Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Взор Арнульфа на славянские земли




На рубеже десятого века в Германии, которая выделилась в десятом веке из состава бывшей империи Карла Великого, царствовал Арнульф, последний отпрыск династии Каролингов. Он поставил перед собой задачу: прибрать к рукам все соседние земли и создать могущественную империю. Он обратил внимание на славянские земли и решил их включить в состав своих владений. С этой целью он призвал на помощь языческое племя венгров, которое к этому времени появилось в Европе, перекочевав с Урала.

Венгры или мадьяры - это народ финского происхождения. В то время они стояли на очень низкой ступени развития. Арнульф сам потом ужаснулся тому, что сделал. Венгры пошли не на Восток, а на Запад, сокрушая все на своем пути. Они дошли до Рейна, подошли к границам Испании, стали перебираться через Альпы, намереваясь попасть в Италию. Вскоре они туда действительно попали.

В отличие от германцев и итальянцев, венгры обладали очень большой подвижностью, быстро рыская на маленьких лошадях. Были они очень меткими стрелками. Вторгшись в Италию, они предали огню сорок четыре христианских храма, беспощадно грабя население. Страшная угроза нависла над папским престолом. В уцелевших церквах возносились молитвы об избавлении от "стрел венгерских". Для многих людей, именовавшихся христианами, эти события явились большой встряской. Многие стали искать защиты у Господа, о Котором раньше и не думали, стали высказываться мысли, что это гнев Божий, разразившийся за то нечестие, которое творится на папском престоле.

По смерти Арнульфа германцы, в результате происшедших событий, распались на пять родственных народов: франконцев, саксонцев, швабов, боварцев и лотарингцев. Опасность полного порабощения венграми и схожесть языка сплачивала их между собой.

Воспользовавшись событиями в Италии, туда стали проникать сарацины. Так называлось племя, вышедшее из Западной и Южной Аравии. Много сарацин в восьмом веке оказалось в Испании при вторжении туда арабов. В дальнейшем наименование "сарацины" нередко применялось ко всем арабам. Один из отрядов сарацин на продолжительное время расположился около Рима, наводя ужас на жителей, в том числе на папу и на его окружение. Вокруг Рима грабежи следовали за грабежами.

В результате активных действий германцев и сопротивления итальянского населения венграм пришлось удалиться из Италии. Сарацины ушли на испанскую территорию, а венгры поселились в придунайских областях, откуда в течение всей первой половины десятого века они совершали опустошительные набеги на европейские страны. Эти набеги прекратились в результате того, что венгры, получив отпор от германцев, прочно осели на придунайской земле и перешли к оседлому земледелию.

Генрих I Птицелов

В 912 году саксонским герцогом стал Генрих, вошедший в историю под наименованием Генриха I Птицелова. Такое прозвище он получил, якобы, за особую любовь к соколиной охоте. Генрих поставил перед собой задачу - объединить все германские земли. Он царствовал с 912 по 936 год. Именно он заставил венгров осесть в придунайских областях и отказался платить им дань.

Генрих был очень мудрым и осторожным политиком. Покорности со стороны швабов, баварцев и других германцев он добился не военной силой, а своей благоразумностью, справедливостью, умеренностью и примером личной храбрости.

Оттон I Великий. "Священная Римская империя германской нации"

Но полностью объединил германские земли не он, а его сын Оттон, получивший наименование Великого и царствовавший с 936 по 973 год. При Оттоне I Германия стала самым сильным государством в Европе. В 951 году, после смерти своей жены, Оттон I женился на вдове итальянского короля Лотаря и принял титул короля Италии.

Оттон I захватил власть в Италии, разогнав всех своих соперников. В 962 году он объявил о создании "Священной Римской империи германской нации", а себе присвоил наименование германо-римского императора. Основной целью всей политики Оттона I было стремление к мировому господству.

Став германо-римским императором, Оттон I нанес сильнейший удар по нечестию, господствовавшему на римском папском престоле. Когда сарацины окружали Рим, это было серьезным предупреждением от Господа безнравственному папе. Он не внял этому предупреждению и торжествовал, когда угроза нашествия венгров и сарацин миновала. Но вдруг совершенно неожиданно, в связи с женитьбой Оттона I, события приняли иной оборот. На папский престол обрушилась буря оттуда, откуда папа ее меньше всего ожидал. Оттон I, придя в Италию, решил навести порядок в католической церкви. Он отнял папскую власть у папы римского Иоанна XII.

Оттон Великий намеревался провести реформу папства, но встретил решительное сопротивление римской аристократии. Ему лишь удалось убрать с папского престола преступного папу Иоанна XI.

Оттон II

После смерти Оттона I в 976 году германо-римским императором стал его сын Оттон II, который еще при жизни отца был объявлен германским королем. Оттон II также непримиримо относился к проявлению нечестия на папском престоле. При нем на папский престол был возведен аскетический папа Григорий V - немец по национальности, который старался поднять моральный уровень высшего католического духовенства.

