Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Словарь персоналий




Асафьев Борис Владимирович (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949) — русский композитор, музыковед, автор балетов. Асафьев родился в Петербурге 17 (29) июля 1884. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908), Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции (А.К.Лядова). В консерватории был соучеником С.С.Прокофьева и Н.Я.Мясковского. С 1914 постоянно выступал в периодической печати, общей и музыкальной. В 1919-1930 работал в ленинградском Институте истории искусств, с 1925 профессор Ленинградской консерватории. Пережил ленинградскую блокаду. С 1943 работал в Москве, руководил сектором музыки московского Института истории искусств, в 1948 был избран председателем Союза советских композиторов. Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование Музыкальная форма как процесс (книга 1 — 1930, книга 2 — 1947), где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как "искусство интонируемого смысла". Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке. Композиторское наследие Асафьева очень велико: 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям.

Березо́вский Макси́м Созо́нтович (27 октября 1745, Глухов — 2 апреля 1777, Санкт-Петербург) — русский композитор украинского происхождения. Учился в Киевской духовной академии и в Придворной певческой капелле (Петербург). Выступал как певец-солист (итальянская опера в Ораниенбауме). В 1765—1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. Учился у падре Мартини. Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора (1771). Написал оперу «Демофонт» (пост. 1773 в Ливорно). По возвращении в Россию был зачислен на скромную должность в Придворную капеллу. Березовский — автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами русского хорового искусства XVIII века. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привели Березовского к душевному кризису. Оскорбленный, униженный, терпя бедность, нужду и всяческие неудачи, Березовский в марте 1777 года заболел горячкой и скончался 22 марта. По некоторым данным, он покончил с собой, в одном из припадков тяжкой болезни перерезав себе горло, но ряд современных учёных отрицают версию о самоубийстве.

Бердя́ев Никола́й Алекса́ндрович (1874 —1948) — религиозный русский философ XX века. В 1922 выслан из Советской России, с 1925 — проживал во Франции. Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия. Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важн. в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображ. Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — видный деятель Екатерининской эпохи в области просвещения.

Бестужев-Рюмин Михаил Павлович (1801 – 1826) — декабрист, состоял в «Южном обществе», масон; на момент восстания 14 декабря 1825 года был подпоручиком. Один из руководителей Васильковской управы и восстания Черниговского полка. По приговору суда повешен.

Бло́нский Па́вел Петро́вич (1884—1941) — философ, педагог и психолог, выпустил ряд учебников, в том числе школьных. По рекомендации Н. К. Крупской был членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе, пользовался поддержкой А.В.Луначарского. В 1924—1928 заинтересовался педологией, позднее разочаровался в ней. Тем не менее, спорил со сторонниками «социогенетизма», то есть формирования характера средой: считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Позднее в книге «Очерки детской сексуальности» (1928) выступает с критикой психоанализа. Круг исследуемых им проблем был чрезвычайно широк. В частности, разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Бортнянский Дмитрий Степанович — русский композитор церковной музыки, 1751-1825; учился в Италии у Галуппи (до 1779) с 1796 директор певческой капеллы. Соч. Б. находятся под влиянием итальянской школы. Б. заботился об очищении церковного пения от искажения, а также работал над обработкой древних мелодий православной церкви. Соч. Б.: 35 духовн. концертов, трио с хором, трехголосная литургия, 7 херувимских, 21 мелк. духовных сочинений и др.

Боэций или Боэтий (Boethius), Анций-Манлий-Торкват-Северин — римский государственный деятель и философ-новоплатоник; родился в около 475 в Риме, учился в Афинах, занимал высшие должности при дворе остготского короля Теодориха, по приказанию которого был казнен в 525 г. в Павии по неосновательному подозрению в измене. Во время своего заключения написал “De consolatione philosophiae” (посл. изд. Peiper'a 1871; есть русск. пер, СПБ., 1794), диалог о переменчивости земного счастья и о необходимости искать утешения в философии. Переведена на многие языки; долго была любимейшим чтением после библии. Боэций оказал громадное влияние на умственное развитие в средние века переводами и комментариями к логическим сочиненям Аристотеля. Боэций признан святым римско-католической церковью.

