Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ IX ќЅ–јў≈Ќ»≈ 1 страница




 

ќбращение, возрождение, обретение благодати и веры, достижение внутреннего мира Ц все это выражени€, обозначающие медленный или внезапный процесс, которым раздвоенна€ и сознающа€ себ€ недостойной и несчастной душа приходит к внутреннему объединению, к сознанию своей праведности и к ощущению счасть€: она находит твердую опору в своей вере в реальность того, что ей открыли ее религиозные переживани€. “аков общий смысл пон€ти€ "обращение" безотносительно к тому, верим ли мы или нет, что дл€ такого нравственного перерождени€ необходимо непосредственное вмешательство Ѕожественной —илы.

ѕрежде чем приступить к более подробному изучению этого процесса, мне бы хотелось оживить только что сделанное нами определение конкретным примером. ќтрывок, который € приведу сейчас, € нашел в американской брошюре, представл€ющей теперь библиографическую редкость, где изложена биографи€ некоего —тефана Ѕрэдле€, человека, почти неграмотного [104].

я выбрал именно этот случай, так как он €рко показывает, что в таких внутренних душевных переворотах человек находит в себе неожиданно, одну за другой, скрытые глубины, как будто тайные возможности души расположены в ней р€дом ступеней, существование которых мы даже не предугадываем.

Ѕрэдлей полагал, что он испытал уже полное обращение, когда ему было четырнадцать лет.

"ћне казалось, что € видел иногда —пасител€ в человеческом образе: ќн оставалс€ в моей комнате около секунды с распростертыми руками; своим видом ќн как бы говорил мне: "ѕриди". Ќа другой день € трепетал от радости и страха; и даже много времени спуст€, мое счастье было так велико, что € желал умереть. ” мен€ не осталось, и в этом € был вполне убежден, никакого т€готени€ к этому миру.  аждый день казалс€ мне таким торжественным, как праздник √осподень. ” мен€ было гор€чее желание, чтобы все люди испытали такое же чувство и возлюбили Ѕога превыше всего. –аньше € был очень эгоистичен и горд; теперь € желал блага дл€ всех, € чувствовал, что мог бы простить от всей души худшего из моих врагов, и что € готов снести презрение и насмешки от кого угодно, все вынести дл€ √оспода, если таким путем € смогу стать орудием обращени€ хот€ бы дл€ одной души".

ƒев€ть лет спуст€, в 1829 году Ѕрэдлей слышал следующий рассказ об одном случае религиозного возрождени€.

"ћногие из новообращенных, говорит он, подходили ко мне на собрани€х и спрашивали, имею ли € веру. ¬ большинстве случаев € отвечал: "Ќадеюсь, что да". “акой ответ не удовлетвор€л их; по их словам они определенно знали, что вера у них была. я просил их молитьс€ за мен€, дума€, что если до сих пор у мен€ не было веры, хот€ € так долго считал себ€ христианином, должно же, наконец, придти врем€, когда она €витс€; и € наде€лс€, что их молитвы за мен€ будут услышаны.

¬ одну из суббот € отправилс€ в јкадемию послушать методистского проповедника. ќн говорил о страшном суде и изобразил его в таком торжественном и грозном виде, как € никогда еще не слыхал. ћне казалось, что € там присутствовал. ¬се стороны моего духа пробудились; € трепетал на моей скамье, хот€ в глубине души моей еще ничего не совершилось. Ќа следующий день вечером € оп€ть пошел слушать его. ќн вз€л текст из јпокалипсиса: "» € видел мертвых, больших и малых, представших перед √осподом".  артина ужасов этого дн€, могла бы настроить даже камень.  огда он кончил свою речь, один старый господин, сказал, обраща€сь ко мне: "¬от это € называю проповедью!" я был согласен с ним, но сердце мое не см€гчилось, и, несмотр€ на слова проповедника, вера, кака€ была у него, не передалась мне.

