Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ IX ќЅ–јў≈Ќ»≈ 4 страница




Ћюди, верующие в сверхъестественное происхождение мгновенных обращений, практически принуждены согласитьс€, что €сного и безошибочного признака, отличающего истинно обращенного человека от других, не существует. “акие €влени€, как небесные голоса, видени€, внезапное у€снение смысла неожиданно попавшегос€ на глаза текста и проникновение им, или потр€сающие эмоции и бурные аффекты, сопровождающие кризис духовного перерождени€, Ц все могут быть вызваны вполне естественными причинами, или даже хуже, Ц могут быть подделкой ƒиавола. »стинное доказательство того, что душа человека прошла через второе рождение, может заключатьс€ лишь в том, что человек посто€нно готов служить Ѕожьему делу, готов все претерпеть ради него и вполне освободилс€ от любви к своему телесному бытию. Ќо эти свойства встречаютс€ также и среди людей, не переживших обращени€, даже в среде нехристианских народов.

¬ прекрасном и тонком описании сверхъестественных, по его мнению, свойств обращени€, которое Ёдуардс дал в своем "“рактате о религиозных чувствах" (Treatise on Religious Affections), вы не найдете ни одной определенной черты, ни одного существенного признака, благодар€ которому можно было бы безошибочно отличить чудесное нисшествие благодати на человека от вполне естественно приобретенной праведности. Ќаоборот, вр€д ли можно найти более убедительное доказательство, кроме данного помимо его воли автором этой книги, тому положению, что нет пропасти между различными ступен€ми человеческой праведности; здесь, как и повсюду, природа не делает скачков, и душа обыкновенного человека отличаетс€ от души, пережившей обращение, лишь в степени развити€ ее высших качеств, а не по существу.

ќднако, несмотр€ на несосто€тельность мнени€, что существуют две глубоко различные по существу группы человеческих душ, мы не должны закрывать глаза на тот факт, что самому обращенному пережитый им кризис представл€етс€ действительно мгновенным и поэтому чудесным.  ажда€ жизнь человеческа€ имеет определенный высокий или низкий предел данных ей возможностей.  огда человек достигает своего высшего предела и живет высшим центром своей духовной энергии, он чувствует себ€ "спасенным", независимо от того, что центр энергии другого человека может быть неизмеримо выше. —пасение маленького человека всегда будет дл€ него великим спасением и величайшим из всех событий его жизни; не следует забывать этого, когда мы будем оценивать веровани€ наших евангелических сект.  то знает, насколько менее одухотворена была бы жизнь всех этих маленьких людей, если бы их не коснулись те бедные дары душевной жизни, которые благодар€ этой вере все же выпадают на их долю? [134].

≈сли мы задумаем разделить людей на различные группы по степени их моральной высоты, то € уверен, что в каждой из групп мы найдем и не переживавших обращени€ и обращенных путем внезапного душевного кризиса, и таких, чье обращение шло медленным путем. ѕоэтому € думаю, что форма, в которую выливаетс€ процесс обращени€, не имеет никакого отношени€ к нравственному развитию обращенного, характеризу€ его только с психологической стороны. ћы уже видели, что тщательные статистические исследовани€ —тарбэка устанавливают почти полное тождество между €влением обращени€ и нормальным ростом духа в юношеском периоде душевного развити€. ƒругой американский психолог, проф. ƒжордж Ko проанализировал [135]семьдес€т семь случаев обращений, и его выводы вполне подтверждают предположение, что внезапное обращение теснейшим образом св€зано с развитием сублиминальной душевной жизни.