Виллуан Александр Иванович — музыкальный педагог и композитор (1804 - 78), сын французского эмигранта, Villoing. Занимался музыкой у Ф.К. Гебеля; выступал в концертах и преподавал музыку, между прочим, Антону Рубинштейну, которого сопровождал в первом его концертном турне (1840 - 42). В 1862 г. поступил профессором в только что основанную спб. консерваторию. В 1863 г. выпустил в свет "Школу для фортепиано". Принятая руководством в консерватории, она выдержала много изданий и была переведена на немецкий и французский языки. А. Рубинштейн отзывается о своем учителе восторженно. Музыкальные сочинения Виллуана, по большей части, остались в рукописях. Ранние из них - танцы и романсы - изданы в Москве (романс "Признание", 1835 г.; "Seconde Quadrille"); другие, как, например, "Grande Valse et Mazurka", "La folle de Moscou", "Ballade". - Из трех фортепианных концертов издан лишь первый (c-dur). Виллуан сочинил еще две увертюры для оркестра в СПб., фортепианное трио и др. Как композитор, Виллуан известностью не пользовался.

Выготский Лев Семенович (1896–1934) — отечественный психолог, создатель культурно–исторической концепции развития высших психических функций. До второй половины 20–х гг. занимался проблемой восприятия искусства, выделяя в эмоциональной сфере воспринимающего то или иное произведение искусства два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющимся основой эстетических реакций. В работе „Исторический смысл психологического кризиса“ приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 – 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь („Мышление и речь“, 1934). Ввел понятие зоны ближайшего развития. Оказал существенное влияние как на отечественную (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец), так и мировую психологическую мысль.

Гельвеций (Helvetius) Клод-Адриан — французский философ-сенсуалист; принадлежал к шкоде энциклопедистов, 1715-1771. Главное сочинение - "Livre de l'Esprit" (1758). Деятельность разума сводится к суждению, то есть к сравнению ощущений, след. к чувствованию juger c`est sentir. Люди не родятся ни добрыми, ни злыми, а только одаренными физической чувствительностью (sensibilite), которая и является источником всех страстей и вообще деятельности человека. Задачи моралистов и законодателей связать в деятельности человека личный интерес с общественным. Добродетелен тот, кто умеет согласовать свои выгоды с общественным благом; отсюда следует: польза (для отдельн. человека, для общества, народа, для всех людей) есть единственное мерило оценки идей, так и поступков.

Гензельт Адольф Львович (1814 — 1889) — русский пианист, педагог и композитор. Родился в немецкой семье. В 1836 начал концертную деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь преимущественно преподаванием игры на фортепьяно (среди его учеников — В.В.Стасов, И.Ф.Нейлисов, Н.С.Зверев). В 1872—75 редактор музыкального журнала «Нувеллист»; в 1887—88 профессор Петербургской консерватории. Игра Гензельт Адольф Львович отличалась тонкой художественной выразительностью, тщательной отделкой деталей и замечательным техническим мастерством. Фортепьянные произведения Гензельт Адольф Львович (свыше 40 опусов) мелодичны, изящны (особенно выделяются этюды, блестяще разработанные в пианистическом отношении), но подчас носят налёт салонной виртуозности. Гензельт Адольф Львович принадлежит множество редакций, переложений и обработок для фортепьяно (в т. ч. обработки русских народных песен и произведений русских композиторов). Автор инструктивно-педагогического сочинения «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (1868).

Гербарт Иоганн Фридрих работал в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой. Гербарт Иоганн Фридрих явился основоположником т.н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Его взгляд на бессознательную психику сыграл роль в подготовке фрейдизма.

Герберт Спенсер (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века.

Герке, Антон Августович — пианист-виртуоз (1812 — 1870). Прадед и дед его были музыканты; отец его, хороший скрипач, был первым учителем сына. Он учился у Джона Фильда в Москве и закончил свое музыкальное образование за границей. В Санкт-Петербурге он сделался одним из членов кружка артистов, собиравшихся у инспектора студентов Петербургского университета, А.И.Фицтума, и участвовавших в так называемых университетских концертах. Роберт Шуман в 1837 г. характеризовал его исполнение "соединением легкости, нежности и спокойствия с верностью и отчетливостью и особенным искусством владеть инструментом". С основания в 1862 г. СПб. консерватории он был профессором ее по классу фортепиано. Он пробовал свои силы и на композиторском поприще, но его сочинения почти все остались в рукописи.

