Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћекци€ IX ќЅ–јў≈Ќ»≈ 3 страница




Ќо € должен был пройти еще через один т€желый опыт. Ќа другой день после моего обращени€ € пошел на сенокос, помогать в уборке —ена, и так как € не давал обещани€ Ѕогу воздерживатьс€ от спиртных напитков, € пил слишком много и в нетрезвом виде вернулс€ домой. ћо€ бедна€ сестра была в отча€нии. я же со стыдом удалилс€ в мою комнату, куда она последовала за мной в слезах. ќна упрекала мен€ в моем падении, так быстро последовавшим за обращением. Ќо хот€ € был пь€н, рассудок мой не окончательно помутилс€ и € знал, что дело Ѕожье не может пропасть бесследно. ќколо полудн€ € опустилс€ на колени и стал молитьс€ Ѕогу в первый раз за двадцать лет. я не просил прощень€, € чувствовал, что это мне не поможет, так как знал, что снова могу пасть. я предалс€ в руки Ѕожьи с глубокой верой, что € растворюсь в Ѕоге, что Ѕог возьмет мен€ всего; и € прин€л это уничтожение. ¬ таком самозабвении не кроетс€ ли тайна вс€кой св€той жизни? — этого момента крепкие напитки не были страшны мне: никогда € не притрагивалс€ к ним больше, никогда больше их не желал. “о же самое случилось и с курением: с двенадцатилетнего возраста € был отча€нным курильщиком; отныне желание курить исчезло во мне и уже не возвращалось. “ак же было и с другими грехами Ц освобождение от них каждый раз было посто€нным и полным. —о времени моего обращени€ € уже не подвергалс€ плотским искушени€м, и хот€ сатана еще не был окончательно побежден во мне Ѕог отн€л у него эту власть надо мной. — той поры, как € всецело вручил мою жизнь Ѕогу, ќн руководил мною тыс€чью различных способов. ќн открыл путь предо мною таким образом, что это могло бы показатьс€ неверо€тным дл€ тех, кто не пережил этого благодатного опыта вручени€ себ€ Ѕогу".

“ак произошло обращение бывшего оксфордского студента; после этого его прежние порочные склонности совершенно исчезли.

Ќо самым замечательным случаем внезапного обращени€, из всех тех, которые мне известны, € считаю обращение в католичество одного атеиста, французского евре€ јльфонса –атисбонна, происшедшее в –име в 1842 году. ¬ письме к другому лицу, духовного сана, написанном несколько мес€цев спуст€, обращенный дает €ркое описание своих переживаний [128]. ѕредрасполагающие услови€ к обращению у него были, по-видимому, незначительны. ѕравда, старший брат его перешел в католичество и сделалс€ св€щенником. Ќо сам –атисбонн был нерелигиозен и чувствовал сильную антипатию к брату христианину, в особенности к его сутане. ѕриехав двадцати дев€ти лет в –им, он встретилс€ с одним французом, который пыталс€ обратить его в католичество. Ќо после двух или трех разговоров новому знакомому –атисбонна удалось только заставить его надеть на шею какой-то медальон, причем он сделал это полушут€, и прочесть короткую молитву к Ѕогородице. –атисбонн пишет, что к этим разговорам он относилс€ несерьезно; но он отмечает, что были дни, когда он не мог изгнать слов молитвы из своего ума, и что в ночь перед обращением он видел во сне черный крест, без обычной фигуры расп€того на нем ’риста. ќднако, до полудн€ следующего дн€ душа его была спокойна, и он вел пустые разговоры. ¬ письме своем он так говорит об этом:

