В девятом веке павликиане еще продолжали свою деятельность. Их противникам удавалось почти совсем подавлять это движение, но оно вдруг опять вспыхивало то в одном, то в другом месте Византии. Большой удар павликианам нанесла византийская правительница Феодора. Ее муж - император Феофил - старался опять возродить иконоборческое движение. В 842 году, после смерти Феофила, Феодора стала управлять государством, пока ее сын еще не достиг совершеннолетия. Она устроила большой праздник в Константинополе, на который собралось к храму Софии все духовенство византийской столицы с крестами, свечами и кадилами. Было устроено шествие вокруг храма и совершено поклонение всем статуям и иконам, которые были восстановлены по повелению Феодоры.
Восстановив иконопоклонение, его приверженцы решили, что наступило подходящее время для полного разгрома павликиан, которые решительно высказывались против поклонения иконам и мощам. Феодора подписала указ об истреблении огнем и мечом всех павликиан. По всей Византии начались розыски павликиан. "Отречение от павликианства или смерть", - требовала Феодора. Большинство павликиан твердо защищало свои взгляды. Как утверждают светские и церковные историки, во время краткого правления Феодоры было казнено не менее ста тысяч павликиан.
В истории поклонения священным предметам главную роль сыграли женщины. Мать римского императора Константина - Елена, в четвертом веке первая дала повод к почитанию священных предметов. Византийская императрица Ирина, известная своей чудовищной жестокостью, восстановила в восьмом веке иконопоклонение, когда ему угрожало уничтожение, и столь же жестокая византийская правительница Феодора в девятом веке снова восстановила иконопоклонение, когда ему вновь стало угрожать уничтожение.
Кровавая расправа Феодоры над павликианами привела в восторг римского папу Николая I. Впоследствии он писал о Феодоре: "Она решилась или возвратить павликиан к истинной вере, или искоренить их. Верная своему решению, она послала дворян и чиновников в различные провинции государства. Негодные люди были частью умерщвлены мечом, частью распяты, частью потоплены в море". А, обращаясь к самой Феодоре, папа воскликнул: "Ты следуешь руководству апостольского престола!"
Католические историки обычно говорят о павликианах, как о манихеях и самых отвратительных из всех еретиков. Но павликиане были в целом ряде вопросов гораздо ближе к истине, чем католики и православные, и они не были виновны в том, в чем обвиняли их враги. Небольшие группы, уцелевших от кровавой расправы павликиан, рассеялись в разные стороны.
Следует отметить, что павликиане совершили ошибку. Вначале они страдали как христиане, проявляя кротость и смирение, и Господь давал им великое утешение в скорбях. Но затем они стали себя защищать, начали оказывать вооруженное сопротивление гонителям. Остатки павликиан, перешедшие после расправы над ними Феодоры к вооруженной мести, были почти окончательно истреблены.
Фотиане и игнатиане (IX в.)
В восточной (православной) церкви в девятом веке видной фигурой был константинопольский патриарх Фотий. Он был знатного происхождения. В девятом веке в Византии вновь вспыхнуло иконоборчество. Фотий выступил как ревностный защитник иконопоклонения. В поклонении иконам он видел выражение уважения к тем, кто на них изображен. Он считал, что иконопоклонение является верной формой поклонения Богу. Он не мог допустить мысли, что Бог может благословить того человека, который не молится перед иконами.
В этом вопросе Фотий стоял на крайних позициях иконопоклонников. Но по сравнению с прочим православным духовенством он был несравненно выше во многих отношениях. Он имел разностороннее образование и талант писателя. Карьера его началась в гвардии византийского императора и продолжалась в государственной канцелярии. В его доме собирались любознательные люди, желавшие почерпнуть знания из его богатейшей библиотеки, в которой были собраны богословские и философские книги, а также художественные произведения языческой классической литературы. Фотий вслух читал своим слушателям книги и разбирал их со стороны внешней формы и содержания. По своему характеру Фотий был очень властен. От своих слушателей он требовал безусловного повиновения. Говорить мог только он, высказывать мысли мог только он, остальные должны были слушать и соглашаться. Фотий очень гордился своим греческим происхождением, он склонен был даже на римлян смотреть как на варваров.