“еперь € хочу рассказать, как познал € могущество св€того ƒуха. ≈сли бы кто-нибудь раньше предсказал мне, что € на собственном опыте познаю ≈го силу, € бы прин€л это за насмешку. ќднажды вернувшись домой из собрани€, € спрашивал себ€, отчего € так черств душой? я лег спать, испытыва€ обычное равнодушие к религиозным вопросам. Ќо через п€ть минут ƒух —в€той воздействовал на мен€ следующим образом: € почувствовал такое сильное сердцебиение, что невольно подумал, не захворал ли €; но так как и не испытывал при этом никакой боли, это состо€ние мен€ не встревожило. —ердце мое билось все сильнее, и скоро € убедилс€, что это ƒух —в€той сошел на мен€, и тогда € ощутил величайшее блаженство, смирение, и больше чем когда бы то ни было, чувство моей недостойности. я произнес громко: √осподи! чем € заслужил это счастье? и другие слова, подобные этим. “огда нечто, как быстрый поток воздуха, вошло в мои уста и в мое сердце. Ёто было ощущение более отчетливое, чем ощущение пить€. ќно продолжалось, насколько € могу судить, минут п€ть, а может быть даже и больше, причинив мне снова сердцебиение. » в момент высшего напр€жени€ этого чувства, € просил Ѕога не увеличивать моего счасть€, так как € не мог уже вместить и того, какое переживал.  азалось, сердце мое разорветс€, но когда € почувствовал себ€ преисполненным любовью и милостью Ѕога, оно успокоилось. ¬се врем€, пока длилось такое состо€ние, в уме моем была мысль: „то может значить оно? ¬друг как бы в ответ на это в моей пам€ти встал Ќовый «авет, раскрытый на VIII-ой главе послани€ к –имл€нам с €рко освещенными стихами 26 и 27; и € прочел там эти слова: "сам ƒух ходатайствует за нас воздыхани€ми неизреченными". ¬се врем€, пока сердце мое усиленно билось, € не переставал вздыхать, как от великой т€жести; и было трудно остановить эти вздохи, хот€ € т€жести не испытывал. Ѕрат мой, который спал в соседней комнате, приотворил ко мне дверь и спросил, не бол€т ли у мен€ зубы? я ответил, что нет, и отослал его спать. ” мен€ же совсем пропал сон, € был слишком счастлив. » € бо€лс€ утратить это счастье. я думал:

¬ такой блаженный час мо€ душа

ќхотно бы свое покинула жилище".

—ердце мое перестало, наконец, трепетать. я почу€л, что душа мо€ вс€ полна —в. ƒухом, и мне казалось, что ангелы реют над моим ложем. ћне было радостно беседовать с ними, и € так закончил свою речь к ним: "ќ вы, благодатные ангелы!  ак полны вы участием к нашему блаженству, дл€ которого мы сами делаем так мало!" ѕосле этого € попробовал заснуть.  огда € проснулс€ утром, моей первой мыслью было: что сталось с моим счастьем и —леды его еще теплились в моем сердце, но мне хотелось большого. ¬друг € почувствовал, что душа переполнена им. я встал, чтобы одетьс€, и увидел с удивлением, что едва держусь на ногах. Ќо то, что € испытал, не может быть высказано словами. ƒуша освободилась от страха смерти; умереть дл€ мен€ стало так же просто, как заснуть.  ак птица в клетке, € желал вырватьс€ из темницы тела, чтобы соединитьс€ с ’ристом, хот€ в то же врем€ € был готов жить, чтобы делать добро люд€м и привести грешников к раска€нию.

