Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 10. Политическая культура журналиста




Культура (лат. cultura «возделывание, развитие, образование») - об­ширнейшая сфера достижений человечества в процессе его развития. Сфера интересов журналистики - все «пространство» культуры. Этого требует задача всесторонней социальной ориентации аудитории и цело­стного развития массового сознания. Разумеется, каждый журналист спе­циализируется в отдельных областях культуры, и лишь немногие стремят­ся к универсализации. Но в любом случае для «четвертой власти» в обществе на первом, притом определяющем, месте оказывается полити­ческая культура ее субъектов-журналистов.

Политика (греч. polis «государство»; politike «искусство управления государством») - важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти.

Как сфера общественных отношений политика - это прежде всего объек­тивно существующие отношения между большими общественными группа­ми (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.) внутри стран и между странами по поводу получения, удержания, организации и использования власти для реализации своих нужд, интересов и идеалов. В основе политических отношений лежит стремление к обладанию рычагами власти, к участию в государственных делах, к определению и проведению внутренней и внешней политики в тех или иных ее областях и сферах.

Любой возникающий в ходе общественной жизни вопрос приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и если для его решения требуется государственное вмешательство на уровне президента, парламента, правительства, других государствен­ных органов или общественно-политических институтов. При этом следу­ет различать уровни политических отношений: «высокую политику» как область коренных проблем власти, государственного устройства и управ­ления и «повседневную политику» - линию поведения в областях, не касающихся принципиальных вопросов власти.

К «высокой политике» общегосударственного уровня относятся, на­пример, вопросы деятельности парламента по законодательному регули­рованию различных сфер жизни и отношений в государстве или деятель­ности правительства по исполнению решений законодательной власти.

Объективно складывающиеся с учетом коренных нужд социальных групп общества политические отношения так или иначе (поскольку в них задействованы люди) осознаются людьми - верно или извращенно, науч­но или дилетантски, последовательно или противоречиво и т.д. Поэтому политика - это также система политических взглядов, политическая иде­ология. И чтобы «вмешательство» журналиста в политические отношения не было результатом поверхностных впечатлений и поспешных заключе­ний, могло избежать импровизационности и не проводилось бы методом «проб и ошибок», ему, как и любому политическому деятелю, требуется максимально глубокое и максимально верное осознание политических отношений в их закономерных свойствах, связанных с интересами и по­требностями участвующих в них «действующих сил» - больших общест­венных групп, государств, политических блоков.

Всякая развитая политическая идеология составляет систему взгля­дов по поводу власти и государственного управления различными сфера­ми жизни общества и включает «знания», «оценки», «нормы», «идеалы», т.е. живет во всех информационных срезах.

В реальной жизни в массовом сознании людей (журналистов в том числе) даже у профессиональных политиков нередки «пробелы» в систе­ме идеологических представлений. Иногда оценки и нор­мы, конкретные меры предлагаются журналистами не на основании стро­гого анализа реалий жизни, проведенного на фоне научно обоснованного представления о «желаемом (и достижимом) будущем», а на субъекти­вистских представлениях о «хорошем» (а иногда и по логике «лишь бы не так, как было»), на базе отрицания без обоснованной и позитивной про­граммы. Такие «идеологии несогласия» часто привлекательны своей кри­тической направленностью, но слабость позитивной стороны ограничива­ет реализацию ее программы рамками разрушения. Ответственный перед обществом идеолог должен предлагать позитивную программу действий.

Разумеется, в зависимости оттого, чьи интересы представляет идеолог (журналист в том числе), как он их понимает и соотносит с потребностями общественного развития, общечеловеческими нуждами, явления и законо­мерности общественной жизни, «желаемое будущее» и пути к нему видят­ся в том или ином свете, в тех или иных конкретных оценках сущего и ме­рах его преобразования. В силу различия видения современности и будущего возникают разные политические концепции, находящие концен­трированное выражение в программах различных политических сил (госу­дарства, политических партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимате­лей, общественно-политических организаций) и в представляющих, выражающих и отстаивающих их средствах массовой информации.

Политические взгляды, идеологические концепции, выдвигаемые в целях выражения и защиты интересов различных общественных групп и (или) всего народа, приобретают действенную силу, когда их сторонники объединяются в партии, союзы, ассоциации и т.п., т.е. когда политическая жизнь протекает в институциональных формах как деятельность политических организаций. При разных политических режимах (обычно выделяют три ярко выраженных их типа: демократический, авторитарный и тоталитарный) различны возможности создания и организационных форм деятельности политических организаций.

