Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒиалектические принципы научного познани€ в правоведении




¬ науке существует несколько теорий, описывающих развитие различных систем. Ќаиболее применимой к разнообразным изменени€м окружающего мира считаетс€ диалектика. ¬ ƒревней √реции это пон€тие обозначало спор, столкновение противоположных взгл€дов, противоречие. ѕозже этим пон€тием стали обозначать противоречивый характер отношений не только в полемике, но и во всей природе, а также в общественном (правовом) развитии. ÷елостную диалектическую концепцию развити€ разработал немецкий философ XIX в. √. √егель. ¬ насто€щее врем€ под диалектикой подразумевают теорию развити€ сознани€ (мышлени€), котора€ основываетс€ на противоречивом характере всевозможных изменений. Ёто направление философского знани€ называетс€ объективным идеализмом.

—одержанием научных теорий выступают ее принципы и законы. ѕринципами называют основополагающие идеи, определ€ющие активность человека практическую или духовную, например, в построение какой-то системы знаний (теории). ƒл€ диалектики такими основополагающими иде€ми выступают принцип всеобщей св€зи и принцип развити€ во всех формах быти€. ѕервый принцип подразумевает, что любой объект нашего мира пр€мо или через другие объекты св€зан со всеми объектами. Ќапример, каждый человек св€зан с планетой «емл€. Ќаша планета св€зана с —олнцем. —олнечна€ система св€зана физическими зависимост€ми с другими системами нашей √алактики, та, в свою очередь, с другими √алактиками. ≈сли мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных лини€ми (св€з€ми), то увидим, что каждый человек стоит в св€зке со всеми космическими объектами, т. е. со всей ¬селенной. ƒругое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. ѕодобным образом можно проследить цепочки св€зей всех объектов на «емле. —мысл второго принципа был рассмотрен выше.

ќсобое значение имеет пон€тие Ђзаконї. ћногие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, примен€ют данное пон€тие слишком узко, забыва€, что кроме юридических существуют и другие законы.

ѕон€тием Ђзаконї обозначают особый род св€зей. Ёто существенна€, устойчива€, необходима€ св€зь между объектами.

—в€зи между различными €влени€ми в природе нос€т объективный характер. Ќе зависимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти св€зи реализуютс€ при наличии соответствующих условий. “акие устойчивые и необходимые св€зи называют законы реальности.

≈сли человек силой своего разума проникает в суть протекающих процессов, если ему удаетс€ открыть причины тех или иных событий, услови€ осуществлени€ тех или иных св€зей, то эти знани€ формулируютс€ как законы науки. Ёто субъективное описание природных св€зей человеком. —овершенно очевидно, что законы науки описывают природные св€зи приблизительно, ведь человек всего не знает. “олько в исключительных случа€х законы науки точно соответствуют законам природы. ѕоэтому люди часто терп€т неудачу, когда слишком полагаютс€ на свои знани€, даже, если считают их научными.

ƒл€ того чтобы в обществе сохран€лс€ хоть какой-нибудь пор€док, в нем приходитс€ устанавливать правила отношений и св€зей между людьми. Ќайти, определить св€зи, которые удовлетвор€ли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно. ѕоэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные правила поведени€, регулирующие многообразные общественные отношени€ в различных сферах жезнеде€тельности. ¬ этом смысле юридические законы Ц это предписываемые люд€м св€зи с другими объектами.

¬ последующем изложении подразумеваетс€ философский смысл пон€ти€ Ђзаконї, который относитс€ ко всем формам быти€, а не только к правовым отношени€м. ¬ диалектике как теории развити€ сформулированы три закона: Ђзакон единства и борьбы противоположностейї, Ђзакон взаимного перехода количественных и качественных измененийї, Ђзакон отрицание отрицани€ї.

ѕервый закон: единства и борьбы противоположностей.

‘ормула его в следующем: в сущности каждой вещи имеютс€ противоположные стороны (свойства), наход€щиес€ в состо€нии единства и борьбы; борьба противоположностей ведет к все более острому противоречию и заканчиваетс€ исчезновением старого и возникновением нового состо€ни€ вещи.

