Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тексты для обсуждения. Личность, человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути




А.Г. Асмолов, А.В. Петровский

ЛИЧНОСТЬ (1992 г.)[192]

Личность, человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя. В общественных науках личность рассматривается так же, как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле общественных отношений в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистической философии и психологии концепция личности – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. <…>

Если концепция личности исходит из образа "человека-деятеля", то личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центре педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

От образа человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к личности, так и теоретические схемы развития личности, <…> реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персогенетической ориентаций человекознания.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преимущественно приспособительные процессы организма, которые изучаются в таких научных областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихологтя, психоэндокринология и сексология.

Представители различных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются главным образом в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии.

В центре внимания персогенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений личности связана общая психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической психологии и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов – среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как "безличные" предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители личности ее участников; "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии личности. Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития личности.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней.

 

Н.Е. Щуркова

ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ (2005 г.)[193]

Поведение детей: от нормы через отношение к символу. Предметная деятельность легко организуется даже молодым и неопытным педагогом, потому что сам предмет как цель деятельности привлекателен для детей, они жаждут его увидеть, создать, показать всем, убедиться в своем умении что-либо сооружать. Творческий процесс уже в ходе своего течения доставляет детям радость (интересно сравнить творчество взрослого и ребенка – в переживании отношений и состояния огромной радости, в момент созидания – платье ли это, театральная роль, выстраивание дома, сочинение стихов, или рисование картины, или же выпечка пирога – они равны, и нет принципиальных отличий природы творческого подъема и высокой удовлетворенности свершениями).

На первых порах молодой педагог обольщается такой легкостью и вовсю не анализирует происходящее в сфере отношений детей. Поведение детей при таком легковесном профессиональном невнимании стихийно формируется, и через некоторое время (как правило, через две недели) педагог выражает крайнее удивление: дети, которые его так радовали, вдруг превратились в разболтанных сорванцов, и педагог повторяет растерянно: "Что с ними происходит?"

Поведение – тоже деятельность, объектом которой выступает другой человек непосредственно либо опосредовано. Поведение, как и предметная деятельность на ее культурном уровне, воспроизводится ежедневно и ежечасно. Пока оно не сделалось привычкой и единственно возможным способом поведения, педагог вынужден направлять свое внимание на уровень реального поведения "здесь и сейчас" так, чтобы оно становилось привычным, а значит, со временем доступным и легким.

Поведение – это деятельность как активная форма отношения к человеку, выработанная человеческой культурой на протяжении исторического периода жизни на Земле и проверенная веками в своей жизненной значимости.

Поведение выстраивается точно так же, как любая деятельность, ориентацией на цель и под влиянием мотива. Но в поведении объектом действий является другой человек, а мотивом – то, что происходит с этим человеком, когда действия свершаются. Дети не воспринимают духовного объекта, коль скоро его ни увидеть, ни потрогать, ни взвесить, ни описать нельзя. Школа жизни научает людей учитывать этот объект и ориентироваться на состояние невидимой души. Этому должно научить и воспитание.

Существуют три способа целенаправленного формирования культуры поведения, помимо подражания и эмоционального заражения.

1. Предъявление поведенческой нормы и педагогическое прослеживание правильного исполнения данной нормы. Очень короток срок, когда школьник благосклонно относится к нормам: дети 1–3-го классов с радостью узнают про новые правила и принимают их к исполнению, потому что у них мизерный опыт и предложенные правила им очень помогают комфортно себя чувствовать. " Надо делать вот так " – говорит и показывает педагог, и далее в группе детей контролером за выполнением правила становится вся группа. Норма для нее есть ценность, а " Так сказал учитель " – сильнейший аргумент для исполнения. Через полтора-два года сила аргумента испаряется, подросток сопротивляется всякому давлению извне. Надо обращаться к другому способу.

2. Раскрытие правила поведения через выявление скрытого в нем отношения и предъявление инструкции о наилучшем способе выражения этого отношения. Эмоциональный механизм регулирования преобладает у подростка, поэтому эмоциональное проживание становится ведущим регулятором поведения. " Человеку от этого плохо (хорошо)…" – ведущий аргумент в организации поведения подростка. А вопрос: " Как ты себя чувствуешь при этом?…" сильный агент возбудителя саморегуляции поведения.

3. Трактовка формы поведения как символы жизни человеческой, когда совершаемое воспринимается как знак какого-то понятия, как условный знаковый образ какой-то идеи. " Мужчины не сидят в присутствии стоящей дамы " – это поведение утверждается на уровне символа. Или: " Не надо волноваться о месте, достоинство человека местом не определяется ".

