Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ XI —¬я“ќ—“№ 1 страница




 

¬ последней лекции перед нами возник вопрос: каковы практические результаты тех случаев полного душевного возрождени€, о которых мы уже слышали?

Ётот вопрос приводит нас к очень важной части нашей задачи, потому что, как вы припоминаете, мы начали это эмпирическое исследование не только дл€ того, чтобы раскрыть любопытную страницу в естественной истории человеческого сознани€, но, главным образом, затем, чтобы составить суждение о ценности и о действительном значении религиозных страданий и религиозного счасть€. ѕрежде всего, мы должны рассмотреть плоды религиозной жизни, а затем уже составить о них суждение. “аким образом, наше исследование распадаетс€ на две части.

ѕерейдем к описанию интересующих нас €влений. ѕо временам, быть может, оно будет производить на вас т€желое впечатление, каса€сь эксцессов человеческой природы, но в то же врем€ мы встретим здесь и самые отрадные страницы в истории человеческого духа, где жизнь достигает своей наибольшей нравственной высоты; и вспомнить о р€де примеров подобного состо€ни€ Ц значит почувствовать себ€ ободренным, возвысившимс€ и обве€нным очищающей нравственной атмосферою.

¬ысшие ступени милосерди€, благочести€, довери€, терпени€, мужества, до которых подн€лись распростертые крыль€ человеческой природы, были достигнуты стремлением к религиозным идеалам. ќтносительно этого € хочу привести несколько замечаний, которые —ент-Ѕев делает в своей истории Port-Royal'€ о результатах обращени€.

"ƒаже с просто человеческой точки зрени€", говорит —ент-Ѕев, "состо€ние благодати представл€ет собою €вление необычайное, возвышенное и редкое, как по своей природе, так и по последстви€м, и заслуживает более внимательного изучени€. ƒуша человека приходит в это врем€ в непоколебимо твердое состо€ние, которое поистине можно назвать героическим, и которое способно побудить человека на величайшие подвиги. Ќезависимо от различи€ вероисповеданий и средств дл€ достижени€ этого состо€ни€, независимо от того, достигаетс€ ли оно отпущением грехов, исповедью, молитвой наедине или наитием свыше, короче сказать, вне зависимости от времени и причины, легко выделить в плодах св€тости и в самой сущности ее общие черты. ѕриподнимем немного покров разнообразных обсто€тельств, и дл€ вас станет очевидным, что христиане всех эпох испытывали нечто общее им всем: дух набожности и милосерди€, осен€вший всех, на кого нисходила благодать, Ц то особое внутреннее состо€ние, которое характеризуетс€ любовью и смирением, безграничным доверием к Ѕогу, строгостью к себе, снисходительностью к другим. ѕлоды, свойственные этому состо€нию души, имеют одинаковый вкус везде, в самых отдаленных странах, в самых различных местност€х, как у св€той “ерезы јвильской, так и у каждого из моравских гернгутеров" [149].

—ент-Ѕев имеет здесь в виду только наиболее выдающиес€ случаи возрождени€ души, и действительно они €вл€ютс€ дл€ нас весьма поучительными. ∆изненный путь людей, о которых он говорит, часто до такой степени отличалс€ от обычных путей, что, суд€ о нем по человеческим законам, мы можем почувствовать искушение назвать его чудовищным отклонением от пути природы. »сход€ отсюда, € поставлю общий психологический вопрос о том, каковы внутренние услови€, которые могут сделать характер одного человека до такой степени отличным от характера другого.

ѕричина такого различи€ лежит в нашей "неодинаковой эмоциональной восприимчивости" и в различии тех побуждающих и задерживающих моментов, которые эта восприимчивость влечет за собою. я постараюсь по€снить сказанное.

