В девятом веке подвизались два родных брата - Кирилл и Мефодий, которые именуются духовными просветителями славян. Они были греками, воспитывались при дворе византийского императора. Их отец, по имени Лев, жил в городе Фессалониках, где занимал большой военный пост. Мефодий был старшим братом, сначала он пребывал на военной службе, а затем на горе Олимпе постригся в монахи. Кирилл был вовсе не Кириллом, а Константином, имя же Кирилла он принял в конце своей жизни, перед самой смертью, при пострижении в схимники. Монахи-схимники должны были вести более строгий образ жизни, чем обыкновенные монахи; им не разрешалось выходить из стен монастыря, из монастырского общежития они переходили в "затвор". Схимничество окончательно установилось к девятому веку. Уходили в схимники те монахи, которые считали, что монахи живут недостаточно строгой жизнью.
В 858 году Константин, ставший в конце своей земной жизни Кириллом, вместе с Мефодием, отправился с миссионерской целью к языческому племени хозар - предкам современных татар. Близ хозар жили славяне. Кирилл и Мефодий совершили путешествие и по славянским землям. Затем они поселились на территории Моравского княжества, которое находилось на территории современной Чехословакии. Моравское княжество - это второе славянское государство, после Болгарии, которое возникло в девятом веке. Прибыв в Моравию, Кирилл и Мефодий принесли туда Евангелие и богослужебные книги, переведенные ими на язык македонских славян, который они знали в совершенстве и который тогда был понятен почти всем славянам.
В Моравии в это время уже были христиане. Христианство туда было принесено католическими миссионерами из пограничной Южной Германии, совершавшими богослужения, как и все католики, на латинском языке. Славяне еще не имели своей письменности, своего алфавита. Поэтому Кирилл и Мефодий, переводя богослужебные книги с греческого языка на славянский, славянские слова, славянские выражения изображали греческими буквами. В Моравии, до прихода туда Кирилла и Мефодия, некоторые просвещенные славяне пользовались латинским алфавитом, которому их научили католические миссионеры. Учитывая это, Кирилл и Мефодий имели с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык, изображенный и латинскими буквами.
Кирилл задался целью создать славянский алфавит, славянскую азбуку. И этому труду он посвятил все свое время. Мефодий был его помощником в этом труде. Кирилл является основоположником славянской письменности. Первоначальным ядром, из которого впоследствии развивалась письменность всех славянских народов, стала азбука, составленная Кириллом и называемая в его честь "кириллицей". Наша русская письменность стала развиваться через сто лет после смерти Кирилла, с десятого века, также из той же самой кириллицы. В дальнейшие века в Чехии и Польше славянский алфавит был вытеснен латинским алфавитом.
Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии была встречена враждебно католическим духовенством, которое считало, что Писание может читаться только на латинском языке и писаться только латинским алфавитом. В Рим отправлялись одно донесение за другим. Римский папа Николай I пригласил Кирилла в Рим, чтобы иметь с ним весьма крупную беседу. Но пока Кирилл ехал из Моравии в Рим, папа Николай I успел скоропостижно умереть. Его преемник Адриан II не был столь враждебно настроен к трудам Кирилла. Вскоре,в 869 году, Кирилл умер. Перед смертью он сказал своему брату Мефодию: "Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства".
Римский папа возвел Мефодия в сан епископа и одобрил богослужения на славянском языке. Но вскоре католические священники настроили против него и папу римского, и местных властителей. Мефодий был лишен сана и арестован. В течение трех лет он подвергался жестоким истязаниям, его били, выбрасывали на мороз без одежды. В 874 году папа Иоанн VIII потребовал его освобождения и возвел его в сан архиепископа Моравского. Однако вскоре Мефодия опять предали суду за то, что он не признает своей иерархической зависимости от папы римского. Папа запретил ему совершать богослужения на славянском языке. Мефодий ездил в Рим и сумел убедить папу, который отменил запрещение службы на славянском языке, с оговоркой, что Евангелие сначала следует читать по-латыни, а уже затем повторять прочитанное и на славянском языке.
В 871 году Мефодий крестил чешского князя Боривоя и ввел в Чехии славянское богослужение. В 881 году Мефодий ездил в столицу Византии - Константинополь, где патриарх Фотий проявил к нему исключительное внимание. В 885 году Мефодий умер в Моравии.
В конце девятого века ученики Мефодия - Климент, Наум, Ангеларий, изгнанные католическим духовенством из Моравии, прибыли в Болгарию. Здесь они начали переводить на славянский язык с греческого те книги, которые были привезены из Византии при крещении болгарского князя Бориса.
Кирилл и Мефодий совершили великий труд в деле создания славянской письменности и в деле проповеди Слова Божия. Поскольку они воспитывались в такой христианской среде, которая была уже далеко от первохристианства, у них с детства сложились неправильные взгляды на некоторые догматические вопросы веры, но дело не в отдельных пониманиях, а в огне сердца. Этого огня в сердцах Кирилла и Мефодия было достаточно. Они горели любовью к людям, готовы были идти на любые трудности, на любые лишения, а это главное в христианстве. Христос, когда мы предстанем пред Ним, будет давать высокую оценку не за отдельные понимания тех или иных вопросов, а за огонь любви в сердце, за самоотверженность.
Говоря о славянских народах, следует отметить, что в девятом веке, кроме Болгарии и Моравии, возникло третье славянское государство - Киевская Русь, объединившая все восточное славянство. В то время Киевская Русь была языческой страной. Христианство на Руси было введено в десятом веке.
Контрольные вопросы
1. Карл Великий - король Франкского государства (IX в.). Охарактеризуйте, в чем заключается его величие?
2. Расширение Карлом Папской области (IX в.).
3. Папа Лев III. Помазание Карла Римским императором (IX в.).
4. Взор Карла на Византию (IX в.).
5. Деятельность Карла Великого в создании Франкской государственной церкви (IX в.).
6. Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам.
7. Аахенский собор (809 г.) по вопросу о филиокве.
8. Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства.
9. Расскажите о несторианах IX века.
10. Расскажите о павликианах IX века.
11. Византийская правительница Феодора, ее отношение к павликианам (IХ в.).
12. Фотиане и игнатиане (IX в.).
13. Славянские земли в начале IX века. Болгарский князь Борис.
14. Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий (IX в.).