В демократически функционирующем обществе возможности органи­зации политических сил очень широки. В некоторых странах (как в совре­менной России) существуют десятки политических группировок, но чаще - три-пять основных, представляющих ведущие общественные силы. и различия взглядов соответствуют их расстановке. В связи с этим по тому или иному коренному вопросу выдвигается несколько идей, политический спектр которых обычно фиксируется в диапазоне «правые» - «центр» -«левые» (эти обозначения возникли в парламентской практике, когда представители разных политических течений рассаживались в зале засе­даний соответственно справа, в центре и слева от председателя). По тра­диции «правые» - это консервативные силы (в современности - сторон­ники интересов капитала, особенно крупного), а «левые» - представители интересов неимущих и малоимущих, работников наемного труда, живущих преимущественно на заработную плату (в современности - защитники ин­тересов промышленных и сельскохозяйственных рабочих, а также тех тру­дящихся, которые не имеют ничего, кроме своей рабочей силы). «Центри­сты» - выразители взглядов и нужд основной части населения развитых (экономически, социально, культурно) стран, которую принято называть «средними слоями» или «средним классом». Термин «средние слои» пред­ставляется предпочтительным, так как точнее передает характер этой час­ти населения, которая состоит из имеющих достаточно высокие доходы (от трудовой деятельности, предпринимательства, ценных бумаг и т.д.) людей разных сфер занятий - технической и гуманитарной интеллиген­ции, квалифицированных рабочих, фермеров, государственных служащих, менеджеров различных сфер бизнеса, мелких и средних предпринимате­лей и т.п. Их «срединное» положение в принципе и определяет стремле­ние представляющих их интересы сил занимать центристскую позицию, в основе которой - поиск компромиссных решений на основе демократиче­ских процедур.

Конкретная обстановка порождает множество группировок, для кото­рых названных трех характеристик недостаточно. Тогда говорят об «ульт­раправых» или «левых экстремистах», «правом центре», «левом центре» и т.д. И все же дифференциация позиций имеет свои естественные огра­ничители - ведь по тому или иному вопросу (например, об отношении к иммигрантам из бывших колоний во Франции или к «гастарбайтерам» в Германии, о формах владения землей или об отношении к разным формам собственности в странах СНГ) нельзя высказать бесконечное множество взглядов. Поэтому в результате размышлений, анализов и обсуждений по каждому вопросу разными силами выдвигаются две, реже три-четыре позиции. Вокруг этих позиций и группируются единомышленники, часто образуя блоки, объединяющие по данному вопросу различные партии и группировки для отстаивания и проведения в жизнь.

В политической деятельности участвуют и СМИ. Основа ее - получение, обработка, распространение разносторонней информации на основе политического анализа конкретных ситуаций общественной жизни. Обычно обсуждение вопросов общественностью начинается в сред­ствах массовой информации, выносится на партийные форумы, митинги и собрания, ведется в ходе предвыборных кампаний, получая свое про­должение в дебатах и решениях парламентов и правительств. Так фор­мируются политические решения. Эти решения могут быть результатом победы одной из точек зрения (возможно, с большими или меньшими поправками и дополнениями, возникающими на основании учета иных мнений) или следствием компромисса между различными силами. Поскольку СМИ задействованы во всех сторонах политической жизни, работникам требуется высокая политическая культура.

Политическая культура журналиста - это и мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «ко­дексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм полити­ческой деятельности.

Фундамент политической культуры - это система представлений (же­лательно научно обоснованных) о сущности общества и действующих е нем закономерностей, раскрывающих причины и факторы функциониро­вания и развития отдельных социальных структур и общества в целом. При этом центром таких представлений оказывается понимание сущности го­сударства и властных отношений в обществе. Эти концептуальные пред­ставления могут носить самый разный характер - материалистический или идеалистический, правоконсервативный или леворадикальный, тотали­тарный или демократический. Важно, чтобы они были максимально стро­го определены, а журналисты отдавали бы себе отчет в том, во имя какого государственного строя выступают и действительно ли такой государст­венный строй служит общечеловеческим интересам и соответствует гума­нистическим ценностям, накопленным в политической культуре столетий.

Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей отдельных групп или всего общества, социальных идеа­лов, представлений о справедливости, свободе и правах человека и т.д. Поэтому политическая культура предполагает определенный уровень уяснения (знания, представления, ощущения) потребностей экономичес­кого развития, понимания путей их реализации и тем самым развития об­щества, как оно видится в принятой журналистом системе политических координат. В противном случае - неизбежно упование либо на стихию саморегулирующейся экономики, либо на волюнтаристское видение по­литики как командной силы. Знать или хотя бы более или менее верно угадать, как использовать власть для экономического (а далее - для со­циального и духовного) развития, - вот признак владения основой поли­тической культуры.

Основные требования, предъявляемые к политической культуре журналиста, - это знание социальной структуры общества, характерные свойства и закономерности взаимоотношений внутри которого определя­ются принятой журналистом социально-философской концепцией; выра­ботка представлений прежде всего об экономических интересах и по­требностях составляющих общество групп и общества в целом; определение структуры и иерархии политических ценностей; понимание характера и расстановки главных сил, действующих на политической аре­не; формирование соответствующего представления о нормах политиче­ской деятельности, «кодекса поведения» в общественной жизни.

