Поэтому все внимание педагогика сосредотачивает на сознании и воле.
На самом деле сознанию очень трудно бороться с желанием, это борьба глиняного горшка с чугунным, как сказал в прошлом веке один из психологов. Да и многие ли из нас обладают достаточной волей, чтобы победить сильные свои желания? Указывают на людей, умеющих держать себя в руках, ставят их в пример, – но откуда мы знаем, может быть, у них нет сильных желаний.
Нет, это ненадежно. Действительно надежное поведение выглядит гораздо проще:
ДОБРОЕ ЖЕЛАНИЕ – ДОБРЫЙ ПОСТУПОК. <…>
Что ж, и нам предстоит понять, что такое любовь.
Любовь и совесть правят миром… Откуда берется любовь? И почему ее так не хватает? <…>
Душа – это желание. Система желаний, или, можно сказать (и говорится в психологии), система отношений. А чувство – это не что-то "рядом", не что-то сопровождающее желание, нет, чувство – это сила желания. Подобно тому как рука ощущает тепло, горячее, обжигающее, так и внутренним чувством я ощущаю лишь то, что касается меня, вызывает желание – да или желание – нет той или иной силы.
В этом и заключается таинственная ценность души: вера и надежда порождают желание, а чувство – ощущение его силы. Нет отдельно желания, отдельно чувства. Чувство – характеристика желания. Воспитывать чувства – значит воспитывать желания, и наоборот. Культура чувств и культура желаний – одно и то же.
Прислушаемся: от слова "ум" – "умный", от слова "сила" – "сильный", от слова "красота" – "красивы". А от "чувства" – "чувствительный"? "чувственный"? Нет, но то. От слова "чувство" два прилагательных. От "ума" – умный", от силы "сильный", а от "чувства" – добрый или злой, потому что совершенно не все равно, какие чувства преобладают в душе человека.
Но тогда уж заодно и заметим, что словом "чувство" в русском языке называется любовь. Говорят: "Я к нему питаю чувства", "Он у меня не вызывает никаких чувств", "Ответное чувство", "Огромное чувство" – и можно не добавлять, какое именно.
Все чувства – любовь и нелюбовь, но именно прекраснейшее из них называется чувством. У любви свои ступени: интерес, увлечение, любовь, страсть. А у нелюбви – раздражение, отвращение, ненависть, страх. Можно выстроить такие цепочки:
ИНТЕРЕС – УВЛЕЧЕНИЕ – ЛЮБОВЬ – СТРАСТЬ,
ВНИМАНИЕ
РАЗДРАЖЕНИЕ – ОТВРАЩЕНИЕ – НЕНАВИСТЬ – СТРАХ.
Все начинается с внимания; затем возникает интерес или раздражение, то есть желание избавиться от предмета, от занятия, от человека. Интерес может перейти в увлечение, в любовь, в страсть или пристрастие, а раздражающее нас начинает вызывать отвращение, ненависть и даже страх, если от него не избавиться. <…>
Сильное чувство берет верх над волей человека и потому вызывает страх, такой же притягательный для людей (а для детей особенно), как всякая опасность.
От любви все добро в мире. Это сила жизнеутверждения.
От страха все зла в мире. Это сила жизнеотрицания.
Говорят: лень – мать всех пороков. А кто отец? Страх. Где страх, там самые дурные чувства и свойства, там излишняя осторожность, неприятие нового, чужого, там скрытость, лживость, трусость, подлость, подозрительность, зависть, жадность, ревность, коварство, предательство, наглость. Чуть поскребите любое дурное чувство, любое дурное свойство человека, и выглянет его основа – страх.
Но именно потому, что любовь и страх антиподы, только любовь может победить страх – эта мысль была известна очень давно. Любовь – единственное педагогическое средство против невольного детского страха перед жизнью и, следовательно, против возможных пороков.
Литература
Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1989.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чощанов М.А. Педагогические технологии развития мышления школьников. Казань, 1993.
Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток / Пер. с англ. М., 1991.
Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1983. № 1.
Ромашова Е. Картотека форм нравственного воспитания учащихся. М., 2005.