Поиск: Рекомендуем: Почему я выбрал профессую экономистаПочему одни успешнее, чем другие Периферийные устройства ЭВМ Нейроглия (или проще глия, глиальные клетки) Категории: АстрономияБиология География Другие языки Интернет Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Механика Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Транспорт Физика Философия Финансы Химия Экология Экономика Электроника
|
Глава I
Разделение всего человеческого знания на историю, поэзию и философию всоответствии с тремя интеллектуальными способностями: памятью, воображением,рассудком; это же разделение относится и к теологии Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в себезнание. История соответствует памяти, поэзия -- воображению, философия --рассудку. Под поэзией мы понимаем здесь своего рода вымышленную историю, иливымыслы, ибо стихотворная форма является в сущности элементом стиля иотносится тем самым к искусству речи, о чем мы будем говорить в другомместе. История, собственно говоря, имеет дело с индивидуумами, которыерассматриваются в определенных условиях места и времени. Ибо, хотяестественная история на первый взгляд занимается видами, это происходит лишьблагодаря существующему во многих отношениях сходству между всемипредметами, входящими в один вид, так что если известен один, то известны ивсе. Если же где-нибудь встречаются предметы, являющиеся единственными всвоем роде, например солнце и луна, или значительно отклоняющиеся от вида,например чудовища (монстры), то мы имеем такое же право рассказывать о них вестественной истории, с каким мы повествуем в гражданской истории овыдающихся личностях. Все это имеет отношение к памяти. Поэзия -- в том смысле, как было сказано выше -- тоже говорит обединичных предметах, но созданных с помощью воображения, похожих на те,которые являются предметами подлинной истории; однако при этом довольночасто возможны преувеличение и произвольное изображение того, что никогда быне могло произойти в действительности. Точно так же обстоит дело и вживописи. Ибо все это дело воображения. Философия имеет дело не с индивидуумами и не с чувственнымивпечатлениями от предметов, но с абстрактными понятиями, выведенными из них,соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самойдействительности занимается эта наука. Это полностью относится к областирассудка. Что это именно так, можно легко убедиться, обращаясь к источникаммыслительного процесса. Ощущение, служащее как бы воротами интеллекта,возникает от воздействия только единичного. Образы или впечатления отединичных предметов, воспринятые органами чувств, закрепляются в памяти, приэтом первоначально они запечатлеваются в ней как бы нетронутыми, в том самомвиде, в каком они явились чувственному восприятию. И только потомчеловеческая душа перерабатывает и пережевывает их, а затем либопересматривает, либо воспроизводит их в своеобразной игре, либо, соединяя иразделяя их, приводит в порядок. Таким образом, совершенно ясно, чтоистория, поэзия и философия вытекают из этих трех источников -- памяти,воображения и рассудка -- и что не может быть ни каких-либо иных, нибольшего числа форм деления науки. Дело в том, что историю и опытное знание(experientia) мы рассматриваем как единое понятие, точно так же какфилософию и науку. Мы считаем, что и теология не нуждается в каком-то ином типе деления.Конечно, существует различие между информацией, получаемой через откровение,и информацией, идущей от чувственных восприятий, как по самому существу, таки по способу ее передачи, но дух человеческий един и его способности и частиодни и те же. Это похоже на то, как разные жидкости разными путями вливаютсяв один и тот же сосуд. Поэтому и теология складывается из священной истории,из притч (парабол), являющихся своего рода религиозной поэзией, и изпоучений и догматов -- некоей вечной философии. Что же касается той частитеологии, которая остается и после такого деления (я имею в видупророчества), то это по существу род истории, ибо божественная история имеетто преимущество перед человеческой, что сообщение о каких-то событиях вравной мере может как следовать за ними, так и предшествовать им.
Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав Поиск на сайте: Лучшие изречения: Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди |