Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕричины фобий 10 страница




»ндивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, про€вл€ют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определени€х а) себ€ как людей, к-рые способны Ч через прин€тие решений и интерпретацию их последствий Ч вли€ть на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегос€ изменению усили€ми этих людей. јутентичный стиль жизнь характеризуетс€ гармонией (unity)и новаторством. Ѕиолог. и соц. опыт людей, чь€ жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. ћужество помогает им воспринимать сомнени€ как неизбежных Ђспутниковї выработки собственного мнени€, и они не позвол€ют сомнени€м вли€ть на прин€тие ими тех или иных решений. ’от€ аутентичные люди могут заблуждатьс€ на свой счет, им Ч благодар€ пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности Ч свойственна тенденци€ к быстрому исправлению положени€. ѕоэтому-то у них и не накапливаетс€ онтологическа€ вина за упущенные возможности или по поводу кажущейс€ собственной поверхностности.

Ќапротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в услови€х, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаютс€ зависимыми и аморфными до конца своих дней. ѕринима€ решени€, они не способны полагатьс€ на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности дл€ формировани€ аутентичности на основании собственного жизненного опыта. —казанное прежде всего относитс€ к их неумению учитьс€ на ошибках; такие люди спешат откреститьс€ от них, вместо того чтобы пон€ть, что же они сделали не так. ¬место того чтобы вступить в подлинный период позднего развити€, они копируют поведение окружающих их людей, про€вл€€ конформистский, незрелый стиль жизни.

Ћюди с конформистским стилем жизни определ€ют себ€ исключительно как исполнителей соц. ролей. ¬ыражение символизации, воображени€ и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. »х биолог. и соц. опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношени€, чем на отношени€, основанные на чувствах. Ќакопление онтологической вины, €вл€ющеес€ результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. ¬ их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.

¬ Ё. п. немного систематических исслед. Ѕольшинство экзистенциальных психологов Ч психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опира€сь на конкретные эпизоды из собственной практики. »стори€ болезни Ёллен ¬ест, описанна€ Ѕинсвангером, и мн. случаи из практики Ѕосса (1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведени€.

»звестны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без огл€дки на экзистенциальные теории, тем не менее могут рассматриватьс€ как принципиальное эксперим. подтверждение их состо€тельности. Ќапр., “айлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. ќна вы€вила немало доказательств существовани€ когнитивной структуры обработки веро€тностной информ. (possibility-processing cognitive structure)у тех людей, дл€ к-рых выбор Ч признак творческой жизни и возможность про€вить собственную индивидуальность. “ж релевантны и многочисленные исслед. внутреннего и внешнего локуса контрол€, начало к-рым было положено работами –оттера, —имена и Ћиверанта. ‘ункционирование на основе внутренней ориентации приводит к индивидуалистическому поведению, а внешн€€ ориентаци€ ведет к конформности. Ќакопление данных, полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода.  артина, к-ра€ при этом вырисовываетс€, позвол€ет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее поведение и самовоспри€тие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. ћн. результаты этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стил€ жизни.

Ё. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведени€ и к вли€нию на него. ћн. ее идеи, касающиес€ образовани€, методов лечени€ и проведени€ исслед., оказывают разностороннее вли€ние на психологов.

—м. также јналитическа€ психологи€, Ѕихевиоризм, √ормическа€ психологи€,  онформна€ личность, ѕолемика о роли природы и воспитани€ в развитии, —вобода воли, “еоретическа€ психологи€, Ёкзистенциализм

—. ћадди

 

Ёкзистенциальна€ психотерапи€ (existential psychotherapy)

 

–олло ћэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Ё. п. не представл€ет собой Ђшколуї. ќна скорее характеризуетс€ Ђопределенной позицией по отношению к люд€м вообще и системой исходных допущений о роде человеческомї. ¬кратце, эта позици€ заключаетс€ в прин€тии в качестве реального, значимого и легитимного быти€-в-мире-клиента Ч того уникального способа, каким клиент воспринимает себ€ и мир и задает направление своей жизни.

Ё. п., т. о., классифицируетс€ как Ђтреть€ силаї или гуманистически ориентированна€ психотерапи€, хот€ ранее она обозначалось как Ђэкзистенциальный психоанализї, да и сейчас ее нередко называют Ђэкзистенциальным анализомї.

ќсн. на трудах таких философов как  ьеркегор, √уссерль, ’айдеггер и —артр, теорет. концепции и описани€ отдельных случаев зачастую сформулированы у экзистенциальных психотерапевтов на пон€тном только им самим €зыке. “ак, они могут говорить, что бытие-в-мире имеет три различные формы: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Umwelt относитс€ к осн. на биологии чел. формам поведени€ (сон, еда, экскреци€, копул€ци€), имеющим целью выживание и удовлетворение инстинктивных потребностей. Mitwelt Ч к межличностным отношени€м, в к-рых происходит Ђсо-бытиеї (sharing)или Ђвстречаї (encounter)и, как результат этого, предотвращаютс€ или см€гчаютс€ чувства одиночества или обособленности и обогащаетс€ жизнь. Eigenwelt относитс€ к формам поведени€, как самоанализ, самооценивание и самоопределение, предпринимаемым ради того, чтобы наполнить жизнь чел. смыслом. јнализ любого поведени€ вы€вл€ет поистине уникальные отношени€ чел. к биолог. природе, соц. окружению и самосознанию.

— т. зр. экзистенциалистов, в биолог., культурных и ист. рамках мы вольны сделать из себ€ что захотим, решать кто мы и кем нам стать.

—вобода, т. о., предполагает т€желую Ч и потенциально пугающую Ч ответственность: формирование своей собственной судьбы. Ќо это становитс€ проблемой лишь в том случае, если чел. осознает эту свободу. ¬ примитивных и первобытных об-вах устойчивость культурных традиций обеспечивала преформированный Ђсмысл жизниї, скрывавший степень потенциальной индивидуальной свободы. Ќо в эпоху совр. индустриализации, урбанизма, секул€ризации и научного прогресса старые взгл€ды на сущностную природу чел. стали подвергатьс€ сомнению и часто не выдерживали испытани€ критическим разумом. ѕоэтому, в силу разных исторически обусловленных причин, совр. чел. (в особенности это про€вилось в XX веке) может остро чувствовать бессмысленность жизни и недостаток межличностных уз, св€зывавших людей в недалеком прошлом. (»спользу€ ранее приведенную терминологию, можно сказать, что утраченными оказываютс€ Eigenwelt и Mitwelt, а жить лишь в одном Umwelt Ч €вно недостаточно.) Ё. п. €в-с€ ответом тем люд€м, к-рые испытывают одиночество, тревогу, деперсонализацию и отчуждение.

ƒл€ актуальной практики Ё. п. специальный жаргон не характерен, хот€ он и используетс€ иногда в описани€х процедуры. »сходной и посто€нной задачей психотерапевта €в-с€ феноменологическа€: как можно более полно пон€ть реальность клиента Ч как он воспринимает себ€, др. людей и мир природы, и, следовательно, какой смысл имеет дл€ него эта жизнь (даже если этот смысл им не сознаетс€). Ёто понимание предполагает высокий уровень эмпатии. ѕсихотерапевт должен Ђзаключить в скобкиї или забыть на врем€ о своих ценност€х, перцептивных паттернах и т. п., чтобы как можно свободнее и глубже войти в мир другого.

Ётому процессу способствуют некоторые сознательные (хот€, в действительности, автоматизированные) исходные предпосылки.  лиенты достойны уважени€. ” каждого есть Ђпрожита€ реальностьї, отлична€ от таковой у любого др. человека. ѕоведение клиента, включа€ так называемые невротические или психотические паттерны, представл€ет собой попытки успешно совладать с окружающим миром, как он воспринимаетс€ субъектом (иногда, это просто попытки снизить уровень тревоги).  лиент несет ответственность за свое поведение. ¬заимодействие психотерапевта и клиента обеспечивает почву дл€ понимани€ терапевтом клиента, дл€ самопонимани€ и самоприн€ти€ клиента и дл€ по€влени€ у исто новых вариантов выбора. ѕространственно-временной фокус в терапии устанавливаетс€ на переживании Ђздесь и сейчасї, а не на прошлом.

Ѕлагодар€ ощущаемому пониманию и доверию, обеспечиваемым в терапевтических отношени€х, и благодар€ интенсивному исслед. текущих чувств, мыслей и влечений, клиент приходит к пониманию смысла, к-рый он вкладывал в свою жизнь до насто€щего момента. ≈му также становитс€ легче распознать и обдумать без страха свои потенциальные возможности обогащени€ существовани€ в том, что касаетс€ биолог. процессов, межличностных отношений и отношений с самим собой. ¬ идеальном случае, клиент обнаруживает готовность подвергнуть себ€ необходимому риску, чтобы реализовать этот потенциал, и тем самым открывает или создает дл€ себ€ более осмысленную жизнь.

Ё. п. имеет много общего с др. гуманистическими и ориентированными на насто€щий момент видами терапии, к-рые, веро€тно, в долгу перед ней. ћногие принципы Ё. п. стали сейчас составной частью др. вариантов гуманистической терапии, причем вклад этот пока не получил должного признани€.

Ё. п. подвергалась и критике Ч утверждалось, что она слишком неоднородна, чтобы представл€ть собой целостную теорию; что ее терминологи€ трудна дл€ понимани€ или эзотерична, а ее эффективность не подтверждена эмпирическими методами.  роме того, отмечалось, что дл€ психотерапии имеют значение не только феноменологические данные. ѕриверженность феноменологическому материалу может обусловливать большее ограничение в понимании Ђпрожитого существовани€ї др. чел., чем это признают теоретики экзистенциального направлени€ в психотер.

—м. также ‘илософска€ психотерапи€, Ёкзистенциализм

‘. ’ансен

 

Ёкзорцизм (exorcism)

 

Ё. (заклинание бесов) Ч это обр€д, формализованный римско-католической церковью в XVII в., проводившийс€ над чел., про€вл€ющим признаки одержимости бесами. Ётот обр€д, описанный в Ritual romanum в 1614 г. и все еще признаваемый в качестве официальной процедуры, был нацелен на дь€вола или Ђзлого духаї, предположительно поселившегос€ в теле одержимого. ¬ ист. плане одержимость бесами Ч одно из наиболее привлекательных и волнующих объ€снений расстройств поведени€ Ч в ¬етхом завете упоминалась лишь однажды. ќднако одержимость нередко упоминаетс€ в Ќовом завете. „етыре успешных случа€ заклинани€ бесов были продемонстрированы ’ристом. “. ќстеррейх в классической книге Ђќдержимость и экзорцизмї (Possession and exorcism)утверждает, что объ€снени€, осн. на идее одержимости бесами, были распространены во мн. странах мира в различные времена на всем прот€жении истории.

ѕризнаки одержимости бесами могут включать такие про€влени€, как отвратительное зловоние, плотно сжатые губы, неспособность молитьс€, странное содержимое рвотной массы, вращение глазами, демонстрацию сил, выход€щих за пределы физ. возможностей чел., выкрикивание непристойностей, изменени€ личности, пророчествовани€, конвульсии и употребление или понимание чужого €зыка. ѕодавл€ющее большинство среди признанных одержимыми составл€ли женщины.

¬ период раннего христианства умение заклинать бесов считалось особым даром. ѕозднее, в середине III в., церковь ввела официальную должность экзорциста (заклинател€). Ёкзорцистом обычно было духовное лицо низшего ранга. Ё. состо€л из двух частей: сначала экзорцист укрепл€л себ€ молитвами; затем бес Ч часто упоминаемый экзорцистом Ч подвергалс€ оскорбительным нападкам и ему приказывалось покинуть тело одержимого. —читалось, что выздоровление наступает с обретением чел. своего прежнего состо€ни€, свойственного ему до одержимости. —овр. римско-католическа€ вера проводит различие между большим и малым Ё., в зависимости от степени демонстрируемой одержимости.  раткий экзорцистский обр€д часто включаетс€ в обр€д крещени€ римско-католической церкви.

—м. также ѕсевдопсихологи€, –елиги€ и психологи€

„. ‘ишер

 

Ёклектизм (eclecticism)

 

—лово ЂЁ.ї Ч в общеприн€том употреблении Ч относитс€ к отбору самого лучшего из множества разнородных источников, а иногда еще и к попытке примирить противоречи€ между этими источниками. ¬ психологии этот термин наиболее часто использовалс€ дл€ обозначени€ теорет. ориентации: эклектической наз. така€ позици€, к-ра€ либо вовсе игнорирует, либо сводит к минимуму различи€ между теори€ми, признава€ в каждой из них то, что представл€етс€ наиболее привлекательным.

¬ психологии чаще др. эклектичной системой взгл€дов наз. функционализм. ≈го нередко критиковали за отсутствие должного внимани€ к тому, чем одна теори€ принципиально отличаетс€ от др., причем эта критика носила скорее содержательный, нежели методологический характер. јльтернативна€ интерпретаци€ термина ЂЁ.ї заключаетс€ в подчеркивании метатеоретического Ё. Ёта форма Ё. про€вл€етс€ в выборе лучших методов из различных источников.

—ледующим логическим шагом €в-с€ распространение подобного эклектичного подхода на междисциплинарные проблемы. Ёту форму Ё. вполне можно рассматривать как важную предпосылку научного прогресса, причем прежде всего потому, что она способствует заполнению Ђбелых п€тенї между научными дисциплинами. ƒаже в пределах одной такой дисциплины как психологи€, методологический Ё. заслуживает защиты, ибо лишь немногие из ее принципов настолько надежно обоснованы (если таковые вообще существуют), что не вызывают никаких сомнений.

‘ункционалистский ответ на упрек в Ё. традиционно исходит как из потребности в широком охвате изучаемых проблем и методов исслед., так и из толерантности к различным теори€м.  роме того, просто невозможно обеспечить адекватную эмпирическую базу дл€ дальнейшего теорет. развити€ без воплощени€ в эксперим. планах не согласующихс€ друг с другом теорет. позиций.

—ущественно то, что Ё. Ч €вление временное, но имеющее тенденцию к рецидивам.  ак правило, он представл€ет собой промежуточную стадию развити€ любой новой и набирающей силу науки. ѕоэтому, хот€ известна€ дол€ Ё. на ранних этапах развити€ новой науки или к.-л. новой научной отрасли м. б. не только желательна, но даже необходима, он постепенно идет на убыль и за€вл€ет о себе вновь тогда, когда по€вл€ютс€ новые направлени€ теорет. и практ. исслед.

—м. также ‘ункционализм, ‘илософи€ науки

ћ. ћаркс

 

Ёклектическа€ психотерапи€ (eclectic psychotherapy)

 

»сслед. де€тельности совр. психотерапевтов показали, что большинство из них имеет тенденцию к эклектичности используемых теорий и методик, а не к идентификации с какой-то одной школой или направлением. Ёта тенденци€ представл€ет собой отход от ситуации, характерной дл€ 1940Ч1950-х гг., когда большинство психотерапевтов идентифицировало себ€ с ранними психоаналитическими или антипсихоаналитическими подходами. —уществует огромное число психотерапевтов, считающих себ€ Ђэклектикамиї, начина€ от прагматических эклектиков, просто использующих все, что работает, и заканчива€ систематическими эклектиками, стрем€щимис€ установить принципы и методы, общие дл€ всех эффективных методов терапии.

ћ. √олдфрид попросил ведущих представителей различных направлений (гуманистически-экзистенциального, аналитического и поведенческого) подробно ответить на два важных клинических вопроса: Ђ акова роль нового опыта в содействии изменению?ї и Ђ аким, с вашей т. зр., должно быть Ђотношение терапевтЧклиентї, чтобы оно облегчало этот процесс изменени€?ї ќн обнаружил выраженное совпадение ответов по неск. аспектам.

1. ¬ажность нового опыта.

2. «начение терапевтического взаимодействи€.

3. јкцент на заботливом, доверительном отношении терапевта к клиенту, осн. на уверенности в своих силах.

√олдфрид полагает, что общие дл€ всех психотерапевтических подходов принципы м. б. обнаружены в стратеги€х или принципах динамики всех уровней, начина€ от высшего уровн€ абстрагировани€ (философи€ каждой терапии) до самого низшего (конкретные технические приемы каждой терапии). √олдфрид считает, что эти стратегии функционируют в качестве Ђклинических эвристик, к-рые имплицитно руковод€т нашими усили€ми в ходе терапииї. «адача систематической Ё. п. может быть описана как превращение имплицитного в эксплицитное.

—истематическа€ эклектическа€ терапи€ ‘редерика “орна. ќдним из первых усили€ по формулированию совр. системы эклектицизма предприн€л ‘. “орн, к-рый посв€тил всю свою де€тельность разраб., описанию и распространению эклектического подхода к психотер. и консультированию. ќн полагал, что образцом дл€ психотер. должна быть клиническа€ медицина и что Ђтерапи€ должна быть прив€зана к диагнозу, с €сным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методовї.

Ђ¬едение больногої было дл€ “орна более широким термином, чем Ђтерапи€ї. ќн определ€л Ђведение психол. пациентаї как Ђродовой термин дл€ обозначени€ всех операций, проводимых компетентным персоналом, имеющим психол. подготовку, с целью помочь клиентам улучшить свою жизньї. “орн понимал, что психотер. Ч это лишь один из неск. выборов, к-рые м. б. использованы врачами.

’от€ “орн весьма высоко ставил мед. модель, он расширил ее далеко за границы объективистских форм, к-рые она иногда принимает в приложении к психологии. “орн утверждал, что личностный рост должен быть целью всех людей и что психологи должны развивать навыки и теории, способствующие психол. здоровью. ќн предложил очень широкое видение психол. здоровь€, к-рое Ђзависит от того, в какой степени чел. преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научитьс€ справл€тьс€ со всеми стандартными жизненными ситуаци€ми, жить активно и творчески и хорошо выполн€ть большое количество ролейї.

»сторическа€ основа систематического эклектицизма. ’арт утверждает, что первичным источником систематической Ё. п. был ”. ƒжемс. ƒжемс занимает особое положение в истории психологии благодар€ своей теории сознани€, удел€ющей внимание подсознательным процессам. ¬ рамках формулировок ƒжемса психотер. становитс€ практ. поиском условий, вызывающих индивидуальные изменени€ в сознательном функционировании.

‘ункциональна€ Ё. п. обеспечивает теорет. св€зь между поведенческим, гуманистически-экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. ’арт выдел€ет 7 аспектов, общих дл€ всех представителей функционального эклектицизма.

1. ¬ центре внимани€ клинициста находитс€ актуальный момент, причем особое значение придаетс€ пробелам в сознании.

2. „увства считаютс€ сознательными регул€торами поведени€; регул€ци€ достигаетс€ путем выражени€ чувств, а не одного только инсайта относительно эмоций.

3. я-концепци€ и св€занные с ней я-образы всегда тщательно изучаютс€.

4. ѕроизвольные выборы, планы действи€, филос. и моральные соображени€ включаютс€ в сферу терапии.

5. ћодели роста и здоровь€ придаетс€, по крайней мере, не меньшее значение, чем модел€м психопатологии.

6. —ознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваютс€, но именно в таком пор€дке.

7. ѕредпочтение отдаетс€ прагматической установке на приемы терапии и использованию значительного разнообрази€ методик и стратегий.

ѕримеры эклектических подходов. ѕрограмма тренинга соц. навыков, к-рую разраб. в госпитале Ћивермор ѕ. “рауэр, Ѕ. Ѕрайант и ћ. јргайл, объедин€ет идеи и методы психодрамы, соц. психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, эксперим. и клинической психологии. ќни тж упоминают об особом вли€нии на построение их программы таких авторов как Ё. Ѕерн,  . –оджерс,  . ёнг, «. ‘рейд, я. Ћ. ћорено, а тж концепций когнитивно-поведенческой терапии и терапии средой.

¬ качестве своей унифицированной модели они использовали образ психотерапевта как учител€, задачей к-рого €в-с€ не только диагностика, вы€вление показаний и лечение отклонений, но и идентификаци€ зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам.

јналогична€ эклектическа€ программа тренинга соц. навыков, в большей мере ориентированна€ на работу со здоровыми лицами, была описана ‘. «имбардо, к-рый подчеркивал нар€ду с ценностью понимани€ застенчивости и ее причин важность совершени€ конкретных, доступных измерению, постепенных шагов к ее преодолению. ¬ его программе дл€ преодолени€ нежелательной застенчивости используютс€ такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксаци€, направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи.

»ной тип эклектического подхода, осн. на мед. модели, описан ƒж. Ёверли и –. –озенфельдом. Ёти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда вход€т биохимические, психофизиологические и психол. измерени€ с мультимодальным терапевтическим подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики биолог. обратной св€зи, гипноз и физ. упражнени€. «а€вленна€ ими цель Ч Ђпредставить уникальное и клинически полезное обсуждение вариантов выбора многочисленных и разнообразных терапевтических приемовї.

»ган предлагает эклектическую модель развити€ дл€ консультантов или руководителей тренинговых групп (тренеров), к-ра€ охватывает специфические методики самоанализа и самоисследовани€ клиента, методики интегративного понимани€ себ€ и методы фасилитации действий. ќтличительной особенностью подхода »гана €в-с€ то, что как клиенты, так и начинающие консультанты могут учитьс€, наблюда€ за работой опытных специалистов и практику€сь под руководством супервизора.

»з этих примеров становитс€ €сно, что в разраб. полезных терапевтических программ может использоватьс€ множество различных ролевых моделей (педагог, тренер, клиницист и консультант).

—м. также  онсультирование, Ёклектицизм, ‘ункциональна€ психологи€, ѕсихотерапи€

ƒж. ’арт

 

Ёкологическа€ валидность (ecological validity)

 

Ё. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведени€ в разных контекстах или средах. ƒействи€ организма оказываютс€ успешными в одно врем€ и в одном месте, но не столь успешными, или совершенно неуспешными, в др. врем€ и др. месте.

¬ общем, пон€тие Ё. в. встречаетс€ в литературе в контексте критики исслед. по научению у животных и сравнительной психологии, поскольку в —Ўј с 1930 до 1970-х гг. большинство исслед. поведени€ животных проводилось в лаборатории на белых крысах или голуб€х. ¬ целом подход был чрезвычайно узким; он характеризовалс€ не только ограниченным выбором подопытных животных, но и жесткой очерченностью проблем, ситуаций и реакций.  онечно, при этом существовали €вные исключени€, напр., полевые исслед. Ўнейрла брод€чих муравьев и др. видов животных, а тж изучение  арпентером низших обезь€н в ÷ентральной јмерике. ќтдельные исследователи в области научени€ животных довольно рано начали осознавать т€жесть этих оков вопреки преобладающему духу времени.

ќднако осн. масса исслед., публиковавшихс€ в Ђ∆урнале сравнительной и физиолог. психологииї (Journal of comparative and physiological psychology)вплоть до начала 1970-х гг., касалась рассмотрени€ фундаментальных принципов научени€ с позиции, к-ра€ игнорировала природу самого изучаемого организма. ѕо большей части, в качестве моделей челов. поведени€ рассматривались крыса и голубь. ѕозднее психологи-исследователи стали удел€ть больше внимани€ экологической релевантности и важности широкого подхода в изучении поведени€, как, напр., в исслед.  амилом пищевого поведени€ и исслед. Ѕарашем соц. поведени€ сурков. ‘актически, само многообразие поведени€, изучаемого после работ ранних экспериментаторов, свидетельствует о важности учета его экологической релевантности: ориентировочное поведение, запасание пищи, строительство гнезд, исслед. поведение, кормление, игра, замирание, зимн€€ сп€чка, охота хищников, терморегул€ци€, мочеиспускание и дефекаци€, уход за поверхностью тела (груминг, купание в пыли и т. д.), доминирование, соц. орг-ци€ и помощь, мимикри€, агресси€, сотрудничество, соперничество, избегание, охрана границ, ухаживание и спаривание, родительское поведение, использование орудий и аномальное поведение. –абота “имберлейка представл€ет собой попытку включить экологические требовани€ различных биолог. видов в теорию научени€.

Ѕойс провел обзор литературы по т. н. избыточному поведению животных, несвойственному и необ€зательному дл€ экологии вида, показавший, что животные развили большую способность к научению и запоминанию, чем это кажетс€ необходимым в их естественных услови€х обитани€. ¬ообще говор€, это не €в-с€ большой неожиданностью и вр€д ли противоречит концепции экологической релевантности поведени€.

»л. Ё. в. €в-с€ исслед. —ейфарта и „ини, посв€щенное поведению мартышек-верветок. Ёти обезь€ны издают различные крики тревоги в отношении каждого из трех хищников: леопардов, орлов и питонов. ќбезь€ны декодируют значение каждого сигнала, чтобы организовать в зависимости от этого путь спасени€. Ќапр., они взбираютс€ на деревь€ при крике о леопарде, всматриваютс€ в небо или убегают в кусты, реагиру€ на крик об орле, и встают на задние лапы и всматриваютс€ в траву в ответ на крик о змее. »спользу€ записи этих типов криков, исследователи продемонстрировали, что верветки избирательно реагируют на звук сигнала тревоги, а не зрительные признаки хищников.

¬ дополнение к этому, —ейфарт и „ини установили, что верветки, по-видимому, реагируют на значение этих криков не только как акустических сигналов. »сследователи использовали методику приучени€Чотучени€, и обезь€ны производили два совершенно различных звука дл€ передачи одного сообщени€: громкое вибрирующее Ђр-р-рї и резкое цоканье. » Ђр-р-рї, и цоканье издавались при по€влении в зоне видимости соседних групп верветок. ѕриуча€ обезь€н издавать Ђр-р-рї, они обнаружили, что при этом они тж приучались реагировать цоканьем, и наоборот, но если бы обезь€ны реагировали на звук крика, а не на его значение, должно было бы произойти отучение. ¬ случае двух различных криков с различными значени€ми приучение не переносилось с одного на др. Ёкологически ориентированные исслед. могут измен€ть наши представлени€ о способност€х животных.

—м. также  оммуникаци€ животных, —лухова€ различительна€ способность, —луховое воспри€тие, √енетика поведени€, Ёкологическа€ психологи€, ѕолевые эксперименты, Ќаследуемость, »нстинкт, ¬идоспецифичное поведение

ћ. –. ƒенни

 

Ёкологическа€ психологи€ (ecological psychology)

 

Ёкологический подход к психол. проблемам про€вл€етс€ в том, что действи€ индивидуума рассматриваютс€ в неразрывной св€зи с контекстом, в к-ром они совершаютс€, включа€ межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. ѕервое исслед. в области Ё. п., ставшее классическим, принадлежит –. Ѕаркеру и √. –айту.

ƒл€ Ѕаркера и его последователей базовой единицей анализа €в-с€ поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимаетс€ ограниченна€ соц. и физ. система, имеюща€ регул€рно выполн€емую функцию, или программу.  аждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные чел.) материальные объекты, направл€ющие поток поведени€.

Ѕольша€ часть работ Ѕаркера и его коллег посв€щена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов. ¬ отличие от исследователей, работавших в др. област€х психол. науки, они практически не использовали такие средства измерени€, как опросники или схемы интервью, к-рые могли внести существенные искажени€ в изучаемые сеттинги. ћетод Ѕаркера был по своей природе преим. этнографическим: он включал трудоемкие и продолжительные пр€мые наблюдени€ над ситуаци€ми и специфическими формами поведени€ и составление описаний образцов (specimen records)поведени€. ќбласть интересов наблюдателей включала неоднородный демографический состав участников сеттинга, характер выполн€емой им функции или программы, его временные и пространственные границы, а тж родовые типы возникающего в данном сеттинге поведени€. ќднако в ранних работах Ѕаркер и его коллеги практически не предпринимали попыток укрупнить или сгруппировать дескрипторы на основе к.-л. априорной концептуальной модели.

— концептуальной т. зр., переменные, интересующие Ё. п. в том виде, в каком она предстает в трудах Ѕаркера, Ч это нечто среднее между переменными традиционной психологии и традиционной социол. ќчевидно, что диапазон этих переменных знач. шире традиционной ориентации психологии на разрозненные, предъ€вл€емые по одиночке стимулы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

1514 - | 1321 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.