»зучив психологию некоторых лиц, со стороны их гипнотической восприимчивости и их склонности к автоматическим состо€ни€м в роде гипнотических галлюцинаций, необъ€снимых импульсов, религиозных видений и т.п., Ko нашел, что эти €влени€ главным образом присущи той группе обращенных, кризис которых был дл€ них "ошеломл€ющим". "ќшеломл€ющим обращением, говорит Ko, € называю те душевные изменени€, которые, хот€ и не всегда протекают мгновенно, но кажутс€ переживающему их глубоко отличными от вс€кого процесса развити€, даже быстрого" [136]. —реди возрожденцев многие чающие обращени€, разочаровываютс€ в своих ожидани€х: они не переживают ничего поражающего их. ѕроф. Ko наблюдал в числе семидес€ти семи описанных им случаев, несколько подобных субъектов. √ипнотические опыты над ними показали, что почти все они принадлежат к особой подгруппе, которую Ko назвал "произвольной", т.е. богато наделенной свойством самовнушени€, в противоположность "пассивной" подгруппе, к которой принадлежит большинство переживших "ошеломл€ющее" обращение. ќн приходит к выводу, что в этих случа€х внушенное самому себе чувство неудачи и невозможности обращени€ пришло раньше, чем могло обнаружитьс€ вли€ние тех обсто€тельств, которые у более "пассивных" людей легко вызывают желанное действие. “рудно найти резко-определенные различи€ между €влени€ми в этой области, и число сделанных проф. Ko наблюдений, конечно, недостаточно дл€ окончательных выводов. Ќо его наблюдени€ были произведены очень тщательно, и выводы их совпадают с тем, что можно было предполагать a priori. ¬ общем они оправдывают его практическое заключение. ќн говорит, что если подвергнуть соответствующим вли€ни€м человека, которому присущи одновременно три свойства: повышенна€ эмоциональна€ чувствительность, склонность к автоматизму и пассивна€ восприимчивость к внушению, то можно безошибочно предсказать, что такой человек переживет мгновенное обращение "ошеломл€ющего" типа.

ѕонижаетс€ ли ценность и значение внезапного обращени€ от того, что происхождение его зависит от той или иной психической организации? ѕроф. Ko совершенно основательно отрицает это. "–елигиозна€ ценность €влени€, говорит он, совершенно не зависит от психологических причин его, от того, как и почему оно произошло; это вопрос этический и определ€етс€ тем, что достигнуто данным €влением" [137].

ћы увидим, что обращением достигаютс€ новые вершины духовной жизни, вершины относительно героические, где невозможное до этого становитс€ возможным, где по€вл€ютс€ новые силы и новые стремлени€. Ћичность стала иной, человек родилс€ вновь, и ценность этих результатов (мы называем их состо€нием св€тости) нисколько не мен€етс€ от того, зависит ли породивший их процесс от психической идиосинкразии человека или нет. ћне остаетс€ закончить эту лекцию несколькими замечани€ми о той уверенности в себе и внутреннем мире, которые приносит с собой обращение.

Ќо прежде, чем приступить к этому, € хочу добавить к сказанному еще несколько слов, так как боюсь, что объ€снение внезапности душевного кризиса ссылкой на сублиминальную де€тельность духа, может быть неверно истолковано. я полагаю, что если человек не обладает активной подсознательной жизнью или если его поле сознани€ окружено непроницаемою оболочкой, котора€ противостоит всем внезапным вторжени€м запредельных переживаний, то обращение такого человека, если ему случитс€ испытать его, будет постепенным, ничем не отличающимс€ от простого душевного развити€. “аким образом, широко развита€ подсознательна€ жизнь и легка€ смещаемость границ "пол€ сознани€" есть conditio sine qua non внезапного обращени€. Ќо если ортодоксальный христианин спросит мен€, как психолога, необходимо ли исключает это объ€снение возможность признани€, что в этих €влени€х присутствует невидимо рука Ѕожь€, то € принужден буду чистосердечно ответить, что этой необходимости € не вижу.  онечно, низшие про€влени€ сублиминального вполне соответствуют собственным духовным ресурсам личности и не превышают их: обычное содержание чувств человека, воспринимаемое им без участи€ внимани€, запечатленное и обработанное в его душе вне света сознани€, дает совершенно достаточное объ€снение €влени€м автоматизма. Ќо логически вполне допустимо, что подобно тому, как мир материальных вещей доходит до нашего основного, посто€нно бодрствующего, пол€ сознани€ через наши внешние чувства, так и высшие духовные существа и силы, если они действительно существуют, могут непосредственно действовать на нас лишь под условием существовани€ у нас подсознательной области душевной жизни, котора€ одна способна открыть нам доступ к сознанию этих высших духовных €влений. ¬озможно, что сутолока жизни, освещенна€ нашим бодрствующим сознанием, плотно закрывает какую-то дверь, котора€ приоткрываетс€ в сумерках ѕодсознательного.