¬ообще говор€, то, что мы представл€ем из себ€ в любой данный момент в области нравственной и практической жизни, всегда €вл€етс€ результатом борьбы двух сил внутри нас: побуждени€ толкают нас вперед, а преп€тстви€ и запрещени€ удерживают. "ƒа!" говорит побуждение. "Ќет!" возражает запрещение. ћало найдетс€ людей, из числа не разбиравшихс€ подробно в этом вопросе, которые сознавали бы, как непрерывно действует на нас этот фактор запрещени€, как он придает нам ту или другую форму своею сдерживающей силой, почти в той же степени, как если бы мы были жидкостью, заключенною в стенках сосуда. ¬ли€ние это действует до такой степени непрерывно, что перестает достигать нашего сознани€.  аждый из нас, например, сидит здесь в состо€нии известной напр€женности, €вл€ющейс€ результатом пребывани€ вашего в этой аудитории, Ц но вы совершенно не сознаете этой напр€женности. ќставшись в одиночестве в этой комнате, каждый из вас, веро€тно, невольно переменил бы положение и сделал бы его более свободным и удобным.  огда же берет верх какое-нибудь большое душевное возбуждение, то приличие и силы, запрещающие нам их нарушение, разрываютс€ словно паутина. я видел одного денди, который, испугавшись вспыхнувшего по близости пожара, не кончив бритьс€, выбежал на улицу с лицом, покрытым мыльной пеной. “очно так же и женщина без стеснени€ по€вл€етс€ среди посторонних людей в одном белье, если только дело идет о спасении ее ребенка или ее самой. ѕовседневна€ жизнь светской женщины, полна€ привычек к изнеженности, может также служить в данном случае, хорошей иллюстрацией. ∆енщина уступает каждому импульсу, вызываемому непри€тными дл€ нее ощущени€ми, долго лежит в постели, поддерживает свои силы чаем или бромом, пр€четс€ в комнаты от холода.  аждое затруднение находит ее послушной своему "нет". Ќо пусть только она сделаетс€ матерью, и что же мы тогда видим и ќхваченна€ чувством материнства, она не боитс€ уже ни бодрствовани€, ни усталости и работает без отдыха, без малейшей жалобы. «апрещающа€ сила страдани€ исчезла, когда дело коснулось интересов ее ребенка. Ќеудобства, причин€емые этим существом, сделались дл€ и ее, выража€сь словами ƒжемса √интона, "пылающим очагом великой радости", и действительно, они €вл€ютс€ в данном случае условием, при котором радость ощущаетс€ глубже.

Ётот пример подкрепл€ет в наших глазах значение "очищающей силы высших чувств". Ќо такое же значение могут приобрести и чувства низшего пор€дка, раз возбуждение, €вл€ющеес€ его результатом, достаточно сильно. ¬ одной из своих бесед √енри ƒруммонд рассказывает о наводнении в »ндии, во врем€ которого осталась незатопленной только одна возвышенность, с наход€щейс€ на ней хижиною, и эта возвышенность сделалась убежищем не только дл€ людей, но и дл€ диких зверей и пресмыкающихс€. ¬ один из моментов наводнени€ к этому клочку сухой земли направилс€ вплавь тигр, достиг его и лег на землю среди людей, т€жело дыша, как собака. ќн до такой степени находилс€ еще во власти ужаса, что один из англичан мог спокойно выступить вперед и прострелить ему из карабина голову. ќбычна€ свирепость тигра была временно подавлена чувством страха, который совершенно овладел им в этот момент и образовал новый центр его психики.

Ѕывает так, что ни одно душевное состо€ние не €вл€етс€ господствующим, но образуетс€ как бы смешение нескольких противоположных состо€ний. ¬ этом случае в душе человека рождаютс€, как "ƒа", так и "Ќет", и чтобы разрешить этот конфликт приходит на помощь вол€. ѕредставьте себе, например, солдата, которого бо€знь показатьс€ трусливым заставл€ет двигатьс€ вперед в то врем€, как страх приказывает ему бежать, а его склонность к подражанию толкает его на разные пути, если предположить, что его товарищи поступают неодинаково. Ћичность его €вл€етс€ тогда ареной борьбы многих вли€ний, и в течение некоторого времени он колеблетс€, потому что ни одно вли€ние не €вл€етс€ преобладающим. –ешающим моментом здесь €вл€етс€ известна€ степень напр€жени€, и раз какое-нибудь чувство достигнет ее, оно становитс€ уже единственно значительным и заставл€ет исчезнуть всех своих соперников вместе с их запретами. ярость, с которой нападают на врага его товарищи, может довести до этой степени его храбрость; паника, неизбежна€ при поражении, доведет его страх до этой же решающей дело степени.

