Прежде всего, эгоизм, упрямство, неумение уступать. В итоге – ссоры, обиды, примирения, снова ссоры и обвинения. Что называется итальянская семья. Затем претензии – должен покупать, должна носки стирать, должен мне комплименты говорить, должна обед в три перемены, должен… должна… Список бесконечен! До свадьбы нафантазировали еще – а тут нестыковочка вышла. Вывод простой – под мои представления не подходит – значит, не мое, не пара! Попробовали – не получилось, надо разводиться. И срочно нового (-ую) искать!
Семья – это трудно, это работа, а современный городской человек к работе не приучен. Он взращен на полуфабрикатах, которые только в микроволновку – и в рот. Какая работа, зачем чинить, если проще выбросить и купить новую? Трудность сразу вызывает ощущение личного несчастья, поражения. Поражения еще до боя!!! Даже не попробовав решить задачу, мы часто отодвигаем ее от себя – не надо, сложно, травматично для хрупкой психики, я другую попробую – вдруг само собой получится? Легко развестись, легко сойтись. Сегодня все гораздо легче, чем раньше. Только детям не легче, когда разводятся родители, а ведь это страшный удар по самооценке – бросили не маму, а меня! Папа ушел от меня! Я плохой! А потом мы удивляемся – почему сын идет в пикаперы или пасует в самый важный и ответственный момент, почему дочь ищет мужчин на 20 лет старше себя и не спешит рожать своих детей…
Потребление эмоций (в том числе через покупку вещей) – самая вредная из всех современных привычек. Потребляя все подряд, человек также потребляет и отношения. Он любит не партнера, а те эмоции, которые дает ему партнер. Еврейская притча о рыбе раскрывает этот секрет отношений с другой стороны:
Мудрец и ученик. Мудрец неторопливо ест вкусно приготовленную рыбу. Ученик долго и терпеливо ждет, что ему тоже предложат угоститься, но понимая, что скоро ничего не останется, говорит Мудрецу: «Я очень люблю рыбу», на что тот, словно ожидая этих слов, громко восклицает:
– Ты любишь рыбу? Это ты любишь рыбу? Если бы ты ее любил, то заботливо посадил в просторный аквариум, налил в него чистейшей воды, посадил растения, на дно насыпал камушков, кормил бы ее и ухаживал с утра до вечера! Да что там! Ты бы каждый камушек в этом аквариуме раскрасил в разный цвет, чтобы ей не было скучно, отполировал, чтобы она могла любоваться собой! Разве ты любишь рыбу? Нет, ты любишь ВКУС рыбы и свое желание испытать этот вкус…
Путь к счастливой и гармоничной семье лежит только через отказ от самовлюбленности, принятие желаний супруга как своих. А теперь посмотрим краем глаза на сайты знакомств – сплошные списки требований, а не рекламные проспекты, которые должны быть в анкетах по всем законам маркетинга.
«Чтобы он меня понимал, принимал такой, какая я есть».
А какая ты есть? Ты сама-то знаешь? Любишь клубы и маникюры, в курсе модных фасончиков, умеешь нарисовать глазки? А что ты готова ДАТЬ, что можешь внести хорошего в жизнь мужчины? Стоит ли потом удивляться, что мужчины хотят «только одного»? Им просто взять больше нечего…
«Такие мне не пишите, и эти тоже надоели, а вообще мне скучно – развлеките меня срочно!!!»
Для развлечения идут в цирк, а не женятся. И если мужчин, которые выходят в Сеть далеко не всегда в поисках жены, понять хоть как-то можно, то уж «девиц на выданье» в возрастном диапазоне «далеко за тридцать» с длинными описаниями того, кто им что должен непонятно за что – довольно трудно.
Еврей приводит жену к врачу и говорит:
– Доктор, у жены нога НАМ болит!
Одиночество – плата за эгоизм, а каждый еврей выносит из детства ценность семьи. Не Я, а МЫ – сначала как семья, потом как народ, нация. Проникаясь желаниями супруга, вторая сторона начинает себя идентифицировать с партнером. Это один из секретов крепких еврейских семей – прислушиваясь к супругу и выполняя его желания, мы вкладываем в него время, силы и средства, а в итоге ценим все больше. И в то же время – не стоит скрывать свои желания, «условия счастья», но подавать их постепенно и мягко, с оглядкой на ситуацию и состояние партнера. Евреев во все времена отличала деликатность в общении, и прежде всего, в семье.
Эгоизм не продуктивен! Он не только некрасив и вреден, он не логичен и не эффективен, он заводит человека в тупик – в тупое потреблядство! (Какой уж тут брак при таком раскладе!)
Эгоистичная любовь быстро проходит. Потому что происходит неизбежное насыщение друг другом. Любовь к себе и к тем удовольствиям, которые обеспечивал партнер, – самая непрочная. Еврейских жен учат думать, не «счастлива ли Я?», а «счастлив ли ОН?». И это не удар по феминизму, а самая логичная и продуктивная женская стратегия, в результате которой женщина получает материальные блага, любовь и счастливые крепкие отношения. Научившись отдавать, получаешь несоизмеримо больше – и в плане эмоций, и в том, что касается вполне материальных и осязаемых вещей.