Глинка Федор Николаевич (1786-1889 гг.) — русский поэт, публицист, военный писатель и историк, участник военных действий 1805-1806 гг., отечественной войны 1812 г. и заграничных походов против Наполеона в 1813-1814 годах. Автор патриотической книги "Письма русского офицера, редактор "Военного журнала" (1817-1819 гг.), один из основателей и руководителей "Вольного общества любителей российской словесности", член литературно-политического кружка "Зеленая лампа".

Городцо́в Алекса́ндр Дми́триевич (1857 —1918) — российский оперный певец и общественный деятель, сделавший значительный вклад в организацию народных хоров в Пермской губернии. В 1896 году Городцов организовал курсы руководителей народных хоров и учителей пения, бесплатные народно-певческие классы. В результате к 1897 году количество хоров в Губернии возросло с 40 до 191. В 1913 году в Пермской губернии было 290 хоров, из них 205 сельских, 48 заводских, 24 деревенских и 14 городских. Также Городцов основал в Перми нотную библиотеку, занимался изданием специальной литературы. Его работы «Каталог Пермской музыкальной библиотеки» и «Отчёт о курсах и бесплатном певческом классе» были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1909 году.

Грибое́дов Алекса́ндр Серге́евич (1790 —1829) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Он известен как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России.

Григорий I Великий — римский папа 16, святой, именуется Двоесловом или Беседовиком, 540—604, папа с 590 г., распространил христианство в Британии, облегчил положение Италии, страдавшей от нашествий.

Гюго́ Викто́р Мари́ (Victor Marie Hugo; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Гумбольдт (v. Humboldt) Карл-Вильгельм, 1767—1835 - барон, прусский политический деятель и лингвист. В политике последовательный либерал. Чрезвычайно важны труды по лингвистике; значительно также юношеское (опубликованное лишь 1851) соч. о пределах деятельности государства (“Die Grenzen der Wirksamkeit des Staates”); интересна переписка с Шиллером.

Давид — первый царь Иудеи и 3-й царь Израиля (1055-1015 до Р. Хр., по новой хронологии 1010-970), сын Иессея из Вифлеема из колена Иуды.

Дидро́ Дени́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лонгрэ — 31 июля 1784, Париж) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и др. энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Французской революции.

Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 — 1866) — немецкий педагог-демократ. Являлся последователем И. Г. Песталоцци. Разработал основные принципы преподавания в массовой начальной школе и соответствующей подготовки учителей. Автор работ по педагогике, учебники по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии.

Афоризмы, цитаты Дистервега:

- Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

- Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

- Неправильное знание хуже, чем незнание.

- Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

- Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

- Слабость ума и характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует.

- Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Дилецкий Николай Павлович — композитор XVII в.; автор духовных произведений, теоретического труда “Идеи грамматики мусикийской” (сначала по-польски: славянский перевод в 1678 г.).

Джованни Пи́ко де́лла Мира́ндола (итал. Giovanni Pico della Mirandola; (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.

Дюбюк, Александр Иванович— пианист и композитор (1812 - 1897). Учился у знаменитого Фильда и усвоил его приемы фортепианной игры. Под руководством Дюбюка выработался ряд выдающихся пианистов (в числе учеников его был одно время и М.А. Балакирев). Недолго был профессором Московской консерватории. Написал много салонных пьес для фортепиано, романсов и песен, из которых некоторые пользовались большой распространенностью; написаны они в том полунациональном стиле, в каком писали Алябьев, Варламов, Гурилев. Большую известность приобрела его "Техника фортепианной игры" (несколько изданий).

Дягилев Сергей Павлович (1872—1929) — русский театральный и художественный деятель, антрепренер, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Жуковский Василий Андреевич (1783 - 1852) — поэт, переводчик. Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попавшая в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу (в Астраханский гусарский полк). В 1789 он был произведен в прапорщики, что давало право на дворянство, был внесен в соответствующий раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.