В 858 году в Константинополе император Михаил II сместил патриарха Игнатия и решил на его место назначить Фотия, с которым уже был знаком и ученостью которого он восторгался. Это был редкий случай, когда в патриархи возводился человек из мирян; Фотий ведь не занимал никакой церковной должности и не имел никакого духовного сана. Однако подобный "пробел" император решил молниеносно наверстать: в течение нескольких дней Фотий прошел все степени церковной иерархии от диакона до епископа, и 25 декабря 858 года занял патриарший престол в Константинополе.
В глазах сторонников смещенного патриарха Игнатия Фотий был выскочкой и деспотом. Началась борьба в среде православного духовенства между сторонниками Фотия и Игнатия. Интриги следовали за интригами, подвохи за подвохами. Все духовенство разделилось на две партии - на фотиан и на игнатиан. Фотиане стали брать верх, и тогда руководители игнатиан в пику фотианам решились на такой шаг, который подорвал их авторитет среди основной массы православного духовенства Византии. Они обратились за помощью к римскому папе Николаю I, отправили к нему посольство с богатыми дарами и просили его прислать своих представителей в восточную церковь для наведения там порядка. Восточный епископат и священники в этом шаге усматривали унижение православной церкви перед церковью западной (католической). Византийское духовенство не признавало претензий папского престола на руководство всем христианством, а здесь получалось, что представители восточной церкви сами просили папу вмешаться в их дела.
Папа себя долго ждать не заставил. Он тут же отправил двух епископов с посланиями к византийскому императору Михаилу II и к патриарху Фотию. Он назвал деятельность Фотия незаконной и сказал, что римский папский престол не признает его патриархом. Несмотря на то, что вмешательство папы произвело самое неприятное впечатление в Византии и оскорбило национальное чувство византийцев, император Византии и духовенство не решались обострять отношения с папским престолом и пытались задобрить папских посланцев богатыми подарками, обещав все мирно уладить. Духовенство, возмущенное обращением Игнатия за помощью к папе, заставило его подписать отречение от патриаршего престола. Посланцы папы вернулись в Рим и показали папе письменное отречение Игнатия, уверяя, что он добровольно отрекся от патриаршего престола.
Папа собрал римское духовенство и объявил смещение Игнатия и избрание Фотия незаконными. Кроме того, он лишил духовного сана римских епископов, ездивших в Константинополь с папским посланием, за то, что они не проявили твердости, и, вернувшись из Рима, стали настраивать папу в пользу Фотия. Фотий же развернул широкую кампанию против римского папского престола, обвиняя западную церковь в различных уклонениях, в частности, в ведении целибата для духовенства, то есть обязательного безбрачия, которое повсеместно было установлено в западной церкви. А тем временем, подписавший письменное отречение, патриарх Игнатий по приказанию императора был заключен в тюрьму. Его заковали в цепи, били и требовали, чтобы он обратился ко всем сторонникам с призывом прекратить борьбу против Фотия. Многие сторонники Игнатия были арестованы и подвергались в тюрьме пыткам. Однако Фотий не одобрял эти крайне жестокие меры императора Михаила II. Собор, состоявшийся в 867 году под руководством Фотия в Константинополе, предал анафеме римского папу Николая I за грубые вмешательства в дела восточной церкви. Это был совсем доселе неслыханный случай. Само собой разумеется, что западная церковь не собиралась выполнять решение этого собора. Но все же папа римский Николай I так разгневался на Фотия, что даже скоропостижно умер.
В том же 867 году в Константинополе произошел дворцовый переворот. Захватив императорский престол, новый император Василий I поспешил ликвидировать конфликт с римским папским престолом. Он сместил Фотия с патриаршего престола, освободил из тюрьмы Игнатия и восстановил его патриархом, а в Италию к новому папе римскому Адриану II отправил посольство. По прибытии послов из Константинополя, папа римский созвал в соборе святого Петра совещание духовенства, на котором были преданы анафеме и Константинопольский собор, и патриарх Фотий. Со своей стороны, папа направил в Константинополь посольство, чтобы уничтожить постановление Константинопольского собора. Под руководством папских представителей, в Константинополе, в храме святой Софии, состоялся собор византийского духовенства, на который были допущены только сторонники патриарха Игнатия. Представители папы римского объявили этот собор Восьмым вселенским собором. По восьмой век включительно было семь вселенских соборов, в которых принимали совместное участие представители восточной и западной церквей. В дальнейшем православная церковь не признала этот восьмой собор, она признает только семь соборов, а римско-католическая церковь в число вселенских соборов включает и этот собор, которым руководили папские представители и который происходил под охраной гвардии византийского императора Василий I.
