«ГОЛУБАЯ РОЗА»
Художественное объединение символистской направленности, получившее название от одноименной выставки. Костяк объединения составляли участники выставки «Алая роза», прошедшей в 1904 г.
Выставка «Голубая роза», организованная на средства мецената и издателя «Золотого руна», художника-любителя Н. Рябушинского открылась 18 марта 1907 г. в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова.
В залах, декорированных серебристо-серыми и нежно-голубыми тканями, разместились живописные и графические работы четырнадцати художников — П. Кузнецова, П. Уткина, Н. Сапунова, М. Сарьяна, С. Судейкина, Н. Крымова, А. Арапова, А. Фонвизина, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактова, В. Дриттенпрейса, И. Кнабе и Н. Рябушинского. Здесь же располагались скульптурные работы А. Матвеева и П. Бромирского. Звучала музыка русских композиторов в исполнении лучших музыкантов, читали свои стихи Андрей Белый и В. Брюсов.
Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Голубой цвет — цвет неба, воды, бесконечного пространства — как бы олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду
«Голубая роза» была групповой выставкой, сплоченной единой эстетической программой. Благодаря ее появлению прежние художественные объединения, включая «Мир искусства», потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи. Она явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.
Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории — эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда. Ее идеи были подхвачены и по-своему развиты в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова, К. Малевича.
Выставку посетило более пяти тысяч человек.
Объединение «Голубая роза» прекратило свое существование в 1910 г. Его участники собрались еще раз в 1925 г. на выставке «Мастера «Голубой розы» в Третьяковской галерее.
В 1910 году выставка молодых художников с эпатажным заголовком “Бубновый валет” стала заметным явлением в культурной жизни Москвы.
Налет скандальности был заключен в выражении "бубновый валет", ассоциировавшимся тогда со следующими понятиями: так называли каторжников, на арестантских робах которых был нашит бубновый туз; старинное французское жаргонное толкование самой игральной карты "плут, мошенник".
Одним из вдохновителей и организаторов выставочной акции стал Михаил Ларионов. Среди участников мероприятия также были Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Роберт Фальк, братья Давид и Владимир Бурлюки. Выставка получила неоднозначные критические отклики в прессе и вызвала ошеломляющий интерес публики.
Ноябрь 1911 года стал отправной точкой появления нового общества художников Бубновый валет - крупнейшего объединения раннего авангарда в России. Ядро группировки составили московские живописцы. В качестве учредителей выступили Кончаловский, Куприн, Машков, Рождественский.
Бубновый валет вышел на авансцену русского искусства в то время, когда в глубоком кризисе находились консервативный академизм, недавно передовые направления символизм и модерн, серьезные затруднения испытывало передвижничество.
Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки. Характерны деформация и обобщение форм.
Единой базовой платформой для членов нового союза явился отказ от академических традиций, стремление к "новому искусству", творческой свободе.
Однако внутренние противоречия привели к раннему расколу бубнововалетцев: радикальная часть художников, произведения которых ориентировались на образцы народного и примитивного творчества, во главе с Ларионовым покинули объединение и организовали собственную выставку "Ослиный хвост" (1912).
Умеренное ядро Бубнового валета продолжило свои живописно-пластические поиски в стремлении связать достижения мастеров постимпрессионизма с традициями русского народного искусства - лубка, росписи по дереву и керамики, балаганных вывесок и подносов. Выработанная творческая манера мастеров объединения получила название "русский сезанизм".
В 1916 - 1917 гг. произошел очередной раскол: Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Рождественский, Фальк и другие умеренные художники вышли из группировки в знак протеста против активного внедрения в экспозицию супрематических произведений Малевича и его сторонников. Вслед за этим объединение Бубновый валет фактически прекратило свое существование.