Иерони́м Мора́вский ( Hieronymus de Moravia) — французский музыкальный теоретик XIII в. Его "Трактат о музыке" (между 1272 и 1304) — значительнейший по охвату проблем памятник эпохи ars antiqua. В трактате дано одно из первых полных объяснений системы гексахордов, оригинальное учение о 37 консонансах, описание ср.-век. струнных смычковых инструментов. Соч. И. М. включает также целиком 4 трактата 13 в. (в т. ч. "Ars cantus mensurabilis" Франко Кёльнского и "De tnensurabili musica" И. Гарландиа).

Кабалевский Дмитрий Борисович (1904-1983) — русский композитор и общественный деятель. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940-1946 был главным редактором журнала "Советская музыка", в 1949-1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 — Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971). Автор идеи и руководитель проекта по созданию программы обучения музыке в общеобразовательной школе.

Кагель (Kagel) Маурисио (1931 - 2008) — аргентинский композитор, дирижер, а также кинорежиссер и драматург. Работал в области конкретной музыки и электронной музыки, применял алеаторику. Крайние авангардистские устремления проявились в "антиопере" "Государственный театр" (1971). Среди сочинений - "Страсти по святому Баху" (1985). Один из наиболее ярких композиторов второй половины ХХ века. Наряду с ведущими композиторами-авангардистами Карлхайнцом Штокхаузеном, Янисом Ксенакисом и Пьером Булезом Кагель считался одной из ключевых фигур послевоенного музыкального авангарда. От сочинений трех мастеров творчество Кагеля отличается более ярко выраженной преемственностью - пусть и полемической - по отношению к классической традиции, а также проявлением незаурядного чувства юмора.

Кант Иммануи́л (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград, Россия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Кампанелла Томмазо (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 1568—1639) — итальянский философ-утопист и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) — поэт, переводчик, дипломат. Родился в Константинополе в семье господаря (правителя) Молдавии Дмитрия Кантемира, который во время Русско-турецкой войны 1711 оказался в окружении Петра I и переселился в Россию. В 1725 Кантемир поступил на военную службу, в 1728 был произведен в поручики. В 1730 вместе с Феофаном Прокоповичем, В. Н. Татищевым и др. выступил против “верховников”. В 1731 Кантемир был назначен послом в Лондон, а с 1738 — в Париж, где он и умер в 1744.

Каховский Михаил Васильевич (1734—1800) — русский генерал от инфантерии (пехоты). Воспитывался в сухопутном шляхетском корпусе; в 1773 командовал войсками в Крыму; в 1791 ему было вверено командование Украинской армией, с которой он успешно действовал в 1792 против поляков. Позже был пензенским и нижегородским генерал-губернатором. Император Павел пожаловал Каховскому графское достоинство, но вскоре за этим Каховский оставил службу.

Кестенберг Лео (Kestenberg, Leo; 1882 - 1962) — израильский пианист, музыкальный деятель и педагог. Учился композиции у Ф. Дрезеке и игре на фортепиано у Ф. Бузони, восприняв его педагогические принципы и взгляды на общественную роль музыки. По окончании Новой музыкальной академии в Берлине много лет (с 1900-х гг.) руководил Берлинским рабочим хором, выступал с лекциями и концертами перед рабочей и молодежной аудиторией. Знакомство с нею и социалистические взгляды привели Кестенберга к идее музыкальной реформы в Германии, впоследствии названной «реформой Кестенберга». Она охватывала все звенья — от детских до высших учебных заведений — и основывалась на принципах социального равенства и всестороннего гармонического развития творческих задатков учащегося. Частью ее явилось введение в 1920-х гг. обязательного преподавания музыки в общеобразовательных школах. Им созданы труды: «Музыкальное воспитание и музыкальное образование» (1921), «Пути развития немецкого музыкального образования» (1927), «Музыка в народной школе и церкви» (1927), «Учитель музыки» (1928), «Музыка в школе и хоровое пение» (1930) и другие. Педагогическое и музыкально-просветительское наследие Кестенберга и поныне не утратило своего значения.

Конфуций (собств. Кун-фу-цзы) — китайский мудрец, основатель государственной религии Китая, 551—479 до Р. Хр., родом из нынешней провинции Шаньдун. Из числа приписываемых К. книг несомненно принадлежат ему только “Чунь-цю” (летопись удела Лу 722—481). Учение К., основываясь на естественном стремлении человека к счастью, исключительно занималось вопросами этики и житейского благоразумия и совершенно не касалось сверхчувственной области веры. Исконное верование китайцев в загробную жизнь и поклонение предкам были восприняты Е. лишь в виду полезности распространения этих идей для всеобщего благополучия. Всеобщее признание учения К. получило только при его учениках (важнейший Мэн-цзы, 371—288).