"≈сли бы в это врем€ кто-нибудь сказал мне: "јльфонс, через четверть часа ты уверуешь в »исуса ’риста, как в твоего √оспода и —пасител€; ты падешь ниц перед алтарем убогой церкви и положишь ногу католического св€щенника на свою грудь; проведешь карнавал в школе иезуитов, чтобы подготовитьс€ к прин€тию крещени€, готовый отдать жизнь за католическую веру; откажешьс€ от мира, от его прелестей и наслаждений; откажешьс€ от карьеры, от надежд, от любимой невесты, если это будет нужно: от семьи, от близких друзей, от прив€занности к еврейскому народу; у теб€ не будет других желаний, кроме жажды следовать за ’ристом и нести его крест до смерти"; если бы, говорю €, какой-нибудь пророк пришел ко мне с таким предсказанием, € бы подумал, что безумнее его может быть только тот, кто поверил бы его бессмысленному пророчеству. ќднако теперь это безумие Ц мо€ единственна€ мудрость, мо€ единственна€ радость.

¬ыход€ из кофейни, € встретил кол€ску г-на Ѕ. (того самого, который уговаривал его креститьс€). ќн остановил экипаж и предложил мне проехатьс€ вместе с ним, но попросил подождать, пока он выслушает службу в церкви San Andrea delle Fratte. ¬место того, чтобы ожидать в экипаже, € вошел в церковь с целью осмотреть ее. ќна оказалась бедной, маленькой и почти пустой; кажетс€, что кроме мен€ в ней никого не было. Ќи одно произведение искусства не привлекло моего внимани€, ни одна мысль не шевелилась во мне, и € равнодушно огл€дывал внутренность церкви. ћне помнитс€ теперь только кака€ то черна€ собака, вертевша€с€ передо мной, пока € был в этом полузабытьи. Ќо вдруг собака пропала, исчезла вс€ церковь, и € больше не видел ничегоЕ вернее € видел только одно.

"√осподи, как смею € говорить об этом! „еловеческие слова не могут выразить невыразимого. ¬с€кое описание, как бы возвышенно оно не было, может лишь оскорбить невыразимую истину.

"я лежал ниц на земле, облива€сь слезами, и сердце мое трепетно билось, когда Ѕ. вновь вызвал мен€ к жизни. я не был в состо€нии отвечать на вопросы, которыми он осыпал мен€. Ќаконец € нашел в себе силы вз€ть медальон, висевший у мен€ на груди, и поцеловал изображенный на нем образ си€ющей благодатью Ѕогородицы, вложив в этот поцелуй всю мою душу. ќ, это была ќна, это была ќна! (¬идение, представшее ему в церкви в минуту обращени€, был образ Ѕогородицы).

"я не знал, где нахожусь, не знал, јльфонс ли €, или другой человек. я знал только, что € изменилс€, и чувствовал себ€ другим человеком, я искал себ€ в себе, и не находил. ¬ глубине души € ощущал величайшую радость; € не был в состо€нии говорить и даже не хотел вы€снить себе, что произошло со мной. Ќо € почувствовал в себе торжественный и св€той голос, велевший мне призвать св€щенника. ћен€ подвели к нему, и только после пр€мого приказа с его стороны, € смог кое-как говорить, преклонив колена и с трепетом в сердце. я не мог дать себе отчета в той правде, познание которой € обрел и в которую верил. я знаю только, что в одно мгновение пелена спала с моих глаз, и не одна пелена, а целое множество их, которые закрывали от мен€ свет. ќни быстро исчезали одна за другой, как тает туман и лед под лучами пал€щего солнца.