“аким образом то чувство вмешательства потусторонней силы, котора€ €вл€етс€ таким существенным элементом обращени€, может, по крайней мере, в некоторых случа€х быть истолковано так, как его толкуют богословы: силы высшие, чем конечна€ человеческа€ личность, касаютс€ ее в тех област€х ее душевной жизни, которые мы назвали сублиминальным €. Ќо во вс€ком случае ценность этих сил должна определ€тьс€ только их результатами, и один тот факт, что они потусторонни, не дает сам по себе ответа на вопрос: от Ѕога ли они или от дь€вола.

Ќам придетс€ на врем€ расстатьс€ с этим вопросом, но € надеюсь в одной из следующих лекций собрать все эти оборванные нити и св€зать их в единое целое. ј пока, условимс€, что пон€тие "подсознательного €", не должно представл€тьс€ вам исключающим пон€тие вмешательства высших сил. ≈сли существуют высшие силы, способные иметь на нас вли€ние, то они могут иметь доступ к нашей душе только через дверь сублиминальной жизни.

–азберемс€ теперь в чувствах, которые непосредственно охватывают душу в час обращени€. ѕрежде всего, должно быть отмечено среди них чувство вмешательства высшей силы. Ёто чувство €вл€етс€ не всегда, но можно сказать, что оно присутствует в большинстве случаев. ћы видели его в обращени€х јллайна, Ѕрэдле€, Ѕрайнерда и многих других. яркое выражение этого чувства мы находим в сжатом описании обращени€, пережитого французским протестантом јдольфом ћоно (Adolphe Monod), которое он поместил в своей автобиографии. ƒело происходило в Ќеаполе в 1827 году, когда ћоно только что вступил в период возмужалости.

"ћо€ печаль, говорит он, была безгранична; она без остатка овладела мною, наполнила всю мою жизнь от самых безразличных внешних действий и до самых затаенных дум; она отравила в самом источнике мои чувства, мои мысли, мое счастье. я пон€л тогда, что наде€тьс€ прекратить разложение, цар€щее в моей душе, с помощью моего разума и моей воли, которые ведь тоже не были пощажены этим болезненным процессом, значило бы поступать как слепой, который бы захотел исправить впечатлени€ одного глаза наблюдени€ми другого, в той же степени слепого, как и первый. ” мен€ не было тогда другой надежды, кроме ожидани€ помощи извне. я вспомнил обетование —в€того духа; чему не могли научить мен€ €сные слова ≈вангели€, тому мен€ научила жестока€ необходимость; она научила мен€ впервые в жизни уверовать в это обетование в том едином его смысле, которое соответствовало нуждам моей души. ¬ том именно, что существует вне мен€ сверхъестественна€ сила, могуща€ вложить мысли в мой ум и изъ€ть их из него, Ц сила, ниспосылаема€ на мен€ Ѕогом, “ворцом моего сердца, “ворцом всей природы. ќтказавшись от всех достижений, от всех усилий, от вс€ких надежд на себ€ самого, и не зна€ иного права на милосердие Ѕожие, кроме моего глубокого несчасть€, € вернулс€ домой, опустилс€ на колени и молилс€ так, как еще никогда не молилс€ в своей жизни. — этого дн€ дл€ мен€ началась нова€ внутренн€€ жизнь: мо€ печаль не исчезла, но она потер€ла свою горечь. Ќадежда запала в мое сердце, а √осподь мой, »исус ’ристос, на волю  оторого € отдалс€, завершил мало-помалу остальное" [138].

ѕротестантское богословие изумительным образом соответствует тому душевному складу, который про€вл€етс€ в подобных переживани€х. ¬ состо€нии крайней меланхолии сознательное я бессильно что-либо сделать. ќно совершенно разорено и обессилено, и вс€кое усилие его заканчиваетс€ неудачей. —пасение при таком состо€нии может €витьс€ только в виде дара свыше, в виде благодати, €вившейс€ как следствие искупительной жертвы ’риста.

