Ну а если деловая женщина все‑таки остается одинокой (временные сексуальные партнеры не в счет) и не выходит замуж, у нее происходит так называемая вторичная сублимация: она стремится оправдать неудачи в личной жизни своей непомерной занятостью. Как личность изначально очень энергичная, она начинает вести активный образ жизни, ходить в казино, в театры, увлекаться заграничными поездками и, разумеется, работать. Много работать. Но не для того, чтобы куда‑то девать свою сексуальную энергию (хотя у таких женщин страсти порой внутри просто кипят, потому что они в принципе чувствуют все ярче и сильнее, чем обычные среднестатистические дамы). Просто ей надо показать, что мужчины не имеют в ее глазах никакой ценности. И их нет в ее жизни только потому, что ей просто не до таких пустяков. Это не совсем то, что было с ней в студенческие годы: там она совершенно искренне уходила от любовных взаимоотношений ради карьеры – социальное положение было важнее. А сейчас она просто лицемерит, обманывая в первую очередь себя.
Да, сильная женщина ценит независимость и свободу; но она оценила бы и вожака‑мужчину, который был бы сильным (прежде всего духовно) и справедливым в силу своего интеллекта и относился бы к ней адекватно. Но опять‑таки, где же такого взять? И как бы эта женщина ни убеждала всех в том, что ей не до мужчин, однажды у нее все‑таки возникает потребность иметь дом, семью, детей. Чаще всего это случается в 36 – 38 лет, когда она, в принципе, завершает свою карьеру. И так как кандидата в мужья по‑прежнему нет, она начинает подумывать о детях. Но и кандидата в отцы подобрать трудно: в первую очередь потому, что опять же нет того, кто соответствовал бы ее требованиям.
«ТЫ ЖДЕШЬ РЕБЕНКА ОТ МЕНЯ, МОЯ ЛЮБОВЬ…»
Успешная и любимая… И так замечательно складывалась карьера. Но тут вдруг затошнило и… И вместе с радостью будущего материнства пришло осознание, что ничего не делать – отличное занятие для будущей мамы, но вокруг такая огромная конкуренция, что выпадение из обоймы профессиональной сферы хотя бы на год чревато тем, что ваше место в ней окажется занято раз и навсегда. Как верно заметила Патрисия Бодуэн, быть матерью и домашней хозяйкой – достойный выбор для любой женщины, при условии, что это ЕЕ выбор.
В России большинство женщин не могут позволить себе заниматься исключительно ребенком и семьей на протяжении положенных действующим трудовым кодексом полутора лет. В беременность современные женщины тоже редко сидят дома, бросая работу. А поскольку роды – очень серьезное испытание, к которому надо готовиться: гимнастика, бассейн, прогулки, школа для будущих родителей, то зарабатывание денег и заботу о будущем малыше приходится совмещать. Для многих моих беременных подруг уйти с работы в декрет даже на седьмом месяце было смерти подобно. Рожаем мы, как правило, будучи успешными специалистами, имея замечательные перспективы. К тому же сидеть дома просто скучно – особенно для сверхкоммуникабельных женщин, привыкших интенсивно общаться.
Если ваша работа не связана с вредным химическим производством, не отнимает у вас 20 часов в сутки, смело продолжайте свою трудовую деятельность. Но, если вы уверены, что вас не уволят, то немедленно сообщите о беременности начальству и окружающим. Может быть, в комнате станет не так накурено, и вам выделят самый лучший монитор.
На момент начала беременности я работала в политическом консалтинге. Понятно, что это совсем не та деятельность, которую можно совместить с ужасными ощущениями, когда даже от любимой еды воротит. Я стала искать что‑то более щадящее, когда мне позвонила очаровательная женщина, президент пиар‑агентства, чтобы пригласить на работу. Оказывается, ей меня порекомендовал мой друг.