Разумеется, условно обозначены три отдельных способа. На самом деле они всегда используются умным педагогом в единении: он указывает на норму ("так принято в обществе, в мире"), вскрывает истоки такой нормы ("это содействует благу людей") и выводит осознание на уровень наивысших ценностей ("это сохраняет жизнь, утверждает красоту, спасает истину, обеспечивает свободу, справедливость и т.д."). Мера присутствия каждого из названных способов целиком определяется возрастом или уровнем развития личности воспитанника.

По доминированию одного из данных способов можно очертить путь постижения ребенком поведения в современном культурном обществе таким образом: "От нормы поведения – к отношению и к символике поведения".

Человек восходит на уровень полной свободы, где ему не предписывают норму, где не разъясняется способ поведения, но где сам ребенок творит поведение, выявив в ситуации ценностное содержание.

Соотношение этих способов динамично. Лучше всего динамика обнаруживается у подростка – он уже не ребенок, но еще не юноша.

Подросток говорит:

"Когда мне задают вопрос, главное для меня – правильно ответить";

"Когда я вхожу в школу, главное для меня – не опоздать на урок";

"Когда я иду по улице, главное для меня – дойти скорее до цели";

"Когда я разговариваю, то главное для меня – чтобы меня поняли".

В этих фразах явна предметная ориентация на результат действия. Но вот уже появляется некоторая ориентация на другого человека:

"Когда я сижу за столом со всеми, главное для меня, чтобы всем было приятно".

Ориентация на Другого укрепляется, расширяется, и Другой входит в личностную структуру человека как ценностный для человека объект – обретает личностный смысл.

К возрасту ранней юности (15–18 лет) другой человек может и должен обрести для школьника личностный смысл. И тогда надобность в контролирующих нормах, правилах, инструкциях отпадает. Рождается ощущение свободы от давления извне, потому что поведение порождается привычным отношением к человеку, который обрел для него личностный смысл.

Вопросы и задания

1. Каким образом при формировании социально-типических качеств у детей может использоваться педагогический потенциал сообщества, членом которого они являются?

2. Каким образом развитие личности должно осуществляться при воспитании ребенка в семье?

3. Каким образом развитие личности должно осуществляться в школе?

Литература

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2001.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.

Психотехнологии диагностики и формирования социальных компетенций в образовательной среде / Отв. ред. С.В. Кривцова. М., 2006.

Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4.

Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991.

Занятие 24

Семинар "ОБРАЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА"

Цель семинара. Способствовать формированию у студентов понимания характера и особенностей педагогической организации становления индивидуальности человека.

Вопросы к семинару

1. Что такое индивидуальность человека? Каким образом она соотносится с его индивидными и личностными (социально-типическими) свойствами?

2. Почему современная педагогика особенно остро ставит вопрос об организации развития индивидуальности человека?

3. Сформулируйте принципы педагогики индивидуальности.

4. Определите пути, способы и средства реализации этих принципов в практике образования.

5. Каким образом можно обеспечить развитие индивидуальности в современной школе?

6. Проанализируйте свой опыт участника педагогического процесса, который был направлен на развитие вашей индивидуальности.

7. Каким образом обеспечивается развитие вашей индивидуальности в вузе?

8. Какие обстоятельства этому способствуют, а какие препятствуют?

 

Материалы к семинару. Индивидуальность – это уникальное неповторимое качество человека, его самобытная экзистенция и связанный с ней лишь ему одному присущий жизненный путь. В ходе индивидуализации человек осознает самого себя, свое отличие от других, свой потенциал и его уникальность, смысл своего существования, простраивает свою неповторимую жизненную траекторию.

Сравнивая особенности становления личности и индивидуальности, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут: "Личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих позиций проявляется, в частности, в том, что существуют два разных пути становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реакции. Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни… Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни… Если личность возникает во встрече человека с другими, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим… Поэтому индивидуальность – это всегда диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя"[194].

Помочь человеку в его самоидентификации, самоопределении, самореализации, в его индивидуализации прежде всего призвана педагогика поддержки. Если педагогика авторитета преимущественно тяготеет к решению задач социализации человека, а педагогика поддержки к решению задач его индивидуализации, то педагогика манипуляции в силу своего промежуточного положения является своеобразным паллиативом, тяготеющим к решению обеих групп задач. В реальной жизни процессы социализации и индивидуализации не изолированы друг от друга, а теснейшим образом переплетены между собой, как переплетены способствующие им педагогические механизмы образования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1226 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.