"Ѕог, говорит Ћютер, есть Ѕог смиренных, несчастных, страждущих, униженных, потер€вших вс€кую надежду; такова природа ≈го, чтобы возвращать зрение слепым, утешать огорченных, оправдывать грешников, спасать отча€вшихс€ в своем спасении. Ќо гибельна€ уверенность в своей праведности, нежелание признать в себе грешника, нечестивца, жалкую тварь, обреченную на осуждение, побуждает человека отвергать исход€щее от Ѕога благодатное действие на него. ѕоэтому должен Ѕог вз€ть в руки свой молот (т.е. закон), чтобы громить, раздробл€ть, обращать во прах это животное вместе с его тщеславной верой в себ€, чтобы оно познало, наконец, что оно прокл€то и осуждено на погибель. Ќо весь ужас положени€ состоит в том, что загнанный, повергнутый в прах человек бывает не в силах уже подн€тьс€ и сказать: "я достаточно истерзан, достаточно несчастлив. Ќастало врем€ дл€ милосерди€, врем€ услышать призыв ’риста". » таково безумие человечЄского сердца, что оно начинает искать других путей дл€ успокоени€ своей совести. "¬ будущем, говорит он, € исправлю мою жизнь, € сделаю вот это или то". ≈сли ты не поступишь наоборот, не разорвешь с ћоисеем и законами его, если в ужасах и муках твоих ты не обретешь ’риста, расп€того за твои грехи, тебе нечего наде€тьс€ на спасение. “вой клобук, тво€ тонзура, твое целомудрие, твое повиновение, тво€ бедность, твои дела и заслуги Ц что значит все это? » поможет ли тебе закон ћоисе€? ¬ самом деле, если €, недостойный грешник, могу быть искуплен другою ценой, то зачем предан был на смерть —ын Ѕожий? «а мое спасение ќн отдал не овцу, не быка, не золото или серебро. ќн отдал —еб€ самого, всего —еб€ отдал за мен€, да, за мен€, самого заблудшего, самого последнего из грешников. Ѕлагодар€ смерти —ына Ѕожи€ € могу быть мужественным. —мерть ≈го € отношу к себе Ц в этом заключаетс€ истинное могущество веры. ѕотому, что ќн умер не за праведных, но за грешных, чтобы они стали детьми Ѕожьими" [139].

T.e., чем безнадежнее потер€н человек, тем больше основани€ предполагать, что он принадлежит к тем, кто уже спасен и искуплен крестными страдани€ми ’риста. Ќикто из католических теологов не обращалс€ так пр€мо к страдающей душе, как эта блага€ весть, спасительную силу которой Ћютер познал на собственном опыте. –азумеетс€, не все протестанты принадлежат к типу страждущих душ, и поэтому на поверхность их религии выплыло то, что Ћютер назвал "навозом человеческих заслуг", "нечистой лужей человеческой праведности"; но несомненно также, что лютерово понимание христианства глубоко соответствует некоторым сторонам человеческого духа, что и доказываетс€ широким распространением этого учени€ в те времена, когда оно было еще свежим и неискаженным.

—ущностью христианской религии дл€ Ћютера €вл€етс€ вера в то, что ’ристос уже совершил до конца свое дело искуплени€. Ќо этот чисто интеллектуальный по своей природе элемент представл€ет только одну сторону лютеровой веры; друга€ сторона ее далеко не интеллектуальна, наоборот Ц жизненна, непосредственна и интуитивна. ќна заключаетс€ в уверенности, что я, мое индивидуальное я, каково оно есть, спасено ныне и вовеки [140].

ѕроф. Ћеуба с полным основанием утверждает, что сознательна€ вера в ’риста и ≈го искупительную жертву только случайно св€зана с этой уверенностью, хот€ часто и вызывает ее. ѕо его мнению, эта "радостна€ уверенность" может €витьс€ совсем другим путем, ничего общего не имеющим с верой в искупление ’ристовой кровью. “акую радостную уверенность, такое убеждение человека, что ему не грозит вечна€ гибель, Ћеуба склонен назвать верой по преимуществу.