Львов Алексей Федорович (1798 — 1870) получил домашнее, но основательное музыкальное образование. В 1826 году А.Ф. Львов стал старшим адъютантом при управляющем 3-м отделением корпуса жандармов, а через год, по желанию императора Николая I, был определен по делам, касающимся поездок Государя по России и за границу. В 1833 году Львов написал гимн «Боже, царя храни» (слова В.А. Жуковского). В 1836 году А.Ф. Львов был произведен в полковники, а в конце того же года стал выполнять обязанности директора Придворной певческой капеллы. У Львова имеются до 40 оригинальных сочинений, среди которых 4 концерта, архиерейское богослужение и др. В них он стремился избегать искусственности, возможно ближе передавая музыке содержание текста. Особенно глубоки по содержанию песнопения поста, в частности «Вечери твоея тайныя», «Тебе одеющагося светом», «Да молчит всяка плоть». Львову принадлежит также обработка оратории «Stabat mater» Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале без хора).

Макиавелли (Маккиавелли, Macchiavelli) Никколо ди-Бернардо — знаменитый итальянский политический писатель, 1469—1527, 1494 государственный секретарь флорентийской республики, по возвращении в 1512 г. выслан фам. Медичи. Всемирную известность доставило ему сочинение “О Государе” (“Il Principe”). М. видел спасение Италии только в неограниченной власти государя, разрешая для ее укрепления все средства и не стесняясь требованиями нравственности и справедливости, ни интересами церкви и благополучием подданных. Система беспринципной политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название маккиавеллизма. Книга М., выпукло изобразившая господствовавшую тогда и в основе сохранившуюся до сих пор систему династической политики, имела колоссальный успех.

Масперо (Maspero) Гастон — франц. египтолог, родился в 1846, с 1873 профессор College de France, 1881 директор булакского музея, 1886 снова профессор в Париже.

Медушевский Вячеслав Вячеславович — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им.

Миропольский Сергей Иринеевич — писатель (1842 - 1907). Окончил Московскую духовную академию. Состоял членом Синодального учебного комитета. В 1896 г. стал издавать на средства Синода журнал "Народное образование". Среди его главных трудов: "Ян-Амос Коменский" (Санкт-Петербург, 1872 и 1892), "О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе" (3-е изд., Санкт-Петербург, 1910), ""План и основы жизни народной школы" (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884), "Школа и государство" (Санкт-Петербург, 1876; 3-е изд., 1910), "Краткая грамматика церковно-славянского языка" (Санкт-Петербург, 1886; 16-е изд., 1915), "Диалектические очерки" (Санкт-Петербург, 1890; 2-е изд., 1904), "Учитель народной школы" (Санкт-Петербург, 1891; 3-е изд., 1909), "Очерк истории церковно-приходской школы" (Санкт-Петербург, 1894; 2-е изд., 1910), "Учебник дидактики" (Санкт-Петербург, 1896; ч. I, 8-е изд., 1905; ч. II, 3-е изд., 1905), "Русский хор" (3 вып., Санкт-Петербург, 1897 - 98).

Мицке́вич А́дам (польск. Adam Mickiewicz; 24 декабря 1798, Заосье близ Новогрудка, Литовская губерния, ныне Белоруссия — 26 ноября 1855, Константинополь) — польский поэт и деятель национально-освободительного движения; считается одним из трех величайших польских поэтов эпохи Романтизма (наряду с Юлиушем Словацким и Зигмунтом Красинским), и одним из величайших представителей славянской литературы.

Монтескьё Шарль Луи (фр. Charles-Louis de Secondat, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский правовед и философ, автор статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Собеседник французского исследователя спорных вопросов международного права Г. Мабли.

Нил Сорский, 1433—1508 — знаменитый деятель русской церкви, по возвращении с Афона (между 1473 и 1489) основал скит в Кирилловском уезде, Новгородской губернии, участвовал в соборе 1490 против новгородских еретиков, на соборе 1503 в Москве протестовал против землевладения монастырей. Соч. его (послания, “Предание ученикам”, “Скитский устав”, “Завещание”) дошли в списках XVI—XVIII в. Нил Сорский отрицал умерщвление плоти, требовал духовного самоусовершенствования, высказывался против украшения храмов.