¬о врем€ исключительного господства какого-нибудь одного ощущени€, вещи, в обычное врем€ невозможные, станов€тс€ естественными, потому что в этот момент сила всех запретов парализована. »х "нет" не только не дает знать о себе, но как бы вовсе не существует. ѕреп€тстви€ €вл€ютс€ тогда дл€ человека тем же, чем обт€нутый тонкой бумагой обруч дл€ циркового акробата: они не представл€ют уже ни малейшей помехи, так как возбуждени€ выше образовавшейс€ дамбы. "Lass sie betteln gehn, wenn sie hungrig sind!" восклицает по адресу своей жены и детей гренадер, потр€сенный известием о плене своего императора; известны также случаи, когда люди, находившиес€ внутри гор€щего театра, пролагали себе дорогу через толпу при помощи ножей [150].

ќдной из важнейших черт энергического характера, €вл€етс€ наличность чувства, обладающего способностью разрушительно действовать на "запреты". я имею в виду то, что в своих низших про€влени€х носит название раздражительности, вспыльчивости, сварливости, а в более утонченных формах выражаетс€ нетерпением, угрюмостью, настойчивостью и суровостью. ¬ настойчивости всегда кроетс€ намерение жить с наибольшей затратой энергии, хот€ бы это причин€ло только страдани€. “ут безразлично кому причин€етс€ страдание Ц себе самому или другому, потому что, когда человеком овладевает де€тельное настроение, то целью его становитс€ во что бы то ни стало сломать преграду, не разбира€, что она из себ€ представл€ет, и чьи интересы затрагивает. Ќичто не уничтожает с такой неудержимостью действие запретов, как гнев, потому что, его сущностью €вл€етс€ разрушение и только разрушение (как выразилс€ ћольтке о войне). Ёто свойство гнева делает его неоценимым союзником вс€кой другой страсти. —амые ценные наслаждени€ попираютс€ нами с жестокой радостью, если они пытаютс€ задержать взрыв нашего негодовани€. ¬ это врем€ ничего не стоит порвать дружбу, отказатьс€ от старинных привилегий и прав, разорвать любые отношени€ и св€зи. ћы находим какую-то суровую радость в разрушении; и то, что носит название слабости характера, по-видимому, сводитс€, в большинстве случаев, к неспособности приносить в жертву свое низшее "€" и все то, что кажетс€ ему милым и дорогим [151].

ƒо сих пор € говорил о временных изменени€х в человеке, вызываемых сменою различных возбудителей. Ќо и более посто€нные перемены в характере людей наход€т то же объ€снение. ¬ человеке, обладающем предрасположением к известного рода чувствам, исчезают целые р€ды запретов, которые обыкновенно действуют в других люд€х, и на их место станов€тс€ запреты другого рода. ≈сли человек имеет врожденную наклонность к тому или другому чувству, то жизнь его совершенно отличаетс€ от жизни обыкновенных людей, потому что ни одно из преп€тствий, тормоз€щих их действи€, дл€ него не существует. », наоборот, если сравнить человека, стрем€щегос€ к приобретению тех или других свойств характера, с бойцом, реформатором, любовником, у которых страсть €вл€етс€ врожденной, то сравнение это сразу укажет на неизмеримо низшую степень волевого действи€ по отношению к инстинктивному. ¬ первом случае человек должен преднамеренно побеждать свои запреты; там же, где действует врожденна€ страсть, он, по-видимому, совсем не ощущает их, свободный от этого внутреннего трени€ и нервных затрат. ƒл€ ‘окса, √арибальди, генерала Ѕутса, ƒжона Ѕрауна, Ћуизы ћишель, Ѕрэдло преп€тстви€ как бы не существовали, те самые преп€тстви€, которые дл€ окружающих их казались непреодолимыми. ≈сли бы все остальные люди могли бы в той же степени не обращать внимани€ на такие преп€тстви€, то героев было бы гораздо больше, потому что у многих людей есть желание жить дл€ достижени€ таких же идеалов, но у них не достает соответственной степени напр€женности желани€, способной подавить запреты 1).

