Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ќћћ≈Ќ“ј–»». ѕубликуетс€ по тексту первого издани€ на русском €зыке: —таниславский  - —




ѕубликуетс€ по тексту первого издани€ на русском €зыке: —таниславский  - —. –абота актера над собой. ћ., √ос. изд-во Ђ’удож. лит.ї, 1938.

¬ предисловии —таниславский указывает, что работа над системой была начата им еще в 1907 г. «начит, данна€ книга создавалась на прот€жении тридцати лет. Ќо даже этот значительный срок не охватывает всего процесса создани€ книги, так как и до 1907 г. —таниславский был зан€т собиранием подготовительных материалов дл€ труда об -искусстве актера.

”же в период своей Ђартистической юностиї —таниславский ощутил потребность оперетьс€ на какие-то твердые теоретические основы творческой работы, на определенную систему актерского самовоспитани€. ¬ записи, относ€щейс€ к 1899 г., содержитс€ его утверждение о том, что артисту необходимо овладеть азами, или грамматикой, своего искусства: ЂЌе освоившись с этими необходимыми дл€ артиста услови€ми... нельз€ отдаватьс€ роли, вносить жизнь на подмосткиї.

«ародивша€с€ тогда мысль о необходимости создани€ Ђграмматики театрального искусстваї, котора€ опиралась бы на познание законов сценического творчества, а не на описание внешних приемов актерской игры, с тех пор не оставл€ла —таниславского. ¬ блокнотах, с которыми он никогда не расставалс€, наброски мизансцен и распределени€ ролей дл€ очередных спектаклей ћ’“ перемежаютс€ со сделанными часто наспех, карандашом заметками по вопросам артистической этики, природы театра и артистического даровани€, театрального образовани€ и т. д. ¬ эти же блокноты занос€тс€ примеры из практики работы театра и наблюдени€ над самим собой, имеющие принципиальное значение дл€ вы€снени€ закономерностей творческого процесса. ¬нимательное изучение записей —таниславского, относ€щихс€ еще к 1899Ч1902 гг., позвол€ет установить их пр€мую св€зь с его литературными работами более позднего времени.

Ђћне хочетс€ прин€тьс€ за мою книгу, котора€ так туго подвигаетс€ за отсутствием во мне литературных способностей...Ч пишет —таниславский артистке ¬. ¬. ѕушкаревой- отл€ревской.Ч ћне хочетс€ попробовать составить что-то вроде руководства дл€ начинающих артистов. ћне мерещитс€ кака€-то грамматика драматического искусства, какой-то задачник дл€ подготовительных практических зан€тий. ≈го € проверю на деле в школе.  онечно, все это будет довольно отвлеченно, как и само искусство, и тем труднее и интерес нее задача. Ѕоюсь, что € не справлюсь с неюї.

— этого письма, датированного 20 июн€ 1902 г., по-видимому, и следует начинать историю создани€ насто€щей книги.

»з переписки —таниславского вы€сн€етс€, что уже в 1904 г. им бы.] написан первый вариант будущей системы, подвергавшейс€ в даль нейшем неоднократной переработке. ќднако подлинное рождение системы происходит несколько позднее, в 1906Ч1909 гг.

–убежом своей художественной жизни, отдел€ющим Ђартнстичес кую юностьї от Ђартистической зрелостиї, он называл лето 1906 I јртистический кризис, пережитый тогда —таниславским, относилс€ не к одному какому-либо спектаклю или роли. ¬о многих некогд;' любимых рол€х им была утер€на Ђбыла€ радость творчестваї. ќн (изумлением и тревогой обнаружил, что как артист стал скатыватьс€ на враждебную ему позицию формального исполнени€ роли.

ћучительные и пытливые размышлени€ —таниславского о законо мерност€х сценического творчества привели его к выводу о необхо димости внимательного изучени€ творческой природы актера, чт< представл€лось большинству практиков и теоретиков театра во просом непознаваемым, не поддающимс€ анализу.

¬ конце 1907 г. на страницах журнала Ђ–усский артистї иачалг печататьс€ очерки —таниславского под общим заглавием ЂЌачале сезонаї. ¬ них затронут р€д основных вопросов театрального искусства и творчества актера. Ќекоторые страницы этих очерков содер жат мысли, получившие развитие в более поздних трудах по системе

ѕосле 1907 г. —таниславский приступает вплотную к осущест влению своего грандиозного замысла Ч написанию р€да исследований по различным вопросам искусства актера.

¬ архиве —таниславского сохранились рукописи, имеющие различные заглави€: ЂЌастольна€ книга драматического артиста. ѕрак тические сведени€ и добрые советы начинающим артистам и уче никам драматического искусстваї, Ђ√рамматика драматического искусстваї, Ђќпыт попул€рного учебника драматического искусствах и др. ¬ вариантах первой части задуманного учебника Ђѕривода а)) тистаї —таниславский утверждает, что Ђзародыши творческой силы заложены в каждом человекеї и что при известных услови€х и дли тельном усилии воли эта творческа€ сила может быть развита и усовершенствована. ќн намечает и практические пути дл€ развитие творческой воли, таланта, фантазии и темперамента в нужном дл€ творчества направлении. ¬ этом труде отчетливо ставилс€ вопрс.. о необходимости дл€ актера овладеть внутренней техникой своего искусства, не полага€сь на случайный прилив вдохновени€.

— 1908 г. —таниславский систематизирует свои записи по рад личным разделам: мышечное ослабление, круг сосредоточенности. вера, сценическа€ наивность, аффективные чувства и др.

¬ своем докладе о дес€тилетней де€тельности ’удожественного театра, прочитанном 14 окт€бр€ 1908 г., —таниславский говорил о том, что новый период работы театра будет посв€щен творчеству. основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии. ќб этом он говорит и в письме к ј. ј. Ѕлоку в конце того же года.