"я как бы вышел из гробницы, из бездны тьмы, живым и невредимым. Ќо € плакал, ибо на дне пропасти видел то жалкое состо€ние, от которого мен€ спасло безграничное милосердие Ѕога. я отшатнулс€ при воспоминании о своем прежнем несовершенстве, покоренный, умиленный, пораженный изумлением и благодарностью. ¬ы удивитесь, как пришел € к этим новым прозрени€м, так как ведь € ни разу не открывал ни одной религиозной книги, не прочел ни одной страницы —в. ѕисани€; первородный грех настолько забыт современными евре€ми, что € никогда не думал о нем и сомневаюсь, знал ли € даже о нем.  ак же пришел € к его познанию? Ќичего не могу ответить на это. «наю только, что € вошел в церковь окутанный тьмою, а вышел из нее озаренный светом. ѕроизошедшую во мне перемену могу уподобить только пробуждению от глубокого она и себ€ могу сравнить со слепорожденным, глаза которого внезапно открылись и узрели Ѕожий день. ќн видит, но не понимает света, который ослепл€ет его и благодар€ которому он видит предметы, вызывающие его изумление. ≈сли мы не умеем объ€снить физический свет, то как можем мы объ€снить тот свет, который есть сама истина? » € думаю, что не погрешу против правды, если скажу, что не облада€ знанием буквы религиозного учени€, € теперь интуитивно постигаю его смысл и дух. я верю, что эти истины должны оставатьс€ под завесой тайны и дл€ мен€ лучше не видеть их лицом к лицу. Ќо € чувствую их по тем необъ€снимым действи€м, которые они производ€т во мне. ¬се это совершалось внутри моего духа; эти впечатлени€, более быстрые, чем мысли, потр€сли мою душу, перевернули ее и как бы направили в другую сторону, к иным цел€м, к иным пут€м. я выражаюсь плохо и не€сно. Ќо захочешь ли “ы, Ѕоже, чтобы € передавал бедными и нечестивыми словами те чувства, которые могут быть пон€ты только сердцем?"

я мог бы привести еще много подобных случаев, но этих примеров достаточно, чтобы показать вам, какими реальными и определенными чертами запечатлеваетс€ внезапное обращение в пам€ти человека, пережившего его. —ам человек представл€етс€ себе лишь пассивным зрителем, объектом чудесного процесса, совершающегос€ по воле Ѕога. Ёто настолько очевидно дл€ него, что дл€ сомнений не остаетс€ места. Ѕогословие сопоставило это €вление с учением об избранности и благодати и заключило отсюда, что в эти минуты душевного перелома дух Ѕожий нисходит на нас особым чудесным образом, совершенно иначе, чем во всех других случа€х. “еологи€ утверждает, что в эти мгновени€ Ѕог вдыхает в человека новую природу, и через нее последний становитс€ причастным самому естеству Ѕожества.

— этой точки зрени€ вс€кое истинное обращение должно быть внезапным. ћоравские брать€ первые сделали этот вывод. ћетодисты последовали за ними, если не в догме, то практически. Ќезадолго до своей смерти ƒжон ”эсли писал:

"¬ одном Ћондоне € нашел шестьсот п€тьдес€т двух членов нашего общества, опыт которых был чрезвычайно отчетлив и свидетельству которых нет причин не довер€ть. ¬се они без исключени€ рассказывают, что их освобождение от греха было внезапным, и что перемена в них произошла мгновенно. ≈сли бы половина их, или треть, или хот€ бы один из двадцати, свидетельствовали о постепенности их духовного перерождени€, € признал бы значение их свидетельств и стал бы думать, что у одних такие переходы бывают постепенными, а у других внезапными. Ќо так как в течение долгого времени € ни разу не встретил такой разноречивости в показани€х, € не могу не думать, что переход в состо€ние св€тости обычно, если не всегда, дело одного мгновени€" (Tyerraan's Life of Wesley. I. 463).

“аков взгл€д методистов на психологию этого момента. Ќо более распространенные протестантские секты почти не знают в своей среде мгновенных обращений. ѕо их мнению, как и по мнению католической церкви, дл€ спасени€ души достаточно, ’ристовой крови, таинств и ежедневного исполнени€ предписываемых религиею об€занностей, без острых кризисов отча€ни€ и наступающего вслед за ними успокоени€ в полном отдании себ€ воле Ѕожьей. Ќаоборот, дл€ методистов даже в такого рода переживани€х спасение не достигаетс€ самим человеком, а даруетс€ ему свыше, Ц и дл€ спасени€ далеко еще не достаточно одних крестных страданий —пасител€. ¬ этом пункте методизм, совершенно расход€сь с религией душевного здоровь€, остаетс€ верным глубочайшим инстинктам души. “е случаи обращени€, какие имели место в среде методистов, и которые им самим кажутс€ наиболее типичными и достойными подражани€, представл€ют, на самом деле, огромный интерес по своей глубокой драматичности, €вл€€сь, кроме того, самыми законченными в психологическом отношении.