–азница между инстинктивным стремлением воли и просто желанием, между идеалами, к которым стремишьс€, и теми, о которых только тоскуешь и сожалеешь, зависит исключительно или от силы импульса, непрестанно толкающего человека к достижению идеала, или же от силы единовременного возбуждени€, повернувшего его волю на данный путь. ≈сли имеетс€ налицо достаточное количество любви, негодовани€, благородства, великодуши€, восхищени€, верности или экстаза отречени€ от личной жизни Ц результат всегда один и тот же. ¬есь сонм трусливых возражений, служащих у бо€зливых или подавленных мрачным настроением людей главным преп€тствием к де€тельности, бесследно исчезает. ¬се наши условности [152], вс€ наша робость, лень, скупость, все наши озирани€ на предшествовавшие случаи и просьбы о дозволении, обеспечении и безопасности, все мелкие подозрени€, страх, отча€ние Ц куда они пропадают? ќни разорвались словно паутина, словно мыльный пузырь на солнце. -

"Wo sind die Sorge nun und Noth,

Die mich noch Gestern wollt' erschlaffen?

Ich sch?m' mich dess' im Morgenroth" [153].

ѕоток, который мчит нас, так легко покрывает их собою, что мы даже не ощущаем их прикосновени€. ќсвободившись от этих пут, мы высоко уносимс€ над низменными чувствами. Ёта €сность утренней зари и это парение придает всем творческим стремлени€м к идеалу характер торжественного песнопени€, который нигде так сильно не заметен, как там, где руковод€щим чувством €вл€етс€ чувство религиозное. "»стинный монах", говорит один италь€нский мистик, "не берет с собою в путь ничего, кроме своей лиры".

ћы можем перейти теперь от этих психологических обобщений к рассмотрению тех плодов религиозных чувств, которые составл€ют главный предмет этой лекции. „еловек, который живет религиозным чувством, образующим центр его личной энергии, и руководитс€ в своих поступках велени€ми духа, резко отличаетс€ от своего прежнего плотского "€". Ќовое плам€, пылающее в его груди, сжигает те низкие "нет!", которые прежде владели им, и не дает ему подпасть под вли€ние низменной части его природы. ¬еликодушные поступки, казавшиес€ ему до сих пор невозможными, станов€тс€ теперь легкими. ∆алкие условности и низкие побуждени€, которые тиранически царили над ним, тер€ют свою власть. — души его пали оковы, ожесточение его сердца см€гчилось. ¬се мы можем представить себе это состо€ние, припомнив свои чувства во врем€ переживани€ того непродолжительного "умиленного настроени€", которое иногда вызывают в нас жизненные испытани€, театральна€ пьеса или прочтенный роман. ќсобенно, если при этом по€в€тс€ слезы! ќни, словно поток, пробивают образовавшую внутри нас застарелую плотину и смывают всю гр€зь и нагноени€ с нашей души, и мы чувствуем себ€ тогда очистившимис€, см€гченными и способными подпасть под вли€ние вс€кого возвышенного побуждени€. ” большинства из нас обычное огрубение быстро возвращаетс€, но не то бывает со "св€тыми" людьми. ћногие св€тые, даже такого энергичного характера, как “ереза и Ћойола, обладали даром слез, который обыкновенно чтитс€ церковью, как особа€ благодать. ” этих людей умиленное настроение длитс€ почти непрерывно. “акой же длительности может достигать экзальтаци€ и в области других чувств. »х господство может наступить или путем постепенного развити€, или как результат душевного кризиса; но как в том, так и в другом случае, они могут по€витьс€ и уже больше не исчезать.