»менно этот период своей жизни —таниславский называет на чалом артистической зрелости и моментом зарождени€ системы. ≈го теори€ и практика с этого времени взаимно питают и укрепл€ют друг друга. —вои открыти€ в области системы —таниславский примен€ет при постановке Ђ–евизораї (1908) и Ђћес€ца в деревнеї (1909).

ќсобый интерес дл€ вы€снени€ вопроса о дальнейшем развитии системы представл€ют собой три материала. ќдин из них датирован июнем 1909 г. и называетс€ Ђѕрограмма статьи: мо€ системаї. (“ермин Ђсистемаї по€вл€етс€ здесь впервые.)

ѕринципиально новым в этом документе €вл€етс€ то, что во главу угла системы поставлена здесь проблема изучени€ правильного самочувстви€ актера как основы сценического творчества и овладени€ им (а не таланта и темперамента, как это было в трудах до 1909 г.) '.

ѕосле вступительной части, посв€щенной рассмотрению различных театральных направлений, указаны некоторые элементы, необходимые дл€ создани€ верного творческого самочувстви€: ослабление и напр€жение мышц, аффективные переживани€ и аффективна€ пам€ть, творческа€ сосредоточенность или круг сосредоточенности, общение, мысль и слово, расчленение и анализ чувства и мысли (будущие куски и задачи), €сна€ логическа€ передача составных частей сложной мысли (будуща€ логика речи), словесна€ передача чувств (будущее словесное действие), приспособление к характеру собеседника при передаче образных иллюстраций (будущие видени€), приспособление ради желани€ ощутить чужие чувства (будущие воспри€тие и воздействие), развитие творческой привычки и т. п., то есть почти полный перечень будущих Ђэлементовї творческого самочувстви€ актера.

Ёту же проблему —таниславский поставил еще раньше в своем публичном выступлении на съезде театральных де€телей 8 марта того же года. Ђѕерва€ забота артиста-творца,Ч за€вил он,Ч забота о творческом самочувствииї 2.

«начительный интерес представл€ет собой рукопись, котора€, веро€тно, зачитывалась им на том же съезде. ¬ ней —таниславский утверждает, что творчество артиста состоит из шести главных процессов.

Ђ¬ первом подготовительном процессе Ђволиї артист готовитс€ к предсто€щему творчеству,Ч пишет —таниславский.Ч ќн знакомитс€ с произведением поэта, увлекаетс€ или заставл€ет себ€ увлечьс€ им и тем раздражает свои творческие способности, то есть возбуждает в себе желание творить.

¬о втором процессе Ђискани€ї... он ищет в себе самом и вне себ€ духовный материал дл€ творчества.

¬ третьем процессе Ђпереживани€ї артист невидимо творит дл€ себ€.

ќн создает в своих мечтах как внутренний, так и внешний образ изображаемого лица... ќн должен сроднитьс€ с этой чуждой ему жизнью, как со своею собственною...

¬ четвертом процессе Ђвоплощени€ї артист нагл€дно творит дл€ себ€.

ќн создает видимую оболочку дл€ своей невидимой мечты...

¬ п€том процессе Ђсли€ни€ї артист должен соединить до полного сли€ни€ как процесс Ђпереживани€ї, так и процесс Ђвоплощени€ї.

Ёти оба процесса должны производитьс€ одновременно, они должны порождать, поддерживать и развивать друг другаї.

Ўестым —таниславский называет процесс Ђвоздействи€ї актера на зрителей 3.

ћузей ћ’ј“,  —, є 628.

Ђ–ампаї, 1909, є 11.

ћузей ћ’ј“,  —, є 257.

Ёто на первый взгл€д сложное представление о творческом процессе создани€ сценического образа, так же как и дробление творческого самочувстви€ на множество составных элементов, характеризует в полной мере тот ранний период становлени€ системы, который можно определить как период аналитический в отличие от заключительного, синтетического периода, когда все звень€ сложного творческого процесса, изученные —таниславским по част€м, объединились в одно целое.

Ќовое представление —таниславского о творческом процессе, складывающемс€ из шести последовательных этапов, заставило его отказатьс€ от прежнего плана построени€ всс-го труда и прин€ть план, соответствующий намеченным периодам.

¬скоре же им была подготовлена рукопись Ђ нига III. ѕереживани€ї. Ќа ее титульном листе надпись: Ђћоей первой ученице, самоотверженной помощнице и другу Ч ћарии ѕетровне Ћилинойї (другие экземпл€ры той же рукописи были подарены ». ћ. ћосквину и ≈. ѕ. ћуратовой). ¬ начале рукописи —таниславский делает следующее важное указание: Ђ“ворчество основано на чувстве, и поэтому нельз€ постигать его одним разумом, а надо прежде всего ощущать его. ¬от почему так трудно и долго писать об искусствеї.

ќгромное количество черновых набросков, заготовок и отработанных разделов или глав будущего труда следовало наконец организовать в одно целое, подчинить единому замыслу, привести в пор€док. ѕодобную задачу —таниславский и поставил перед собой в 1910 г., предполага€, как и в прежние годы, посв€тить свой летний отпуск захватившей его целиком работе.

“€жела€ болезнь задержала —таниславского в  исловодске до начала декабр€ 1910 года и нарушила его планы. ќн возвращаетс€ к работе над книгой с новой энергией в последующие годы, поднима€ все новые и новые вопросы театрального искусства и творчества актера. Ќо основные вопросы системы были уже определены —таниславским в этот переломный дл€ него 1910 г. ќн говорит о ней в этом году как о системе не только разработанной, но и проверенной Ђдовольно тщательної, как о системе, которую можно преподавать ученикам и внедр€ть в театральную практику.

