Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Произношение заимствованных слов.




В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка.

Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления:

а) произношение [о] на месте [Ù]: [боа́/ отэ́л' / поэ́́т], хотя [рÙма́н / [рÙĵа́л' / прÙцэ́нт];

б) сохраняется [э] в безударных слогах: [Ùтэл'ĵэ́ / д'эпр'э́с'иįь];

в) перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г'э́тры /к'э́кс / бÙл'э́т].

Произношение заимствованных слов следует проверять по словарю.

Речевые нормы по-разному действуют в различных стилях произношения: в разговорном, в стиле публичной (книжной) речи, из которых первый реализуется в бытовом общении, а второй – в докладах, лекциях и т.д. Различия между ними касаются степени редукции гласных, упрощения групп согласных (в разговорном стиле редукция значительнее, упрощение более интенсивное) и т.д.

 


В современной орфоэпии выделяются также «напряжённые точки». Самых напряжённых - три точки:
1. Мягкие согласные перед мягкими.
2. Произношение /ж'/ в словах: езжу, жжётся, брыжжет.
3. Произношение /а/ или /ы/ с призвуком /э/ в словах типа: к сожалению, жакет, лошадям и др.
Понятие произносительной нормы включает произношение звуков, ударение, а также образование вариантных грамматических форм. Существуют норма рекомендуемая (или высокая, стилистически приподнятая, сценическая) и норма допустимая (стилистически сниженная, применяемая в обычной речи).
Орфоэпический словарь - словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение.

 

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения:

1) полного , рекомендуемого для публичных выступлений;2) неполного (разговорно-просторечного) , который является распространенным в обиходно-бытовом общении.

Полный стиль характеризуется:

1) соблюдением требований орфоэпических норм;2) ясностью и отчетливостью произношения;3) верной расстановкой словесного и логического ударения;4) умеренным темпом;5) правильными речевыми паузами;6) нейтральной интонацией.

При неполном стиле произношения наблюдается:

1) чрезмерное сокращение слов, выпадение согласных звуков и целых слогов, например: щас (сейчас), тыща (тысяча), килограмм помидор (килограммов помидоров) и др.;2) нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний;3) сбивчивый темп речи, нежелательные паузы.

Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

Орфоэпические нормы мо­гут быть только рекомендательными, но не облигаторными (по крайней мере для тех, чья профессиональная деятельность не требует строгого со­блюдения произносительных стандартов).

Орфоэпический словарь и справочники для дикторов радио и телевидения:

• Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. К. И. Былинского. М., 1960; 6-е изд. испр. и доп. Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

• Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2000.

• Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2003.

 

Суперсегментная фонетика. Синтагматическое членение речевого потока. Паузирование. Ритм. Темп. Русская интонация. Интонемы. Интонационнаязаданность письменного текста. Стилистические ресурсы фонетики.

Суперсегментная фонетика - раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super – "сверх").

· Суперсегментные единицы – слог, фонетическое слово (такт), синтагма, фраза, − которые строятся из сегментов и в организации которых участвуют

· просодические признаки – ударение и интонация.

·

Синтагмой в современной лингвистике называется речевой фрагмент, характеризующийся интонационно-смысловым единством. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними (в первую очередь, при помощи пауз) и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации.

 

Паузирование – деление звучащей фразы на более мелкие речевые отрезки (речевые такты, или синтагмы) – одна из важнейших особенностей звучащей речи. Другая особенность – наличие пауз, которые естественно возникают на границах речевых тактов и отдельных фраз. Речевой такт, или синтагма, является минимальной единицей содержания.

 

РИТМ (от греч. rhythmos). Повторяемость в потоке речи одних и тех же однородных элементов, разграниченных временным или текстовым интервалом. В основе Р. устной речи чаще всего лежит чередование ударных и безударных или долгих и кратких слогов, а также повышение / понижение тона. Под Р. понимают также определенную упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи.

 

Темп –скорость речи.

Скорость речи может быть различной в зависимости от содержания выступления и характера самого выступающего. Чем важнее содержание, тем сдержаннее должна быть речь. В темп речи входит и длительность звучания. К темпу речи относится пауза. Пауза для опытного оратора – прием, которым можно воспользоваться с разными целями. Она, несомненно, облегчает дыхание. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Она позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность последующего сообщения. Паузы определяют ритм и темп речи.

Интонация - ритмомелодический строй речи.

Интонацию составляют:

ü высота тона

ü сила звучания

ü темп

ü ударения

ü паузы

 

Функции интонации можно разделитьна

1) основные

• оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);

• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности;

• выделение той или иной единицы из числа однородных;

2) вторичные

• модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос);

• эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).

Особенности русской интонпции:

o понижение голоса на главном слове

o мелодия речи волнообразная

o повествовательное предложение – восходяще-нисходящая мелодика 

Интонема - интонационная постоянная, единица интонации, образованная с помощью элементов интонации и связанная в языковой традиции с определенным значением, т. е. обладающая семантикой.

Типы интонем:

1. восходящего типа (соединение описываемых событий, незаконченность)

2. нисходящего типа (разъединение описываемых событий, законченность)

3. ровного типа (независимость, незаконч.)

 

Стилистические ресурсы фонетики - это совокупность разноуровневых единиц, обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления коммуникации.

Стилистические ресурсы фонетического уровня складываются из трёх источников:

· стили произношения (нейтральный, высокий и сниженный (разговорный));

· функционально-стилистические возможности фонем;

· звуковой символизм (ассоциации со звуками. Идеофоны – слова, подчёркивающие звучанием значение слова. Ассонанс (повтор в тексте гласных звуков) и аллитерация (повтор согласных)).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.