¬ конце последней лекции мы видели, что эта длительность переживани€ зависит от обычного превосходства высших чувств над низшими, хот€ в потоке душевного возбуждени€ могут временно одержать верх и низшие импульсы и, таким образом, может свершитьс€ падение человека. Ќо легко установить документальными данными тот факт, что такие колебани€ иногда совсем отсутствуют, словно произошла коренна€ перемена в самой натуре человека. ѕрежде чем перейти к общему описанию свойств возродившегос€ характера, позвольте мне привести несколько примеров этого интересного €влени€. —амые многочисленные факты этого рода мы встречаем в описани€х обращени€ пь€ниц. ¬ последней лекции мы упоминали о возрождении мистера √эдле€. «аписки общества трезвости, основанного ћак Ц јлеем, также изобилуют подобными примерами [154].

ћы говорили уже выше об оксфордском студенте, который на другой день после обращени€ снова напилс€ допь€на на сенокосе, но после этого совершенно излечилс€ от своей страсти. "— этой минуты", говорит он, "спиртные напитки потер€ли дл€ мен€ свою роковую силу; € никогда больше не притрагивалс€ к ним и не чувствовал к ним влечени€. “о же самое произошло и с курением, Ц страсть к нему исчезла и никогда больше не по€вл€лась. “очно так же исчезли и другие греховные наклонности, причем освобождение от них было во всех случа€х полным и посто€нным. —о времени моего обращени€ € уже больше не подвергалс€ искушени€м".

ѕривожу аналогичный случай из собрани€ рукописей —тарбэка:

"я пошел в театр јдельфи, где было собрание благочестивых людей, и начал молитьс€: "√осподи! даруй мне “вою милость!" “огда чей-то голос отчетливо произнес внутри мен€: "—огласен ли ты все отдать дл€ √оспода?", после чего € услышал еще несколько вопросов и на каждый из них отвечал: "ƒа, √осподи!" Ќаконец голос произнес: "ѕочему же ты не чувствуешь милости √осподней теперь?" я ответил: "„увствую, √осподи!" Ќикакой особенной радости €, однако, не почувствовал, только все мое существо исполнилось довери€.  ак раз в это врем€ собрание стало расходитьс€; по дороге домой € встретил на улице господина, курившего дорогую сигару, причем клубы дыма попали мне пр€мо в лицо; € глубоко и медленно вдохнул их в себ€ и почувствовал, что вс€ мо€ страсть к курению пропала. «атем, когда € продолжал путь и проходил мимо трактиров, из которых вырывались водочные пары, € почувствовал также в эту минуту, что вс€ мо€ страсть к этому прокл€тому напитку куда-то исчезла. ’вала “ворцу!Е ¬ течение дес€ти или одиннадцати долгих лет € находилс€ в состо€нии колебани€ с его отливами и приливами энергии. Ќо мо€ страсть к водке больше не возвращалась".

»звестный случай с полковником √ардинером дает нам пример излечени€ в один час от сексуальных наклонностей: "я совершенно излечилс€, говорит полковник, от своей склонности к этому греху, которому € был подвержен до такой степени, что, по моему мнению, только самоубийство могло спасти мен€ от него; а теперь все желание и вс€ страсть к нему исчезла без следа, и мои ощущени€ чисты, словно у грудного ребенка; искушение не возвращалось ко мне до сего времени". ћистер ”эбстер говорит по поводу этого случа€ следующее: "я часто слышал от полковника, что он раньше был в полной власти порочных наклонностей; но лишь только на него снизошло просветление, он почувствовал, что сила —в€того ƒуха совершенно изменила его природу, и его непорочность в этом отношении, по-видимому, стала более безукоризненной, чем в каком либо другом" [155].

—толь быстрое освобождение от привычных побуждений и наклонностей так сильно напоминает нам результаты достигаемые гипнотическим внушением, что нельз€ не видеть, какую решающую роль играют в этих внезапных переворотах подсознательные вли€ни€, как это наблюдаетс€ и в гипнотизме [156].