¬ расцвете современного "возрожденского" движени€ (Revivalism) в јнглии и —оединенных Ўтатах, мы найдем кодифицированными и превращенными в стереотип те переживани€, к которым приводит подобное мировоззрение. Ќесмотр€ на неоспоримый факт, что есть праведники, принадлежащие к типу "один раз рожденных" душ, что возможна постепенность обращени€ к праведности, что существуют более нормальные пути к спасению, Ц вопреки всему этому, учение возрожденцев утверждает, что только признаваемый им тип религиозного опыта совершенен: человек должен сперва испытать всю муку отча€ни€ и душевной агонии и только после этого мгновенно обрести чудесное спасение.

Ќе удивительно, что люди, прошедшие через такой опыт, вынос€т из него уверенность, что с ними было чудо, а не €вление естественного пор€дка вещей. ¬о врем€ подобного переживани€ они нередко слышат неведомые голоса, вид€т необъ€снимый свет, неземные видени€; они чувствуют себ€ автоматами, которыми управл€ет чужа€ вол€, так как всегда после отказа от собственной воли кажетс€, будто внешн€€ высша€ сила нисходит на душу и овладевает ею. „увство обновлени€, спасени€, чистоты и праведности так сильно и €рко в человеке после обращени€, что пон€тна истекающа€ отсюда уверенность, что все его существо совершенно преобразилось:

"ќбращение, Ц пишет американский пуританин ƒжозеф јллайн Ц не представл€ет собою простого включени€ св€тости в жизнь человека. ѕри истинном духовном перерождении св€тость вплетаетс€ во все настроени€, мысли и дела. »стинный христианин подобен зданию, перестроенному от фундамента до кровли. Ёто новый человек, новое творение".

ƒжонатан Ёдуардс так говорит об этом:

"Ѕлагодатные дары ƒуха —в. безусловно сверхъестественны и не могут быть сравнимы ни с одним из переживаний людей, не прошедших через возрождение. Ќикакое естественное развитие, никакое сочетание прирожденных свойств и качеств, не могут привести к таким состо€ни€м, ибо они отличаютс€ от всего естественного и вообще от всего, что может испытать обыкновенный человек, не только по степени, но и по качеству, и природа их много совершеннее. ќтсюда следует, что в переживани€х благодати есть новые познани€ и новые чувствовани€, которые по своей природе и по качеству совершенно отличны от всего, что переживали те же св€тые до нисшестви€ на них благодати. ѕредставление св€тых о Ѕожьей благодати и радость, какую они испытывали, не имеет ничего общего с мысл€ми и чувствами, доступными обыкновенному человеку, дл€ которого даже невозможно составить отдаленное пон€тие о том, что переживают св€тые".

B другом отрывке Ёдуардс указывает, что таким душевным переломам необходимо должно предшествовать отча€ние.

"¬полне пон€тно, по€сн€ет он, что перед освобождением нашим от греха и прокл€ти€, Ѕог заставл€ет нас сильнее почувствовать, от какого зла он избавл€ет нас, чтобы мы знали всю ценность спасени€ и были бы способны постигнуть величие того, что Ѕогу было угодно сделать дл€ нас. ¬ виду того, что спасенный последовательно прошел Ц через два пр€мо противоположных состо€ни€, сперва через состо€ние гибели и осуждени€, затем Ц оправдани€ и спасени€, Ц и что Ѕог, спаса€ людей, видит в них разумных и одаренных сознанием существ, то степени их разумности соответствует необходимость сознать свое я в этих двух противоположных состо€ни€х. —перва человек должен сознать свое грехопадение, а затем свое освобождение и блаженство".

