Требования, предъявляемые к выдвижению тезиса в речи, следующие:
1. Говорящий должен верить в истинность тезиса.
2. Тезис должен быть четко сформулирован, т. е. с одной стороны, адекватно отражать мысль говорящего, а, с другой, быть понятным слушающему. Работа над словом в этой ситуации оказывается достаточно трудоемкой, поскольку лексические единицы имеют индивидуальную систему ассоциаций у каждого человека, связанную с его личным опытом. Информационная погрешность при получении информации составляет объединение непересекающихся областей ассоциативных пространств лексемы и редко составляет менее 15% от передаваемого смысла (это, видимо, главная причина принципиальной невозможности осуществления точного автоматического перевода – запрограммировать систему индивидуальных ассоциаций с денотатами лексических единиц в сознании человека вряд ли возможно). Говорящий может уменьшить информационную погрешность путем объяснения собственной системы ассоциаций. В публичной формулировке тезиса это бывает полезно, точно так же, как объяснение логически наиболее значимой части этого короткого текста (ремы).
Текст тезиса не может быть омонимичен, так как выступает вне широкого контекста, в котором омонимия, как правило, снимается. По возможности, он должен допускать как можно меньше интерпретаций.
Лексические способы представления тезиса определенным образом коррелируют с семантикой речевого акта. Наиболее естественная процедура введения тезиса – использование эксплицитного модуса с глаголами имени (форма 1 л., ед. ч. наст. врем.): (пред) полагать, считать, думать и др. Они вводят пропозицию, истинность которой, как становится ясно говорящему, требует доказательства. Тем самым произнося Я полагаю, что Р, говорящий допускает сомнения в истинности Р со стороны слушающего.
Семантика тезиса в аргументации несовместима с когнитивным состоянием знания и веры. Введение пропозиции Я знаю (верю), что Р неизбежно влечет отрицание возможности обсуждения ее истинности.
Особую задачу представляет исследование семантической структуры тезиса. Тезис может включать: 1) элементы, расширяющие его сферу действия, – генерализаторы (вообще, все, большинство, в целом мире); 2) элементы, сужающие, уточняющие ее относительно первоначально указанного множества объектов, событий, свойств и т. п. – спецификаторы (в особенности, в первую очередь, главным образом и т. п.). Использование генерализаторов позволяет расширить сферу действия уже доказанного тезиса. Спецификаторы дают возможность устранить безапелляционность тезиса, смягчив ее за счет “фигуры уточнения”.
3. Тезис должен сохранять семантическое единство при его повторении на протяжении всей речи. Требование ясности и точности изложения мыслей вытекает из фундаментального закона формальной логики – закона тождества, согласно которому каждая мысль, которая приводится в речи, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.
Если нарушить закон тождества в рассуждении, т. е. вложить в одну и ту же мысль разное содержание, то верного вывода в результате рассуждения не получится. Как правило, это приводит к построению софизмов – логических уловок, умышленно ошибочных рассуждений, которые выдаются за истинные. Например:
– Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
– Нет.
– Знаешь ли ты, что человечность есть добро?
– Знаю.
– Об этом я и хотел тебя спросить.
Если в доказательстве не соблюдается требование точности формулировки и смыслового единства тезиса, возникает логико-речевая ошибка, которая называется потерей тезиса (лат. ignoratio elenchi): начав доказывать один тезис, через некоторое время в ходе этого же доказательства начинают доказывать уже другой тезис, сходный с первым только внешне. Например, желая доказать что-либо несправедливое в моральном смысле, вместо этого доказывают, что это несправедливо в юридическом смысле.
Иными словами, тезис, который следовало доказать, оказывается недоказанным. Потеря тезиса может быть связана также с ответом не на тот вопрос, который задан, или с раскрытием не той темы, которая заявлена. Сам текст бывает при этом очень аргументирован, но он не отвечает заданной логике, и поэтому доказательство полностью проваливается. Анализ массива современных газетных и журнальных русскоязычных текстов показал, что потеря тезиса – очень распространенная ошибка. Это опасная социальная примета.
Причиной потери тезиса может быть не только мыслительный сбой, но и осознанное желание человека отвечать не на тот вопрос, который ему задали, писать не на ту тему, которая обозначена, и доказывать не тот тезис, который сформулирован. В этом случае говорят о подмене тезиса. Подмена тезиса – это нарочитая его потеря [8,9].
4. Тезис должен быть логически непротиворечив.