На этой базе политической культуры и протекает деятельность журна­листа по сбору, отбору, обработке, компоновке, передаче информации, для каждого шага которой свойствен сознательный и отчетливый или, на­оборот, неясный и непоследовательный политический подход, проявляю­щийся в постоянном политическом анализе явлений действительности.

Политический анализ - это не обязательно большая статья, в которой изложено большое количество фактов, дана подробная характеристика явления, показаны его причины и возможные пути развития, сформулиро­вана оценка и определены меры, необходимые для того, чтобы движение событий происходило в направлении, отвечающем интересам представля­емых журналистом сил. Такие произведения чрезвычайно важны, они яв­ляются «гвоздевыми» в номерах и выпусках СМИ. Однако политический подход присущ и простой констатирующей факт заметке: тут он проявля­ется в отборе самого факта (как политически значимого и существенного для выработки политической позиции аудитории), в выборе характерных деталей и порядке их представления читателю, в поиске нужного слова, способного передать политическое видение журналистом данного факта, особенно если не дается открытых оценок и характеристик.

Давая общую принципиальную характеристику позиции в журналистике, прежде всего нужно брать во внимание политико-идеоло­гические взгляды, накладывающие отпечаток на выбранную линию пове­дения того или иного органа журналистики, поскольку политико-идеоло­гическая линия - своеобразная визитная карточка, дающая характеристику сущности издания или программы в силу первостепенной значимости для СМИ их позиции по политическим вопросам.

Коммунистическая печать в СССР и странах социалис­тического содружества прошла сложную историю. С одной стороны, ба­зируясь на мечтах о счастье всего человечества и идее социалистическо­го выбора, она звала народы на революционную борьбу против старого мира и на путь социалистического строительства в различных сферах об­щественной жизни, с другой - в условиях тоталитарного режима, не толь­ко извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реали­зации, но и совершавшего прямые преступления в стране и за ее рубежами, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь в «подручных» режима, теряли доверие масс, постоянно ма­нипулируя их сознанием.

Переходный период в развитии общества, в том числе и в сфере жур­налистики, открыто начался в 1985 году, после провозглашения в СССР политики «перестройки», приведшей к возрождению демократических норм жизни, ликвидации цензуры и жесткого идеологического контроля, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности, возникновению плюрализма в политико-идеологической (и журналист­ской) сфере, формированию независимых СМИ гражданского общества и т.д. Вместе с тем в условиях наступления рыночной стихии многие СМИ оказались во власти капитала, что отразилось на их информационной по­литике. На пути к подлинному информационному порядку возникли труд­ности, которые требуется преодолевать в интересах информационного обеспечения демократии.

Однако переходный период характерен не только для нашего общест­ва или стран бывшего социалистического содружества, - это всемирный процесс, который лишь по видимости есть «крах коммунизма», потерпев­шего поражение в «холодной войне», и победа капитализма как «идеаль­ного» общественного устройства. Уже в 60-70-е годы стали возникать со­циально-экономические предпосылки формирования «новой Цивилизации» при одновременном росте многочисленных угроз всему человечеству в виде ряда «глобальных проблем», разрешить которые мо­жет только все мировое сообщество в целом путем перехода на рельсы устойчивого развития.

Становится очевидным, что складывается единый взаимозависимый мир, в котором каждая страна, регион, нация связаны экономическими, политическими, культурными, социальными и другими, в том числе ин­формационными, узами. Подходит конец неравномерности развития стран, социальным контрастам, национальной ограниченности, другим препятствиям на пути к устойчивому развитию человечества. Но на этом пути еще предстоит преодолеть множество трудностей, и сложно сказать, как с ними справится человеческое сообщество.

Успешное развитие на новой основе в большой мере зависит от жур­налистики. Не случайно цивилизацию XXI века характеризуют как инфор­мационное общество (в ряду с определениями «постиндустриальное», «открытое», «гуманистическое» и т.д.). В настоящее время уже можно го­ворить, что мир представляет собой огромное, в значительной мере еди­ное «информационное пространство». Избавляющийся от конфронтационного духа международный обмен информацией является важнейшим признаком сближения между страна­ми, формирования нового климата в мировом «информационном прост­ранстве», фактором складывания мирного международного порядка, зна­менующего начало нового периода в истории человечества. На этом пути много трудностей, возможны и, пожалуй, даже неизбежны «срывы» и «от­каты» назад. Но ход истории в принципе необратим, и задача журналис­тов - активизировать мировые информационные связи и всю свою дея­тельность в интересах всего человечества при учете многообразия составляющих его социальных групп, народов, этносов, стран, обществен­ных систем - следовательно, на базе идеалов гуманизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 488 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.