я спускалс€ с лестницы с таким ощущением важности всего происшедшего, кака€ бывает при великих потер€х. я решил не говорить об этом ни отцу, ни матери раньше, чем не посмотрю в Ќовый «авет. я пошел пр€мо к этажерке и открыл его на VIII главе послани€ к –имл€нам; каждый стих подтверждал мне, что это были Ѕожьи слова; каждое слово имело отношение к тому, что € переживал. “олько тогда € заговорил с родител€ми. » € спросил их, не замечают ли они, что не мой голос говорит во мне, так как все, что € говорил, казалось, было продиктовано ƒухом —в€тым. Ќо слова, которые € произносил, были в то же врем€ и моими. я думаю, что € был в том же состо€нии, в каком находились апостолы в день сошестви€ —в. ƒуха (хот€ € и не мог передавать это состо€ние другим и творить то, что они творили). ѕосле завтрака € пошел к моим сосед€м на собрание, чтобы говорить там о религии. Ќакануне этого дн€ € ни за какие блага не решилс€ бы сделать это. я молилс€ с ними, чего раньше никогда не делал публично.

” мен€ такое чувство, что € этим правдивым рассказом исполн€ю долг, и € надеюсь, что это может послужить на пользу тем, кто прочтет написанное мною, если Ѕогу это будет угодно. ќн исполнил свое обещание, ниспослав в наши сердца ƒуха —в€того Ц по крайней мере, так было с моим сердцем. » теперь никакие деисты, ни атеисты не могли бы поколебать моей веры в ’риста".

“аково было обращение, пережитое Ѕрэдлеем; о вли€нии этого душевного переворота на его дальнейшую жизнь нам ничего неизвестно. “еперь пора приступить к тщательному изучению отдельных элементов, составл€ющих процесс обращени€.

≈сли вы откроете какое-нибудь сочинение по психологии на главе, посв€щенной ассоциации идей, то вы прочтете, что мысли, стремлени€ и представлени€ человека расположены в его сознании отдельными группами и системами, наход€щимис€ в относительной независимости друг от друга. ¬с€ка€ "цель", встающа€ перед человеком, вызывает в его сознании некоторое специфическое возбуждение и собирает вокруг себ€ известную группу идей, наход€щихс€ в подчинении той цели, с которою они ассоциированы; если цели и вызываемые ими возбуждени€ различны по своему характеру, то и соответствующие им группы идей имеют между собою мало общего.  огда одна кака€-нибудь группа находитс€ в сознании и привлекает к себе всю силу внимани€, то все идеи, св€занные с другими группами, исчезают с пол€ сознани€.  огда президент —оединенных Ўтатов едет отдохнуть в глухие места с ружьем и рыболовными снаст€ми, то преобладающа€ в его сознании система идей коренным образом измен€етс€. «аботы государственного управлени€ уход€т в самую глубь сознани€; официальный образ жизни и официальные привычки смен€ютс€ обиходом сына прерий, и люди, знавшие в нем только энергичного государственного де€тел€, не узнали бы его, встретившись с ним в это врем€.

≈сли бы президент не вернулс€ более к своим государственным об€занност€м, если бы политические интересы не овладели вновь первым планом его сознани€, то в области мыслей, поступков и стремлений он стал бы совершенно перерожденным человеком. ќбычные изменени€ нашего душевного состо€ни€, происход€щие в нас вс€кий раз, когда одно наше стремление смен€етс€ другим, мы не признаем "обращением". Ќо когда какое-нибудь одно стремление прочно овладеет чьей-нибудь душой и приобретет такую силу, что окончательно изгон€ет из нее своих соперников, то мы уже отмечаем это как "обращение".