На следующий день я, бодро открыв глаза и сбросив ноги с кровати, поняла, что на этом сейчас все и закончится – меня жутко тошнит. Часы собеседования неумолимо приближались. В таком виде (то есть бледнее смерти, с растрепанными волосами) кое‑как добираюсь в противоположный конец города. Пара десятков вопросов и, кажется, я подхожу. «Вы хотите что‑нибудь еще оговорить?» – спрашивает президентша. «Я беременна. И, похоже, что это надолго» – ответила я и, извинившись, умчалась в туалет. «Какая мелочь! – весело заявила начальница, когда я вернулась. – Завтра приступаем». Так я стала заниматься консультированием блока выборных кандидатов с восьмичасовым рабочим днем и набором обязанностей. Однако токсикоз меня замучил: в выходные я твердо решила не работать.
Общественный транспорт – беда современной беременной женщины. Впрочем, собственная машина для здоровья не менее вредна. Но… на работу‑то добираться как‑то надо. А если в ваши обязанности входят постоянные разъезды? Свою транспортную переносимость я проверяла на опыте: в период токсикоза часовая поездка в метро в давке тренировала мои нервы. Когда я поняла, что до работы к 9 утра я все равно не успеваю, сдвинула свой рабочий день с 9 – 18 до 11 – 20. Ни утром, ни вечером пробок уже не было. Удобнее всего передвигаться на маршрутном такси – и живот никто не трогает, и добираешься быстро.
Моя Марго как‑то сразу, еще внутри меня, невзлюбила компьютер и всю остальную офисную технику. Я бы с радостью ей уступила, но пиарщик‑психолог со множеством сопутствующих обязанностей без Интернета существовать не может. Да и от руки писать как‑то уже не принято. Поэтому Марго решала вопрос радикально: на всех компьютерах, где мне приходилось работать, появлялись неисправности, о которых никто никогда не слышал, переставали работать антивирусные программы. Даже ксерокс и тот замолк на веки вечные. Когда я уходила из офиса в декрет за полтора месяца до родов, все коллеги с облегчением вздохнули, надеясь, что наша оргтехника начнет нормально функционировать.
Самое удивительное, что после родов мои отношения с достижениями прогресса наладились. Но если серьезно, то будущей мамочке лучше позаботиться о своем рабочем месте. Я, например, поселила на своем столе самый большой кактус, который мне удалось добыть. Оказывается, массивные листья растения обладают способностью нейтрализовать вредное излучение от монитора. За месяцы работы с животом у меня накопился опыт борьбы с вредными факторами. Может быть, мои советы окажутся полезными и для вас:
• Ваше рабочее место должно быть правильно организовано: удобное освещение, чтобы не было бликов на экране; экран должен находиться на расстоянии вытянутой руки; протирайте монитор антистатическим раствором, потому что на экране собирается пыль.
• Стул должен быть жесткий, с прямой спинкой (лучше приобрести специальный – офисный) и подлокотниками. Вам пригодится подставка для ног (помогает в случае усталости).
• Лицо промывайте соленой морской водой – разведите обыкновенную морскую соль, она снимает напряжение и нейтрализует воздействие компьютера. После не забудьте сполоснуть лицо пресной водой.
• Ограничивайте время работы за компьютером до четырех часов. Иногда вы просто сидите перед работающим экраном и разговариваете по телефону или играете в преферанс. Эти пагубные привычки лучше забыть на время. А на мониторе есть волшебная кнопочка, отключающая питание.
• Десятиминутные перерывы после получасового сидения обязательны для глаз, позвоночника и вашего малыша.
• Моргайте чаще – во время работы с компьютером ресницы двигаются реже, а это вредно для зрения.
• Открывайте форточки, если ваш офис не находится прямо на Садовом кольце, не бойтесь заболеть! Купите недорогой воздухоочиститель. Садитесь подальше от обогревателя. Если обстановка и внутреннее состояние позволяют, печатайте на клавиатуре в необычных очках, где вместо стекол в оправу вставлены пластинки из прочного темного пластика с большим количеством мелких отверстий. Эти очки снимают с глазной мышцы большую часть нагрузки. Носить их надо ежедневно по 20 минут.
