Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсвальд Ўпенглер




 

ѕЋјЌ

1.»стоки демократии

2.ќсновные ценности современной демократии

„то такое демократи€? ѕри знакомстве с ней можно увидеть, что демократи€ Ц это кое-что Услишком человеческоеЕФ, и человечество уже сжилось с нею. ¬ то же врем€ ее нельз€ идеализировать, как нельз€ идеализировать ни народ в целом, ни любого из нас самих.

1. »стоки демократии.

—толети€ демократии. ѕон€тие демократии. Ёлементы демократического пор€дка (элементарна€ демократи€). ƒемократи€: определение сущности. ƒемократи€ пр€ма€ и представительна€. ѕочему не может существовать идеальной демократии.

 орни демократии и ее развитие. ѕредпосылки демократии. ѕреп€тстви€ дл€ демократического развити€. ћногообразие демократии. Ћовушки и опасности демократии. √раницы демократии.

—толети€ демократии. ћинувшее столетие было эпохой грандиозных испытаний, которым подверглись сердцевинные ценности и принципы существовани€ цивилизации. ¬ то же врем€ можно утверждать, что именно благодар€ существованию этих ценностей, благодар€ вере в них человечество выдержало буревые, переломные периоды своего существовани€.

—реди таких ключевых ценностей на одном из первых мест, безусловно, стоит демократи€. Ќемного в лексиконе человечества слов, которые вызвали бы, подобно слову Удемократи€Ф, столько же разнообразных страстей и чувств.

 то-то склонен усматривать в ней едва не главную причину всех неур€диц (в особенности на территории переходных обществ, где слова Удемократи€Ф, УреформыФ и УкризисФ употребл€ют едва не как синонимы), а дл€ других демократи€ Ц символ веры, непересекающийс€ идеал. ѕон€тно, что т€жело найти истину в крайност€х.

ƒемократи€ Ц человеческое УпроизведениеФ, и в ней можно увидеть все то, что мы желаем увидеть в человеке вообще.

ƒемократи€ в ее современном понимании изобретена и выпестована на «ападе, но не €вл€етс€ и никогда не была сугубо Узападным €влениемФ. —егодн€ демократи€ €вл€етс€ одной из основополагающих черт современной цивилизации Ц как, скажем, прогресс науки или технологии. “ак же, как все другие черты, демократи€ несет человечеству как возможности, так и проблемы.  то внедр€ет демократию, должен считатьс€ с тем, что, вместе с несомненными достоинствами и добродетел€ми, демократии Упрививаютс€Ф ее бесчисленные недостатки.

 ак бы там ни было, как бы мы не относились к тем или другим отклонени€м и мутаци€м демократии, очевидно €сно, что постепенна€ демократизаци€, распространение духа и ценностей демократии Ц одна из главных черт современности.

ƒемократи€ служит основой государственного устройства абсолютного большинства стран ≈вропы. –убеж 80-90-х гг. ’’ в. знаменовал собою быстротечное разрушение коммунистических режимов в ¬осточной ≈вропе, которое, в свою очередь, имело своей основой горбачевскую перестройку в ———–. јмериканский континент €вл€етс€ территорией демократии, хот€ важные расхождени€ между формами демократии в —Ўј и странах Ћатинской јмерики очевидны. ћасштабные демократические преобразовани€ продолжаютс€ в странах јзии и јфрики. ¬ конце концов, јвстрали€ (можно вз€ть в ее широчайшем контексте Ц вместе с ќкеанией), эта страна Ц континент, также крепко стоит на демократической основе. — другой стороны, ’’ столетие нагл€дно продемонстрировало шаткость демократических институтов, впечатлительность молодых демократий, их беспомощность и беззащитность перед вызовами авторитаризма и тоталитаризма. ƒрамы ¬еймара и –оссии, »спании и „или Ц все это (и многое другое) принуждает считать изучение демократии посто€нно актуальным.

ƒемократическа€ мысль не дает однозначных ответов и волшебных рецептов на все случаи. ƒемократический дух также не €вл€етс€ вездесущим и непобедимым, - он лишь обобщение демократических убеждений и надежд отдельных людей. Ёто принуждает обратитьс€ к сущностному пониманию демократии и ее ценностей.