Оттон III

После смерти Оттона II на германо-римский императорский престол взошел сын его Оттон III. Все три Оттона явились для папства очистительной грозой, которую допустил Бог.

Оттон III объявил, что его политика направлена к определенной цели, а именно - к исправлению церкви и к наведению порядка среди высшего духовенства. Он не останавливался перед самыми крайними и даже чудовищно жестокими мерами. Сместив папу Иоанна XIV, он приказал выколоть ему глаза, отрезать нос, уши, язык и возить его в таком виде верхом на осле по улицам Рима.

Папа Сильвестр II

Расправившись с папой Иоанном XIV, Оттон III возвел на папский престол Сильвестра II. Он происходил из очень бедной семьи и еще ребенком был отдан в монастырь, где учился в монастырской школе. Впоследствии он путешествовал по Франции, а затем и по Испании, где познакомился с арабской культурой. После этих путешествий он был представлен императору Оттону I, который обратил внимание на ум и образованность молодого монаха и сделал его воспитателем своего сына - будущего Оттона II. Затем он был аббатом одного из монастырей, а вскоре получил и епископский сан.

Возведенный Оттоном III в конце девятого века на папский престол, он принял имя Сильвестра II, сказав при этом, что постарается быть подобным папе Сильвестру I, который жил в четвертом веке во времена императора Константина Великого и который старался не вмешиваться в государственные дела, предоставляя этим заниматься императору. Ничего другого Сильвестру II не оставалось говорить, ибо Оттон III подчеркивал, что папский престол Сильвестр II получил из его рук и что он не должен забывать об этом.

Сильвестр II по своей образованности и уму был исключительным папой. Как ученый, он не имел себе равных между своими современниками. Оттон III невольно стал обращаться к нему за всевозможными советами. Слава об учености Сильветра II стала греметь во Франции, Германии, Италии, Испании. Постепенно дело дошло до того, что император Оттон III стал называть себя учеником папы Сильвестра И. Глубокие познания были у Сильвестра II, и в области точных наук; им были составлены некоторые геометрические формулы.

При папе Сильвестре II и императоре Оттоне III стало возрастать могущество папской власти. Однако на рубеже десятого и одиннадцатого веков возросшее могущество папы пало. Умер германо-римский папа Сильвестр П. Снова папство стало орудием в руках различных светских придворных партий. Однако чудовищному разгулу нечестия на папском престоле Оттонами был положен конец.

Созданная Оттоном I так называемая "Священная Римская империя германской нации" в десятом веке была сильнейшим европейским государством. В нее насильственно были включены некоторые славянские области, а также и Прибалтика. В последующем одиннадцатом веке в состав "Священной Римской империи германской нации" была включена и Чехия. Между римскими папами и германо-римскими императорами в течение последующих трех столетий шло соперничество за политическое и экономическое господство в обширной империи. Успех был попеременно то на той, то на другой стороне.

Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"

Займемся обзором христианства в тех странах Западной Европы, которые не вошли в состав "Священной Римской империи германской нации". В Британии после завоевания ее племенами англов и саксов образовалось несколько отдельных королевств, которые в девятом веке объединились под властью уэльского короля Экберта. Эти англосаксонские королевства с римским папским престолом поддерживали тесные связи и считали римского папу своим духовным руководителем, поскольку христианство на Британские острова было принесено римско-католическими миссионерами.

На рубеже девятого и десятого веков датчане захватили большую часть Англии. До этого в восьмом веке они нападали на Франкскую империю и даже держали Париж в осаде. В течение десятого века датчане несколько раз вторгались в Англию и несколько раз выбивались оттуда англосаксами. Датчане - это племя германского происхождения. Впервые они упоминаются в шестом веке. Назывались они тогда данами. В борьбе с датчанами в начале десятого века возвысился уэльский король Альфред, нанесший им ряд поражений. Один из его преемников отвоевал у них всю захваченную территорию и объединил под своей властью всю Англию. С середины десятого века Англия снова попала под власть датчан, и до первой половины одиннадцатого века она входила в большую датскую державу, включавшую Англию, Данию, а также части Норвегии и Швеции.

В начале десятого века датчане, населявшие Ютландский полуостров, а также соседние с ними шведы и норвежцы, населяющие Скандинавский полуостров, были в подавляющем своем большинстве язычниками. Среди них были лишь отдельные христиане, положение которых было весьма стесненное. С десятого века датские короли и их окружение стали принимать христианство. Общаясь с завоеванными ими англосаксами, они увидели значительное преимущество христианства перед язычеством. К такому выводу они пришли, несмотря на то, что к десятому веку христианство в римско-католическом одеянии давало совсем мало того света, который должно было бы давать.

Датчане в начале десятого века произвели большие опустошения в английских католических монастырях. Надо сказать, что в Англии было много монахов; однако нашествия датчан, разграбления монастырей и жестокие избиения монахов и других служителей церкви привели к тому, что вся церковная жизнь была сильно нарушена, а монашеская жизнь почти совсем угасла.