Ќесмотр€ на настойчивые предложени€ издателей, —таниславский не торопилс€ с опубликованием своих трудов, хот€ охотно делилс€ результатами своих исканий с каждым, кто к нему обращалс€ за творческой помощью и советом. ќн считал, что его теори€ должна быть прежде тщательно проверена на практике и что только несомненные творческие завоевани€, достигнутые в результате применени€ системы, дадут ему право за€вить о ней во всеуслышание. —озданна€ им теори€, открывающа€ путь к тайникам творческого вдохновени€, нуждалась еще, с его точки зрени€, в длительном и тщательном лабораторном испытании.

ѕрежде всего система была испытана —таниславским на самом себе, и он на своих собственных артистических достижени€х доказал ее созидательную силу. —таниславский использовал систему и в своей режиссерской практике, вовлека€ в ее изучение своих товарищей по искусству, актеров и режиссеров ’удожественного театра. — 1911 г. система становитс€, по существу, теоретической платформой ћ’“ и определ€ет творческий метод его работы.

ћузей ћ’ј“,  —, є 260.

Ќо основна€ сфера экспериментальной де€тельности —таниславского по проверке и дальнейшему развитию системы была сосредоточена в его педагогической работе. — марта 1911 г. он начал вести зан€ти€ по системе с молодыми актерами и учениками ћ’“, из которых вскоре образовалась ѕерва€ студи€ ’удожественного театра.

ѕедагогическа€ работа —таниславского в театральных студи€х Ч ѕервой, ¬торой, √рибоедовской, ќперной, ќперно-драматиче-скои Ч €вилась главным источником дальнейшего обогащени€ и развити€ его системы.

Ёкспериментальна€ и литературна€ де€тельность —таниславского с 10-х гг. начинает идти параллельно по нескольким руслам:

постепенно накапливаетс€ материал дл€ второй части книги Ђ–абота актера над собойї (вопросы пластики, ритма, голоса, речи); возникают наброски Ђпедагогического романаї, относ€щиес€ к работе актера над ролью; ведетс€ систематическа€ работа по подготовке книги о природе театрального искусства и различных направлени€х в нем.

¬ процессе создани€ системы —таниславский интенсивно пополн€л свои знани€ в различных област€х науки и искусства. «анима€сь психологией и физиологией творчества, —таниславский не оставл€ет в стороне ни одной сколько-нибудь примечательной работы в этой области.

ѕри изучении истории театра —таниславский с особенным вниманием относилс€ к творческим заветам выдающихс€ сценических де€телей, к свидетельствам современников о методах их работы и манере игры. “радиции, завещанные ѕушкиным, √оголем, ўепкиным, ќстровским, —таниславский считал самым ценным наследием театрального прошлого. ќн глубоко и внимательно изучал также высказывани€ об искусстве Ўекспира, ћольера, других крупнейших представителей западноевропейского театра.

ѕроцесс посто€нного развити€ и совершенствовани€ системы на практике требовал от —таниславского внесени€ бесчисленных исправлений в уже написанное, так же как посто€нное развитие и углубление его теоретических положений влекло за собой изменение приемов творческой работы, рождало потребность создавать новые кадры учеников дл€ проверки на практике новых приемов работы.

Ётот процесс не прекращалс€ до конца жизни —таниславского. ќднако общий план изложени€ системы, который сложилс€ в 20-х гг., не претерпевал существенных изменений.

¬ 1925 г., тотчас по окончании работы над книгой Ђћо€ жизнь в искусствеї, —таниславский вернулс€ к Ђ–аботе актера над собойї. — этого момента система излагалась —таниславским в форме дневника ученика театральной школы. ¬ернувшись после отпуска по болезни в ћоскву в конце 1930 г., —таниславский привез с собой почти завершенный вариант новой книги.

«десь уже отсутствовали существовавшие в ранних вариантах многие подробности жизни учеников театральной школы Ч истори€ их поступлени€ в школу, заполнение особых анкет, вы€сн€ющих их культурный уровень, их первое знакомство с театром и его закулисной жизнью и т. д.

Ќа этой стадии работы над книгой, последовательно стира€ грань между элементами переживани€ и воплощени€, между внутренним и внешним самочувствием актера, которые лишь условно, теоретически могут быть рассмотрены врозь, —таниславский пришел к выводу о необходимости объединить в одном томе все, что относитс€ к работе актера над собой. ¬ 1930 г. в письме к Ћ. я. √уревич, которой —таниславский поручил редактирование своих трудов, он писал: книга Ђ–абота над собойї Ђраспадаетс€ на ѕереживание и ¬оплощение. —начала € думал их соединить в один том. ѕотом, за границей, подсчитал страницы, у мен€ вышло, что текст займет 1200 печатных страниц. я было испугалс€ и решил сделать две книги (Ђѕереживаниеї и Ђ¬оплощениеї). “еперь, после огромных сокращений, как будто становитс€ оп€ть возможным сделать второй том, Ђ–аботу над собойї, из переживани€ и воплощени€ вместеї. ќднако это решение осталось неосуществленным.

ѕроцесс доработки уже давно подготовленной книги протекал мучительно. «наком€сь со многими смен€ющими друг друга вариантами рукописей на одну и ту же тему (одна только треть€ глава книги имеет более двадцати различных вариантов), приходишь к выводу, что не только болезнь €вл€лась преп€тствием дл€ окончани€ работы.

јнализ творческих и теоретических работ —таниславского середины 30-х гг. убеждает в том, что система в этот последний период вступила в новую, более зрелую стадию своего развити€. ѕопытки —таниславского отразить это новое при переработке данного тома не могли до конца удовлетворить его, так как самый принцип изложени€ системы в этом томе все больше становилс€ дл€ него пройденным этапом. ќн не мог решитьс€ и на коренную переработку тома, так как это потребовало бы слишком большого срока и ставило под угрозу самую возможность выхода книги в свет.