Орландо Лассо (Lasso, Lassus) 1520—1594 — композитор, знаменитый контрапунктист, капельмейстер Латеранской црк. в Риме, позже в Мюнхене, сочинял мессы, мотеты.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955) — испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Большая часть творческого наследия Хосе Ортеги-и-Гассета – художественные очерки, насыщенные его философскими идеями. Ортега-и Гассет одним из первых зафиксировал феномен возникновения "массового сознания" в европейском менталитете: "масса" у него трансформируется в толпу, представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии общественных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным социальным группам. Основное свойство существа из "массы" - не столько его стандартность, сколько физическая инертность. "Масса" конституируется, согласно его выводам, не на основе какого-либо определенного общественного слоя. Речь идет о таком "способе быть человеком", в рамках которого предпринимаются насильственные попытки преобразовывать устройство общества, при этом намеренно игнорируя закономерности его функционирования.

Палестрина Джиованни (настоящая фамилия Пьерлуиджи — по месту рождения) 1514—1594 — гениальный итальянский композитор церковной музыки: мессы, мотеты, ламентации, improperii, мадригалы и др. Музыка Палестрины и теперь исполняется в богослужении папской капеллы.

Пашкевич Василий Алексеевич [около 1742—1797] — русский композитор, один из создателей русской национальной оперы. В 1763—89 скрипач, с 1789 дирижёр придворного бального оркестра в Петербурге. Преподавал также игру на скрипке. В сочинениях Пашкевич Василий Алексеевич сложились характерные черты русского оперного искусства 18 в.: связь с народной песенностью, демократизм, реалистическая обрисовка русского быта. Его комические оперы на тексты Я. Б. Княжнина —«Несчастье от кареты» (1779), «Скупой» (около 1782) — отличаются антикрепостнической направленностью. Пашкевич Василий Алексеевич принадлежит также первая русская сказочная опера «Февей» (1786), редактор оперы «Санктпетербургский гостиный двор» (под названием «Как поживешь, так и прослывешь», либретто М. А. Матинского, 1792).

Песталоцци Иоганн Генрих (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 1746 — 1827) — знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха.

Прач Иоган-Готфрид (Pratsch) — композитор, родом из Силезии; писал музыку на русские мотивы. В 1784 г. принят в учителя Санкт-Петербургского театрального училища как ""клавикордный мастер"", обязанный малолетних девочек и мальчиков учить игре на клавикордах, а некоторых из первых обучить и списыванию нот. Прач переложил для клавира с голосами музыку комических опер Екатерины II ""Горе-богатырь Косометович"" и ""Февей""; издал ""Полную школу для фортепиано"" (Санкт-Петербург, 1816) и ""Собрание народных русских песен, с их голосами"" (Санкт-Петербург, 1790; 2-е изд., 1806; 3-е изд., 1815; 4-е изд., 1897). Последний сборник, для которого песни собраны Львовым, долго служил прототипом для собирателей народных русских песен.

Радищев Александр Николаевич — писатель, философ. Родился в 1749. За свое "Путешествие из Петербурга в Москву" был объявлен государственным преступником. Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой. Философские воззрения Радищева несут не себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".

Рамо (Rameau) Жан-Филипп, 1683-1764 — французский музыкальный теоретик (учение о гармонии и родстве аккордов), органист и композитор (мн. опер, кантаты, соч. для клавесина). Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантная Индия» (1735), пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики вплоть до нынешнего дня. Как теоретик опубликовал «Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам» (1722), «Новую теоретическую систему музыки» (1726) и др. сочинения.

