Термины: «апофатическое богословие», «катафатическое богословие», «пресущественность Бога», «Божественные имена», «единый источник пресущественного Божества», апофатика триединства, «обожение», «единство», «очищение», «просвещение», «совершенство», «мистическое богословие», «исступление», «покой», «безмолвие»
Бог не познаваем в своей сущности. Он выше всякого бытия. Бог сокрыт Сам в Себе. В этом смысле Бог безымянен. Он не имеет формы, не имеет образов. Его не возможно определить. Ни одно имя не может определить Бога (потому, что еще Григорий Богослов говорил, если назвать, то значит, ограничить, имя-есть рамки, если власть над называемым, т.о., Бога мы не можем назвать). О Боге нельзя сказать, что Он существует. "Он само небытие, как пребывающий за пределами всякой сущности" Божественные имена I 1 16. Бог Сам в Себе абсолютно непознаваем ни для какого тварного существа.
Для Бога более приемлемым являет путь отрицания – апофатика (апофатическое богословие). Мы отрицаем принадлежности Бог всего того, что мы можем увидеть, познать в тварном мире. Апофатика означает превосходство Бога над всем. Если мы существуем, то Бог не существует. Бог не является Любовью. Бог не есть добро.
Богопознание - вхождение во мрак. Разум ощущает свою несостоятельность и Бог познается в незнании. В этом отрицании происходит неизреченный контакт с Богом. "Пресветлый мрак".
Дионисий мыслит Бога как Единого. Единый - не как единица в ряду, но как начало счета. Единый как нераздельный. Он - начало всего. Он неопределим.
Бог не только Безымянен, но имеет и множество имен, о которых говорит Священное Писание. Бог бесконечно именен. Согласно Дионисию все эти имена Божественные не являются Божественной Сущностью, но эти имена показывают различные отношения Бога с тварным миром. Эти имена - Его вечные проявления или исхождения. Бог выходит из Своей Сокрытости. Он проявляет Себя в различных Силах и Энергиях. В этих Силах и Энергиях существа могут быть причастными Богу и познавать Его. Ареопагит продолжает традицию 4 в и споров о богопознании (Но Каппадокийцы говорили о Божественных энергиях, но не проговорили их статус, уже в XV в. Григорий Палама, все проясняет, но Дионисий дает отправные точки). Божественные Имена соответствуют Божественным Энергиям. Источник Божественных имен Дионисий видит в промыслах Бога, познаваемых в мире. А также в божественных видениях пророков и святых мужей.
Среди имен Божиих Дионисий на первом месте называет благость, τό άγαθόν. По причине благости своей Бог и творит, и созидает, и животворит, и совершает всяческая. Бог есть совершенная Красота, сверхкрасота и всекрасота, без начала и конца, безо всякого изъяна, — источник и прообраз всякой красоты и всех красот.
Катафатическое богословие по Дионисию возможно потому, что весь мир, все существующее есть некий образ или изображение Божие. “Мы познаем Бога не из Его природы, которая непознаваема и превышает всякую мысль и разум, но из установленного Им порядка всех вещей, который содержит некие образы и подобия Божественных первообразов (παραδείγματα) — восходя к Тому, что находится превыше всего, особым путем и порядком, чрез отвлечение от всего и возвышение над всем.”
Катафатическое богословие заключается в переносе на Бога как на Творца тех качеств, которые мы наблюдаем в тварном мире. Любое качество мира можно перенести на Бога. Т.о. катафатика – это наша опора, но чтобы не навязать Богу наших понятий – идолов, мы должны прибегать к апофатике
Заслуга автора "Ареопагитик" заключается в том, что он раз и навсегда вышел за рамки платонических воззрений. В его системе богопознания путь к Богу состоит из двух ступеней - очищения, или катарсиса, и "выхода из себя", или экстаза. За очищением, достаточным для неоплатоников, следует вторая ступень: она заключается в парадоксе "выхода из себя" для встречи с Богом, знание Которого "превыше ума". Идея экстаза связана с уже знакомой идеей любви, эроса, с которой мы встречались в учениях Оригена и святого Григория Нисского. На высотах должен смолкнуть ум, и никогда не будет он в силах пересказать слышанные там неизреченные глаголы.— Бог постигается чрез исступление, чрез выступление и выход из мира.
Цель жизни в общении с Богом, в обожении... Для этой цели и установлена иерархия. Обожение есть уподобление и соединение с Богом. Уподобление, но не слияние, — непреложная грань Божественной неприступности остается всегда ненарушенной.