“ерапевты, примен€ющие к лечению гипнотизм, сообщают о многих случа€х излечени€ в несколько сеансов застарелых дурных привычек, с которыми напрасно боролись их пациенты, предоставленные обычному способу лечени€ нравственным и физическим воздействием.  ак пь€нство, так и сексуальные наклонности совершенно излечивались при помощи внушени€, и, по-видимому, этот способ воздействи€ часто вызывает во многих лицах довольно устойчивую перемену. » если допустить, что милость Ѕога по временам чудесным образом изливаетс€ на нас, то действует она, веро€тно, этим же путем. Ќо вопрос, "каким образом" про€вл€етс€ в этой области та или друга€ сила, еще не вы€снен, и в данный момент нам придетс€ расстатьс€ с исследованием процесса внутреннего перерождени€ человека, оставив его, если можно так выразитьс€, под покровом психологической и теологической тайны. ѕеренесем наше внимание на плоды религиозного состо€ни€, все равно, на каком бы из религиозных путей они ни возникали [157].

—озревшие плоды религиозного состо€ни€ представл€ют собою то, что называют св€тостью. —в€тым человеком можно назвать того, кто в своей де€тельности руководитс€ религиозным чувством. —уществует известный, отлившийс€ в определенные формы, общий дл€ всех религий тип св€того, отличительные черты которого могут быть легко указаны [158].

„ерты эти следующие:

ќщущение более широкой жизни, чем полна€ мелких интересов, себ€любива€ жизнь земных существ, и убеждение в существовании ¬ерховной —илы, достигнутое не только усили€ми разума, но и путем непосредственного чувства. ƒл€ христианских св€тых олицетворением этой —илы всегда €вл€етс€ Ѕог; но и отвлеченные нравственные идеалы, утопические мечты патриотов и общественных де€телей, идеалы благочести€ и справедливости также могут быть нашими истинными повелител€ми, расшир€€ нашу жизнь, как это уже было описано мною, когда € говорил о реальности невидимого [159].

„увство интимной св€зи между верховной силой и нашею жизнью и добровольное подчинение этой силе.

Ѕезграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни.

ѕеремещение центра эмоциональной жизни по направлению к чувствам, исполненным любви и гармонии, по направлению к "да" и в сторону от "нет", когда дело идет об интересах других лиц.

»з этих основных условий внутренней жизни вытекают следующие душевные состо€ни€:

јскетизм. ќтрекшийс€ от личной жизни человек может дойти до такой степени энтузиазма, что станет умерщвл€ть свою плоть. „увство это может вполне восторжествовать над обычной властью нашего тела, и, несомненно, что св€тые наход€т наслаждение в аскетизме и лишени€х вс€кого рода, измер€€ этим способом степень своей преданности высшей силе.

—ила души. „увство расширени€ границ жизни может сделатьс€ в такой мере захватывающим, что все личные побуждени€ и преграды, обыкновенно представл€ющие такую могущественную силу, окажутс€ бессильными и незначительными, и перед человеком открываютс€ новые области бодрого терпени€. ќпасени€ и заботы исчезают, и на их месте воцар€етс€ блаженное спокойствие души. Ќи небо, ни ад, не могут уже нарушить этого спокойстви€.

„истота души. ѕеремещение центра эмоциональной жизни влечет за собою, прежде всего, увеличение душевной чистоты. „увствительность к душевным диссонансам увеличиваетс€ и стремление к очищению своей жизни от животных и низменных элементов становитс€ насто€тельным. ¬озможность соприкосновени€ с подобными элементами устран€етс€: состо€ние св€тости заставл€ет духовную сущность жизни уйти далеко в глубь нашего "€" и не дает ей зап€тнатьс€ соприкосновением с наружным миром. ” людей известного душевного склада эта потребность в чистоте духа доходит до аскетизма, и все слабости плоти преследуютс€ тогда с неумолимой строгостью.

ћилосердие. ѕеремещение эмоционального центра вли€ет также на развитие чувства милосерди€ и любовного отношени€ к окружающим. ќбычные причины антипатии, которые обыкновенно став€т такие тесные границы развитию любовного отношени€ к люд€м, подавл€ютс€. —в€той человек любит своих врагов и обходитс€ с каждым нищим, как со своим братом.

“еперь € должен привести несколько примеров, иллюстрирующих результаты этого духовного состо€ни€. «атруднение заключаетс€ лишь в выборе из бесчисленного множества примеров.