ѕриведенные выдержки с достаточною дл€ нашей цели €сностью дают пример теологической интерпретации €влений душевного перерождени€.  ак бы ни была велика роль внушени€ и подражани€ в этих €влени€х, когда они происход€т в среде возбуждающих друг друга членов какой-нибудь секты, несомненно однако, что среди них не мало случаев никем не внушенного, самосто€тельного переживани€ этих состо€ний. ≈сли бы мы захотели написать историю человеческой души с естественноисторической точки зрени€, не име€ в виду никаких религиозных ценностей, мы все же не могли бы обойти молчанием этой внезапности и полноты душевного перерождени€, какими характеризуетс€ обращение.

“еперь, после изучени€ фактического материала, мы можем приступить к критическому разбору его.

явл€етс€ ли мгновенное обращение чудом, в котором действие присутстви€ Ѕожи€ сказываетс€ сильнее, чем в более медлительно протекающих душевных переломах и —уществуют ли на самом деле, даже среди переживших обращение, два разр€да людей, один из которых истинно причастен естеству ’ристову, а другой только кажетс€ причастным к нему? »ли же, наоборот, процесс душевного возрождени€, даже в этих изумительных случа€х внезапного обращени€, необходимо рассматривать как вполне естественное €вление, результаты которого, правда, загадочны и в иных случа€х совершенно необъ€снимы, но причины и течение которого нисколько не более чудесны, чем вс€кий другой возвышенный или низменный процесс душевной жизни человека?

ѕрежде чем ответить на этот вопрос, € должен сделать несколько психологических замечаний. ¬ прошлой лекции € говорил о перемещени€х центра духовной энергии человека и о по€влении в свете его сознани€ новых групп эмоций. я объ€снил уже, что хот€, в этом €влении участвуют до некоторой степени сознание, мысль и вол€ человека, главную роль в нем все же играет подсознательное зарождение и созревание мотивов, накопленных опытами предыдущей жизни. —озревши, эти мотивы разрывают оболочку, под которой таились до известного момента, и раскрываютс€ дл€ новой жизни, как внезапно распустившийс€ цветок.   сожалению, € должен за недостатком времени ограничитьс€ лишь беглым взгл€дом на ту область духа, где созревают эти процессы.

“ермин "поле сознани€" только в недавнее врем€ стал употребл€тьс€ в психологии. –аньше общеприн€той элементарной единицей душевной жизни было "представление" (idea), которое считалось вполне самосто€тельным и ограниченным от других элементов. Ќо в насто€щее врем€, психологи склонны к допущению, что такой элементарной единицей веро€тнее всего €вл€етс€ все душевное состо€ние целиком, вс€ волна сознани€ или, иначе говор€, вс€ совокупность мыслимых в данный момент объектов; причем необходимо иметь в виду, что границы этой волны не могут быть намечены с определенностью.

–азличные состо€ни€ сознани€ смен€ютс€ в нас, и каждое из них имеет свой наиболее €ркий центр, вокруг которого располагаютс€ объекты нашей мысли по степени направленного на них сознательного внимани€; последние р€ды тер€ютс€ в окраинном тумане сознаний, благодар€ чему никогда нельз€ с точностью определить границы этого пол€. ¬ некоторых состо€ни€х поле сознани€ расшир€етс€, в других, наоборот, суживаетс€. — расширением пол€ сознани€ мы испытываем обыкновенно радостное чувство, наш взгл€д сразу окидывает множество истин, и до него доходит, обычно незримый дл€ нас, отдаленный отблеск таких мировых отношений, которые мы вернее угадываем, чем видим, скорее предчувствуем, чем познаем. ѕри подавленном настроении, болезни или усталости, поле сознани€ суживаетс€ почти до размеров точки, и человек чувствует себ€ угнетенным и печальным.