—обственно, вечный вопрос У„то такое демократи€?Ф €вл€етс€ одним из способов быти€ демократии. ќна по насто€щему существует только тогда, когда мы про€вл€ем заботу о ней, когда мы обеспокоены тем, что с демократией происходит, насколько она укоренена и защищена. “о, что мы думаем о демократии, €вл€етс€ формой ее развертывани€, испытани€ ею сознани€ и морали граждан. —тарани€ овладеть духом демократии и гражданского достоинства и сохранить его всегда предусматривают углубленное внимание к классике демократии, ее истокам, ее перспективам. ¬едь жертвенна€ готовность стать на защиту основ демократии требует осознани€ того, что же именно требует защиты.

ѕон€тие демократии. —лово Удемократи€Ф (буквально Ц власть народа) происходит от древнегреческого словосочетани€, которым обозначали одну из форм власти, при которой решающа€ роль в прин€тии решений и управлении принадлежала народному собранию и голосованию. —читают, что впервые слово Удемократи€Ф прозвучало из уст афинского стратега ѕерикла: Ућы называем себ€ демократией, поскольку наше управление находитс€ в руках многих, а не несколькихФ. ¬еликий јристотель понимал демократию как практику самоопределени€ свободных и равных людей.  ак и много других €влений, именно в ƒревней √реции демократи€ нашла кристально чистую и €сную форму существовани€, которую не случайно считают образцом (идеалом) дл€ демократии вообще.  онечно, античной демократии со временем начали приписывать много таких добродетелей, которых она не имела (может даже казатьс€, что это был Узолотой возрастФ демократии), поэтому надо оценивать античный опыт критически. —вободные и равноправные граждане были об€заны принимать участие в народном собрании, где обсуждались важнейшие вопросы общей жизни. ¬ процессе обсуждени€ участники собрани€ высказывали свою мысль, выражали свое отношение к другим мысл€м и предложени€м (аплодисментами, восклицани€ми, смехом и т.п.), а в необходимых случа€х принимали участие в голосовании. –ешение, в пользу которого высказывалось большинство участников собрани€, считалось прин€тым и об€зательным дл€ выполнени€ общиной.

Ёлементы демократического пор€дка (элементарна€ демократи€). ”кажем на главные, на наш взгл€д, элементы демократического пор€дка, которые мы можем увидеть в античном наследии. Ќе будем забывать, что в переводе с латинского УэлементФ означает ничто другое, как УосновнойФ, Утот, из которого складываетс€ все другоеФ. ¬едь Уэлементарна€ демократи€Ф Ц это совсем не кака€-то там примитивна€ или архаическа€ форма, а така€, котора€ составл€ет и олицетвор€ет сущность €влени€ демократии как таковой. ƒругими словами, есть сердцевинный набор определенных качеств (критериев), с помощью которых можно делать вывод, насколько в тех или других услови€х развита демократи€.

ћы не просто перечислим эти элементы (черты), но и попробуем вы€снить, какое значение они имеют сегодн€, сохран€ют ли свое значение и актуальность.

¬о-первых, это свободные граждане, которые €вл€ютс€ главными действующими лицами общественного самоуправлени€. ќни имеют интерес к общественной жизни, осведомлены в ней и своими собственными силами, своим собственным участием вли€ют на нее в том направлении, которое они считают желательным и правильным.  ак афористически четко указал –оман «варыч, Ув демократии человек правит собою как гражданинФ. Ќе помешает помнить блест€щее выражение Ћуиса Ѕрендайса, судьи ¬ерховного —уда —Ўј: Ф¬ысочайша€ должность в демократии Ц это должность гражданинаФ. »так, недостаточно иметь просто УнаселениеФ. Ќадо понимать, что без наличи€ свободных, достойных, уважающих себ€ граждан демократи€ по-насто€щему состо€тьс€ не может! —тановление крепкой и действенной демократии в нашей стране, - впрочем, как и в услови€х других переходных обществ, - неотделимо от формировани€ сознательного гражданства, чувства гражданского долга и готовности действовать дл€ его воплощени€.

—просим самых себ€: а имеет ли кто-то право принуждать нас быть по-насто€щему гражданами? –азве мы не можем оставатьс€ в стороне от общественной жизни, разве не можем мы не становитьс€ толпой на площади? “ак, в самом деле, нет такого закона, который бы делал гражданскую активность об€зательной. Ќо если все будут рассе€нными по своим домам одиночками, демократи€ превращаетс€ в фикцию, в призрачное ничто.