В некоторых монастырских зданиях, пострадавших от датского погрома, образовался новый вид обителей. В них поселились лица, принадлежавшие к низшим церковным служащим, не связанным обетом безбрачия. Из-за острой нехватки духовенства, епископы стали назначать на ответственные церковные должности женатых служителей, не требуя от них безбрачия, хотя по уже установившейся традиции от всего католического духовенства обычно требовалось безбрачие. Некоторые уцелевшие ревнители монашеской жизни, в знак протеста, стали уходить в чужие земли, дабы там поступить в какой-либо монастырь.

Дунстан

Во второй половине десятого века в Англии стал подвизаться Дунстан - богатый и образованный человек, хорошо знакомый с музыкой, скульптурой, живописью. Он ратовал за восстановление монашества. В англосаксонских землях все монашествующие принадлежали к бенедиктинскому ордену - самому первому католическому монашескому ордену. И вот Дунстан стал из других земель звать монахов-бенедиктинцев помочь восстановить монашество в Англии. Он основал большое аббатство (монастырь). При короле Эдгаре он стал пользоваться неограниченной властью. В 958 году он получил вустерскую епископскую кафедру, к которой на следующий год была присоединена лондонская кафедра. В 960 году папа римский провозгласил его архиепископом Кентерберийским.

Став архиепископом, Дунстан старался поднять нравственный уровень духовенства. Он ополчился на появившееся после датского нашествия мирское духовенство, имевшее жен. В представлении Дунстана все зло было именно в этом мирском духовенстве. В этом вопросе Дунстан, как и многие другие служители, впал в крайность. Он думал, что истинный служитель Христа должен быть обязательно свободен от семейной жизни. Но дело совсем не в этом, а в том, принадлежит ли сердце человека всецело Христу. Если христианин не живет брачной жизнью, то это еще не говорит о том, что его сердце всецело отдано Христу. Воздержание от брачной жизни не гарантирует от того, что в нашем сердце не будет каких-либо идолов: идола материального богатства, или идола властолюбия, или идола чувственных наслаждений. Воздержание от брачной жизни не подняло духовный уровень служителей церкви, а наоборот, во многих случаях даже снизило его. Недаром апостол Павел писал: "Во избежании блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор.7,2). Лишь как исключение, отдельные молодые и здоровые люди могли воздерживаться от брачной жизни, не разжигаясь при этом плотскими вожделениями. Христос не требует от Своих служителей безбрачия, но Он ждет, чтобы их сердца были вполне преданы Ему. Семейная жизнь может стать для каждого христианина, для каждого служителя церкви хорошей христианской школой. Воздерживаясь от брачной жизни, многие служители церкви были тайными, а иногда и явными прелюбодеями.

Все это упустили из вида Дунстан и подобные ему служители. Ревнуя о сложившейся на Западе традиции обязательного безбрачия духовенства, они видели в этом единственный путь истинного служения Богу. Постепенно все семейные служители ими увольнялись. Надо сказать, что когда Дунстан ополчился против мирского духовенства, то для этого были причины. После датского нашествия к церковным должностям хлынули люди, далекие от Христа. Надо было бы ревновать о возрождении духа апостольского христианства, о возрождении духа первохристианства, о возрождении учения Христа, о рождении свыше. Дунстан же начал не с того конца.

Началась борьба между сторонниками безбрачия духовенства и сторонниками так называемого мирского духовенства. За сравнительно короткий срок в Англии было восстановлено и вновь открыто сорок семь монастырей. Принятие монашества широко открывало двери ко всем церковным должностям. Многие служители принимали монашество ради продвижения по служебной лестнице. Много планов вынашивал в своей голове Дунстан, но возобновление датских нашествий в конце десятого века расстроило большинство из них.

Вместе с другими североевропейскими странами от нашествия норманнов страдала и соседняя с Англией Ирландия. Норманнами принято было называть северогерманские племена - датчан, шведов, норвежцев. Буквально слово "норманн" означает: "северный человек". Пользуясь раздорами среди местных племен, норманны или, вернее сказать, датчане, покорившие и шведов, и норвежцев, быстро захватили всю Ирландию. Однако за обладание главным ирландским городом Дублином норманны сами передрались между собой. В результате этого они ослабили себя и не смогли крепко осесть в Ирландии. Общаясь с ирландскими христианами, многие норманны приняли христианство. Христианство в Ирландию проникло из англосаксонских земель, следовательно, это было христианство с западными католическими особенностями, хотя и сами ирландцы добавили кое-какие свои формы. Но подчиняться власти римского папы ирландские епископы не хотели, папских представителей они не принимали. Лишь к концу десятого века ирландское духовенство вступило в более тесную связь с папским римским престолом, надеясь в его лице найти помощь и поддержку. Через ирландцев и норманны, принявшие христианство, были впервые приведены в контакт с римско-католической церковью.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2284 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.