ѕоле сознани€ разных людей далеко не поддаетс€ одинаковому расширению; в этом отношении между людьми существует органическое различие. Ћица с крупным организационным талантом обладают обыкновенно обширным полем духовного зрени€, в которое одновременно укладываетс€ вс€ программа предсто€щей де€тельности и радиусы которого расход€тс€ вдоль во всех направлени€х. —редние люди лишены этой широты горизонтов их духовного видени€. ќни подолгу топчутс€ на месте, как бы нащупыва€ свой путь шаг за шагом, и нередко совсем останавливаютс€. ѕри известных болезненных состо€ни€х сознание €вл€етс€ как бы угасающей искрой, без пам€ти о прошедшем и без мысли о будущем; а насто€щее дл€ такого сознани€ ограничиваетс€ какой-нибудь одной простейшей эмоцией или одним физическим ощущением.

 огда мы говорим о "поле сознани€", мы должны отметить, как самую характерную черту последнего, неопределенность его окраинных областей. —одержание этих областей почти не попадает в сферу внимани€; тем не менее, оно существует и оказывает вли€ние на нашу душевную де€тельность и даже на то направление, какое примет в ближайший момент наше внимание. ќно €вл€етс€ как бы "магнитным полем", внутри которого, подобно стрелке компаса, вращаетс€ центр нашей духовной энергии, когда одна фаза сознани€ смен€етс€ в нас другой. ¬се наши воспоминани€ нос€тс€ над этим полем, готовые войти в его пределы от малейшего прикосновени€; точно так же непрерывно находитс€ в сфере его вли€ни€ наше эмпирическое €, т.е. вс€ совокупность сил, импульсов и знаний, как наход€щихс€ в действии, так и не принимающих в данную минуту активного участи€ в нашей внутренней жизни. √раница между тем, что в данную минуту актуально и что потенциально в нашем сознании, так неопределенна, что всегда трудно сказать относительно какого-нибудь элемента душевной жизни, сознаваем ли он или нет.

–утинна€ психологи€ признает всю трудность определени€ крайних границ пол€ сознани€, но, тем не менее, считает установленным, во-первых, что все содержание сознани€ в данный момент, Ц находитс€ ли оно в центральных или окраинных област€х, входит ли или нет в сферу внимани€, Ц заключено в пределы именно этого, в насто€щий момент выдвинутого "пол€ сознани€", как бы ни были смутны и неопределенны крайние границы последнего и, во-вторых, что все наход€щеес€ за пределами пол€ сознани€, абсолютно не существует, как факт сознани€.

¬ прошлой лекции, говор€ о подсознательной душевной жизни, € сказал, что те ученые, которые впервые обратили внимание на эти €влени€ и первые придали им соответствующее значение, не могли обладать таким знанием фактов, каким обладаем мы. “еперь € хочу по€снить эти слова.

—амым значительным и важным шагом вперед, совершенным психологией с тех пор, как € еще в студенческие годы зан€лс€ изучением ее, € считаю сделанное впервые в 1886 году открытие, что, Ц по крайней мере у некоторых людей, Ц сознание не ограничиваетс€ обыкновенным "полем", с его "центром" и "окраинами", но охватывает еще целый р€д воспоминаний, мыслей, ощущений, которые наход€тс€ совершенно за пределами основного сознани€ и тем не менее должны быть признаны своеобразными фактами сознани€, обнаруживающими свое существование несомненными признаками. я считаю это открытие важнейшим из завоеваний психологи, потому что оно открыло перед нами совершенно неожиданные свойства душевной организации человека. Ќикакое другое психологическое открытие не может сравнитьс€ с этим по глубине своего значени€.

¬ частности, открытие сознани€, наход€щегос€ за пределами обычного "пол€" сублиминального сознани€, как называет его ћайерс (Myers), проливает новый свет на многие €влени€ религиозной жизни. ¬от почему € не мог не упом€нуть здесь об этом открытии, хот€ границы предоставленного мне времени не позвол€ют сообщить вам те выводы, на которых основываетс€ допущение сублиминального сознани€. ќни приведены во многих новейших психологических сочинени€х, например в "Alterations of Personality" Ѕинэ [129].

