Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Организация цикла концертов




Если тематические концерты ставят своей задачей пробуждение интереса слушателей к музыке, желание развивать способность понимать музыку, то конечная цель годичного или многолетнего цикла концертов – воспитание знающих, развитых, требовательных любителей музыки, способных критически воспринимать музыкальные произведения, разбираться в сложных явлениях искусства. Кроме того, такая форма работы сочетает задачи просветительства с совершенствованием исполнительского мастерства учащихся и преподавателей учебного заведения и умений организации концертно-просветительской работы. Каждый цикл должен иметь определённую направленность, его концерты пронизываются единой идеей, актуальной на данный момент для избранной аудитории и исполнителей.

Так, тема «Традиции домашнего музицирования» связана с идеей возрождения культурных традиций России в духовной и нравственной сфере. Распространение домашнего музицирования, области музыкальной деятельности почти утраченной к настоящему времени, играет положительную роль в деле подъёма общей музыкальной культуры. Появление в наших домах средств аудио - и видеозаписи даёт немало в организации музыкального воспитания и просвещения, но никак не заменяет радости самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения. Опыт практического музицирования имеет давние корни. Изучить эти традиции, возродить их и передать слушателям – задача цикла «Традиции домашнего музицирования». В рамках образовательных программ музыкальных учебных заведений есть возможность для обучения учащихся навыкам музицирования, организации концертов, в которых они могли бы проявить себя в качестве солиста, участника ансамбля, хора, оркестра или ведущего концерт.

Традиции светского домашнего музицирования были привнесены в Россию из Европы, поэтому изучение их мы начинали с концерта «Традиции домашнего музицирования в семье И.С.Баха». Это великое семейство всегда было эталоном сохранения музыкальных традиций, связанных с жизненным укладом, бытом, родственными связями, характерными для Германии XVII века. В театрализованной форме дети и преподаватели разыграли сцены встречи родных И.С.Баха, эпизоды из жизни семьи великого композитора, связанные с музыкальным воспитанием собственных детей и учеников.

В концерте были исполнены вокальные произведения (молитвы, которыми неизменно начинались все встречи родных), пьесы для клавира и инструментального ансамбля, переложения крупных произведений. Учащиеся хореографического отделения исполнили менуэт и полонез. Нашлось место и музыкальной шутке-импровизации «кводлибет», бытовавшей в семье Баха, которую сочинили учащиеся и преподаватели.

Концерт помог исполнителям и участникам ознакомиться в непринуждённой творческой атмосфере с практическим музицированием, бытовавшим в семье И.С.Баха, с его музыкой, которая казалась порой далёкой и непонятной. Добиться такого результата помогла целенаправленная работа педагогов по подбору репертуара, рассчитанного на исполнительские возможности предполагаемых участников концерта. В подготовку к мероприятию были включены все дисциплины: преподаватели специального инструмента готовили сольные и ансамблевые выступления; сольфеджио и хора – вокальные номера; музыкальной литературы – тексты ведущего и участников театрализованного действа; класса хореографии – старинные танцы; мировой художественной культуры – вернисаж и оформление зала. Таким образом, на практике осуществилась межпредметная связь.

Продолжением темы традиций домашнего музицирования, сложившихся в Европе, был концерт «Шубертиада», где учащимися и преподавателями были разыграны сцены творческих встреч друзей и поклонников Ф.Шуберта. Жизнь этого замечательного композитора, его музыка дают большой простор для творческой фантазии в составлении сценария концерта: возможность участия в нём учащихся всех отделений колледжа искусств младшего, среднего и старшего возраста; звучания произведений разных форм и жанров. Здесь широко использовались элементы театрализации: каждый участник концерта играл свою роль. Друзья Ф. Шуберта музицировали, танцевали, обсуждали новинки литературы и живописи, политические события текущего времени.

Такая форма проведения концерта позволила пробудить творческие способности учащихся и преподавателей, скрытые ранее, такие как артистизм, способность к импровизации, коммуникативность. Эти качества помогли, в свою очередь, аудитории воспринять музыку Ф.Шуберта с удовольствием и живым интересом.

Для составления сценария, театрализованных сцен понадобилось точное знание эпохи, быта, художественных течений Вены начала XIX века, а также знание жизни и творчества Ф.Шуберта. Это требовало серьёзного изучения исторической, художественной, музыкальной литературы. Для совершенствования исполнительского мастерства была изучена работа Э.Пихт-Аксенфельд «Некоторые соображения по поводу интерпретации фортепианной музыки Ф. Шуберта», прослушивались и обсуждались аудиозаписи, просмотрен видеофильм. Такая подготовительная работа позволила повысить профессиональный уровень педагога, а значит, и качество исполнительских номеров, дала возможность соблюсти принцип документализма в составлении сценария.

Традициям домашнего музицирования в России посвящались концерты двух направлений: светское и народное. В первом уделялось большое внимание историческому обзору сложившейся в России традиций музицирования в усадьбах, музыкальных салонах, кружках интеллигенции, в артистической среде. Во втором – традициям проведения праздников, обрядов и часов досуга, бытовавшим в народе (фольклорная сказка «В Берендеевом царстве», фольклорное представление «Во горенке»). В фольклорных концертах важная роль отводилась оформлению сцены, декорациям и костюмам, воссоздающим интерьер праздничного убранства деревенской комнаты с предметами быта, образцами народных ремесел и промыслов. Русское народное искусство, представленное в комплексе всех его видов, оказалось в равной мере доступно для слушателей разного культурного уровня и разного возраста.