Руссо (Rousseau) Жан-Жак — знаменитый французский писатель, родился 28 июня 1712 в Женеве, в юности был гравером, лакеем, учителем музыки, писцом, домашним наставником, секретарем, театральным писателем и композитором опереток. Осужденный на заключение за "Эмиля", бежал в Невшатель, затем в Англию, 1767 вернулся во Францию; умер 2 июля 1778. Внес в рационализм XVIII в. новую струю, выдвинув вперед значение непосредственного чувства, во имя которого боролся с извращенной цивилизацией (особенно с неравенством состояний), требовал возвращения к природе и простоте ("естественное состояние"), в теории гражданского общества выставил принцип суверенитета народа, пытался реформировать воспитание, основывая его исключительно на развитии чувства. Язык Р. отличается патетическим подъемом, мысль - чрезвычайной парадоксальностью. Влияние его соч. на политические события конца XVIII в. и на всю духовную жизнь последующих поколений огромно.

Свифт Джо́натан (англ. Jonathan Swift; 1667 — 1745) — англo-ирландский писатель-сатирик, публицист, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.

Сен-Ламбер Жан-Франсуа (de Saint-Lambert, 1716 −1803) — французский поэт и философ Эпохи Просвещения, член Французской Академии.

Соколовский Марк Данилович (1818-1883) замечательный русский гитарист-виртуоз XIX века. Тридцатипятилетняя концертная деятельность Марка Соколовского оставила глубокий след в истории исполнительства на гитаре.

Соловьёв Влади́мир Серге́евич (1853 — 1900) — русский философ, поэт, публицист, литературный критик конца XIX — начала XX веков. Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» в среде русской творческой интеллигенции начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А.Белого, А.Блока и др.

Сухомлинский Василий Александрович (1918 — 1970) — русский педагог. Автор работ по теории и методике воспитания "Сердце отдаю детям" (1969; Государственная премия УССР в 1974), "Рождение гражданина" (1970), "О воспитании" (1973), в которых отстаивал право на педагогическое творчество, пропагандировал идеи советской педагогики.

Трубецкой Сергей Петрович (1790 – 1860) — русский князь, один из наиболее известных членов тайного общества в царствование императора Александра I (так называемых декабристов).

Филд (Field), Фильд Джон (1782-1837) — ирландский пианист, композитор, педагог. В 1792-1802 учился у М. Клементи в Лондоне, с 1794 концертировал в Европе, в 1802 вместе с Клементи приехал в СПб., где оставался до 1821, в 1821-31 жил в Москве, затем снова гастролировал. В 1804 дал свой первый публичный концерт в СПб., быстро завоевал репутацию лучшего петербургского пианиста и педагога. У него учились А.Н.Верстовский, А.Л.Гурилев, А.И.Дюбюк, брали уроки В.Ф.Одоевский и М.И.Глинка. Крупнейший представитель лондонской фортепианной школы. Фильд создал новый, приближающийся к романтическому стиль в исполнительском искусстве. Игра Фильда отличалась певучей, отчетливой манерой, богатством звуковых красок; он создал новый жанр фортепианной пьесы - ноктюрн. Первые ноктюрны, изд. в 1814 в СПб., принесли Фильду широкую известность. В течение нескольких десятилетий ноктюрны (ок. 20) и фортепианные концерты (7) Фильда были любимыми произведениями российских музыкантов и публики.

Флоре́нский Па́вел Алекса́ндрович (1882—1937) — русский религиозный философ и учёный, православный священник. Флоренский стоял ярко выраженных имяславских позициях. Флоренский высказывался в том смысле, что имя Божие есть Сам Бог вместе со звуками и буквами этого имени, уделял большое внимание магической природе слова и имени.

Фомин Евстигней Ипатьевич (1761 — 1800) принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М. Березовским, Д. Бортнянским, В.Пашкевичем - он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме «Орфей» проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени.

Франке (Francke) Август-Герман (1663 — 1727) — знаменитый немецкий богослов-пиетист, профессор в Галле, где основал сиротский дом, педагогиум и другие учебно-воспитательные заведения.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782 — 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Фребель — замечательный немецкий педагог, первый теоретик и практик раннего развития. Он разработал систему игр и занятий, а также материалы для них. Это первые развивающие игрушки, так называемые шесть даров Фребеля, которые обеспечивают наиболее гармоничное и быстрое развитие ребенка.

Хандошкин Иван Евстафьевич (1747—1804) — русский российский скрипач-виртуоз, композитор и педагог. Основоположник русской скрипичной школы. При жизни пользовался популярностью в широких кругах российского общества.

Хогарт Уильям (англ. William Hogarth; 1697 — 1764) — английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства.