«десь мы наблюдаем полное разделение личности, какое не может произойти в тех случа€х, когда в душе одновременно живут две или более группы стремлений, из которых одно практически берет верх над другим и перет€гивает на свою сторону активные про€влени€ человека, тогда как другие стремлени€ остаютс€ только благими пожелани€ми и никогда не осуществл€ютс€ в жизни. ѕервый период безрезультатных стремлений св. јвгустина к праведной жизни может служить нам примером подобного состо€ни€ души. ƒругим примером могло бы служить настроение президента —оединенных Ўтатов, который на вершине государственной де€тельности спрашивал бы себ€, не лучше ли участь дровосека. “акие безвольные и безрезультатные стремлени€ осуждены оставатьс€ пустыми мечтами. ќни живут на отдаленнейших окраинах духа, а в реальном я человека, в центре его энергии господствуют совершенно непохожие на них группы стремлений. ¬ нормальной жизни человека происходит посто€нна€ смена целей и последовательное перемещение различных систем идей от центра сознани€ к его периферии и обратно. я помню, например, как однажды вечером, когда € был еще юношей, отец мой читал вслух какую-то бостонскую газету, где приводилась та часть завещани€ лорда ƒжиффорда, котора€ касалась учреждени€ четырех лекторских кафедр. ¬ то врем€ € не предполагал, что буду когда-либо преподавателем философии, Ц и то, что € слышал, казалось мне столь же чуждым, как если бы дело касалось планеты ћарса. “еперь же, когда € стою на этой кафедре, вол€ лорда ƒжиффорда стала частью моей личной воли, и вс€ мо€ энерги€ временно посв€щена ревностному ее выполнению. —ледовательно, теперь душа мо€ живет тем, что прежде было дл€ нее в практическом отношении нереальным.

 огда € употребл€ю слово "душа", не следует понимать его в онтологическом смысле. ¬едь несмотр€ на то, что в этой области мы инстинктивно употребл€ем онтологические выражени€, буддисты свободно говор€т о ней в чисто феноменалистических терминах. ƒл€ них душа есть только последовательна€ смена полей сознани€; в каждом поле находитс€ известна€ часть или подсознательна€ сфера, очаг возбуждени€, от которого, как от центра, исход€т все наши стремлени€. √овор€ об этой части, невольно употребл€ешь пространственные определени€ дл€ того, чтобы отделить ее от других частей: говоришь "здесь", "это", "мое", противополага€ этим определени€м "там", "то", "твое" и т.п. Ќо наход€щеес€ "здесь" может очутитьс€ "там", "то" стать "этим", "мое" Ц "твоим".

“акие перемещени€ вызываютс€ переменами в эмоциональных возбуждени€х. ¬ажные дл€ нас сегодн€ вещи могут стать нам безразличны завтра. ћы смотрим на окружающее как бы с вершины холма, наход€щегос€ на поле нашего сознани€, и все про€влени€ нашей воли, все стремлени€ исход€т из этой вершины. ќна €вл€етс€ центром нашей динамической энергии, тогда как отдаленные от нее части нашего сознани€ оставл€ют нас равнодушными и пассивными, и в тем большей степени, чем они отдаленнее.

Ёти выражени€ несмотр€ на их иносказательность окажутс€ достаточно точными, если вы проследите на собственном опыте те факты, которые € ими обозначаю.

¬ сфере эмоциональных стремлений возможны большие колебани€: вершина нашего сознани€ может перемещатьс€ подобно блуждающему огню. ¬ этом случае мы имеем дело с той неустойчивой и раздвоенной личностью, о которой мы говорили в прошлой лекции. Ќо фокус, или центр возбуждени€, точка зрени€, из которой исход€т стремлени€, может на долгое врем€ установитьс€ внутри определенной системы идей; такую внутреннюю перемену, если она принимает религиозный характер, и в особенности, если она происходит внезапно, в форме кризиса, Ц мы называем обращением.

¬ дальнейшем, говор€ о вершине сознани€ человека, о той группе идей, котора€ в нем господствует и направл€ет его волю, € буду называть их посто€нным центром его личной энергии. ƒушевна€ жизнь человека в очень большой степени зависит от того кака€ св€зь идей образует центр его энергии, и от того, занимает ли данна€ св€зь идей центральное или периферическое место в его сознании. ¬ыражение "человек пережил обращение" означает, что религиозные мысли, которые до того находились на периферии его сознани€, зан€ли центральное место, что религиозные стремлени€ образовали посто€нный центр его энергии.

