В любой философской концепции одной из важнейших является проблема истины. Кроме философии, никакие науки проблему истины не исследуют, а используют уже готовое определение. Обычно под истиной понимают адекватное знание о чем-либо. Такое понимание идет из глубокой древности. За пределами знания истины нет. Вещи сами по себе ни истинны, ни ложны; они существуют, независимо от того, что знают о них люди. Характеристика «истинно» (равно как и «ложно») относится только к знанию. Истина — это оценка суждения, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта. Истина – это знание, которое, по определению, не зависит от интересов людей.
Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения — всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.
Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать ото лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.
Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.
Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.
Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина — это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина — это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.
Неизменное знание часто называют догма. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизм. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.
Оценить знания на предмет истины призвано специальное средство – критерий истины. Решение вопроса о том, что взять в качестве критерия, всегда считалось очень важным. В Античности неспособность найти подходящий критерий привела к появлению скептицизма. В Средние века различалось правильное и истинное знание, истинное знание – то, которое раскрывает символический смысл вещей, вложенных в них актом творения. А правильное – это знание, проверенное опытом и приносящее практическую пользу. При этом опыт не рассматривался в качестве существенного критерия, а ссылки на него, в лучшем случае, означали выявление одного из возможных смыслов вещи, в худшем — оценивались как заблуждение. В Позднем Средневековье французский философ П. Абеляр (1079 – 1142) выдвинул положение, что истина может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний о предмете. Другими словами, его средство достижения истины – спор (отсюда «В споре рождается истина»). По утверждению П. Абеляра истинно то, что доказано. Это было очень прогрессивно, так как подрывало слепую веру в авторитетные высказывания. С начала XVII в. главными критериями истинности научного знания становятся опыт и эксперимент. В современной отечественной философской литературе этот критерий развит до более широкого понятия – общественная практика.
Под практикой следует понимать не любой поступок, а лишь такой, который коренным образом изменяет окружающие вещи, т. е. качественно преобразует их. Практика – это целенаправленная предметная активность человека по преобразованию материальных систем. Чаще всего для преобразования социальной и природной среды человек использует какие-либо предметы и средства. Существенное отличие социальной практики заключается в том, что человек создает сложные искусственные средства преобразования среды, которые воспроизводятся и передаются от поколения к поколению как особая культурная реальность и ценность.
Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически и практически.
Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:
· практика выступает основой или источником познания;
· практика – это цель познания;
· практика – критерий истинности знаний.
Необходимо понимать, что практика как критерий не может дать в каждом исследовании «вечные» истины, не нуждающиеся в новой проверке и уточнении. С этой точки зрения практика содержит как абсолютный, так и относительный моменты. Абсолютность практики заключается в том, что она, в конечном счете, выступает определяющим, высшим критерием, при помощи которого можно отделить истину от заблуждения. Относительность ее состоит в том, что бесконечное изменение мира и развитие общества оставляют незавершенным развитие любых форм практики. Практика, как способ преобразования мира, также подчинена всеобщим диалектическим законам и подвергается соответствующему отрицанию.