“ак как ощущение присутстви€ высшей и дружественной силы, по-видимому, €вл€етс€ основной чертой духовной жизни, то € и начну с него.

¬ рассказах о случа€х обращени€ мы видели, до какой степени светлым и обновленным может казатьс€ мир обращенному, да и каждый из нас, оставив даже в стороне случаи резко выраженного религиозного настроени€, чувствует в известные моменты, что мирова€ жизнь окутывает его своим доброжелательным участием.

 огда мы молоды и здоровы, в летний день, где-нибудь в горах или в лесу, дл€ нас иногда наступают такие часы, когда вс€ природа словно дышит спокойствием, такие мгновени€, в которые добро и красота быти€ окружают нас нежной, ласкающей атмосферой, и наш внутренний слух чутко внимает мировой тишине.

“оро так рассказывает об этом:

ќднажды, после нескольких недель пребывани€ в лесу, € почувствовал на миг сомнение, может ли жизнь быть чистой и здоровой без присутстви€ поблизости других человеческих существ. ѕосто€нное одиночество начало казатьс€ мне непри€тным. Ќо вот однажды, во врем€ тихого дожд€, когда мен€ осаждали подобные мысли, € внезапно ощутил сладостную и благотворную близость ѕрироды, ощутил ее в шуме падающих капель дожд€, в каждой вещи и каждом звуке около моего жилища и сразу почувствовал, что мен€ охватила как бы волна какой-то безграничной и необъ€снимой дружественной силы, перед которой воображаемое благо общени€ с людьми показалось таким ничтожным, что € уже никогда больше не думал о нем.  ажда€ игла сосны дышала симпатией и дружеским участием ко мне. я стал до такой степени €сно ощущать присутствие в природе чего-то родственного мне, что, надеюсь, ни один уголок ее не будет уже мне чуждым [160].

B христианском сознании это чувство дружелюбного отношени€ со стороны всего окружающего про€вл€етс€ во всей его полноте, захватыва€ всего человека. "¬ознаграждением за утер€нное чувство личной независимости, от которого человек так неохотно отказываетс€", говорит один немецкий писатель, "служит исчезновение из жизни христианина вс€кого страха, а также по€вление совершенно необъ€снимого и не поддающегос€ описанию чувства внутренней безопасности, познать которую можно только на опыте, и этот опыт, пережитый однажды, никогда больше не забываетс€" [161].

ѕревосходное описание этого состо€ни€ души встречаетс€ в проповеди мистера ¬ойсе€ (Voysey):

"ƒл€ миллионов верующих людей это ощущение посто€нного присутстви€ Ѕога во всех делах их жизни, как днем, так и ночью, €вл€етс€ источником абсолютного отдыха и доверчивого спокойстви€. ќно рассеивает в них вс€кий страх за будущее. Ѕлизость Ѕога служит посто€нной защитой от вс€кого рода беспокойств и ужасов. Ёто не значит, что они уверены в своей физической безопасности или считают себ€ под защитой особого благоволени€ со стороны Ѕога, в котором отказано другим люд€м: это лишь означает, что они наход€тс€ в таком состо€нии души, при котором человек принимает с одинаковою готовностью невзгоды жизни и ее блага. ≈сли его постигнет несчастье, он с радостью переносит испытание, потому что считает своим защитником самого Ѕога и верит, что с ним ничего не может случитьс€ без воли Ѕожией. ≈сли же такова вол€ √оспода, то несчастье перестает быть несчастьем и становитс€ уже благословением. ¬ этом, и только в этом чувстве, состоит защита верующего человека против житейских невзгод. я, например, хот€ и не обладаю сильным телом и крепкими нервами, Ц € вполне доволен этой защитой и не желаю никакой другой охраны от опасностей и несчастий. Ѕудучи особенно чувствителен к боли, как и вс€кий, кто живет чрезмерно напр€женной жизнью, € тем не менее всегда ощущаю исчезновение самой мучительной боли, словно из раны вынимаетс€ жало, когда сосредоточиваюсь на мысли, что Ѕог Ц наш люб€щий и неусыпный хранитель, и что ничто помимо ≈го воли не может повредить нам". [162].