¬торым элементом, который создает основы демократического пор€дка, €вл€етс€ признание всехграждан равными и равноправными.  аждый участник демократического процесса, любой демократической процедуры вообще должен знать и признавать принцип формального равенства граждан.  аждый голос весит столько же, сколько и любой другой голос. Ёто не означает обезличени€ и небрежени€ уникальностью отдельной неповторимой личности. ƒемократи€ уравнивает не людей, а их гражданскую сущность. »так, идем дальше: дл€ существовани€ демократии должны существовать граждане, - а гражданами могут считатьс€ только те, кто взаимно признает достоинство и значимость друг друга, кто считает каждого из других граждан равным себе. ѕризнанием равенства питаетс€ альтруизм, ориентирующий человека на жизнь ради других. „еловек ощущает себ€ неотъемлемой частицей общества, и воспринимает свою принадлежность к обществу как факт значащий и знаменательный. ¬ самом деле, глубинный смысл демократии состоит в том, что свободный гражданин сознательно служит обществу, общине, гражданству. ѕоэтому последовательный и искренний демократизм предусматривает и предопредел€ет патриотизм.

“ретьей важной составной демократического устройства €вл€етс€ уважение к совместноприн€тому решению и готовность добросовестно его выполн€ть. ¬ основе этого принципа лежит предположение (что давно приобрело характер убеждени€), что решение, прин€тое вследствие публичного обсуждени€, путем провозглашени€ и сопоставлени€ разнообразных альтернатив и предложений, чаще всего бывает наиболее приемлемым, взвешенным и отвечающим требовани€м здравого смысла.

ќбща€ вол€ и общие усили€ словно помогают преодолеть ограниченность и слабость каждого в отдельности, и это придает особую силу и значимость общему решению. Ќа этом основан один из базисных принципов демократии Ц принцип власти большинства, - когда общеоб€зательным считаетс€ решение, за которое отдало свои голоса большинство тех, кто принимал участие в голосовании. ¬ свое врем€ великий французский мыслитель ∆ан Ц ∆ак –уссо считал важным условием нормального общества его органичность и определенную однородность. Ћишь со временем к демократической мысли приходит осознание значимости и необходимости расхождений, олицетворенных существованием меньшинств. ¬ современном понимании само слово УбольшинствоФ Ц это множество меньшинств, интегрированное в определенное политическое сообщество. ”важение к правам меньшинства Ц одно из досто€ний современной демократии.  онстатируем дальше: граждане Ц основа демократии, они питают демократический дух взаимным доверием и уважением к принципу равенства; обща€ вол€ равных перестает быть одним только количеством, а становитс€ про€влением особого качества Ц така€ вол€ становитс€ высшим законом (что буквально подчеркивала древнеримска€ пословица: У¬ол€ народа Ц высший закон!Ф).

ѕеречисленные выше принципы Ц своеобразные первоэлементы демократии, объедин€ютс€ и воплощаютс€ с соответствующей полнотой в выборах, которые €вл€ютс€ важным признаком этого пор€дка. Ѕез насто€щих выборов о демократии невозможно вести разговор, но демократи€ совсем не сводитс€ к выборам и не исчерпываетс€ ими. ƒл€ демократии выборы Ц Умомент истиныФ. Ёто Ц волеизъ€вление свободных граждан, это создание власти, олицетворение самоуправлени€.

Ёлементарным требованием дл€ осуществлени€ истинного выбора €вл€етс€ осведомленность граждан в тех делах, по которым принимаетс€ решение. ѕоэтому дл€ демократии и выборов такое большое значение приобретает свобода собраний и свобода высказывать собственную мысль. ƒемократи€ ничего не стоит без возможности обратитьс€ к массе, без убеждающей риторики и критики, когда вниманию Ууважаемой общиныФ предлагаютс€ точки зрени€, аргументы, информаци€ Ц все то, без чего очень т€жело прин€ть правильное решение.

ƒемократи€ невозможна без свободного слова, - именно с его помощью и под его вли€нием формируетс€ и живет общественна€ мысль Ц действующа€ сила демократии.

ƒемократи€ Ц социальное самоуправление, которое осуществл€ют равноправные граждане через непосредственное участие в обсуждении и решении общественных дел путем свободного выбора (голосовани€).ќтносительно последнего (необходимости свободного выбора) заметим, что в услови€х демократии гражданин не должен уклон€тьс€ от возможности и необходимости такой выбор совершать. ‘ункции выбора и самоопределени€ составл€ют основу личности, человек свободен в выборе, но не может уклонитьс€ от необходимости выбора. ¬ свое врем€, размышл€€ над сущностью демократии, —.—оловейчик в одном из новаторских учебников по основам демократии писал: У—ущность и соль демократической власти в том, что она не €вл€етс€ властью в обычном понимании слова. ¬ услови€х демократии наибольша€ власть принадлежит не государству, не органам и организаци€м, а человеку. Ќо это власть не над человеком, а над самим собою. ”правление собоюФ.

