Перечислите основных представителей постимпрессионизма, выявите особенности их творческих методов Постимпрессиони́зм — направление в изобразительном искусствеХудожники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш. Поль Гоген Увидел гармонию мира, единство человека и природы.Картины гогена из таитянского цикла напоминают красоные пано где настроение создаеться яркой декоративностью цвета.Рисунок Гогена носит обобщенный,стилизованный характер. На его полотнах в бесконечном пространстве, наполненном лиловыми, голубыми и изумрудными пятнами, сохраняются четкие контуры, гармоничные строения приобретают монументальность, делая туземцев идеалом человеческой красоты. Прекрасные люди,связанные с природой телом и духом, становятся главными героями картинРаботы-«Женщина держащаю плод»» Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Жёлтый Христос. Винсент Ван Гог. Художник с яркой трагической судьбой.Он оказал огромное влияние на искусство 20в.В ранних картинах Ван Гог выразил свои впечатления от тяжелого крестьянского труда,от безрадостной жизни шахтеров,которую он наблюдал во время странствий и миссионерской работы в бельгии.Находился под влиянием художников импресионистов но затем нашел собственную манеру письма.Его картины оень динамичные смелые выразительные. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу, архитектуру, людей. Его пейзажи пронизаны страстным жизнелюбием. "Мост через Сену, "Жатва. Долина Ла-Кро" Красные виноградники в Арле. Поль Сезанн стремился показать природу в простых ясных формах.Он настойчиво ищет совершенство в построении композиции картины,стремился к соразмерности объемов.У Сезанна есть несколько сюжетов к которым он возвращаеться на протяжении всей творческой жизни:натюрморты,игроки в карты,курильщики.Люди и предметы на полотнах Сезанна обретают удивительную внутреннюю гармонию.Яблоки и груши,горы и деревья на его картинах словно пребывают в вечности. его влекло не преходящее мгновение, а цельный образ мираРаботы:игроки в карты,натюрморт с драпировкой. "Автопортрет), "Гора Сен-Виктуар, "Яблоки и апельсины" Анри Тулуз-Лотрека, виртуозно владевшего линией, бывшего мастером мгновенных зарисовок жизни ночного Парижа. "Танец в Мулен де ла Галет, "Эти прекрасные дамы"., "Туалет"). Каждому он нашел удивительно точную, надолго запоминающуюся портретную характеристику. Умение через жест, характерную позу, выразительный силуэт передать характерную суть образа сближает его с Дега, только искусство Тулуз-Лотрека еще острее, резче, а взгляд его на мир исполнен горечи и сарказма.
Сравните особенности творческого метода импрессионистов и постимпрессионистов. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Используя распространённое сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе.. Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими. Если импрессионисты преданно следовали за натурой и для них основным источником вдохновения служило непосредственное наблюдение, то многие мастера эпохи постимпрессионизма исходили в первую очередь от идеи как главного импульса творчества. В большей степени доверяя воображению, они активно интерпретировали натуру. В обычных явлениях материального мира многие художники хотели распознать тайные знаки мира потустороннего, непознаваемого. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность.
Объясните причины наступления кризиса в архитектуре и монументальной скульптуре во второй половине XIX века. Приведите примеры эклектики в архитектуре. Раскройте особенности ретроспективизма в архитектуре.
Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли. Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры. В то время облик городов стремительно менялся. Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву. В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно. В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно. Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (. архитектор А.А. Парланд) в Петербурге,, Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. ” Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.В России в это время (как и во всей Европе) происходит резкий упадок архитектуры и связанной с ней монументальной скульптуры. Как на Западе, так и в России зодчество утрачивало стилевую цельность, оригинальность. Постепенно исчезли крупные архитектурно-скульптурные ансамбли, которые некогда составляли славу и гордость русского ваяния.Разрыв связей с архитектурой неминуемо вел к оскудению монументального мастерства скульпторов. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. Секрет эклектики заключается в ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры, цвета и тд. смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Ретроспективизм — традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением. Термин ретроспективизм — сугубо российский; искусствоведы используют две трактовки:Ретроспективизм в узком смысле есть неоклассицизм — направление архитектуры предреволюционных лет (1900—1917), основанное на обращении к российскому классицизму конца XVIII и первой трети XIX веков. Отдельные ретроспективисты опирались на образцы итальянского ренессанса (И. В. Жолтовский, отчасти М. М. Перетяткович) и позднего барокко (А. И. Дмитриев, автор Училищного дома в Санкт-Петербурге). Ретроспективисты-неоклассики (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. А. Фомин и другие) в будущем станут ведущими фигурами сталинской архитектуры. Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914) и т. п.Ретроспективизм в широком смысле включает в себя и неоклассицизм, и русский стиль 1900—1917 годов (А. В. Щусев, С. У. Соловьёв, И. Е. Бондаренко и тот же М. М. Перетяткович в храме Спаса-на-Водах.Ретроспективисты использовали новые технические достижения XX в., искусно облекая современные в функциональном отношении здания в исторические формы, соблюдая при этом чистоту классицистического стиля. В своих произведениях они, добиваясь наибольшей художественной выразительности, стремились сделать красоту архитектуры понятной широкому кругу людей.
Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.Раскройте идейную основу этого стиля. Докажите, что модерн обладал всеми признаками «большого» стиля. Расскажите о творчестве его выдающихся представителей. Опишите стилистические признаки модерна в архитектуре.
Покажите исторические предпосылки возникновения стиля модерн.Раскройте идейную основу этого стиля
Конец 19 века ознаменовался бурным развитием научно-технического прогресса. Новые технологии и материалы, новые средства передвижения и связи, тысяча мелочей, заметно облегчающих быт, казалось, вот-вот изменят мир до неузнаваемости. Предчувствие радикальных перемен, овладевшее европейским обществом, вызвало к жизни и новую художественную концепцию, целью которой было преобразование мира по законам красоты. Поиск новой красоты, отвечающей потребностям нового времени, стал целью искусства всех видов и жанров. Так появился новый стиль – модерн
Архитекту́ра моде́рна — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий (Типография Левинсона Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий.
Техниеские средства позволили архитекторам строить здания необыного облика.Ярким пртимером стиля модерн стал особняк построенный архитектором Шехтелем для крупного промышленника Рябушинского.Для построек модерна характерны плавные текучие линии интерьеры с округлыми очертаниями дверных и оконных проемов причудливыми изгибами лестниных перил.Стиль модерн нередко называют декадансом то есть временем упадка культуры.Но этот «упадок» в искусстве имел свои чарующие привлекательные черты загадочность и эффективность.Образы коварно-обольстительных красавиц экзотиеские цветы с поникшими головками и листьями,удлиненные,причудливые линии. Предпосылкой возникновения архитектуры стиля «модерн» является эклектика, развивавшаяся в XIX в. Архитектура эклектики не замкнута в границах одного стилевого направления; Но если для эклектики характерно лишь цитирование и воспроизведение, то в модерне происходит творение нового качества в результате синтеза художественных традиций. Но архитекторы модерна никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, но наделены такой мощной динамикой, что кажутся живыми. В этом смысле наиболее яркими примерами могут служить постройки Антонио Гауди в Барселоне такие, как собор Саграда Фамилья, Каза Мила, Каза Баттло или ворота, павильоны и другие сооружения в Парке Гюэль.
Опишите стилистические признаки модерна в архитектуре.
Характерные для модерна стилистические особенности – ассиметрия и плавные изогнутые линии, подражающие естественности форм мира природы, в котором нет прямых углов и линий. Линии и формы модерна, кажется, проникнуты органической энергией и жизненной силой растений и в то же время воздушны, легки и эфемерны – так стремились модернисты объединить и воплотить в своих творениях дух и плоть, реальность и вымысел, жизнь и фантазию.