¬ажнейшие пон€ти€ закона: тождество Ц одинаковость, совпадение, равенство; различие Ц неодинаковость, несовпадение, неравенство; противоположность Ц крайн€€ степень различи€. —огласно данному закону источник изменени€ и развити€ любого объекта находитс€ в нем самом. Ёто справедливо дл€ всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. ƒанный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит в себе элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

≈динство противоположностей состоит в следующем:

Ј они неразрывно св€заны между собой (например, единичные и общие черты объекта;

Ј не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие;

Ј также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличаетс€ от других);

Ј они взаимно обусловливают друг друга (единичное можно выделить только на фоне общего и наоборот);

Ј они взаимно переход€т, взаимно превращаютс€ друг в друга (то, что в одном отношении выступает как единична€ черта, например, человек, знающий уголовное право, в массе пассажиров автобуса, в другом отношении €вл€етс€ общей чертой Ц этот же человек среди сотрудников прокуратуры).

Ѕорьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стрем€тс€ друг друга исключить (уничтожить), например, знание и незнание отдельного человека Ц что-то запоминаетс€, но что-то и забываетс€. ѕротиворечие Ц кульминаци€ борьбы противоположностей. ”ход из этой кип€щей точки, конец борьбы и есть развитие. Ќапример, студенту предстоит экзамен (контрольна€ работа, опрос и т. п.). ≈го беспокоит противоречива€ ситуаци€: с одной стороны, экзамен нужно сдать об€зательно, с другой Ц знаний нет (или мало). Ёто противоречие можно решить двум€ пут€ми:

Ј выучил материал и студент Ц уже другой человек, умнее, т. е. развилс€ в сторону совершенства в этой области знани€;

Ј решил отказатьс€ и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведени€ Ц он тоже стал другим человеком, уже избавилс€ от стремлени€ к совершенству в этой области, т. е. развилс€ в сторону деградации на этом жизненном пути.

“аким образом, через св€зь (борьбу) противоположных сил, свойств, зависимостей развиваютс€ все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Ќеобходимо пон€ть, что дл€ человека противоречи€ с самим собой и окружающими людьми есть не болезнь, а естественное состо€ние. ÷ивилизованные отношени€ в обществе предполагают внимательность к этим противоречи€м, прогнозированию их последствий, умени€ управл€ть собой.

¬торой закон: взаимного перехода количественных и качественных изменений.

‘ормула его заключаетс€ в следующем: развитие вещи происходит путем количественных изменений, которые, накаплива€сь, превышают определенную критическую меру и вызывают качественные изменени€, а они в свою очередь, порождают новые возможности количественных изменений.

ќсновные пон€ти€ и характеристики данного закона таковы:

исходным пон€тием данного закона служит пон€тие Ђсвойствої. Ёто пон€тие обозначает наличие и характер изменчивости объекта, которые про€вл€етс€ в отношени€х с другими объектами. —войства показывают сходство или различие объектов. Ћюбой объект обладает множеством разнообразных свойств:

Ј качество Ц совокупность основных свойств объекта, котора€ определ€ет его состо€ние тождественной совместимости с самим собой. Ѕлагодар€ набору этих свойств вещь существует как такова€ и отличаетс€ от других. — потерей хот€ бы одного из таких свойств вещь перестает быть собой, тер€ет свою исходную определенность и приобретает другой статус. Ќапример, флаг красный Ц символ коммунистов, выцвел, стал белым Ц символ капитул€ции;

Ј количество Ц это объем изменени€ объекта. „асто, но не всегда, этот объем можно выразить численно. Ќапример: оценка знаний студента;

Ј мера Ц это граница, при переходе которой количественные изменени€ вызывают изменени€ качественные. ¬нутри границ меры качество остаетс€ неизменным, а количество мен€етс€. Ќапример, лед Ц (0 о —) вода (100 о —) Ц пар.

Ј переход от одного качества к другому называетс€ Ђскачокї.