ƒемократи€ Ц прежде всего социальное самоуправление, само-сто€тельность (здесь мы стремимс€ подчеркнуть метафоричность слова Ц сто€ть крепко, держась на своей силе, держась своей правды и своего выбора). Ёто система, о которой так говорил јвраам Ћинкольн: Уgovernment of the people, by the people, for the peopleФ, то есть устройство, где существует Управление народа, через посредничество самого народа, дл€ народаФ(иногда перевод еще более простой: правительство Ународа, из народа и дл€ народаФ).

ƒемократи€ пр€ма€ и представительна€. “акую первичную, истинную форму демократии (мы употребл€ем слово УистиннуюФ, так как именно в этом случае демократи€ наиболее полно реализует и про€вл€ет свою своеобразность и сущность) определ€ют как пр€мую и непосредственную демократию. ќна получила такое название из-за того, что гражданин имеет возможность пр€мо и без любых посредников вли€ть на состо€ние дел, про€вл€ть свою волю, высказывать свою мысль. —овременна€ демократи€ про€вл€етс€ большей частью представительными своими формами, предусматривающими делегирование народом власти и полномочий своим избранникам, которые получают соответствующие властные рычаги вследствие выборов. ¬ античных јфинах на народное собрание приходило до 5-6 тыс€ч граждан, и это, веро€тно, определенна€ естественна€ граница количества людей, которые могут собратьс€ вместе и относительно конструктивно работать. —егодн€ существуют сотни мегаполисов, где живут миллионы людей, которые никогда не соберутс€ уже на какие-то собрани€ и способны только проголосовать за что-то один раз за несколько лет. ƒемократи€ нередко оказывалась нестойкой, шаткой, пораженной разными недостатками. »звестный американский публицист и государственный де€тель јлександр √амильтон по этому поводу заметил еще двести лет назад: У—таринные демократии не отличались чертами умного правлени€. Ќарод, который собиралс€ дл€ решени€ проблем, представл€л собой неуправл€емую толпу, не только не способную к дискуссии, но готовую к любым крайност€мФ.

Ёто все так, но все ж таки надо признать и другое: каждый из нас €вл€етс€ представителем таких сообществ и группировок, полноценное существование которых может быть обеспечено только через непосредственную демократию, через заинтересованное и повседневное участие граждан. Ёто касаетс€ хот€ бы местного самоуправлени€, принадлежности нас к соседскому сообществу, которое определ€етс€ общим проживанием на одной улице, в одном подъезде, в границах одного квартала, одного села, поселка или города. ћожем сформулировать еще один важный принцип демократии: это така€ форма власти в обществе, котора€ требует заботы и сознательной сосредоточенности граждан на ее защите.

¬ отличие от многих других форм и разновидностей организации власти, которые действуют едва не УавтоматическиФ, демократи€ предусматривает вт€гивание граждан в дела, хлопоты и заботы, опасности, стрессы и нелады.

—ледует признать, что слово Удемократи€Ф - это один из случаев, когда буквальный перевод слова не способствует пониманию сути, а иногда этому пониманию даже мешает. —кажем, если это власть именно народа, то кого можно (надо) считать этим народом?  акой объем власти может в принципе вз€ть на себ€ народ? Ќад кем народ эту власть осуществл€ет? ћожет ли вообще принадлежать власть народу фактически? »так, надо признать, что слово Удемократи€Ф обозначает не только и не столько €вление власти в его живой конкретике, а сложную проблему (а еще точнее Ц р€д проблем), что никогда нельз€ решить раз и навсегда.

≈сли рассмотреть истоки демократии в свете современных знаний, то надо констатировать, что демократи€ как социальное €вление возникала целиком естественным путем, как следствие постепенного развити€ общества, движени€ его к более развитым и совершенным формам. Ёто Ц не УизобретениеФ какой-то нации или какого-либо гени€ Ц это необходима€ и органическа€ форма социального быти€, естественной самоорганизации.