 нига долго не имела определенного названи€. ¬ записках —таниславского можно обнаружить много вариантов ее заглави€, например: Ђƒневник ученикаї, Ђ»скусство и психотехника актераї, Ђѕрирода актерского творчестваї, Ђћо€ театральна€ школаї, Ђѕрирода и психотехника актерского творчестваї, Ђ—истема —таниславскогої.

ƒо самого конца работы —таниславского беспокоила избранна€ им повествовательна€ форма изложени€ материала, котора€ не всегда встречала сочувствие у первых читателей книги. ќн приостановил работу над следующим, третьим томом до того момента, пока не вы€снитс€, как книга будет прин€та читател€ми.

—таниславский так и не дождалс€ выхода книги; она по€вилась вскоре после его смерти и была дважды издана в 1938 г. Ќо и в ожидании выхода книги он продолжал работать над ней, готов€ уточнени€ и дополнени€ дл€ будущих ее изданий.

Ђ–абота над собой в творческом процессе переживани€ї €вл€етс€ самым капитальным трудом —таниславского по системе. ¬ ней сосредоточены все важнейшие положени€ его творческого метода и художественного мировоззрени€. Ќо нар€ду с огромной, неоспоримой ценностью этой книги как методического пособи€ и теоретического труда по искусству актера она не лишена известных противоречий и композиционных недостатков, корни которых, как уже отмечалось выше, заложены в самой истории ее создани€. ќна отразила на своих страницах эволюцию творческих исканий —таниславского. ¬ тексте книги сохранились примеры и формулировки, созданные еще в период ее зарождени€, но мало типичные дл€ периода творческой зрелости —таниславского. »зданна€ в год его смерти, книга не отразила. к сожалению, со всей полнотой и отчетливостью последних, итоговых выводов —таниславского о творчестве актера, зафиксированных в документах его режиссерской и педагогической де€тельности и в его литературных трудах самых последних лет. —истема —таниславского проходила длительный аналитический период своего развити€; раздробленное на составные элементы творческое самочувствие актера изучалось им по част€м, и это нашло отражение на страницах данной книги. ѕедагогическа€ практика —таниславского последних лет отличаетс€ от подхода “орцова к воспитанию актера, так как сама система в последние годы откристаллизовалась в более простую, €сную и доступную дл€ ее применени€ на практике форму.

“ем не менее перва€ часть Ђ–аботы актера над собойї €вилась единственным законченным трудом по системе, подготовленным к печати самим —таниславским, и это придает ей особую ценность.

1 –абота над третьим и четвертым томами осталась незавершенной. —охранившиес€ материалы к этим книгам публикуютс€ в последующих томах. Ќе был осуществлен и задуманный —таниславским сборник практических упражнений по системе (Ђ“ренинг и муштраї). ќбнаруженные в его архиве отдельные записи упражнений печатаютс€ в приложени€х к третьему тому.

2 ¬ практике работы —таниславского записи учеников на зан€ти€х и репетици€х нередко служили дополнительными материалами дл€ формировани€ соответствующих разделов системы. ¬ архиве —таниславского имеютс€ стенограммы зан€тий и записи репетиций, сделанные Ћ. ј. —улержицким, ¬. ћ. Ѕебутовым, ќ. ¬. √зовской, ¬. ¬. √ле-бовым, ѕ. ‘. Ўаровым, √. ¬.  ристи и другими. Ѕольша€ часть этих материалов опубликована в книге: —таниславский репетирует. «аписи и стенограммы репетиций. ћ., 1987.

3 —таниславский придавал большое значение такому методу проверки сценических данных молодежи, поступающей в театральную школу. –азвернутое обоснование этого принципа содержитс€ в Ђ»нсценировке программы ќперно-драматической студииї, публикуемой в приложени€х к третьему тому.

4 ¬ ранних вариантах текста опоздание ученика на урок служило поводом дл€ специальной беседы “орцова о значении артистической этики и дисциплины. ¬ период редактировани€ —таниславский отказалс€ от этого эпизода, так как предполагал всесторонне осветить этот важнейший вопрос в отдельной книге.

¬опросу артистической этики и дисциплины посв€щен специальный раздел третьего тома и целый р€д материалов, публикуемых в последующих томах.

5 —м.: —альвини “. Ќесколько мыслей о сценическом искусстве.Ч Ђјртистї, 1891, є 14, с. 58.

6 ÷ит. по кн.:  оклен-старший. »скусство актера.  иев, 1909, с. 8Ч9.

7 »з этого абзаца вы€сн€етс€, что деление школьной программы на изучение элементов переживани€ (на первом году обучени€) и элементов воплощени€ (на втором году обучени€) €вл€етс€ условным. ”ченики школы “орцова, так же как и ученики —таниславского в руководимых им театральных школах, овладевают параллельно как элементами внутреннего самочувстви€, так и внешнего, физического (то есть пением, дикцией, гимнастикой, танцами и т. д.). √рань между этими двум€ разделами программы все больше стиралась в практике педагогической работы —таниславского последних лет.

8 «десь обнаруживаетс€ одна очень важна€ особенность педагогического и режиссерского приема —таниславского. ќна заключаетс€ в умении сделать Ђпрививкуї роли актеру, органически сочетать замысел, привнесенный извне (от драматурга, режиссера), с индивидуальными склонност€ми самого актера. “акой метод работы, по мнению —таниславского, приводит к созданию неповторимого живого сценического образа, возникающего от сли€ни€ творчества драматурга с творчеством актера.

9 —м.: Ћапшин ». ». ’удожественное творчество. ѕг., 1923.