≈сли вы потребуете от психологии точного ответа на вопрос, как перемещаетс€ центр возбуждени€ в душе человека, и почему стремлени€, находившиес€ на периферии его сознани€, в известный момент станов€тс€ центральными, то психологи€ вынуждена будет ответить, что она может дать лишь общее описание того, что случилось с душой человека, но не в состо€нии вы€снить в каждом данном случае, какие именно силы вызвали этот процесс. Ќи внешний наблюдатель, ни тот, кто переживает это состо€ние, не в силах объ€снить, как могут отдельные переживани€ изменить таким коренным образом центр духовной энергии человека, и почему это происходит. »звестна€ мысль часто приходит нам в голову, мы много раз повтор€ем какое-либо действие, но в один прекрасный день истинное значение этой мысли впервые раскрываетс€ дл€ нас, а действие становитс€ нравственно невозможным. ћы знаем только, что чувства, мысли и веровани€ бывают то мертвые и холодные, то гор€чие и полные жизни, и когда какое-нибудь чувство наше оживает и воспламен€етс€, то все в душе нашей кристаллизуетс€ вокруг него, или иначе сказать "двигательна€ энерги€" идеи, бывша€ долго потенциальной, становитс€ теперь кинетической. Ќо мы оп€ть впали в иносказание, без которого нам трудно обойтись ввиду резко выраженного индивидуального характера изучаемого €влени€.

» мы вынуждены еще раз прибегнуть к символистическому €зыку, к терминам, заимствованным из механики. Ц ƒуша представл€ет собою систему представлений, из которых каждое обладает способностью вызывать специфическое возбуждение и заключает в себе импульсивные и задерживающие силы, которые укрепл€ют или ослабл€ют друг друга. —истема представлений измен€етс€ в ходе переживаний, благодар€ по€влению новых представлений и исчезновению старых, а силы мен€ютс€ вместе с ростом или одр€хлением организма. ƒушевна€ организаци€ может быть ослаблена и расшатана такими постепенными изменени€ми, подобно зданию, подвергающемус€ действию колебаний почвы, и тогда она держитс€ временными контрфорсами из безжизненных привычек. Ќо какого-нибудь нового представлени€, внезапного эмоционального потр€сени€ или случайного органического недуга достаточно, чтобы разрушить все строение; тогда центр т€жести переноситс€ в более устойчивое душевное состо€ние, в которое без внутренних противоречий и разрушительной дисгармонии укладываютс€ те идеи, которые способствовали перестройке привычного центра энергии, Ц и новое строение твердо стоит многие годы.

”стойчивые ассоциации идей и установившийс€ характер обыкновенно замедл€ют перемещение центра т€жести, а новые впечатлени€ ускор€ют его. ќгромное вли€ние на этот процесс имеют те медленные и незаметные изменени€ наших инстинктивных стремлений и помыслов, которые вызываютс€ неощутимыми прикосновени€ми времени. Ёти вли€ни€ воспринимаютс€ нами только бессознательно или полу-бессознательно [105]. ≈сли мы возьмем человека, подсознательна€ жизнь которого (о ней мне придетс€ вскоре говорить подробнее) сильно развита и в котором мотивы поступков обыкновенно созревают в тиши, то перед нами будет €вление, полного объ€снени€ которого мы не в состо€нии будем дать, и которое, как наблюдателю, так и человеку, переживающему его, будет казатьс€ до некоторой степени чудесным. —лучайные эмоциональные потр€сени€, в особенности очень бурные, сильно способствуют процессу переустроени€ душевного склада.  аждому хорошо знакомы внезапные и бурные приступы любви, ревности, раска€ни€, страха, гор€ или угрызений совести, которые неожиданно овладевают душой человека [106]. ѕриливы надежды, счасть€, чувства успокоени€, решимости, Ц все характерные дл€ обращени€ эмоции Ц могут наступить также внезапно и бурно. ј приход€щие с таким бурным натиском эмоции редко оставл€ют душу в том же положении, в каком она была до их по€влени€.

