденного: телевидение рекламирует модель поведени€. Ћюди, критикующие телевидение, соглашаютс€ с этим: их крайне беспокоит то, что в телевизионных программах актов насили€ в четыре раза больше, чем про€влений нежности, а также то, что телевидение чаще всего моделирует нереальный мир.  ритики люб€т приводить в пример случай, когда два жител€ штата ёта, трижды посмотрев кинофильм Magnum Force, где женщин убивали с помощью €довитого жидкостного очистител€ ЂDranoї, мес€цем позже повторили увиденное на телеэкране. ќни убили троих человек, заставив их выпить ЂDranoї (Bushman, 1996).

≈сли стили отношений и способы решени€ проблем, моделируемые телевидением, действительно запускают в действие механизмы подражани€, особенно у юных зрителей, то формирование просоциального поведени€ должно быть социально благотворно.   счастью, это действительно так: телевидение и в самом деле преподает дет€м уроки не только дурного, но и хорошего поведени€. —ьюзан ’ирольд (Susan Hearold, 1986) привела статистические данные 108 исследований, в которых сравнивалось воздействие просмотра просоциальных и нейтральных программ. ќна обнаружила, что Ђесли зритель просматривал просоциальные программы вместо нейтральных, то уровень просоциальности его поведени€ возрастал (по крайней мере, временно) с 50 % до 74 %, то есть его можно было уже назвать насто€щим альтруистом.

¬о врем€ одного из таких исследований Ћинетт ‘ридрих и јлета —тейн (Lynette Friedrich & Aletha Stein, 1973; Stein & Friedrich, 1972) четыре недели подр€д ежедневно демонстрировали дошкольникам в качестве программы подготовки к школе эпизоды из телесериала Ђ—оседи мистера –оджерсаї (Mister Rogers' Neighborhood Ч образовательна€ программа, нацеленна€ на социальное и эмоциональное развитие детей). ¬ течение всего этого периода дети были более склонны сотрудничать с другими и помогать им. ѕри опросах, проводимых позднее, те дети, которые в свое врем€ просмотрели четыре телепрограммы Ђћистер –оджерсї, оказались способными выразить свое просоциальное настроение как в тестах, так и в играх с куклами (Friedrich & Stein, 1975; Coates & others, 1976).

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 466 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1379 - | 1321 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.