ѕочему не может существовать идеальной демократии. ”кажем на важное обсто€тельство, о котором часто склонны забывать исследователи и преподаватели. ƒемократию т€жело (можно сказать, что невозможно) найти где-то в образцово идеальном виде.  ак и каждое учреждение, изобретенное и сохраненное людьми, демократи€ несет на себе отражение человеческой ограниченности и несовершенства, непоследовательности и недальновидности. Ќо надо обратить особое внимание и признать, что €вление (феномен) демократии имеет всепроникающий, планетарный характер. Ёлементы ее сохран€лись и тлели в услови€х любых тираний и деспотий.  ажда€ власть Ц какой бы она не была жестокой и антидемократической Ц требовала питани€ и Уоправдани€Ф демократическими формами. » хот€ это нередко находило про€вление в откровенных пароди€х на насто€щую демократию, мы можем констатировать, что не может быть жизнеспособной и упроченной политической власти, котора€ откровенно пренебрегала бы народом, его возможност€ми и потребностью в самоуправлении.

„то именно мы имеем в виду, когда говорим про УестественностьФ демократии, про ее соответствие человеческому и человечному?

ѕрежде всего демократи€ дает возможность человеку реализовать интерес к общественной жизни, воплотить глубоко присущую каждому нормальному человеку потребность (у кое-кого - жажду) общественного признани€. ¬ своей глубинной основе жива€ демократи€ содержит здоровую потребность человека в общей УигреФ с проблемами и вариантами их решени€, с речами и громким одобрением (или негодованием), риторическим искусством и неожиданными про€влени€ми чьей-то (а иногда Ц твоей!) мудрости, взвешенности и остроуми€.

¬ основе первичных демократических форм прежде всего лежит разнообразный опыт жизни народа. Ёто касаетс€ прошлого всехнародов, все народы имеют глубоко укорененные демократические традиции. ƒругое дело, что у разных народов эти традиции постигла разна€ судьба. ƒемократи€ возникала из повседневной социальной практики, она питалась умом и опытом наиболее авторитетных и уважаемых лиц Ц со временем возникала потребность сделать найденные демократические формы и процедуры более упроченными и крепкими. ƒемократи€ становилась спасательным средством Ц общий поиск решени€ лишал каждого в отдельности чрезмерной ответственности, и в то же врем€ в затруднительные моменты обща€ вол€ помогала интеграции сообщества, становилась помехой разрушению коллектива, семей.  ажда€ власть и каждый властитель, как уже отмечалось выше, стараютс€ получить вотум довери€ людей, опиратьс€ на громкую и неотразимую поддержку многотыс€чных толп. ¬следствие массового участи€ и огромных возможностей манипул€ции людьми со стороны власти демократию очень легко имитировать, искусственно УклонироватьФ Ц нет проблем в инсценировке Увсенародных выборовФ, Умассового негодовани€Ф или такой же массовой УподдержкиФ.

Ќо люди требуют реальной демократии и всегда ощущают неправду, даже если везде слышат о том, что демократи€ уже УукорениласьФ.

ѕредпосылки демократии складываютс€ в обществе тогда, когда уровень развити€ этого общества создает основу дл€ пробуждени€ человека, его индивидуальных первоначал и основ. „то относитс€ к таким предпосылкам?

- критерием демократичности общества €вл€етс€ статус обычного человека, - уважение к нему или же сокрушительное пренебрежение;

- исключительно важное значение имеет наличие относительно упроченных норм морали и законности, которые станов€тс€ помехой бесконтрольному и грубому насилию;

- вообще можно без преувеличени€ утверждать, что демократи€ имеет €рко выраженные моральные корни, которые питаютс€ именно этикой взаимности и человеколюби€, солидарности и кооперации; если таких корней нет, нет духа демократии;

- предпосылками демократии выступают факторы экономические Ц в зажиточном и процветающем обществе большинство граждан сознательно и респектабельно (с чувством собственного и чужого достоинства) принимает участие в социальной жизни и получает от этого удовлетворение. ¬ кризисно фрагментированном обществе человек погружаетс€ в хлопоты физического выживани€, полностью абстрагиру€сь от каких-то форм участи€ в решении социальных проблем;

- эволюци€ демократии доказывает, что большой Ц и едва не ключевой среди других предпосылок Ц €вл€етс€ дл€ демократии роль рынка; рынок оказывает содействие коммуникации Ц широкому и свободному общению, обмену мнени€ми, получению информации; собственно, демократию можно сравнить с политическим рынком, где в услови€х гула толпы и общени€ многоголосых и разноцветных интересов происходит постепенное согласование и удовлетворение этих интересов, - при этом предполагаютс€ и конфликты и обманы, и потери и разочаровани€; рынок (в идеале) Ц способ существовани€ конкурентной среды, то, с помощью чего сохран€етс€ автономность человека, возможность дл€ него совершать выбор и сохран€ть свободу, питать разнообразие (плюрализм) социального быти€, возможных перспектив демократической идеологии, демократической политической культуры и др.;

- позарез важно дл€ демократии и ее стойкого существовани€ утверждать и поддерживать свободу слова, без которой невозможно свободно обсуждать спешные потребности и пути решени€ проблем.