Эти нехитрые правила помогли мне выносить здоровую малышку, благополучно и естественно родить и приступить к работе на восьмом месяце ее жизни.
Есть еще и специальная гимнастика для бизнес‑леди, вынужденной проводить львиную долю времени своей беременности в офисе. Понятно, что пузатая женщина, расположившаяся посредине офиса в позе «бабочки» или «кошки» вызовет, по меньшей мере, удивление коллег по работе. Но есть упражнения, которые можно делать не так демонстративно: повороты шеи, мягкие скрутки, потягивания.
Если в офисе есть диван или кресло, спокойное место, где можно расслабиться, воспользуйтесь им. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пройтись – размяться. Для позвоночника, и без того «нагруженного» большим живо том, нет ничего хуже длительного сидения. Меняйте положение ног, вставайте, чтобы налить себе клюквенный морс, а не кофе. В самом серьезном офисе можно найти укромное место, чтобы сделать гимнастику – размять плечи и шею.
Серьезной проблемой во время беременности становится полноценное питание. Трехразовый прием пищи приходится заменять на 4 – или 6‑разовый, требования к пище ужесточаются. А найти приличное и недорогое кафе даже в центре города тяжело, как показали эксперименты. Мне повезло – у нас в офисе были микроволновка и холодильник, и я питалась более или менее регулярно овощными смесями, разогретыми кашами и домашними супами. Думаю, что последнее может себе позволить почти каждая женщина. Трудность, как правило, заключается в том, где все эти домашние вкусности съесть?
Уже на втором месяце я не обращала внимания на шутки окружающих по поводу моего интенсивного питания, мой стол был завален сыром, сырками, йогуртом, вареной картошкой, салатами и фруктами. Каждые полчаса, как Винни‑Пух, я радостно потирала руки: «А не пора ли нам подкрепиться?». Кстати, еду можно укладывать в удобные пластиковые контейнеры – если в вашем офисе обстановка официальная и не позволяет таких питательных торжеств. В джентльменский набор работающей беременной женщины входят: орехи, молочные и кисломолочные продукты, фрукты (по сезону), хлебцы, масло, готовые домашние салаты и обильное питье.
Каким бы строгим ни было ваше начальство, по закону вы имеете право на медицинское обслуживание и на полноценные выходные. Это правило я соблюдала всегда, потому что на здоровье ребенка экономить нельзя. Серьезный разговор с начальством по поводу отлучек на посещение женской консультации должен состояться по вашей инициативе.
В негосударственном секторе решение вопроса о режиме вашего труда прямо зависит от вашего умения убеждать руководство и от доброжелательности администрации. В любом случае, знание законодательства будет не лишним.
Когда я была на втором месяце беременности, на повестке дня была грандиозная конференция, пресс‑секретарем которой мне предстояло быть. И каждый день редактировать новости. Не помню, сколько раз за две недели подготовки съезда я пришла домой раньше 11 часов. Во время съезда пришлось поселиться в подмосковном пансионате, чтобы работать, работать и работать.
Делать посреди офиса гимнастику, работать в развалах овощей и фруктов, приходить на работу в 11 утра? Поверьте, это возможно! Окружающие вас люди не так агрессивны, как вам кажется, и способны идти на компромисс. Главное – ваша уверенность в своих силах. Женский организм обладает большим потенциалом и сможет адаптироваться к любым условиям.
«я, спустившись ПО СТУПЕНЯМ, В МИР НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВОШЛА…»
Не так давно довелось мне посетить невероятно скучный семинар по электронному бизнесу, я пыталась найти для себя что‑нибудь интересное в сложившейся ситуации. Для развлечения принялась разглядывать аудиторию и обратила внимание на нескольких представительниц прекрасного пола. Активность и заинтересованность одной из них меня просто потрясли и подтолкнули мою расслабленную мысль к бурной аналитической деятельности. И вот что из этого вышло.
