Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Разделение наук




--------------------------------------------------------------- Игорь Маханьков (makh.ig@ru.net)--------------------------------------------------------------- ФРАНЦИСК ВЕРУЛАМСКИЙ[1] ТАК МЫСЛИЛ И УСТАНОВИЛ ДЛЯ СЕБЯ ТАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОЗНАКОМИТЬСЯ С КОТОРЫМИ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ВАЖНО И НЫНЕ ЖИВУЩИМ И ПОТОМСТВУ Убедившись в том, что разум человеческий сам себе создает затруднения ине пользуется трезво и здраво находящимися во власти человека истиннымисредствами помощи, вследствие чего возникает многообразное непониманиевещей, влекущее за собой бесчисленный ущерб, он счел необходимым всемисилами стремиться к тому, чтобы каким-либо способом восстановить в целостиили хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которомуедва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное. Нато же, чтобы укоренившиеся и готовые укорениться навеки заблужденияисправились одно за другим самостоятельно (если предоставить ум самомусебе), собственною ли силою разума или благодаря помощи и поддержкедиалектики, не было решительно никакой надежды; ибо первые понятия о вещах,которые ум легким и беспечным вкушением извлекает, вбирает в себя инакопляет и от которых проистекают все остальные понятия, порочны и смутны инеправильно отвлечены от вещей, вторичные же и остальные понятия отличаютсяне меньшим произволом и неустойчивостью; откуда следует, что всечеловеческое мышление, которым мы пользуемся для исследования природы, дурносоставлено и построено и уподобляется некоей великолепной громаде безфундамента. Ибо люди, восхищаясь ложными силами духа и прославляя их,обходят и теряют истинные его силы, каковые могли бы у него быть (если быему была предоставлена должная помощь и сам он покорствовал бы вещам, вместотого чтобы попирать их необузданно). Оставалось только одно: зановообратиться к вещам с лучшими средствами и произвести Восстановление наук иискусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должномосновании. И хотя этот замысел мог бы показаться чем-то бесконечным ипревышающим силы смертных, однако на деле он окажется здравым и трезвым вбольшей степени, чем то, что делалось доныне. Ибо здесь есть какой-то выход.То же, что ныне делается в науках, есть лишь некое вращение и вечноесмятение и движение по кругу. Не скрыто от него, на какое одиночествообрекает этот опыт и как он мало пригоден, чтобы внушить доверие; тем неменее он не счел возможным пренебречь ни делом, ни собою самим и неотказался вступить на тот путь, который один только возможен длячеловеческого духа. Ибо лучше положить начало тому, что может привести квыходу, чем вечными усилиями и стараниями связывать себя с тем, что никакоговыхода не имеет. Пути же размышления близко соответствуют путямдеятельности, о которых искони говорится, что один, вначале крутой итрудный, выводит на простор, другой же, на первый взгляд удобный и легкий,ведет к бездорожью и пропастям. И вот, не будучи уверен в том, придет ликогда все это кому-нибудь на ум впоследствии, каковое сомнение в неговселяло то обстоятельство, что он не нашел никого, кто в прошлом обратил бысвой ум к подобным размышлениям, он решил обнародовать первое, к чемуудалось прийти. Эта поспешность была вызвана не тщеславием, а заботой о том,чтобы если с ним что случится по бренности человеческой, то все же осталосьбы некое начертание и обозначение дела, которое он обнял своим замыслом, итем самым остался бы некоторый знак его искреннего и доброго стремления коблагу человеческого рода. Всякое же иное притязание он поистине счелнедостойным задуманного дела. Ибо дело, о котором идет речь, или вовсеничтожно, или таково, что подобает довольствоваться самою заслугой и неискать награды вовне. СВЕТЛЕЙШЕМУ И МОГУЩЕСТВЕННОМУ ГОСУДАРЮ И ГОСПОДИНУ НАШЕМУ ЯКОВУ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКОЙ БРИТАНИИ, ФРАНЦИИ И ГИБЕРНИИ[2] КОРОЛЮ, ВЕРЫ ЗАЩИТНИКУ И ПРОЧАЯ Светлейший и могущественнейший государь, Ваше Величество сможет,пожалуй, обвинить меня в хищении за то, что я хотел бы похитить у Ваших делстолько времени, сколько потребовала бы приносимая Вам книга. Мне нечеговозразить, ибо нет возврата времени. Но, может быть, тот ущерб, которыйпонесло время, принадлежащее Вашим делам, будет возмещен памятью Вашегоимени и славой Вашего века, если только приносимое имеет какую-нибудь цену.Во всяком случае оно ново, и притом вполне, хотя и списано с весьма старогообразца, а именно самого мира и природы вещей и духа. Сам я (признаюсьоткровенно) считаю этот труд скорее порождением времени, чем ума. Ибо толькоодно в нем достойно удивления -- что кому-то могли прийти на ум начатки делаи столь сильные сомнения в том, что получило силу. Остальное же следует безтруда. Но ведь несомненно имеется нечто случайное (как мы говорим) и как бынепроизвольное в том, что думают люди, как и в том, что они делают илиговорят. Но я хотел бы, чтобы это случайное (о котором я говорю) было понятотаким образом, что если в приносимом мною есть нечто хорошее, то это должнобыть приписано бесконечному милосердию и благости божьей и счастливомублагоденствию времен Ваших, государя, которому я и при жизни служил снепоколебимым усердием и по смерти, быть может, достигну того, что Вашивремена станут светить потомству новым сим факелом, зажженным во тьмефилософии, И по заслугам принадлежит это возрождение и восстановление науквременам государя мудрейшего и ученейшего изо всех. Остается просьба, ненедостойная Вашего Величества и как ничто другое важная для нашего замысла.Она заключается в том, чтобы, во многом уподобляясь Соломону -- силоюправосудия, мирным правлением, величием сердца, наконец, превосходнымразнообразием составленных Вами книг, Вы прибавили к этому, по примеру тогоже царя, заботу о составлении и завершении истории естественной и опытной,истинной и строгой (отбросившей филологию), такой, которая была бы пригоднадля основания философии, короче, такой, какою мы ее опишем в своем месте;чтобы наконец после стольких веков существования мира философия и наукиболее не были висящими в воздухе, а опирались на прочные основанияразнородного и притом хорошо взвешенного опыта. Я дал Органон; материал женужно искать в самих вещах. Да хранит долго всеблагий всевышний господь ВашеВеличество. Светлейшего Вашего Величества раб усерднейший и преданнейший Франциск Верулам, канцелларий ФРАНЦИСКА ВЕРУЛАМСКОГО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2480 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.