Надо сказать, что умение слушать и угадывать партнера вовсе не исключает в традиционном браке собственной принципиальной позиции по ключевым вопросам. Терять себя – другая крайность, свойственная в большей степени женщинам. Хорошая жена обязательно скажет, что ей нужно, попросит о важном, не ожидая, когда мужчина об этом догадается, потому что знает, что она этого ЗАСЛУЖИВАЕТ. Но сделает она это в нужный момент, не в форме упрека, а по-женски мудро.
Мишенька, ангел мой, вот скажи, ну как такой интеллигентный человек, как ты, может ковырять за столом в носу?
Спят Хаим и Сара.
Вдруг Сара говорит:
– Хаим, ты в ближайшее время не собираешься тратиться на памятник?
– Нет.
– Тогда, умоляю, убей этого комара, а то я чувствую, что таки придется тратиться. Он меня доконает!
Евреи более прагматичны, чем другие народы, поэтому логично и последовательно объясняют – что и как делать, в том числе и применительно к браку. Даже Тора в буквальном переводе – это «Инструкция по жизни». Дескать, можешь, конечно, пойти своим путем, не противореча основным заповедям, но если пойдешь нашим, есть гарантии того, что придешь во вполне определенное и приятное место… Заблудился? Уж извините, мы предупреждали.
Браку евреев – это эффективное средство, которое помогает соединившим свои судьбы людям по-настоящему раскрыть свои возможности и достичь целей, которые они перед собой поставили.
Все!!! Не нужно приплетать ничего лишнего. Муж, жена – это прежде всего СОРАТНИК. Человек, который с тобой в одной упряжке. В России говорят «Муж и жена – одна сатана», а должно быть наоборот – «Муж и жена – один Бог», один творец одного общего счастья. Вот и весь секрет!
Один мой знакомый еврей как-то рассказал мне такую байку:
– Вот возьмем того же древнего человека. Он грязный, голодный, холодный. Нужна ли ему женщина? Зачем? Он и сделать с ней ничего не может! Первое, что ему нужно, – это еда. Мамонт большой, человек – маленький, ему нужнее партнер, соратник, который поможет ему добыть пищу и дотащить ее до пещеры. Но вот человек насытился. Нужна ли ему, сытому и уставшему, женщина? Нет, ему нужен внимательный собеседник, которому можно «в трех словах» похвалиться удачной охотой, и отдых. И только когда мужчина утолил свой голод и отдохнул, его взгляд обращается в сторону женщины. Так устроено природой – соратники и друзья для нас часто важнее женщин, но тем ценнее женщина, которая может быть не только женщиной, но и соратником, и внимательным собеседником.
Но вернемся к самому животрепещущему во все времена предмету – ЛЮБВИ. Мы уже говорили об этом в предыдущей главе, но любовь – тема неисчерпаемая…
Евреям давно пришла в голову вполне закономерная мысль – почему брак – предприятие, в основе которого лежат довольно рациональные цели, должен начинаться с бурных эмоций, всплеска чувств, фактически с психоза, мешающего разглядеть сквозь розовые очки истинное лицо избранника.
Зачем мы женимся и выходим замуж?
Для детей – говорят многие женщины.
Глупо! У таких женщин никогда не будет счастливых семей. Где муж в этом ответе? Кто из мужчин согласится быть всю жизнь на вторых ролях, быть исключительно средством обеспечения, а не центром Вселенной хотя бы для одной женщины?
Потому что в брак вступают все, так принято, – говорят другие. Стоит подумать – а все ли счастливы в этих браках?
Для разделения трудностей, для обеспечения быта, – отвечают третьи. «Ты решишь мои бытовые проблемы, а я буду выдавать тебе деньги на шопинг», – идиллия, да и только!
Чтоб не скучно не было, чтоб интим законный…
«Если у тебя будет регулярно не болеть голова, мы сходим в театр, а летом махнем в Турцию», – без комментариев.
Чтоб от одиночества не страдать…
Все эти и другие мотивы всплывают в голове до и после любви. Как бывает в большинстве браков? Исчезла любовь – и держат вместе только рациональные и скучные вещи. А может, действительно правы евреи, которые выбирают спутников не по любви, а любовь строят уже в браке?
Издавна у евреев существовал институт сватовства. Сваха, как правило, «контролировала» определенный район и всех детей, которые в нем рождались. Она наблюдала за будущими женихами и невестами с детства, знала, кто в какой семье вырос, то есть была еще и очень неплохим психологом. К моменту, когда нужно было выбирать супруга, у нее уже был готовый кандидат «как раз для вашей Мирочки». Сваха подбирала молодоженов по множеству показателей – от уровня достатка и образования членов семьи до внешнего сходства невесты с матерью жениха. А самое главное – что основное вознаграждение за свою работу сваха получала не после свадьбы, а через несколько лет совместной жизни молодоженов, когда вырастала та самая, настоящая Любовь, и уже было ясно, что пара будет жить долго и счастливо.
Жена и муж – это профессии. Не может все получиться сразу. Почему-то в том, что касается работы, нам не зазорно учиться и «делать карьеру», учась уже на собственном несладком опыте, а в вопросах семьи это стало не принято. И совершенно зря!