ћатериал, лежащий в основе этого допущени€, очень невелик и состоит по большей части из ненормальных переживаний людей, слишком впечатлительных к гипнотическому вли€нию или страдающих истерией. Ќо это не подрывает широкого значени€ сделанных из него выводов, так как психологи€ полагает, что элементарное строение нашей душевной жизни вполне единообразно, и те свойства, несомненность которых доказана по отношению к данному душевному состо€нию известных лиц, веро€тно окажутс€ в той или другой степени существующими и у всех людей, про€вл€€сь у некоторых из них в исключительно высокой степени.

¬ажнейшим следствием сильного развити€ окраинной жизни сознани€ €вл€етс€ то, что обычные пол€ сознани€ человека подвергаютс€ тогда вторжени€м этой жизни; человек не знает источника этих вторжений, и потому они представл€ютс€ ему в форме необъ€снимых импульсов к определенным поступкам, в форме нав€зчивых идей или зрительных и слуховых галлюцинаций. Ёти импульсы вызывают иногда автоматическую речь или такое же письмо, смысла которых человек не понимает даже в самый момент автоматического состо€ни€. ќбобща€ это €вление, ћайерс назвал автоматизмом такие "вторжени€" сил, зарождающихс€ в сублиминальной области духа, в обычное течение сознательной жизни; в зависимости от вызываемых им результатов автоматизм может быть чувственным или двигательным, эмоциональным или интеллектуальным.

ѕростейшим примером автоматизма могут служить так называемые €влени€ послегипнотического внушени€. ѕроизвод€щее опыт лицо, дает гипнотизируемому субъекту, в достаточной степени восприимчивому, приказание исполнить, после пробуждени€ от гипнотического сна, какой-нибудь, иногда очень странный поступок. » по данному знаку или в точности в то самое врем€, которое было назначено, гипнотизируемый выполн€ет приказанное; при этом исполн€ющий это приказание не сознает того, что он действует под вли€нием внушени€, и если совершенный им поступок эксцентричен, то он придумывает обыкновенно какой-нибудь предлог, чтобы осмыслить свое поведение. ¬ тех случа€х, когда гипнотизер внушает, чтобы загипнотизированный через известный промежуток времени после пробуждени€ имел зрительную или слуховую галлюцинацию, последний в назначенный момент действительно видит или слышит то, что было внушено ему, причем у него совершенно отсутствует представление о причине этой галлюцинации. «амечательные исследовани€ о сублиминальном сознании у страдающих истерией, произведенные Ѕинэ, ∆анэ, Ѕрейером, ‘рейдом, ћэзоном, ѕрайнсом [130]и другими, открыли перед нами целую систему подсознательной жизни, составленную большею частью из мрачных воспоминаний, которые тер€ютс€ в тумане за границами основного пол€ сознани€ и внезапно вторгаютс€ в него в виде галлюцинаций, мрачных настроений, конвульсий, омертвени€ чувств и способности к движению, вообще всеми симптомами телесной и душевной истерии. »змените или уничтожьте внушением эти подсознательные воспоминани€, Ц и истерические про€влени€ исчезнут. Ёти то про€влени€ и разумеет ћайерс под термином "автоматизм".  линические описани€ таких случаев кажутс€ басней, когда читаешь их в первый раз; однако правдивость их не подлежит сомнению. ѕосле того, как упом€нутые исследователи проторили путь к этим наблюдени€м, они были много раз повторены и, как € уже говорил, пролили новый и неожиданный свет на душевную организацию человека.

