Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скаженное воспри€тие. ¬спомним, что конфликт Ч это воспринимаема€ несовместимость действий или целей




 

¬спомним, что конфликт Ч это воспринимаема€ несовместимость действий или целей. ¬о многих конфликтах есть лишь небольшое €дро подлинно несовместимых целей. √лавна€ проблема Ч искаженное воспри€тие чужих мотивов и целей. ” Ђќрловї и Ђ√ремучих змейї действительно были несовместимые цели, но субъективное воспри€тие действительности подростками усугубл€ло их разногласи€ (рис. 23-3).

 

[»скаженное воспри€тие, ѕодлинна€ несовместимость]

–ис. 23-3. ¬о многих конфликтах €дро подлинной несовместимости целей окружено внешним слоем искаженного воспри€ти€.

 

¬ предыдущих главах мы рассмотрели корни подобных искажений воспри€ти€. ѕристрастие к игре в свою пользу заставл€ет отдельных личностей и группы гордитьс€ своими добрыми делами и уклон€тьс€ от ответственности за дурные де€ни€, не дава€ таких преимуществ другим люд€м. “енденци€ к самооправданию еще больше склон€ет людей к тому, чтобы отрицать вред от своих дурных поступков, которые невозможно сбросить со счета. Ѕлагодар€ фундаментальной ошибке атрибуции кажда€ из сторон рассматривает враждебность другой стороны как отражение ее порочного характера. ƒалее человек фильтрует информацию и интерпретирует ее так, чтобы она соответствовала его предубеждени€м. √руппы часто пол€ризуют свои тенденции к игре в свою пользу, самооправданию и предубеждени€м. ќдин из симптомов группомысли€ Ч воспринимать свою собственную группу как нравственную и сильную, а противников Ч как злонамеренных и слабых. “еррористические акты €вл€ютс€ дл€ большинства людей бессмысленной жестокостью, но дл€ некоторых это Ч Ђсв€щенна€ войнаї. Ќесомненно, сам факт пребывани€ в группе приводит к предпочтению своей группы. ј негативные стереотипы, однажды сформировавшись, часто вызывают сопротивление тому, что доказывает обратное.

“ак что нас скорее не удивл€ет, а лишь огорчает открытие, что участники конфликта формируют искаженные образы друг друга. ƒаже способы этих искажений предсказуемы.

 

 

«еркальное воспри€тие

 

—мещени€ воспри€ти€ у тех, кто участвует в конфликте, на удивление взаимны. ќбе стороны конфликта сходным образом приписывают себе одни лишь добродетели, а противникам Ч сплошные пороки.  огда американский психолог ”ри Ѕронфенбреннер (Urie Bronfenbrenner, 1961) в 1960 году посетил —оветский —оюз и разговаривал там со многими простыми людьми, он с удивлением услышал от них те же самые слова об јмерике, которые американцы говорили о —оветах. –усские считали, что правительство —Ўј состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношени€х ему нельз€ довер€ть. Ђћедленно и болезненно до человека доходит, что искаженное воспри€тие јмерики русскими, как зеркальное отражение, походит на наше воспри€тие –оссииї,Ч заключает Ѕронфенбреннер.

 огда две стороны имеют противоречивые воспри€ти€, по меньшей мере одна из них воспринимает другую неправильно. Ђѕодобное искажение в воспри€тии, Ч замечает Ѕронфенбреннер, Ч это психологический феномен, не имеющий аналогов по трагичности последствий... так как дл€ него характерно такое представление, которое самоподтверждаетс€ї. ≈сли ј ожидает от Ѕ враждебного к себе отношени€, ј может обращатьс€ с Ѕ так, что Ѕ выполнит ожидани€ ј, замкнув тем самым порочный круг. ћортон ƒойч (Morton Deutsch, 1986) разъ€сн€ет:

Ђ¬ы услышали лживую сплетню, будто ваш друг говорит о вас нелицепри€тные вещи; вы пренебрежительно с ним обходитесь; и тогда он действительно начинает плохо отзыватьс€ о вас, подтвержда€ ваши ожидани€. —ходным образом, если политики ¬остока и «апада вер€т, что дело идет к войне и кто-то из них пытаетс€ повысить свою безопасность перед лицом противника, реакци€ противника станет оправданием этого начального шага.ї

Ќегативное зеркальное воспри€тие стало преп€тствием дл€ мира во многих случа€х:

- ќбе стороны в арабо-израильском конфликте настаивали на том, что Ђониї хотели всего лишь обеспечить свою безопасность и защитить свою территорию, в то врем€ как Ђте, другиеї хотели их уничтожить и захватить их земли (Heradstveit, 1979; R.  . White, 1977). ѕри таком глубоком недоверии переговоры вести крайне затруднительно.

- ’антер и его коллеги (J. A. Hunter & others, 1991) показали католическим и протестантским студентам —евероирландского университета ќльстера видеозаписи нападени€ протестантов на католические похороны, а также нападени€ католиков на протестантские. Ѕольшинство студентов приписали нападение противоположной стороны ее Ђкровожаднымї мотивам, а атаку своих объ€сн€ли возмездием или самозащитой.

- ћусульмане и индуисты в Ѕангладеш демонстрируют точно такое же пристрастное отношение к своей группе (Islam & Hewstone, 1993).