 алифорнийский профессор —тарбэк в своей книге "ѕсихологи€ религии" р€дом статистических исследований обнаружил тесную параллель, существующую между теми "обращени€ми", которые обычны у молодых людей, воспитанных в евангелической среде, и тем внутренним ростом, привод€щим к более интенсивной духовной жизни, который переживают люди всех душевных типов в известный период своего существовани€. ¬озраст, в котором происход€т эти душевные переломы, совпадает в обоих случа€х и приходитс€ обыкновенно на период между четырнадцатью и семнадцатью годами. —имптомы в обоих случа€х одинаковы: сознание своего несовершенства, угнетенное состо€ние духа, болезненный самоанализ, чувство греха, неуверенность в своем будущем, отча€ние, вызываемое жестокими сомнени€ми и т.п. –езультаты тоже похожи: душа обретает счастливый мир и уверенность в себе, благодар€ приспособлению духовных способностей к новому мировоззрению. ƒаже если оставить в стороне случаи пр€мого духовного возрождени€, мы увидим, что в обычном периоде перелома, "бури и натиска" юношеского возраста, когда человек испытывает религиозное пробуждение, он переживает мистические настроени€, поражающие его своею внезапностью и неожиданностью. “о же самое мы видим и у людей, которые переживают возрождающее их душу "обращение". ћежду этими €влени€ми действительно существует полна€ аналоги€; и мне кажетс€ вполне правильным мнение —тарбэка о душевных переломах юношеского возраста: обращение есть по существу нормальное психическое €вление, совпадающее с переходом юноши от тесного детского мира к широкой умственной и духовной жизни зрелого возраста.

"“еологи€, говорит —тарбэк, умело пользуетс€ настроени€ми юношеской души и строит на них свое здание; она знает, что сущностью юношеского развити€ €вл€етс€ освобождение от детства и выход в новую жизнь, к зрелости и к самосто€тельным прозрени€м. —ообразно с этим она примен€ет те средства, которые могут углубить природные стремлени€. ќна сокращает продолжительность периода бури и натиска". ѕо статистическим исследовани€м —тарбэка, сопровождающее обращение "сознание своей греховности" продолжаетс€ в среднем вп€теро дольше, чем период юношеской "бури и натиска", но первое €вление гораздо менее интенсивно. — другой стороны последнее сильнее и чаще отражаетс€ на физическом самочувствии человека, вызыва€, например, бессонницу и потерю аппетита. "—ущественнейшее различие состоит, по моему мнению, в том, что обращение углубл€ет и вместе с тем сокращает переходный период, привод€ человека к окончательному кризису" [107].

ќбращени€, которые имеет здесь в виду проф. —тарбэк, переживались по большей части очень средними людьми, следовавшими чьему-нибудь наставлению, призыву или примеру. “а форма, в которой вылились их переживани€, была следствием внушени€ или бессознательного подражани€ [108].

—ущность переживаемого кризиса может быть однородна, но если люди, переживающие его, воспитывались в разных религи€х и в разных странах, то ход и про€влени€ кризиса будут у них непохожи. Ќапример, в католических странах и даже в среде наших епископальных сект редко встречаетс€ та степень душевной тоски и сознани€ греховности, котора€ составл€ет обычное €вление в среде сект, внутренн€€ жизнь которых основана на €влени€х духовного возрождени€. “ак как общепризнанна€ св€тын€ ближе к этим признающим церковь группам, то личность не чувствует такой потребности обрести особое, индивидуальное спасение и не так сильно стремитс€ к нему. ќднако вс€кое €вление, основанное на подражании, необходимо должно иметь свой прообраз. » € хочу теперь перейти к рассмотрению этих первичных и оригинальных переживаний. ¬еро€тнее всего их можно встретить среди еще не перешедших за юношеский возраст лиц.

ѕрофессор Ћеуба в своей выдающейс€ статье, посв€щенной психологии обращений [109], почти всецело подчин€ет теологическую сторону религиозной жизни ее моральной стороне. –елигиозное чувство он определ€ет, как "ощущение своего нравственного несовершенства, своей неправедности, греховности, сопровождаемое жаждой душевного мира и единства". "—лово религи€, говорит он все чаще и чаще употребл€етс€ в значении конгломерата желаний и чувств, которые вытекают из сознани€ греховности и освобождени€ от греха". Ћеуба приводит много примеров чувства греховности, вызванного целой вереницей пороков, начина€ от пь€нства и конча€ духовной гордыней. ќн доказывает, что душа, терзаема€ этим чувством, нуждаетс€ в такой же немедленной помощи, как и заболевший организм.

