Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Парадигма в юридической науке




Термин «парадигма» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей работе «Структура научных революций» Т. Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов парадигмы.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном — парадигма характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

В структуру любой научной парадигмы входят:

· символические обобщения, составляющие формальный категориально-понятийный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины;

· метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания;

· ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания.

В юридической науке, как правило, под парадигмой подразумевают тот или иной тип (форму) правопонимания, обеспечивающий формирование научного направления видения права с позиции концептуальных оснований. Та или иная школа или теория правопонимания претендует на всеобщность и универсальность своего типа правопонимания. К примеру, в юридической науке выделяют юснатуралистский (естественно-правовой) тип правопонимания, либертарно-юридический тип правопонимания, легистский (позитивистский) тип правопонимания и т. д. (В. С. Нерсесянц). Все эти типы или парадигмы понимания права пытаются обосновать концептуальные различия своих школ, что формирует высший уровень правового знания в рамках конкретного научного направления.

Другими словами, парадигма в праве — это концептуальное направление (учение, школа, теория) правовой мысли, научно формулирующее свое собственное правопонимание на основе исходных принципов и догм его истолкования.

В частности, для юснатуралистского или естественно-правового понимания характерны следующие постулаты:

· Право — это в первую очередь естественные и неотчуждаемые права человека.

· Права человека возникают с момента его рождения и прекращаются смертью.

· Права и свободы человека и личности носят абсолютный, неотчуждаемых и императивный характер действия.

· Права человека должны признаваться, гарантироваться и защищаться государством.

· Государство обязано конституционно и законодательно признавать права и свободы человека и личности.

· Государство обязано соблюдать права и свободы личности.

· Никто не может быть лишен своих неотчуждаемых прав произвольно.

· Права и свободы личности, впрочем, как и сам человек являются высшей ценностью.

· Разрешено все то, что не запрещено правом, законом.

Для легистского (позитивистского) типа правопонимания характерны противоположные черты:

· Государство наделяет правами и свободами личность и общество.

· Государство само определяет границы правового усмотрения.

· Право — это приказ власти, нормативно закрепленный в официальных письменных документах.

· Личность обязана соблюдать право и законодательство, установленное государством.

· Юридическая ответственность лица определяется государством в соответствии с принятым законодательством.

· Естественные права и свободы, если таковые признаются, зависят от усмотрения государства.

· Запрещено все то, что не разрешено правом, государством и законом.

Отсюда тот или иной тип правопонимания представляет собой целостное юридическое и научно самостоятельное направление интерпретации права и его проявлений. Это и называется юридической парадигмой.

Таким образом, юридическая догматика, основанная на юридическом позитивизме, демонстрирует в целом существующие категориально-понятийные и формально-логические возможности права как системы норм, установленных государством (сувереном), однако не способна понять смысл и содержание самих жизненных отношений, которые регулируются этими нормами и которые оно порождает.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 635 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2513 - | 2360 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.