“аким образом, через св€зь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира. ≈сли люди хот€т добитьс€ качественных изменений в общественном устройстве, технике или формировании собственных свойств, то нет другого пути, как соответствующие количественные изменени€, т. е. постепенное изменение культуры общества, накопление научных знаний, лична€ тренировка и упорный труд. ј дл€ достижени€ высоких количественных показателей в любой сфере жизни общества нужно сначала выйти на определенный качественный уровень развити€. Ќапример, хочешь быстро бегать Ц научись сначала ходить; хочешь накопить научные знани€ Ц научись сначала читать и писать. –азвитие Ц это выход на новый качественный уровень, иначе Ц это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

“ретий закон: отрицание отрицани€.

‘ормула его заключаетс€ в следующем: развитие происходит путем диалектического отрицани€ старого состо€ни€ объекта новым, нового новейшим, в результате чего развитие сочетает в себе преемственный и циклический характер.

 атегори€ Ђотрицаниеї выражает определенный тип смены состо€ни€ объекта. Ћюбой объект, развива€сь, неизбежно достигает стадии отрицани€, т. е. становитс€ качественно иным. ѕолное отрицание Ц это смена качества на противоречащее. ÷епь отрицани€ старого и возникновени€ нового не имеет ни начала, ни конца. ќтрицание может выступать в виде простого уничтожени€ объекта. “огда о развитии говорить уже не приходитс€.

ƒиалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. ѕри этом сохран€ютс€ другие свойства, те, что определ€ют существование системы в насто€щее врем€, а также по€вл€ютс€ принципиально новые свойства, что в итоге и определ€ет качественный скачок.

ƒвойное полное отрицание (отрицание отрицани€) представл€ет собой ситуацию Ђ€кобы возвратаї к старому: вс€кое €вление, превращаетс€ в свое отрицание, но потом оп€ть происходит отрицание; в результате треть€ фаза имеет формальное сходство с первой. ≈сли нет развити€, то изменение идет по кругу. ѕри наличии развити€ к похожему состо€нию объект возвращаетс€ на другом уровне. ѕоэтому о диалектическом развитии говор€т как о движении по спирали.

“аким образом, данный закон демонстрирует св€зь старого и нового в развитии, их борьбу и взаимное превращение. ¬с€кое возникающее новое рано или поздно стареет и исчезает. Ћюд€м, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе себ€, никуда не детьс€ от отказа (отрицани€) от каких-то старых свойств, св€зей, состо€ний и приобретении пр€мо противоположных, новых свойств, св€зей, состо€ний. —тарое Ц это разрушающиес€ элементы и св€зи, они влекут разрушение всей системы, снижение ее функциональных возможностей. Ќовое Ц это совершенствующиес€ элементы и св€зи, они совершенствуют систему в целом, увеличивают ее функциональные возможности.

«аконы диалектического развити€ обладают специфичностью и не свод€тс€ друг к другу, но они и не разделены непроходимой стеной. ќни взаимосв€заны, дополн€ют друг друга в описании развити€. –азвитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состо€ни€, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

–ассмотрим про€вление данных законов как смену этапов развити€ политико-правовой сферы общества.

√осударственно-правова€ сфера представл€ет собой совокупность отношений социальных субъектов, которые призваны обеспечить им коллективную устойчивость и управл€емость на основе права как социального регул€тора поведени€. ¬ первобытном обществе устойчивость и управл€емость обеспечивалась коллективным властным контролем за соблюдением обычаев и традиций, предписаний и табу (запреты, основанные на страхе перед возмездием какого-нибудь божества). Ќа следующем этапе функци€ обеспечени€ целостности закрепл€етс€ за посто€нными правител€ми (вожд€ми). —ледующим шагом в развитии политической сферы €вл€етс€ по€вление государства как специальной организации, обеспечивающей безопасность общества и права как официально установленной системы взаимоотношений, нарушение которой влечет принудительное наказание со стороны государства. ƒиалектическим возвратом к коллективному участию в обеспечении единства и жизнеспособности общества €вл€етс€ развитие организаций гражданского общества, стрем€щихс€ к участию в управлении общественными процессами.   ним относ€тс€ институты культуры, науки, политические партии, корпорации и т. д.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-10-01; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1487 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1715 - | 1413 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.