 

ƒеструктивность зеркального воспри€ти€ про€вл€етс€ в конфликтах и между малыми группами и между отдельными людьми.  ак мы видели в дилеммных играх, обе стороны могут утверждать: Ђћы хотим сотрудничать. Ќо их отказ от сотрудничества вынуждает нас предприн€ть защитные мерыї. ѕри опросе руководителей предпри€тий  еннетом “омасом и Ћуи ѕонди (Kenneth Thomas & Louis Pondy, 1977) в ответ на просьбу описать недавно случившийс€ серьезный конфликт только 12 % руководителей отметили, что противоположна€ сторона была готова к сотрудничеству; 74 % считали, что сами они стремились к сотрудничеству, а те, другие, нет. »спользуема€ лексика при этом была такова: сами руководители Ђпредлагалиї, Ђсообщалиї и Ђрекомендовалиї, а те, другие, Ђтребовалиї, Ђотвергали все, что бы мы ни предлагалиї и Ђот всего отказывалисьї.

√рупповые конфликты часто порождаютс€ иллюзией, будто бы главный лидер противников имеет злые намерени€, но его люди Ч хот€ ими управл€ют и манипулируют Ч в сущности, Ђза насї. “акое представление Ђзлонамеренный лидер Ч хороший народї было характерно и дл€ русских и дл€ американцев во врем€ холодной войны. Ђјмериканские люди Ч хорошие, просто у них очень плохое правительствої,Ч объ€сн€л один багдадский бакалейщик после бомбардировки его страны в 1998 году (Kinzer, 1998).

≈ще один вид зеркального воспри€ти€ Ч гиперболизаци€ позиции противника. Ћюди с противоположными взгл€дами на некоторые проблемы, например аборты или смертную казнь, зачастую различаютс€ меньше, чем им кажетс€.  ажда€ из сторон переоценивает радикальность чужих взгл€дов, полага€, что ее убеждени€ следуют из фактов, в то врем€ как Ђихї убеждени€ продиктованы Ђихї интерпретацией фактов (Keltner & Robinson, 1996; Robinson & others, 1995). »з таких преувеличений произрастают культурные войны. –алф ”айт (Ralph White, 1996) высказывает мнение, что сербы начали войну в Ѕоснии отчасти из-за преувеличенного страха относительно секул€ризованности боснийских мусульман, утверждающих, что их несправедливо св€зывают со средневосточным исламским фундаментализмом и фанатичным терроризмом.

 

 

»зменение воспри€ти€

 

 оль скоро искажени€ воспри€ти€ сопровождают конфликт, то, значит, они должны по€вл€тьс€ и исчезать по мере того, как конфликт разгораетс€ и гаснет. “ак и происходит, причем с поразительной легкостью. “от же самый процесс, который создает образ врага, может инвертировать этот образ, когда враг становитс€ союзником. “ак Ђкровожадные, жестокие и вероломные €понцыї времен ¬торой мировой войны в воспри€тии американцев (Gallup, 1972) и американских средств массового вещани€ вскоре превратились в Ђнаших интеллигентных, трудолюбивых, дисциплинированных и изобретательных союзниковї. ј Ђнаши советские союзникиї по ¬торой мировой войне вскоре превратились в Ђвоинственных и вероломныхї.

Ќемцы, которых американцы в период двух мировых войн сначала ненавидели, затем восхищались ими, а потом снова ненавидели, вновь стали предметом восхищени€, по-видимому, более не обремененные тем, что ранее считалось жестокостью национального характера. ¬ то врем€, когда »рак воевал с »раном (хот€ одновременно он примен€л химическое оружие и осуществл€л геноцид своих же курдов), его поддерживали многие страны. ¬раг нашего врага Ч наш друг. Ќо как только »рак закончил войну с »раном и вторгс€ в нефтеносный  увейт, действи€ »рака неожиданно стали Ђварварскимиї. ќчевидно, образы наших врагов не только оправдывают наши поступки, но и с необыкновенной легкостью варьируютс€.

—тепень искажени€ воспри€ти€ во врем€ конфликта €вл€етс€ отрезвл€ющим напоминанием о том, что люд€м не об€зательно быть безумными или патологически злобными, чтобы сформировать извращенный образ своих противников. ¬о врем€ конфликта с другой страной, с другой группой либо просто с сосед€ми или родител€ми мы с легкостью воспринимаем искаженный образ, который позвол€ет нам считать свои собственные мотивы и поступки безоговорочно положительными, а поступки и мотивы наших противников Ч воистину дь€вольскими. ” наших противников обычно формируетс€ зеркальное воспри€тие нас самих. “аким образом, попавшись в ловушку социальной дилеммы, конкуриру€ из-за ограниченных ресурсов или ощуща€ несправедливость по отношению к себе, стороны пребывают в конфликте до тех пор, пока кто-нибудь не поможет им исправить искаженное воспри€тие и не постараетс€ примирить их действительные расхождени€. ’очетс€ дать совет: когда возникает конфликт, не нужно думать, что другим недостает ваших достоинств и вашей нравственности. Ћучше сопоставьте воспри€ти€, при этом предполага€, что те, другие, скорее всего, воспринимают ситуацию совершенно иначе, чем вы.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1507 - | 1273 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.