Ќесомненно, что подобное определение религии покрывает собою неисчислимое количество индивидуальных обращений. ќчень подход€щим примером в данном случае €вл€етс€ рассказ мистера √эдле€, который, после своего обращени€, стал де€тельно и успешно исцел€ть алкоголиков в Ќью-…орке. ¬от что он пережил:

"¬о вторник вечером € сидел в одном из гарлемских кабачков; € был бездомный пь€ница, лишенный друзей, дошедший почти до полной гибели. я продал или заложил все, что мог, и пропил все деньги. я не мог уже заснуть, чтобы не напитьс€ предварительно до потери сознани€. Ѕыли дни, когда € ничего не ел, а четыре ночи перед этим, начина€ с полуночи, € страдал белой гор€чкой (delirium tremens). „асто € повтор€л себе: € ни за что не стану брод€гой, не дойду до этой крайности, потому что сумею, когда понадобитс€, найти приют на дне реки. Ќо √осподь захотел, чтобы у мен€ не хватило силы сделать и четверти пути до реки, когда така€ минута пришла. я сидел, погрузившись в раздумье, и вдруг €сно почувствовал в себе чье-то великое и могущественное присутствие. “огда € не знал, что это было. “олько позже € пон€л, что это был »исус, друг грешников.

я подошел к прилавку и ударил кулаком о прилавок так сильно, что все стаканы зазвенели. Ћюди, которые пили, сто€ возле него, посмотрели на мен€ с презрительным любопытством. я сказал, что никогда не буду пить больше, ни одного глотка, хот€ бы мне пришлось от этого умереть на улице; и действительно, у мен€ было такое чувство, что € умру раньше наступлени€ ночи.  акой то голос во мне шепнул: если ты хочешь сдержать свое обещание, подвергни себ€ тюремному заключению. я пошел в ближайший полицейский участок и попросил, чтобы мен€ вз€ли в тюрьму.

ћен€ посадили в очень тесную камеру.  азалось все демоны, какие смогли в, ней поместитьс€, вошли туда со мной. Ќо не только они были со мной. Ќет, благодарение Ѕогу! Ѕлагодетельный ƒух который осенил мен€ в кабачке, был тоже здесь и говорил мне: ћолись! я молилс€, и хот€ это не принесло мне большой помощи, продолжал молитву.  огда € был в состо€нии покинуть мою камеру, мен€ повели в суд, откуда € был снова доставлен в тюрьму. ѕотом мен€ выпустили. я пришел в дом моего брата, где мен€ окружили заботами.  огда € лежал в постели, ƒух поддерживал мен€, не покида€ ни на минуту. ¬ воскресенье утром € почувствовал, что этот день должен решить мою судьбу. ¬ечером мне пришло в голову пойти в убежище ƒжерри ћак ќле€ (Jerry McAuley's Mission). я вошел туда. «ала была переполнена, и € с большим трудом пробралс€ к эстраде. “ам € увидел этого божьего человека, этого апостола пь€ниц и парий, самого ƒжерри ћак ќле€. ќн подн€лс€ и, среди глубокого молчани€, рассказал о своем собственном обращении. Ётот человек говорил с искренностью, котора€ неотразимо действовала на душу, и € сказал себе: "ћожет быть, несмотр€ на все, Ѕог спасет и мен€". я слушал свидетельства 25 или 30 лиц, спасенных от алкогол€, и € прин€л решение спастись или умереть немедленно. ¬ минуту, когда был подан знак дл€ молитвы, € опустилс€ на колени вместе с толпой страдавших алкоголизмом. ƒжерри молилс€ первый. ѕотом госпожа ћак ќлей гор€чо молилась за нас. ќ, кака€ битва подн€лась в моей бедной душе! Ѕлагословенный голос шептал мне тихо: "приди"! ƒь€вол говорил: "берегись!" я колебалс€ только минуту и потом с разбитым сердцем воскликнул: "Ѕоже милосердный, можешь ли ты мне помочь?" Ќикогда человеческими словами не описать этого мига. ƒо этого душа мо€ была полна тьмой, теперь же € почувствовал, что свет славы озарил мое сердце. я увидел себ€ свободным человеком. ќ, какое это было ни с чем не сравнимое чувство безопасности, освобождени€, безграничного довери€ к »исусу! я чувствовал, что ’ристос со всем своим светом и могуществом вошел в мою жизнь, что мое прошлое действительно от мен€ отрезано. ¬се вещи предстали предо мною в новом свете.