–елигиозна€ литература изобилует еще более €ркими описани€ми подобного состо€ни€. ѕеречисление их утомительно своим однообразием. ¬от, например, рассказ г-жи ƒжонатан Ёдуардс:

"ѕрошла€ ночь", пишет эта дама, "была самою счастливою в моей, жизни. Ќикогда раньше в течение долгих лет, € не наслаждалась в такой степени светом, мирной тишиной и красотой неба, царившими в моей душе, причем в продолжение всего времени тело мое не принимало ни малейшего участи€ в этом настроении.

„асть ночи € провела в бодрствовании, лишь по временам не надолго засыпа€ или впада€ в дремоту. Ќо всю ночь мен€ не покидало €сное и живое ощущение божественно-прекрасной любви ’риста, ≈го близости ко мне и моей любви к Ќему, Ц и душа мо€ была полна невыразимо-сладостного спокойстви€. ћне казалось, что € вижу, как си€ние божественной любви непрерывным потоком льетс€ с небес из сердца ’риста в мою душу, подобно потоку м€гкого света. ћое сердце и душа превратились в один порыв любви к ’ристу, причем образовалс€ непрерывный прилив и отлив небесной любви, и мне казалось, что € плаваю в ее €сных, нежных лучах, подобно пылинкам, плавающим в лучах солнца потоками льющегос€ в окна. я думаю, что кажда€ минута этого ощущени€ была ценнее того комфорта и тех удовольствий, которыми € пользовалась в течение всей моей жизни. Ёто было беспрерывное наслаждение, без малейшей примеси горечи; это было чувство невыразимой сладости, в которой раста€ла мо€ душа, и мне кажетс€, что это ощущение было настолько полно, насколько могла его вынести мо€ слаба€ оболочка. –азница между ощущени€ми во врем€ бодрствовани€ и сна была незначительна, но все-таки во врем€ сна ощущение было еще более при€тно [163].  огда € проснулась рано утром на другой день, мне показалось, что мое прежнее "я" совершенно исчезло. я почувствовала, что мнение обо мне других людей дл€ мен€ теперь не имеет значени€ и что интересы, касающиес€ внешней жизни моего "я", дл€ мен€ столь же мало занимательны, как и интересы вс€кого чужого дл€ мен€ человека. —лава √оспода, казалось, поглотила собою вс€кое желание и стремление моего сердцаЕ ѕогрузившись после этого еще на некоторое врем€ в сон, € снова проснулась и стала размышл€ть о милосердии Ѕога, даровавшего мне раньше готовность умереть и ныне внушившего мне желание жить, чтобы выполнить и претерпеть все дл€ чего он призвал мен€ сюда. ћне также пришла в голову мысль о милости Ѕога, внушившего мне полную покорность своей воле и готовность с благоговением прин€ть вс€кую смерть, какую бы он ни послал мне, готовность умереть в пытках, и даже, если "а то будет ≈го вол€ во тьме отвержени€. я вспомнила, что обыкновенно предполагала прожить на земле до обычных пределов человеческой жизни. » € тотчас спросила себ€, готова ли € оставатьс€ вдали от неба и более продолжительное врем€? » мое сердце немедленно ответило: ƒа, целую тыс€чу лет, полных страданий и мук, если это может послужить к большей славе √оспода, если даже мучени€ моего тела будут настолько велики и ужасны, что никто не мог бы вынести их зрелища, а душевные муки будут еще сильнее. » мне казалось, что € обрела истинную готовность, спокойствие и бодрость души, признав, что это так и должно быть, раз это необходимо дл€ большей славы √оспода, и в моей душе не осталось ни колебаний, ни сомнени€, ни мрака. —лава √осподн€, казалось, снизошла на мен€ и поглотила мен€ всю так, что вс€кое страдание, все то, перед чем содрогалась мо€ плоть, обратилось в ничто перед ее блеском. Ёто состо€ние покорности воле Ѕога длилось во всей своей €ркости и полноте всю остальную часть ночи, весь следующий день, всю следующую ночь и все утро в понедельник, не прерыва€сь и не ослабева€" [164].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1600 - | 1560 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.