ѕреп€тстви€ дл€ демократического развити€ так же разнообразны, как и факторы, которые ему (развитию) оказывают содействие. ¬ целом можно сказать, что преп€тствием €вл€етс€ отсутствие любой из вышеперечисленных предпосылок демократии.

  таким преп€тстви€м, в частности, относ€тс€:

- бюрократизаци€ государства и общества, глубока€ профессионализаци€ политической де€тельности Ц вследствие этого обычный человек обычно оказываетс€ в положении аутсайдера и обманутого;

- закрытость и конспираци€ государства и политического класса, важнейшие решени€ чаще всего формируютс€ в глубинах государственного Ћевиафана, и лишь со временем станов€тс€ досто€нием общества;

- высокий уровень коррумпированности государственных служащих и политических де€телей вообще, политическа€ де€тельность коммерциализируетс€, а власть (в том числе демократическа€) становитс€ источником прибылей; в свое врем€ в ƒревней √реции прин€ли решение платить жалованье Уиз бюджетаФ гражданам, избранным дл€ выполнени€ тех или иных государственных функций, - считают, что именно с этих пор началась неминуема€ УпорчаФ демократии, ее преобразование в объект пос€гательств разных мошенников и паразитов, преступников и болезненных эгоистов;

- черты национального характера и сознани€, Уособенности менталитетаФ (это модное слово имеет великое множество толкований, можно определить его как стойкие структуры сознани€, которые вли€ют на поведение людей и определ€ют тот или другой выбор того или другого поступка), - например, склонность действовать импульсивно и радикально, решать проблемы путем насили€;

- вли€ние структур преступного мира (в том числе сил организованной преступности, мафиозных кланов), что легко берет на испуг и терроризирует граждан, лиша€ их возможности свободно совершать выбор и защищать свои интересы.

Ћовушки и опасности демократии. –азмышл€€ о сущности демократии, нельз€ обойти вопрос о ее границах и трудност€х, о ловушках, слабости и опасности демократических учреждений. Ѕыло бы неправильно говорить обо всем этом, только как об УискривленииФ и УотклоненииФ каких-то УистинныхФ форм демократии. Ќадо научитьс€ видеть в недостатках чего бы то ни было продолжение соответствующих достоинств. “ак, участие народа придает демократическим формам популистский, поверхностный и УвульгарныйФ характер.  ак говор€т, очень часто народ избирает не лучших, а таких, как он сам. Ќарод нельз€ идеализировать, и народ сам знает об этом. ќчень часто случаетс€ так, что избиратели после завершени€ голосовани€ считают, что их участие в УполитикеФ уже прекратилось и что надо ждать следующих выборов.

ƒемократи€, как никака€ друга€ политическа€ форма, несет в себе риск и неопределенность. ѕо Ц насто€щему демократический процесс всегда непредсказуем, и не всегда гарантирует прин€тие наиболее умных и целесообразных решений. –авно как в услови€х рынка не всегда УвыиграетФ самый полезный дл€ потребител€ предприниматель, так и в услови€х демократии на выборах часто выигрывают не самые достойные лица, а кое-где и откровенные прохиндеи. Ќередко последовательное соблюдение процедур демократии выгл€дит Уиздевательством над здравым смысломФ, абсурдом. —кажем, парламентские слушани€ могут длитьс€ часами, дн€ми, недел€ми - и средний гражданин начинает считать все это бессмысленной "говорильней" (кстати, собственно название УпарламентФ происходит от французского глагола УговоритьФ), начинает стремитьс€ к Ђпростымї и Ђэффективнымї решени€м, Утвердой властиФ.