— этой минуты € никогда не испытывал потребности ни в одном глотке виски, и все золото, какое есть в мире, не заставило бы мен€ проглотить ни одной капли. ¬ эту ночь € обещал Ѕогу, что буду работать дл€ него всю жизнь, если только он освободит мен€ от влечени€ к крепким напиткам. ќн сделал это, и с своей стороны € постаралс€ сдержать мое обещание [110].

ѕроф. Ћеуба совершенно прав, замеча€, что рассудочно-богословский элемент отсутствует в этих переживани€х, начинающихс€ безмерной жаждой найти помощь свыше и кончающихс€ действительным обретением этой помощи. Ћеуба приводит р€д пережитых пь€ницами обращений, за которыми надо признать чисто этический характер, так как в них не входит ни одно теологическое верование. » такой душевный перелом, как например у ƒжона √о, проф. Ћеуба считает совершенно атеистическим обращением, так как в нем нет и следа веры в Ѕога. ("—пасителем" своим √о считал какого-то лаке€ из ресторана) [111]. Ќесмотр€ на распространенность того типа обращений, при котором человек почти не сознает своего отношени€ к внешнему миру, € все же думаю, что проф. Ћеуба преувеличил психологическое значение этого €влени€. Ётот тип обращени€ соответствует той форме болезненной меланхолии, котора€ окрашена узким субъективизмом, как мы это видели у Ѕань€на и јллайна. ¬ седьмой лекции мы познакомились с иной формой меланхолии, котора€ вызвана гнетущим сознанием отсутстви€ смысла, как в жизни всего мира, так и в каждом отдельном существовании. ¬спомните переживани€ “олстого [112]. Ќесомненно, что в состо€ние обращени€ могут входить различные элементы, и необходимо тщательно изучить их отношение к человеческим индивидуальност€м [113].

≈сть люди, которые безусловно неспособны ни при каких обсто€тельствах пережить обращени€. –елигиозные идеи не могут стать центром их духовной энергии. ќни могут быть прекрасными людьми, могут быть Ѕожьими слугами в практической жизни, но никогда не смогут стать детьми ≈го царстви€. “акие люди неспособны создать в своем воображении образ невидимого и навсегда остаютс€, по словам св€щенного писани€, "бесплодными смоковницами". ѕодобна€ глухота души к религиозной вере иногда бывает вызвана интеллектуальными причинами. —пособность к религиозным переживани€м у некоторых людей бывает иногда заглушена таким мировоззрением, каково, например, пессимистическое и материалистическое. »ные чуткие души, которые при других услови€х дали бы свободно развитьс€ своим религиозным склонност€м, как бы замораживают их таким мировоззрением. ѕодобную же роль может сыграть и то агностическое veto, которое наложено было в последние дес€тилети€ на религиозную веру, как на нечто недостойное культурного человека, и которое запугало многих из нас, заставив подавл€ть свои природные инстинкты. ” некоторых людей эти преграды на пути к вере так непреодолимы, что ничто не может их разрушить. ƒо конца своей жизни эти люди отворачиваютс€ от веры, их духовна€ энерги€ никогда не достигает религиозного центра, и последний навсегда остаетс€ в бездействии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 257 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1427 - | 1272 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.