" огда индивидуум, говорит он, перестает чувствовать себ€ заключенным в тесных пределах своего я, он "сливаетс€ в одно со всем творением". ќн живет мировою жизнью. ќн и человечество, он и природа, он и Ѕог, сливаютс€ в одно. “акое чувство довери€ и единени€ с миром, как результат морального единства, представл€ет подлинное состо€ние веры (faith-state).  огда оно по€вл€етс€ в человеке, догматические положени€ приобретают дл€ него достоверность, облекаютс€ реальностью и станов€тс€ предметом веры. » так как основани€ такой достоверности иррациональны, вс€кие возражени€ против нее бесполезны. Ќо было бы грубым заблуждением воображать, что практическа€ ценность веры заключаетс€ в возможности накладывать печать реальности на известного рода теологические концепции, которые в сущности представл€ют собою только случайных спутников веры [141].

Ќаоборот, вс€ ценность веры зиждетс€ на том, что она €вл€етс€ психическим выражением биологического роста, который приводит к единству разнообразные стремлени€; того роста, который выражаетс€ новыми состо€ни€ми чувств, новым реагированием более широкой, более возвышенной, более христианской сферой де€тельности. ќсоба€ убежденность относительно тех или других религиозных догматов имеет, таким образом, основание в опыте, лежащем в области чувств. ƒогматы могут быть полны каких угодно нелепостей: энтузиазм облечет их непоколебимой достоверностью. „ем внезапнее, необъ€снимее такой опыт, тем легче он может служить отправным пунктом дл€ необоснованного на разуме познани€" [142].

Ќе трудно перечислить характерные черты этих переживаний, которые €, дл€ избежани€ двусмысленности, предпочитаю называть не "состо€ни€ми веры", а "состо€ни€ми уверенности". Ќо трудно пон€ть интенсивность этих переживаний тому, кто сам не испытывал их.

ѕервой и основной чертой этих переживаний €вл€етс€ освобождение от состо€ни€ угнетенности, Ц уверенность, что в конце концов все будет хорошо, Ц ощущение внутреннего мира и гармонии, Ц утверждение жизни несмотр€ на то, что внешние обсто€тельства нисколько не изменились. “акое чувство уверенности в "милосердии" Ѕожьем, в "оправдании", в "спасении", почти всегда сопровождает переживаемые христианами обращени€; но даже при полном отсутствии этой уверенности может €витьс€ то же ощущение внутреннего мира: вспомните приведенное выше переживание бывшего оксфордского студента. ћожно привести еще много таких примеров, где уверенность в личном спасении приходит только после обращени€, как результат его. ÷ентральным же переживанием в таком состо€нии €вл€етс€ утверждение жизни, чувство поко€ и радости.

¬торой характерной чертой €вл€етс€ чувство познани€ неизвестных дотоле истин. «авеса мировых тайн становитс€ прозрачной, как говорит проф. Ћеуба, и в большинстве случаев, если не всегда, смысл этих тайн неуловим дл€ слов. »зучение этих €влений, имеющих более интеллектуальный характер, мы отложим до лекции о мистицизме.

“ретьей чертой "состо€ни€ уверенности" €вл€етс€ чувство, что мир подвергс€ каким то объективным переменам. ѕереживающему это состо€ние кажетс€, что "обновление украсило каждый предмет". Ёта новизна пр€мо противоположна той испытываемой меланхоликами новизне, той страшной нереальности и странности мира, иллюстрации которой € приводил раньше. –ассказ о светлом и прекрасном обновлении внутреннего и внешнего мира служит введением почти во все описани€ обращений. ƒжонатан Ёдуардс так описывает свои переживани€ этого рода:

"¬след за тем мое чувство божественных реальностей стало понемногу возрастать, делалось все живее и живее, все более проникалось внутренней сладостью. ¬се изменило свой вид; на каждой вещи заси€л тихий и благостный отсвет Ѕожией славы. —овершенство Ѕога, ≈го мудрость, ≈го чистота, ≈го любовь, казались разлитыми во всем: в солнце, в луне и в звездах; в тучах и в голубом небе; в траве, в цветах, в водах и в деревь€х, во всей природе. я часто бывал поражен этим. —реди всех €влений природы самыми при€тными стали дл€ мен€ молни€ и гром; до этого же ничто так сильно не пугало мен€, и € трепетал от страха, когда видел, что собираетс€ гроза. “еперь же, напротив, это радует мен€" [143].