Хри́стиан фон Вольф (нем. Christian Freiherr von Wolff, 1679 — 1754) — знаменитый немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта.

Шацкий Станислав Теофилович (1873 – 1934)— певец, педагог, просветитель, музыкально-общественный деятель, директор Московской консерватории (1932–1934). После окончания института Шацкий, совместно со своей женой В.Н.Шацкой, начал работу по организации на окраинах Москвы детских и рабочих кружков и клубов, в частности детского клуба «Сетльмент», затем клуба «Детский труд и отдых» (1909–1911). В 1911 г. Шацкие организовали детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, ставившую задачу формирования детского коллектива, всестороннего физического, умственного и эстетического воспитания детей. Колония представляла собой своеобразную педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом, игрой, искусством. Важное значение придавалось формированию потребности в искусстве, которое рассматривалось как средство общего развития личности. Наибольший интерес у детей вызывали музыкальные занятия, которые проводила Шацкая (дети слушали классические произведения в ее исполнении, разучивали песни, осваивали начала музыкальной грамоты, пели в руководимом ею хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей). В 1919 г., по инициативе Шацкого, была создана Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР, включившая в себя преобразованную в школу колонию «Бодрая жизнь» и опытные учреждения – детские сады и школы I и II ступени. В 1919 г. они же возглавили Первую опытную станцию по народному образованию при Наркомпросе РСФСР (существовала до 1932 г.), имевшую Калужское (школа-колония «Бодрая жизнь») и Московское отделения. Станция представляла собой комплекс научно-исследовательских и педагогических учреждений и включала детские сады, школы, внешкольные учреждения для детей и культурно-просветительские – для взрослых.

Шелли (Shelley) Перси Биш (4.8.1792, Филд-Плейс, Суссекс, — 8.7.1822, залив Специя, похоронен в Риме), английский поэт. Социально-политические взгляды Шелли Перси Биш сложились под воздействием идей Великой французской революции, сочинений французских просветителей 18 в. В 1812 в Ирландии участвовал в пропаганде политического освобождения страны от Великобритании («Обращение к ирландскому народу», «Декларация прав»). Бунтарские настроения присущи и первым литературным произв. Шелли Перси Биш — анонимно изданным «готическим романам» «Застроцци» (1810) и «Сент-Эрвин» (1811), сборнику стихов «Подлинные стихотворения Виктора и Казиры» (1810, совместно с сестрой Элизабет), ранним политическим стихотворениям. В 1814 знакомится с дочерью Годвина Мэри, с которой связывает свою дальнейшую судьбу (см. Шелли М.). Спасаясь от травли и клеветы, с 1818 постоянно жил в Италии. Погиб в море во время шторма.

Яворский Болеслав Леопольдович (1877-1942) — музыковед, композитор, пианист, педагог, общественный деятель; доктор искусствоведения (1941), профессор Киевской (1916) и Московской (1938) консерваторий. Окончил Московскую консерваторию (1903) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 принимал участие в организации и преподавал в первой в России Московской народной консерватории, готовил для неё учебные планы, программы, метод, материалы. Организатор "Музыкальных выставок". Рассматривал народную консерваторию как школу, которая способна приобщить к музыкальной культуре широкие слои населения. С 1917 директор Киевской народной консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке музыкантов-педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп музыкального воспитания - детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 дет. муз. школ и классов в образовательных учреждениях для больных детей, в т. ч., напр., в "Доме слепых". С 1921 по приглашению A. B. Луначарского заведовал муз. отделом Нарком-проса. Под руководством Яворского проведена реорганизация муз. образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый учебный план. В 1921-31 преподавал в 1-м Московском муз. техникуме. В 1922 открыта первая детская музыкальная школа, работавшая по системе Яворского как первая ступень профессионального музыкального образования. Способствовал созданию основ массового муз. воспитания в стране. Целью муз. воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию художественного и музыкального мышления. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. В основе системы обучения Яворского - "метод расширения", преследовавший цели раскрытия и развития худож.-муз. дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Яворский связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.

 

ТЕСТЫ

Направление подготовки 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

профиль «Музыкальная педагогика»

Дисциплина «Просветительская деятельность педагога-музыканта»





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 971 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2319 - | 2273 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.