10 —м. наст. изд., т. 1, глава Ђ¬ыдержкаї.

11 ƒжером  . ƒжером (1859Ч1927) Ч английский писатель-юморист, автор известной повести Ђ“рое в лодке (не счита€ собаки)ї.

12 ѕримером подобного расчленени€ на куски п€тиактной трагедии может служить Ђ–ежиссерский план Ђќтсллої (ћ., 1945) —таниславского, писавшийс€ в 1929Ч1930 гг.

Ђ–ежиссерский план Ђќтеллої может быть назван первым литературным трудом —таниславского, в котором нашли отражение новые принципы его подхода к пьесе Х и роли, оформившиес€ впоследствии в так называемый Ђметод физических действийї.

Ётот новый принцип действенного анализа пьесы характерен дл€ режисссрско-педагогического подхода —таниславского к драматургическому произведению в последний период его де€тельности. »сход€ из совершающегос€ на сцене событи€, —таниславский нар€ду с термином куски иногда употребл€ет и другой термин Ч эпизоды. ¬ дальнейшем действенный эпизод как термин, более точно выражающий принцип анализа пьесы, все больше и больше укрепл€етс€ в театральной практике.

13 Ётот педагогический совет —таниславского постепенно перерос на практике в метод его творческой работы с актером. —охран€€ при анализе пьесы и роли крупные задачи, определ€ющие главные этапы развити€ сценического образа, —таниславский отказалс€ от предварительного мелкого дроблени€ роли на бесчисленный р€д хотений, определ€ющих маленькие задачи. ¬место подробного анализа хотений и определени€ мелких задач —таниславский перешел к тщательному изучению самого совершаемого действи€; оно определ€етс€ не только хотением, но находитс€ в пр€мой зависимости от тех конкретных обсто€тельств, которые в данный момент окружают актера. ѕрежде стадии работы над ролью делились на аналитический, застольный период и созидательный период репетиционной работы; на заключительном этапе режиссерско-педагогической де€тельности —таниславского эти грани между анализом и синтезом стерлись и возникла необходимость в том, чтобы сразу же приступить к изучению самих совершаемых действий (»ме€ прицел на большую, конечную задачу).

14 ÷итаты из стихотворений ѕушкина Ђ√еройї и ЂЁлеги€ї (ЂЅезумных лет угасшее веселье...ї).

15 ¬ приложении к Ђ–ежиссерскому плану Ђќтеллої под заголовком Ђ‘изическое действиеї можно найти развитие и уточнение высказанной здесь мысли:

Ђ¬спомните, как подымаетс€ аэроплан: он долго катитс€ по земле, приобрета€ инерцию. ќбразуетс€ движение воздуха, которое подхватывает его крыль€ и уносит машину кверху.

јктер тоже идет и, так сказать, разбегаетс€ по физическим действи€м, приобретает инерцию. ¬ это врем€ с помощью предлагаемых обсто€тельств, магических Ђесли бї актер открывает невидимые крыль€ веры, которые унос€т его ввысь, в область воображени€, которому он искренно поверил.

Ќо если нет утоптанного грунта или аэродрома, по которому можно разбежатьс€, может ли аэроплан подн€тьс€ в воздух?  онечно, нет. ѕоэтому перва€ наша забота о том, чтоб создать и утоптать этот аэродром, точно мощенный физическими действи€ми, крепкими своей правдойї (с. 233).

16 —таниславский всегда боролс€ против прин€того прежде делени€ актеров на условные Ђамплуаї (первый и второй любовники, рубашечный и фрачный герои, резонеры, инженю и т. п.), счита€ это деление типичной принадлежностью ремесленного театра. √овор€ здесь о необходимости пон€ть свое Ђамплуаї, —таниславский употребл€ет это слово в широком смысле, подразумева€ тот круг ролей, который соответствует внутренним данным и сценическому оба€нию актера.

17 —амойлов ¬. ¬. (1812Ч1887) Чкрупнейший актер петербургского јлександринского театра. ќбладал исключительным даром внешнего перевоплощени€ и владел в совершенстве искусством гримировки.

18 “. –ибо (1839Ч1916)Чфранцузский ученый, представитель экспериментальной психологии.

¬ рабочей библиотеке —таниславского сохранились книги –ибо:

Ђ¬ол€ в ее нормальных и болезненных состо€нн€хї, Ђѕсихологи€ внимани€ї, Ђјффективна€ пам€тьї, Ђѕам€ть в ее нормальном и болезненном состо€ни€хї, ЂЁволюци€ общих идейї, ЂЋогика чувствї. ћногие страницы этих книг испещрены пометками —таниславского.

19 Ќекоторые записи —таниславского в протокольной книге спектаклей ћ’“ свидетельствуют о его обостренной чуткости как артиста ко всем изменени€м в окружающей его сценической обстановке. «начение, которое он придавал этому фактору, характерно дл€ его творческого метода.

¬месте с тем —таниславский признавалс€, что в ранних постановках ’удожественного театра он несколько злоупотребл€л сценическими эффектами, но это часто вызывалось творческой необходимостью. Ђ“аинственные ходы к глубинам произведений не были еще точно установлены нами,Ч пишет —таниславский в книге Ђћо€ жизнь в искусствеї в главе Ђ¬ишневый садї.Ч „тобы помочь актерам расшевелить их аффективную пам€ть, вызвать в их душе творческие провидени€, мы пытались создать дл€ них иллюзию декораци€ми, игрою света и звуков. »ногда это помогало, и € привык злоупотребл€ть световыми и слуховыми сценическими средствамиї.

20 Ќамеченный здесь путь работы над ролью (от сочувстви€ к подлинному чувству) с постепенным переходом артиста от роли наблюдател€ к роли действующего лица в пьесе характерен дл€ приемов работы над созданием сценического образа, которыми —таниславский пользовалс€ до середины 20-х гг. ¬последствии —таниславский искал более пр€мых и совершенных путей подхода к роли, при которых актер сразу же попадает в положение активно действующего лица, поставленного в обсто€тельства пьесы.

21 ќзеров ¬. ј. (1769Ч1816) Чдраматург, автор трагедий ЂЁдип в јфинахї, Ђ‘ингалї, Ђƒимитрий ƒонскойї, Ђѕоликсенаї. ¬ творчестве ќзерова сочетались черты, характерные дл€ сентиментального направлени€ в русской литературе конца XVIII Ч начала XIX в., и традиции классицизма.

22 ћногие современники вспоминают, что в тот' день, когда —таниславский играл ‘амусова или  рутицкого, актеры избегали обращатьс€ к нему с какими-либо просьбами, так как, готов€сь к выступлению, он сохран€л свойственное изображаемому персонажу отношение к окружающим и, наоборот, были роли (јстров, Ўтокман), в дни исполнени€ которых общение с ним было легким. ѕоказательно в этом отношении свидетельство Ћ. я. √уревич (см.: ќ —таниславском. ћ., 1948, с. 126).

23 ¬ своей режиссерско-педагогической практике последних лет —таниславский избегал приема общени€ с самим собой, о котором он говорит выше (Ђдиалог ума с чувствомї), и искал более конкретных путей подхода к монологу. ќн предостерегал актеров от того Ђсамо-общечи€ї на сцене, которое, как он говорил, приводит к Ђвыворачи-ванию глаз внутрь себ€ї, и всегда старалс€ перевести монолог на путь конкретного действи€ актера. Ёто действие он понимал как взаимодействие субъекта (актера) с объектами (реальными или воображаемыми).

24 Ђ√амлетї ¬. Ўекспира, д. 2. ѕеревод ј. ».  ронеберга.

25 “ермин Ђлучеиспусканиеї вз€т —таниславским у –ибо, из книги Ђѕсихологи€ внимани€ї. Ќа определенном этапе развити€ системы стремление наладить Ђлучеиспусканиеї и Ђлучевоспри€тиеї при общении имело известный практический смысл. ќно приводило к обострению внимани€ партнеров друг к другу, к укреплению их взаимодействи€ в том или ином сценическом эпизоде. ќднако попытки введени€ в практику педагогической работы упражнений, построенных на пр€мом Ђпроникновении в душу партнераї, вне конкретного действи€, не всегда приводили к положительным результатам. ѕодобные упражнени€ не характерны дл€ педагогической работы —таниславского последних лет.

26 —одержание и значение каждого из шести упом€нутых здесь элементов раскрываютс€ в соответствующих разделах следующего, третьего тома.

27 Ќатан ћудрый Ч герой одноименной драмы √.-Ё. Ћессинга.

28 јктерска€ и режиссерска€ практика —таниславского нагл€дно свидетельствует о том, что предлагаемый им метод глубокого проникновени€ в жизнь роли путем вовлечени€ в творческую работу интеллекта, эмоции и воли актера дает полноценные результаты лишь тогда, когда драматургический материал отображает реальную действительность и подчинен жизненной логике.

29 ¬ позднейшем варианте изложени€ процесса работы над ролью —таниславский направл€ет все внимание на создание в конечном счете одной главной линии, то есть логики действи€ актера на сцене. Ћогика действи€ при условии правильного ее построени€ по линии сквозного действи€, стрем€щегос€ к сверхзадаче, включает в себ€ все остальные элементы и двигатели психической жизни.

30 —реди черновых материалов данной книги сохранилось несколько набросков —таниславского, в которых он пытаетс€ графически изобразить излагаемый здесь процесс создани€ внутреннего сценического самочувстви€ актера. Ќесколько вариантов этих схем печатаетс€ в третьем томе.

31 Ђ“уалет актераї прочно вошел в педагогическую и режиссерскую практику —таниславского и проводилс€ им в ќперно-драмати-ческой студии (1935Ч1938). »зложенна€ в дальнейшем тексте программа проведени€ Ђтуалета актераї соответствует тому, что —таниславский осуществл€л на своих зан€ти€х. ¬недрение Ђтуалета актераї, так же как и Ђтренинга и муштрыї, в театральный быт —таниславский считал делом первостепенной важности, которое, будучи практическим овладением и использованием системы, способствовало бы подъему актерского мастерства.

32 ¬ольный пересказ мыслей “. —альвини (см.: Ђјртистї, 1891, є 14). ќ раздвоении актера в момент творчества —таниславский говорит также в третьем томе в главе Ђѕерспектива артиста и ролиї.

33 “ворческа€ биографи€ —таниславского дает нам множество примеров углубленных поисков заложенной в произведении драматурга сверхзадачи. ¬ отдельных случа€х сверхзадача пьесы углубл€лась —таниславским на прот€жении р€да лет, отража€сь на дальнейшем уточнении трактовок ролей и вследствие этого на изменении внутреннего склада и даже внешнего облика воплощаемых образов. ’арактерна в этом отношении эволюци€ образа ‘амусова, решенного —таниславским по-разному в постановках ’удожественного театра 1906, 1914 и 1925 гг.

34 ћысли —таниславского о том, что зрители могут корректировать идейный замысел артиста и подсказывать ему более глубокое толкование роли, подтверждаетс€ артистической практикой самого —таниславского. “ак, рассказыва€ об исполнении роли доктора Ўтокмана, —таниславский приходит к выводу, что роль, задуманна€ им по линии интуиции и чувства, под вли€нием революционно настроенного зрител€ приобрела, так же как и весь спектакль, общественно-политическое звучание, которого прежде не находили в пьесе ни режиссер, ни актеры (см. наст. изд., т. 1, глава Ђќбщественно-политическа€ лини€ї).

35 Ђ–евизорї сыгран Ч и у мен€ на душе так смутно, так странно...ї Ч так начинает Ќ. ¬. √оголь Ђќтрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представлени€ Ђ–евизораї к одному литераторуї.

36 »менно этого доведени€ до абсолютной правды и законченности любого упражнени€ или этюда добивалс€ —таниславский от своих учеников. ѕри этом он говорил, что разница между первым и четвертым курсом будет заключатьс€ лишь в степени сложности задачи, котора€ ставитс€ перед учеником, но выполнение любой задачи должно быть доведено до последней степени правды и законченности. ¬ этом, по мнению —таниславского, залог того, что в театральной школе будут воспитыватьс€ подлинные мастера.

37 Ќа основании изложенного здесь взгл€да на природу творчества артиста —таниславский предъ€вл€л совершенно определенные требовани€ и к искусству режиссера. –ежиссеров, сразу стрем€щихс€ создать творческий результат на сцене и пренебрегающих процессом выращивани€ роли в душе артиста, он называл Ђрежиссерами результатаї, или режиссерами-ремесленниками. ЂЌам нужны режиссеры корн€ї,Ч говорил он, подразумева€ под этим режиссеров, способных вырастить роль (творческий образ, спектакль) по всем законам природы, начина€ от нахождени€ корн€ или зерна роли и последовательно провод€ ее через все необходимые стадии роста (см.: —таниславский  . —. —татьи. –ечи. Ѕеседы. ѕисьма. ћ., 1953, с. 654).

38 ¬первые опубликовано в кн.: —таниславский  - —. »з записных книжек, т. 1, с. 208Ч210.

39 ¬ архиве —таниславского хранитс€ довольно много набросков и вариантов предислови€, которые он создавал в разные годы (ћузей ћ’ј“,  —, є 74Ч82). Ѕольша€ часть этих материалов написана в 30-е гг., в период завершени€ работы над книгой и подготовки ее к изданию. ¬первые публикуетс€ р€д фрагментов, представл€ющих интерес с точки зрени€ общей оценки —таниславским содержани€ и значени€ системы.

ѕубликуемые п€ть фрагментов расположены не в хронологическом пор€дке (в св€зи со сложностью датировки), а согласно логике развити€ высказываемых —таниславским идей. –€д повторов, представл€ющих собой чисто стилистические варианты текста, опущен без специальных оговорок. ‘рагменты печатаютс€ по тексту следующих рукописных материалов: є 74, л. 4Ч17; є 77, л. 1Ч2; є 78, л. 12Ч 14; є 79, л. 12Ч13; є 77, л. 17Ч18.

40 ¬ рукописи, как и во всех первоначальных вариантах книги, фамили€ руководител€ театральной школы Ч “ворцов.

41 ѕечатаетс€ по тексту рукописи (ћузей ћ’ј“,  —, є 136/1), озаглавленной —таниславским: Ђ»справлени€ и добавлени€ дл€ следующих изданий.   главе о действииї.

ƒобавление к главе о действии строитс€ на разборе неудачно повторенного учениками этюда с сумасшедшим, описание которого дано в начале главы ЂЁмоциональна€ пам€тьї. ѕо-видимому, начало главы ЂЁмоциональна€ пам€тьї должно было быть перенесено в главу Ђƒействиеї. Ќа основании указани€ —таниславского на седьмой странице рукописи: Ђќставить до конца страницу свободной. —юда будет перенесена сцена счета денег из главы...ї Ч в приложение вводитс€ часть текста из главы Ђ„увство правды и вераї, где дано описание названного этюда.

42 Ќа этом рукопись обрываетс€.

43 ѕечатаетс€ по машинописному тексту (ћузей ћ’ј“,  —, є 649), на заглавном листе которого —таниславским написано: Ђƒополнение и исправление дл€ новых изданий.   главе Ђќбщениеї. ѕо-видимому, —таниславский намеревалс€ ввести этот текст в главу Ђќбщениеї, что могло повлечь за собой сокращение или переработку текста главы в ее первоначальной редакции.

44 Ќа пол€х рукописи против данного абзаца имеетс€ пометка, сделанна€ рукой —таниславского: ЂЌеубедительної.

45 ¬ практике своей педагогической работы в ќперно-драматиче-ской студии (что по времени совпадает с написанием этого текста) —таниславский подходил к созданию ученических этюдов именно таким способом. —южет этюда не придумывалс€ заранее во всех подробност€х, но создавалс€ по ходу работы импровизационным путем, в процессе живого взаимодействи€ партнеров. ѕодобные же пробы проделывались —таниславским в экспериментальном пор€дке и при подходе к работе над ролью (на материале шекспировских трагедий). “ак, например, на одной из репетиций Ђ–омео и ƒжульеттыї он указал, что пропущен важнейший этап работы Ч установление органического общени€ между действующими лицами, с которого следует начинать изучение логики действи€ актера в роли. ѕосле этого в результате внимательного анализа некоторых сцен —таниславский доказал, что стади€ ориентировки или зав€зывани€ общени€ с объектом иногда распростран€етс€ на целый акт или охватывает значительную часть диалога, между тем как при первоначальном разборе пьесы актеры наметили себе р€д действий в том же акте или диалоге без учета необходимого подготовительного процесса организации общени€ с партнером.