В рамках цикла был проведён концерт «Что такое джаз?», посвящённый джазовой музыке, тесно связанной с традициями бытового музицирования Америки XIX–XX веков. В концерте рассматривались истоки джаза, развитие основных его стилей и направлений от традиционного – до современного, вбирающего в себя элементы эстрады, рока, фольклора. Джазовая музыка стала благодатной почвой для развития творческих способностей учащихся и преподавателей, так как кроме знакомства со стилем не входящим в учебную программу, концерт предоставил участникам возможность совершенствования исполнительских и импровизационных навыков.

Важной особенностью музыкально-просветительской работы музыкального учебного заведения является привлечение к процессу родителей, друзей учащихся в качестве слушателей и участников концерта. Так, итогом цикла «Традиции домашнего музицирования» стал концерт «Вечер семейного ансамбля». На сцену выходили семейные дуэты, трио, которые в театрализованной форме, имитируя сцену домашних музыкальных вечеров, исполняли музыкальные произведения разных стилей, форм и жанров. Это позволило привлечь членов семьи к участию в концерте, на практике возродить традиции домашнего музицирования. Опыт показал, что такие мероприятия вызвали живой интерес у детей и взрослых, пробуждали желание познавать и исполнять музыкальные произведения дома, в кругу родных и близких.

В целях ориентации учащихся на продолжение профессионального обучения был разработан и проведён цикл «Музыкальные профессии». В его задачи входило: привлечение внимания учащихся и их родителей к работе музыкантов в её многообразии, знакомство с традициями музыкального образования в России, формирование заинтересованности учащихся музыкальных школ перспективой продолжения профессионального обучения. В рамках цикла проведены следующие концерты:

– «Пианист-концертмейстер»,

– «Пианист – участник ансамбля»,

– «Пианист-педагог»,

– «Пианист-солист»,

– «Пианист-композитор»,

– «Дирижёр хора»,

– «Дирижёр симфонического оркестра».

Особенного мастерства требует организация циклов-концертов для детей младшего возраста, задача которых – ввести юных слушателей в мир музыки на простых и доступных образах. Так, основными задачами цикла «Музыка для детей и о детях» в Норильском колледже искусств стали:

– знакомство учащихся с разнообразными жанрами детской вокальной,

камерно-инструментальной, оркестровой музыки;

– возможно участия большого количества юных музыкантов в концертной

жизни школы;

– активное участие в концертах преподавателей;

– использование в концертах элементов смежных видов искусств.

Музыкальной основой цикла стала детская музыка композиторов прошлого и настоящего, обзорно или вовсе не освещённая в курсе предмета музыкальной литературы для детских музыкальных школ. В подборе тем концертов приоритет отдавался музыке русских композиторов. В их числе: вокальный цикл «Детская» и фортепианный цикл «Воспоминания детства» М.П.Мусоргского; «Детский альбом» и «Детские песни» П.И.Чайковского; Симфоническая сказка «Петя и волк» и «Детская музыка» С.С. Прокофьева; сборники фортепианных пьес М.А. Зива «Прогулка по клавишам» и «От пяти до пятидесяти» С.М.Слонимского; «Детская музыка А.А.Гречанинова» и др.

Каждый концерт цикла «Музыка для детей и о детях» ставил перед собой определённые задачи. Так фортепианный цикл М.А.Зива «Прогулка по клавишам», написанный для фортепиано в четыре руки, дал возможность показать работу в классе фортепианного ансамбля, ознакомить слушателей с историей развития этого вида музыкального исполнительства, насладиться образами очаровательных детских пьес. В концерте «От пяти до пятидесяти» прозвучали пьесы современного композитора С.М.Слонимского из одноименного, недавно изданного его сборника. Здесь на первый план выступила задача сохранения и развития традиции творческих связей и контактов между современными деятелями музыкального искусства и подрастающим поколением.

В концерте «А.А.Гречанинов. Детская музыка» свои музыкальные впечатления выразили в рисунках юные художники. На этой основе ведущая концерт раскрыла детской аудитории сущность музыки и других видов искусств. Она рассказала детям о том, что музыка и живопись рождаются из одного источника и вырастают на единой почве. Источник и почва – это реальная жизнь: природа, человек с его мыслями и чувствами, события в обществе. Главное же – в невидимом духовном выражении природы, предметов, чувств человека, в одухотворённости и восторге, которым был охвачен художник или композитор в момент создания своего произведения.

В программе цикла уделялось значительное внимание музыке зарубежных композиторов. Так дети познакомились с музыкой К.Дебюсси («Детский уголок») и М.Равеля («Сказки Матушки Гусыни»). Детская тема трактована французскими композиторами с глубочайшим подтекстом. Рассказывая о чудесах, приключившихся с ребёнком, они помогают найти «золотой ключик» к его сердцу и чувствам, а через душу ребёнка находят путь к лучшему в человеческой душе взрослого человека. Так композиторы выступают против оскудения человечности в человеке против ожесточения и примитивизации духовной жизни.

В детских циклах рассказы ведущего должны быть связаны в единое целое, своего рода сюжетную игру, в которую добавляются элементы знаний-навыков, а музыкальные произведения – разнообразными, желательно образно-изобразительными по содержанию, небольшими по форме. Только в этом случае можно добиться активного сопереживания детской аудитории.

Опыт организации циклов-концертов показал, что такая форма музыкально-просветительской работы даёт возможность более полного раскрытия избираемой темы, исторической преемственности культурных традиций, знакомства с редко исполняемой музыкой, а так же широкого участия в этом виде деятельности преподавателей и учащихся разного возраста. Замечено, что важно иметь постоянный состав слушателей для определения их роста от встречи к встрече; для того чтобы не терялась преемственность и сложившийся контакт аудитории с ведущим, желательно, чтобы цикл вёл один и тот же музыковед.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-01; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2328 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.