¬ услови€х демократии не исключены такие €влени€, как злоупотребление властью и коррупци€. Ёти €влени€ существовали задолго до того, как демократи€ утвердила себ€ в мировом масштабе. ѕродолжают они существовать и сейчас, и их существование неоправданно св€зывают именно с демократией. Ќет оснований говорить, что демократи€ создает какие-то особые предпосылки дл€ коррупции власти; наоборот, в услови€х насто€щей демократии возникают основы дл€ ограничени€ масштаба злоупотреблений, дл€ преследовани€ по закону владетельных преступников (которые в услови€х других режимов никогда бы не предстали перед судом).

√раницы демократии. ƒемократи€ не €вл€етс€ средством решени€ абсолютно всех проблем жизни. ≈сть такие сферы, где должна доминировать осведомленность и компетентность, а иногда жестка€ и конкретна€ вол€ одного лица. Ёто касаетс€, например, военного дела. ¬ 1917 году, после ‘евральской революции, развал русской армии нашел олицетворение в неограниченной УдемократизацииФ, когда были упразднены воинские звани€ и чины. Ѕыли случаи, когда русские солдаты, лежа под пулеметным огнем, решали путем голосовани€, продолжать наступление, или следует подождать.

Ќикакой демократии не может быть в чрезвычайных ситуаци€х, когда надо молниеносно прин€ть и воплотить в жизнь решение, от которого зависит жизнь и безопасность людей. “акие ситуации предусмотрены в конституци€х и законодательстве всех демократических стран. ¬ любом случае надо согласитьс€, что чрезвычайное положение - состо€ние временное и ограниченное, после которого восстановление нормального способа существовани€ €вл€етс€ необходимостью.

“ак же ограничен демократизм в процессе образовани€ и воспитани€.   определенному моменту ребенку жестко нав€зывают воспитательное вли€ние, несмотр€ на неистовое сопротивление (вспомните сами собственный опыт). ≈сли же предоставить чрезмерную свободу подопечному, он, не исключено, будет склон€тьс€ к тому, чтобы минимизировать свою нагрузку.

Ќичем не ограниченна€ демократи€ перестает быть насто€щей демократией и превращаетс€ в общественный беспор€док, который несет в себе преступность, разрушение и другие опасности.

¬ то же врем€ нет сферы, где определенные элементы и процедуры демократии не давали бы плодотворных результатов. “о же военное дело выиграет от коллегиальных способов обсуждени€ проблем, от привлечени€ всех, кто может сформулировать свежее и нетрафаретное видение ситуации и путей ее решени€.

¬ демократии ты €вл€ешьс€ хоз€ином только не прин€того решени€, а относительно прин€того Ц послушным исполнителем. «авершить разговор о ловушках и недостатках демократии следует словами американского политика ј.Ё. —мита: У Ќаилучшее лекарство от болезней демократии Ц больше демократииФ.

2. ќсновные ценности современной демократии

—пециального рассмотрени€ требует така€ ценность, как свобода. ≈сли говорить откровенно, то невозможно доказать, что демократи€ создавалась специально дл€ того, чтобы отстаивать и распростран€ть свободу. Ќа прот€жении многих столетий первоначальна€ демократи€ была эффективным средством социальной адаптации, поддержани€ целостности и жизнеспособности человеческих сообществ. » чаще всего своих задач така€ первоначальна€ адаптивна€ демократи€ достигала путем ограничени€ свободы, покорени€ отдельных индивидов интересам социального целого. Ќо со временем постепенно возникают возможности выделени€ личности, человек сознает значимость своего (и любого) УяФ. —вобода начинает осознаватьс€ как важна€ ценность, без которой все другие тер€ют смысл. ƒемократи€ справедливо может считатьс€ таким устройством, при котором свобода наименее притеснена и легче всего может быть реализована и защищена.

 омпетенци€ гражданина содержит в себе знание того, как отстаивать и защищать собственные свободы и права, ведь в подавл€ющем большинстве случаев свои права можно защитить только собственноручно. √отовность и желание действовать предусматривают ответственность Ц осознание того, что Увзрослое состо€ниеФ (а демократи€ ориентирует человека на то, что он должен одолевать инфантильность, потребительские ожидани€, надежды на патернализм и опеку) Ц это об€занность в полной мере отвечать за прин€тые решени€ и совершенные действи€.