ћне думаетс€, что эти успехи делают неизбежным еще один шаг вперед. я полагаю, что, объ€сн€€ неизвестное путем аналогии с уже известным, мы должны будем признать, что вс€кий раз, когда мы встречаем €вление автоматизма, Ц будет ли это в форме двигательного импульса, нав€зчивого представлени€, необъ€снимого каприза, обмана чувств или галлюцинаций, Ц следует, прежде всего, вы€снить, не есть ли это €вление результатом вторжени€ в поле сознани€ тех представлений, которые образовались вне этого пол€ в области подсознательного. ѕричину подобных €влений мы будем, поэтому всегда искать в подсознательной жизни.  огда эти €влени€ имеют гипнотическое происхождение, то мы знаем, что они вызваны внушением третьего лица.  огда же они имеют истерическую подкладку, то €вл€ющиес€ источником этих €влений воспоминани€, затер€вшиес€ на окраинах сознани€, могут быть искусственно вызваны на поверхность центральных областей "пол€" р€дом остроумных способов, с которыми вы можете познакомитьс€ в новейших сочинени€х по психологии [131]. ѕричина других патологических €влений этого пор€дка еще неизвестна, но руковод€сь аналогией, мы в праве заключить, что она находитс€ в той же сублиминальной душевной жизни, ссылка на которую, как видите, занимает теперь видное место в методе психологического исследовани€. Ётот метод имеет широкую будущность, но требует еще большой предварительной работы, проверки и обосновани€, в которой немаловажную роль должно играть изучение религиозных переживаний [132].

“еперь € вернусь к непосредственному предмету моей лекции, Ц к мгновенным обращени€м. я недавно рассматривал обращени€ јллайна, Ѕрэдле€, Ѕрайнерда и одного оксфордского студента. ѕодобные случаи встречаютс€ нередко, иногда сопровождаемые светозарными видени€ми, принос€щие чувство потр€сающего счасть€ и сознание воздействи€ высших сил. ≈сли отвлечьс€ от того значени€ и той ценности, которые приобретают эти €влени€ в дальнейшей жизни испытавшего их человека, и рассматривать их с исключительно психологической стороны, то многие черты их напомн€т нам €влени€ другого характера, чем обращение, и на этом основании можно отнести последнее в общую группу про€влений автоматизма. Ќа том же основании можно предположить, что различие между мгновенным и постепенным обращением вызвано не тем, что участие Ѕожьего чуда в первом случае больше, чем во втором, но тем, что человек, переживший внезапное обращение, обладает более развитой областью подсознательной жизни, вторжение которой опрокидывает равновесие прежнего центра пол€ сознани€.

ћне трудно пон€ть, чем така€ точка зрени€ может задеть чувства религиозного человека. ¬ первой лекции € уже обосновал положение, что нельз€ судить о ценности €влени€ по его причинам и происхождению. я говорил, что суждени€ о ценности, о значении €влений и событий человеческой жизни должны быть обоснованы только на эмпирическом исследовании. ≈сли жизненные плоды обращени€ полезны, то мы должны высоко ценить это €вление, хот€ бы оно и имело вполне естественное психологическое происхождение; в противном случае мы не должны придавать ему ценности, даже если происхождение его сверхъестественно.

–ассмотрим же, каковы жизненные плоды обращени€. ≈сли мы забудем о тех великих св€тых, имена которых украшают историю человечества, и остановимс€ только на более заур€дных "праведниках", из числа юных или пожилых лиц, переживших мгновенное обращение по типу "возрожденского" или по типу методистского учени€, то вы, веро€тно, согласитесь, что никака€ сверхъестественна€ благодать не почила на них, и что они по существу ничем не отличаютс€ от простых смертных, не переживших обращени€. ≈сли действительно, как полагает Ёдуардс [133], человек, переживший мгновенное обращение, отличен по существу от других людей, так как он причастен к естеству ’риста, то ведь должны быть какие-нибудь отличительные признаки даже у самых незначительных людей этого рода, Ц признаки, которые не могут остатьс€ незаметными, и которые отмечают избранников, возвышающихс€ над простыми смертными. ќднако этих признаков нельз€ обнаружить. ѕрошедшие через обращение люди, ничем не отличаютс€ от других; даже наоборот, Ц многие необращенные сто€т в нравственном отношении выше обращенных. » человек, не искусившийс€ в изучении богослови€, никогда не заметит, наблюда€ людей в ежедневной жизни, чтобы между ними были две группы, разница между которыми так же велика, как разница между божественным естеством и естеством человеческим.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1619 - | 1422 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.