Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕрирода и смысл “екстов ѕирамид




—коль бы тщательно мы ни изучали “ексты ѕирамид, свер€€ то, что вычитываем мы сами, с их переводами у различных авторов, которые их тоже старательно анализировали, нам все равно было бы очень трудно в двух словах как-то охарактеризовать природу этих текстов. ќбщее впечатление такое, что главной их целью €вл€етс€ обеспечение воскресени€ усопшему царю. Ёта иде€ проводитс€ настойчиво и самыми разными литературными приемами. ќдержимость этой идеей высвечиваетс€ благодар€ неустанным повторени€м одного и того же на разные лады. Ќа самом же деле, “екстьг ѕирамид сочетают между собой совершенно разные тексты, можно сказать, трудно совместимые46, изначально составленные из различных формул, обладавших, к тому же, и отличными функци€ми. Ќекоторые тексты определенно составлены от второго лица (т. н. драматические тексты). ќсновна€ часть текстов составлена от третьего лица. ¬ большинстве случаев, там, где тексты были от первого лица, они были потом перередактированы и переориентированы на третье лицо. —леды таких подчисток можно и сейчас еще наблюдать во многих местах. — формальной точки зрени€, главы отражают разные стадии развити€ €зыка. ќдни пассажи - например, магические формулы и заклинани€ - €вно отражают €зыковую архаику. » наоборот, гимны €вл€ют более поздние черты €зыкового развити€47. Ќи одна из Ђглавї не имеет названи€, за исключением главы 355, именуемой Ђќткрыть врата небесї. ќбщее расположение текста в вертикальных колонках позвол€ет пред-

положить, что речь идет о перенесении на камень того, что изначально было начертано на папирусе. Ќет никакого сомнени€ в том, что свод этих текстов находилс€ еще в процессе формировани€ и тогда, когда ”нас про€вил инициативу и украсил им стены своих погребальных покоев. ƒействительно, иногда получалось так, что одна и та же глава имела по нескольку версий. ¬ыбор текстов от пирамиды к пирамиде варьировал в значительных пределах, как и взаиморасположение отдельных стихов, хот€ в отношении некоторых текстов можно утверждать, что им оказывалось то или иное предпочтение при выборе места, на которое их следовало бы поместить в гробнице. ѕро€вление канона? ј в общем и целом можно сказать, что тексты демонстрируют элементы самых разных мифов и легенд48. » если их как-то сгруппировать, хот€ бы очень грубо и приблизительно, то оказываетс€, что часть из них примыкает к гелиопольской системе и к солнечной доктрине, а друга€ часть - к осири-ческому циклу49.

Ќо тут же возникает и такой серьезный вопрос: высказывани€ в том виде, в каком они представлены в “екстах ѕирамид, представл€ют собой разрозненные фрагменты вполне сложившихс€ мифов? »ли, наоборот, они свидетельствуют о том, что мифы были обобщены и доведены до развитого состо€ни€ уже позже, тогда как предыдуща€ точка зрени€ - всего лишь предрассудок? Ќедавнее обнаружение в пирамиде ѕепи I намека на попытку мужело-жества, предприн€тую —етом в отношении ’ора50, скорее подтверждает древность пирамидных лреданий, благодар€ чему случайно сохранившийс€ архаический текст выплывает в письменном пам€тнике сравнительно более позднего времени. “огда возникает вопрос: следует ли, как иногда делаетс€, отодвигать определенные тексты - весьма архаичные как по форме, так и по содержанию - в очень от-

деленное прошлое, пр€мо-таки в доисторические времена51? ѕроблема, конечно же, заслуживает самого пристального внимани€.

√лавной темой “екстов ѕирамид €вл€етс€ Ђвыживаниеї цар€ на том свете. Ќо эта иде€ проводитс€ разными пут€ми. —реди рекомендуемых мер можно назвать следующие: просто захоронение в песок, захоронение в кирпичной мас-табе; меры, направленные на то, чтобы покойный царь возродилс€ в виде ќсириса. Ќаконец, то же - дл€ гарантии его звездного быти€ среди околопол€рных звезд. ѕолучаетс€ так, что покойный царь то как бы телесно причастен к дарам, приносимым ему, и к соответствующему культу, то душа его представл€етс€ отделенной от тела и трактуетс€ как нечто независимое.

ћногие тексты содержат заклинани€ от сил зла, в особенности, от змей52. ¬ообще же, намеки на очищени€, окуривани€, умащени€, переоблачени€ и принесени€ даров указывают, что определенные тексты53, в первую очередь, предназначались дл€ декламаций, сопровождавших похоронный ритуал и принесение жертвенных даров54. Ќо тогда тексты следует читать, начина€ со входа, т. е. как бы по ходу самой погребальной процессии, затем тексты наклонной галереи, вестибюл€, коридора, передней, а заканчивать чтение следует самим саркофагом? Ќо это было бы пр€мо обратно тому, что в свое врем€ предложили √. ћасперо и  . «ете, которые исходили из того, что тексты читать следует, начина€ с саркофага, и продолжа€ восточной стеной склепа, о чем_мы уже упоминали выше. ¬ целом р€де исследований55 представлена Ђреволюционна€ точка зрени€ї, призывающа€ к кардинальному пересмотру пор€дка чтени€ “екстов ѕирамид. ѕриверженцы этой идеи апеллируют к пор€дку хода похоронной процессии и пытаютс€ найти соответствующие обосновани€ в самих текстах, принима€ в расчет их расположение и предпо-

латаемый ход литургической службы. јвторы предложенных гипотез далеки, однако, от единодуши€56, сами же их предложени€ представл€ютс€ нам ненадежными уже хот€ бы потому, что до сих пор отсутствуют необходимые данные о текстах57, которые должны были бы размещатьс€ на длинных стенах передних и склепов58 большинства пирамид.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1657 - | 1508 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.