„еловеческое достоинство Ц одна из коренных добродетелей демократического мировоззрени€, сердцевинна€ ценность демократического мира. „ерез посредничество этой категории можно (и следует) определить как демократию, так и гражданина. √ражданин Ц носитель достоинства и его защитник. ƒостоинство принуждает гражданина действовать и становитьс€ помехой нарушени€м принципов и основ демократического пор€дка. ƒостоинство Ц составл€юща€ авторитета гражданина, как его самоуважени€ и уважени€ к другому. ”важение к человеку есть условие воспитани€ и закреплени€ уважени€ к обществу. ƒостоинство человека предусматривает признание и обеспечение его моральной автономии. Ёто означает, что человек осуществл€ет свое самоопределение свободно и беспристрастно, пользу€сь собственным пониманием счасть€ и блага. Ќикто не может предъ€вл€ть человеку неоправданные и принудительные моральные претензии. Ќикто не может повли€ть на идеологические, религиозные или другие вкусы человека - это сфера его свободного выбора. “ак же человек определ€ет свою специальность, избирает спутника жизни, ведет свою личную (например, в интимной сфере) жизнь.

—фера, где человек имеет возможность сам определ€ть свою жизнь, и существовать свободно и независимо от других, носит название частной жизни (дл€ ее обозначени€ обычно используют прихотливо-утонченное английское слово privacy). „астна€ жизнь не сводитс€ только к определению собственной сексуальной идентичности и к соответствующей реализации сексуальных желаний. Ёто Ц признание возможности человека самосто€тельно руководить собственной жизнью, без чего было бы странно размышл€ть о возможности демократии. ÷енность частной жизни (privacy) предусматривает гарантии невмешательства других (как отдельных людей, так и государства) в человеческую жизнь. Ёто означает, что закон защищает человека и круг его общени€ от постороннего интереса (тайна телефонных разговоров, тайна переписки, запрет фотографировать без разрешени€ человека и т.п.). Ќа ведение оперативного подслушивани€ (или перлюстрации Ц ознакомлени€ с содержанием писем) предоставл€ютс€ соответствующие разрешени€ правоохранительных органов. –ечь идет о случа€х, когда такие нарушени€ прав необходимы дл€ раскрыти€ опасных преступлений и привлечени€ преступников к ответственности.

—оциальна€ солидарность и доверие (хот€, как говор€т французы, довер€й, но смотри кому!) положены в основу идеи Уоткрытого обществаФ, где не существует искусственных и неоправданных преп€тствий дл€ свободного существовани€ и самоутверждени€ человека в любых сферах социальной де€тельности Ц в работе, поиске, творчестве, мобильности и др. ќткровенный человек Ц одно из условий такого открытого общества, как и демократии вообще. ќткровенность означает здесь не только и не столько психологическое свойство характера личности, а необходимую гражданскую добродетель, условие демократического пор€дка. ≈сли граждане не умеют откровенно и открыто обсуждать общие социальные проблемы и недостатки, то демократи€ становитс€ условной, если вообще возможной.

ƒл€ того, чтобы гражданин мог реализовать себ€ в качестве главного агента демократического пор€дка, необходимо наличие определенных факторов и условий, которые также составл€ют видные ценности демократического мира. Ёто Ц свобода слова, контекст которой создают свободно действующие и защищенные законом средства массовой информации, дающие возможность гражданам быть по-насто€щему осведомленными о состо€нии дел в стране. „ерез —ћ» человек имеет возможность высказать свое суждение относительно той или другой общественной проблемы, того или другого политического де€тел€. ќбщественна€ мысль Ц следствие свободы слова; общее суждение становитс€ возможным только тогда, когда люди могут свободно, не опаса€сь наказани€ или взыскани€, про€вл€ть свое истинное отношение к тем или иным событи€м, учреждени€м, де€тел€м и т.п.

—оциальный пор€док €вл€етс€ универсальной ценностью любого общества. »меетс€ в виду, что большинство людей желают жить в услови€х, обеспечивающих стабильность, благоустроенность и безопасность. Ќо специфика социального пор€дка в услови€х демократии состоит в том, что этот пор€док достигаетс€ не за счет ликвидации расхождений и многообрази€. ƒемократи€ Ц это посто€нно действующий, но благоустроенный (законами, процедурами, гражданской взвешенностью, осведомленностью и опытом) конфликт. Ёто Ц один из парадоксов, которыми питаетс€ демократи€; в ней посто€нно тлеет конфликт, иногда он приобретает довольно серьезные масштабы (в частности, во врем€ выборов), но от этого общество в конечном итоге только выигрывает.  ультура конфликта €вл€етс€ непересекающейс€ ценностью демократии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 403 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

1504 - | 1371 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.055 с.