Ѕилли Ѕрэй, малообразованный английский евангелист, так описывает нам свое чувство обновленности всего мира:

"я сказал —пасителю: "“ы говорил: просите и дастс€ вам; ищите и обр€щете; стучите и отвор€т вам Ц и мо€ вера достаточно сильна, чтобы этому поверить". ¬ ту же минуту —паситель сделал мен€ таким счастливым, что € не могу даже выразить охватившего мен€ чувства. я испускал крики радости. я прославл€л Ѕога от всего сердцаЕ Ёто было, мне помнитс€, в но€бре 1823 г., но € не знаю точно в какой день. я вспоминаю, что все казалось мне новым, люди, пол€, стада, деревь€. я был как бы новый человек в новом мире. Ѕольшую часть времени € проводил в том, что славил √оспода" [144].

—тарбэк и Ћеуба привод€т несколько примеров этого чувства. ƒва следующие отрывка € заимствую из собрани€ рукописей —тарбэка. ¬ первом одна женщина пишет:

"ћен€ привели в собрание под открытым небом, где мать мо€ и друзь€ по религии молились, чтобы обращение коснулось мен€. я была глубоко взволнована. —ознание моей неправедности и мольба к Ѕогу о моем спасении сделали мен€ чуткой и восприимчивой ко всему окружающему. я просила милосерди€ и прощени€ и испытала €ркое чувство отпущени€ моих грехов и обновлени€ моей души. ѕодн€вшись с колен, € воскликнула: "¬се старое исчезло, все стало новым!" я как бы вошла в иной мир, в новое бытие. ¬се предметы вокруг мен€ сверкали новизной, мой духовный взор так про€снилс€, что € видела красоту в каждом материальном предмете вселенной; леса издавали шум, подобный небесной музыке; душа мо€ торжествовала от полноты любви к √осподу, и € хотела в каждого человека вселить свою радость".

¬торой отрывок передает рассказ одного мужчины:

"я не помню, как дошел до лагер€, не помню, как доплелс€ до палатки, где жил слуга Ѕожий ***. ќна была полна людьми, искавшими спасени€, которые производили ужаснейший шум: одни глухо стонали, другие прерывисто сме€лись, третьи кричали. ¬ дес€ти шагах от палатки под большим дубом € упал ниц и попробовал молитьс€, но каждый раз, как только € хотел призвать Ѕога, мое горло сжимала кака€-то рука. „ь€ она была, € не знаю. ћне казалось, что € умру, если не найду облегчени€, но вс€кий раз, как € пыталс€ молитьс€, эта невидима€ рука сжимала мое горло и останавливала дыхание.

Ќаконец чей-то голос сказал: "попытайс€ раска€тьс€, иначе ты умрешь". я сделал последнее усилие призвать милосердие Ѕожие, решившись окончить мою молитву, хот€ бы мне пришлось умереть от удушь€. ѕоследнее, что удержалось в моем сознании, Ц это то, что € был опрокинут рукой, продолжавшею сжимать мое горло. Ќе знаю, долго ли оставалс€ € в таком состо€нии, и что произошло за это врем€. Ќикого из близких не было со мною.

 огда € пришел в себ€, € увидел над собой толпу, прославл€вшую Ѕога.  азалось небо отверзлось, что бы излить на мен€ лучи света и славы. » так было не одно мгновение, но весь день и всю ночь потоки света и славы лились в мою душу. ќ, какой переворот произвело это во мне! ¬се стало новым. ћои лошади, свиньи и все люди, все преобразилось".

Ётот рассказ показывает нам новую черту такого рода переживаний Ц автоматизм. ќн так резко про€вл€лс€ при обращени€х восприимчивых к внушению людей, что стал обычным средством распространени€ и проповеди религиозных учений во времена Ёдуардса, ”эсли и ”итфильда. —перва полагали, что это Ц про€вление чудесной "силы", исход€щей от св. ƒуха; но вскоре вокруг этого вопроса возникло большое разногласие. Ёдуардс в "ћысл€х о возрождении религии в Ќовой јнглии" (Thoughts on the Revival of Religion in New England), защищал первое из этих мнений от нападавших на него критиков; ценность этих €влений была долго предметом спора даже среди разных возрожденских сект [145]. ќднако несомненно, что эти €влени€ не имеют существенного значени€, и хот€ их наличность делает обращение более замечательным и пон€тным дл€ человека, пережившего его, тем не менее, нет оснований дл€ предположени€, что обращение, не сопровождающеес€ автоматическими состо€ни€ми, менее благотворно и менее глубоко действует на человека. ¬ообще состо€ни€ беспам€тства, конвульсии, видени€, автоматическа€ речь, затрудненное дыхание и т.п. должны быть просто приписаны тому, что данный человек обладает широкой областью сублиминальной жизни, котора€ вызвала в нем нервную неустойчивость. „асто сам человек, переживающий эти состо€ни€, придерживаетс€ такого же взгл€да на причины их. ” —тарбэка есть такой пример:

"я прошел через опыт, который называют обращением. ¬от как € объ€сн€ю его: человек дает кипеть своим чувствам до той черты, котора€ граничит со взрывом, подавл€€ их физические про€влени€ Ц такие, как ускорени€ пульса Ц и вдруг сразу они вырываютс€ наружу и овладевают им всецело. “огда наступает чувство неописуемого облегчени€: такой взрыв чувств дает одно из самых интенсивных наслаждений".

—ледующа€ форма автоматизма чувств, как часто повтор€юща€с€, заслуживает особого внимани€. я говорю о тех световых €влени€х, галлюцинаци€х или псевдогаллюцинаци€х, которые известны в психологии под именем фотизмов. ќслепительное видение св. ѕавла можно причислить к этой категории, так же как и тот крест, который император  онстантин видел на небе. ¬ предпоследнем цитированном мною случае, обращенный рассказывает, что "потоки света и славы" проникли в него. √енри јллайн говорит о виденном им свете, не как о €влении внешнего мира. ѕолковник √ардинер также видел €ркий свет. ‘инней пишет:

"¬друг слава Ѕожи€ озарила мен€ чудесным образом. Ќеизъ€снимый свет заси€л так сильно над моей душою, что € был почти повержен на землю. Ётот свет был похож на блеск солнца, сверкающий по всем направлени€м. ќн был невыносим дл€ моих глазЕ я думаю, что испытал тогда нечто сходное с тем светом, который поразил ѕавла по дороге в ƒамаск. Ёто был свет, которого € не мог бы вынести, если бы он си€л долго" (Memoirs, p. 34).

‘отизмы не представл€ют редкого €влени€. ¬от пример из собрани€ —тарбэка, где подобный свет казалс€ тому, кто его видел, исход€щим из внешнего источника:

"я присутствовал на целом р€де богослужений этой секты в продолжение двух недель. ћен€ несколько раз призывали к алтарю, и мало-помалу все это глубоко запечатлелось в душе моей; € решил наконец сделать то, к чему мен€ склон€ли, Ц иначе мне казалось, € погибну без возврата. ќбращение мое € пережил с большой €ркостью; мне казалось, будто т€жесть в целую тонну весом упала с моего сердца. ¬ это мгновение € увидел странный свет, который освещал всю комнату (в ней было темно, так как наступила уже ночь); сознание высшего счасть€ снизошло на мен€ и заставило мен€ много раз повторить: "как велика слава “во€, √осподи!" я решил всю жизнь свою отдать служению Ѕогу и отказатьс€ ради Ќего от своего низкого честолюби€, богатства и общественного положени€. ѕривычки прежней жизни мешали моему новому росту, но € старательно преодолевал их, и через год все мое существо переродилось, т.е. все мои стремлени€ стали иными".

ѕривожу еще один пример из собрани€ рукописей —тарбэка:

"ƒвадцать три года тому назад € был €вно обращен к Ѕогу или вернее вновь призван »м. ќпыт моего возрождени€ ничем не был омрачен, и € не впадал в прежнее состо€ние. Ќо опыт достижени€ совершенной св€тости произошел во мне лишь 15го марта 1893 г., около одиннадцати часов утра, при совершенно непредвиденных обсто€тельствах. я сидел спокойно и распевал псалмы ѕ€тидес€тницы. » вдруг почувствовал, как что-то хлынуло в мен€ потоком и переполнило все мое существо; никогда раньше € не испытывал ничего подобного. ¬ это врем€ мне казалось, как будто кто-то водит мен€ по огромной €рко освещенной комнате. » когда € шел за моим проводником и гл€дел вокруг, €сна€ мысль отпечатлелась в моем уме: "»х здесь нет, они все куда-то исчезли".