Собор провозгласил зависимость восточной церкви от римского папского престола. Патриарх Игнатий всячески заискивал перед папой римским, называя его руководителем всего христианства. Римский папский престол праздновал победу. На собор был вызван низложенный патриарх Фотий, которому было предложено сказать что-либо в свое оправдание. Выйдя на кафедру, Фотий стоял молча. "Почему же ты молчишь!" - спросил его римский представитель. "Бог слышит и молчащих", - ответил Фотий и больше не произнес ни слова. Собор лишил его сана.
Для Фотия начался период тяжелых испытаний. Он был арестован, лишен общения с родственниками и духовенством, вся его собственность была конфискована, он страдал от голода, ему запрещено было давать лекарства. По своему характеру он был очень властным, не терпел никаких возражений, и вот теперь он попал в такую школу, в которой научился и терпению, и смирению. Несмотря на его характер, несмотря на его многие неверные представления о Боге, в его сердце была искорка любви к Богу, и в тяжелых испытаниях он своим сердцем ближе потянулся к Нему. Через некоторое время он был освобожден из тюрьмы и удалился в монастырь, проявив исключительную кротость и примирившись со своим соперником Игнатием, который взаимно простил его.
Через некоторое время император Василий I вдруг почувствовал непреодолимую симпатию к Фотию и взял его в свой дворец воспитателем наследника престола, а после смерти патриарха Игнатия в 877 году возвел его снова на патриарший престол. Фотий подчеркнул свое намерение быть со всеми в добрых отношениях, в том числе и с римским папой, но твердо заявил, что не признает руководящей роли папы во всем христианстве. По этому поводу был созван в 879 году собор в Константинополе, на который прибыли и представители римского папы. На этот раз они понесли поражение, участники собора их не поддержали. С воцарением нового византийского императора Льва VI Фотий удалился в монастырь, где в 891 году скончался. Последние годы своей земной жизни он усиленно занимался богословскими трудами, толкуя библейские тексты из Бытия, Псалмов и других книг Библии. Плодом патриаршей деятельности Фотия было то, что восточная (православная) церковь решительно отвергла властолюбивые притязание римского папского престола.
Славянские земли
Теперь побеседуем о славянских землях, ибо там с восьмого века стали происходить значительные события. Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов, которые близки друг к другу по своему языку. Из современных народов к славянам относятся: русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары. Болгары были народом азиатского (тюркского) происхождения. Они жили вблизи Азовского моря, но с середины седьмого века стали переселяться на Балканский полуостров, где, вследствие смешанных браков со славянами, постепенно перемешались с ними и переменили свой язык на одно из славянских наречий, которое было распространено в том месте, где они поселились. А то славянское племя, среди которого поселились болгары, приняло их наименование, стало себя называть болгарами.
Проникновение болгар на Балканы вызвало большое беспокойство у Византии, которая делала попытки прибрать к рукам пограничные с ней славянские племена. Столкновения между болгарами и Византией окончились неудачей для Византии. На Балканском полуострове в восьмом веке появилось первое славянское государство - Болгария. Остальные славянские племена, населяющие Восточную Европу в это время, еще не имели центрального государственного устройства. Военное столкновение между Болгарией и Византией в начале восьмого века завершилось заключением договора, на основании которого была установлена граница между двумя государствами.
С начала девятого века Болгария значительно расширила свою территорию. Князь Крум присоединил к Болгарии земли аваров. Близкое соприкосновение Болгарии с Византией привело к постепенному проникновению в Болгарию христианства. Болгарский князь Борис, в начале второй половины девятого века, принял крещение от византийского духовенства. Крещение вызвало восстание болгар - язычников против Бориса, жестоко им подавленное. Как видно, Борис принял христианство внешне, по форме, но не по содержанию; сердце его не исполнилось любовью Христовой. В принудительном порядке он старался зачислить своих подданных в христианство. Для совершения церковных служб он пригласил священников из Византии, которые совершали службы на непонятном для народа греческом языке.