ѕечатаютс€ последовательно два дополн€ющих друг друга текста. ѕервый материал, озаглавленный Ђ¬ уборной, в антрактеї, приложен в конце рукописи Ђ’арактерностьї (ћузей ћ’ј“,  —, є 251, с. 51Ч52) и имеет пометку —таниславского: Ђѕеренести Ч куда?ї. ¬торой текст Ч Ђ∆ивой объектї (ћузей ћ’ј“,  —, є 246, с. 4Ч6) Ч представл€ет собой рукопись с пометкой —таниславского:

Ђѕравда или общениеї.

47 ѕубликуемый текст представл€ет собой часть рукописи, озаглавленной ЂIX. —ценическа€ правда, вера, наивностьї и €вл€ющейс€ первоначальным вариантом главы, впоследствии названной Ђ„увство правды и вераї (ћузей ћ’ј“,  —, є 211, с. 79Ч93). ѕечатаема€ здесь часть рукописи об актерской наивности выделена из текста главы и имеет пометку —таниславского: ЂЋибо пропустить, либо перенести в другое место.  уда? ≈ще не знаюї.

”поминание о девочке-статистке, исполн€вшей сцену с ребенком, перекликаетс€ с описанием этой сцены в главе Ђ„увство правды и вераї.

48 ѕушкин ј. —. ѕолн. собр. соч. в 10-ти т., т. 10. ћ., 1966, с. 207.

 


[1] “олстой Ћ. Ќ. —обр. соч. в 14-ти т., т. I. ћ., 1951, с. 329. 5

[2] Ќаст. изд., т. 1, глава Ђ”пр€мствої.

[3] —таниславский  - —. —обр. соч. в 8-ми т., т. 3. ћ., 1955, с. 304.

[4] —таниславский  - —. —обр. соч., т. 3, с. 304.

[5] Ќаст. изд., т.1, глава Ђќткрытие давно известных истинї

[6] —таниславский  ,- —. »з записных книжек. ¬ 2-х т. “. 1. ћ., 1986, с. 208Ч209.

[7] —таниславский  . —. »з записных книжек, т. 1, с. 209Ч210.

[8] —таниславский  . —. —обр. соч., т. 3, с. 302.

[9] —таниславский  . —. —обр. соч., т. 3, с. 310.

[10] —м.: ¬иноградска€ ». Ќ. ∆изнь н творчество  . —. —таниславского. Ћетопись в 4-х т. “. 3, ћ., 1573, с- 91.

[11] ѕодробнее об этом см.: Ћетопись, т, 2. ћ.. 1971, с, 441.

[12] —таниславский  . —. —обр. соч.. т. 8. 1961. с. 324Ч325.

[13] —таниславский  . —. »з записных книжек, т. 2. с. 313.

[14] Ѕрехт Ѕ. “еатр. “. 5, кн. 2. ћ., 1965, с, 145, 15

[15] “аиров ј. я. 3аписки режисера. —татьи. Ѕеседы, –ечи. ѕисьма., ћ,. 1970, с, 84.

[16] «чнгерман Ѕ. „. ѕосле прочтени€ книги.Ч¬ кн.; —таниславский репетирует. «аписи и стенограммы репетиции. —ост., ред. и автор вступительных статей ». Ќ. ¬иногралска€,.ћ., 1987, —. 583,

[17]¬ахтангов ≈. Ѕ. ¬сехсв€тскис записи.ЧЂ“еатрї. 1987. є 12. с.15

[18] ћузей ћ’ј“.  —. ф. 3.

[19] —таниславский  , —. —обр. соч.. т, 3. с. 310

[20] —таниславский  . —. »з записных книжек, т. 1, с, 32.

[21] Ќемирович-ƒанченко ¬л. ». »збр. письма. ¬ 2-х т. “. 2. ћ., 1979. с 536-537.

[22] ћузеи ћ’Ћ“.  —, ф, 3.

[23] —таниславский  . —. »з записных кннжгк, т. 2, с. 231.

[24] ÷ит. по кн.: Ћетопись, т. 3, с. 92.

[25] Ќаст. изд., т. I, глава ЂЋини€ интуиции и чувстваї

[26] —имонов ѕ. ¬.  атегори€ сознани€, подсознани€ и сверхсознани€ в творческой системе  . —. —таниславского. Ч ¬ кн.: Ѕессознательное. ѕрирода. ‘ункции, методы исследовани€. “.2. “билиси, 1978, с.526.

[27] ÷ит. по кн,: Ћетопись, т. 4. ћ., 1976, с, 482.

[28] —таниславский  . —. —татьи. –ечи- Ѕеседы. ѕисьма- ћ., 1953. —. 687.

[29] —таниславский  . —.»з записных книжек. “.2. с. 293

[30] ѕереиздано в кн. „ехов ћ. Ћ. Ћитературное наследие. ¬ 2-х т., т.2. ћ., 1986.

[31] —таниславский  . —. —обр. соч., т. 6, 1959, с. 292.

[32] ÷ит. по кн.: Ћетопись, т.4, с.529.

[33] ћузей ћ’ј“,  —. є 2416

[34] ÷ит. ѕо кн.: —таниславский  . —., —обр. соч., т.8, с.581.

[35] —таниславский  . —., —обр. соч., т.8, с.433.

[36] Carnicke S. M. An Actor prepares (Rabota actera nad soboi. Chast I.A comparison of the english with the Russian Stanislavsky). Ч УEducational Theatre JornalФ, 1984, December, p.485.

[37] Carnicke S. M. An Actor prepares (Rabota actera nad soboi. Chast I.A comparison of the english with the Russian Stanislavsky). Ч УEducational Theatre JornalФ, 1984, December, p.488.

[38] Ќаст. изд., т.1, глава Ђƒункан и  рэгї.

[39] —таниславский  . —. —обр. соч., т. 8. с. 333.

[40] —таниславский  . —. »з записных книжек, т. 1. с. 323.

* ѕри€тное ничегонеделание (итал..).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1313 - | 1301 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.09 с.