 ак только эта мысль прин€ла определенную форму, прежде чем она облеклась в слова, ƒух —в€той внушил мне, что перед моими очами была мо€ собственна€ душа. “огда впервые в жизни € пон€л, что очистилс€ от вс€кого греха и исполнилс€ благодати Ѕожией".

ѕроф. Ћеуба рассказывает о случае, бывшем с мистером ѕиком, у которого световые €влени€ напоминают хроматические галлюцинации, вызываемые одур€ющими почками растени€ из породы кактусов, которое мексиканцы называют "mescal".

" огда € пошел утром на работу в поле, слава Ѕожи€ обнаружилась передо мною в каждом творении ≈го. я хорошо помню, что мы косили тогда овес, и каждый стебель, каждый колос казалс€ мне окруженным радужным ореолом славы, славы Ѕожией" [146].

ѕоследним и самым характерным элементом обращени€ €вл€етс€ тот экстаз счасть€, который вызываетс€ подобным душевным кризисом. ¬о многих из приведенных выше рассказов описывалс€ этот экстаз. я добавлю еще только два описани€:

"¬се мои чувства, казалось, кипели во мне и рвались наружу. »з сердца вырывалс€ крик: "я хотел бы всю душу мою открыть перед Ѕогом". ƒушевный подъем во мне был так силен, что € бросилс€ в уединенную комнату конторы, чтобы там помолитьс€. ¬ этой комнате не было огн€, и свет не проникал в нее; тем не менее, она показалась мне €рко освещенной. я закрыл дверь за собой; мне показалось, что € встретилс€ лицом к лицу с √осподом »исусом ’ристом. Ќи тогда, ни позже мне не приходило в голову, что это только обманчивое видение. Ќаоборот, мне казалось, что € ≈го видел так же, как и вс€кого другого человека. ќн не говорил ничего, но так смотрел на мен€, что € повергс€ к ≈го ногам. ћое состо€ние казалось мне чудом, так как € был убежден, что ќн действительно стоит передо мною, и что € действительно пал к ≈го ногам и открыл перед Ќим мою душу. я плакал громко, как ребенок, и исповедывал перед Ќим мои грехи, насколько позвол€л мне это мой сдавленный волнением голос. ћне казалось, что € обливал ≈го ноги слезами, хот€ € не могу припомнить впечатлени€ от прикосновени€ к Ќему. ¬еро€тно, € долго оставалс€ в этом состо€нии; но мой дух так был поглощен этим событием, что никакого воспоминани€ о том, что € говорил, у мен€ не осталось. «наю только, что когда € успокоилс€ и овладел собой, € вернулс€ в контору, где увидел, что толстые полень€ дров, подложенные мною перед моим уходом в огонь, уже почти совсем сгорели. ¬ ту минуту, когда € повернулс€, чтобы сесть против огн€, € получил крещение ƒухом —в€тым. » хот€ у мен€ не было ни малейшего представлени€ о том, что это может случитьс€, никакого воспоминани€ о подобном случае, происшедшем с кем бы то ни было, ƒух —в€той снизошел на мен€ и овладел моей душой и телом. ” мен€ было €сное ощущение, как бы электрической волны, пробежавшей по всему моему существу. ¬олны любви затопл€ли мен€ одна за другой, Ц не умею иначе выразить того чувства. ћне казалось, что это дыхание самого Ѕога. ясно вспоминаю ве€ние незримых крыльев надо мною. Ќикакие слова не могли бы выразить ни с чем не сравнимую любовь, влившуюс€ в мое сердце. я громко плакал от радости и любви. Ѕез преувеличени€ могу сказать, что трепет моего сердца выражалс€ в насто€щем рычании. ¬олны набегали на мен€, одна за другой, одна другой выше, пока € наконец воскликнул Ц € помню это: "я умру, если эти волны не перестанут набегать на мен€!" » € сказал: "√осподи, € не могу больше вынести этого". Ќо ни малейшего страха смерти у мен€ не было.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

1323 - | 1206 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.