Сталкиваясь в жизни с активными женщинами, я всегда пытаюсь определить источник той энергии, которую они в себе несут. Так как, в основном, речь идет о деловой активности, то невольно приходится обратиться к первым шагам этих бизнес‑леди на непростом поприще свободного предпринимательства.
Как мне удалось выяснить, путей, приводящих в бизнес, как минимум два. Я говорю «как минимум», потому что на самом деле их намного больше. Вообще говоря, обобщение жизненного опыта разных людей всегда можно делать только с очень большой натяжкой, поэтому я рассматриваю лишь два из возможных вариантов. Это может быть либо экстремальная жизненная ситуация, чаще всего финансового характера (муж потерял работу или просто ушел из семьи; женщину уволили по сокращению штатов; болезнь близкого человека; неожиданные долги – такое у нас тоже случается); либо второй, более комфортный способ – удачно вышла замуж, заскучала и на деньги мужа занялась бизнесом.
Думаю, что не ошибусь, предположив, что многие из нас не отказались бы полноправно хозяйствовать не только дома, но и на работе. Приятно быть бизнес‑леди без особенного риска, но не всем выпадает такое счастье. Впрочем, если женщина сделала первые шаги в бизнесе, то отношение к своему детищу у нее будет самое ответственное. Легкомысленная небрежность, может быть, свойственная ей в повседневном быту, быстро уступит место ответственным и взвешенным решениям, в противном случае ее деловая карьера не имеет ни малейших шансов на поступательное развитие.
Трудно сказать, какой путь полезнее в смысле накапливания делового опыта. Чем большим рискуешь, тем ответственнее принимаешь решения. Для себя я выяснила, что в некий отдаленный момент времени оба пути неизбежно дают приблизительно одинаковые результаты с точки зрения изменений в характере.
Женщина, вытаскивающая себя и свою семью из непролазной нищеты, зачастую просто не имеет другого выбора, кроме как идти вперед. Она плачет от потерь и ошибок, звереет от наглости поставщиков и непробиваемости казенных служб, дома только спит и почти ничего не успевает по хозяйству. Но с каждой победой она обретает уверенность в себе, поднимает голову и распрямляет плечи. Удивляться здесь, как вы понимаете, нечему: вера в себя формируется вопреки ее старому восприятию своего места в жизни. И когда‑то наступает критический момент: женщина становится бизнес‑леди, то есть человеком, уверенным в себе, отвечающим за свое дело и людей, с ним связанным, целиком и полностью.
Теперь другой путь, как мы уже определились, более мягкий и приятный. Как правило, те, кто живет материально обеспеченно, чувствуют себя по жизни достаточно комфортно и поэтому особенных сомнений в собственных силах не испытывают. Условимся для простоты, что наша леди не глупа, но слегка избалована. Самоуверенности ей не занимать, а вот ответственность за принятые решения почти отсутствует. Деньги, как говорится, в тумбочке. Легко представить, что может произойти с неподготовленной психикой, когда, казалось бы, все сделано для успеха, а в наличии имеем полный провал начинания. Муж, кстати, может в первое время помогать, а потом все равно займется своими делами, оказывая лишь какую‑то поддержку, а может просто сказать: «Сиди дома и не лезь не в свое дело». И после первых же неудач вера в себя у благополучной до сих пор дамы стремительно идет на убыль. (Я здесь говорю о вере в свои предпринимательские таланты. Обаятельную внешность и неотразимую улыбку никто не отнимал, так что они при ней и остались, как, впрочем, и дорогие модные туалеты.) Если нашей героине удается пережить период потерь и огорчений и не свалить их на «сильную» половину, то после достижения успехов с ее характером произойдет то же самое, что было и в первом, экстремальном, так сказать, случае.
Поэтому бизнес‑леди – это набор качеств, которые вырабатываются в процессе борьбы за место под солнцем, и он не зависит от стартовых условий. Так что не стоит поддаваться стереотипам и думать, что для того, чтобы стать успешной по жизни хотя бы в деловом и финансовом плане требуются особые льготные условия… для этого требуются характер, ум, целеустремленность, умение отвечать за слова и дела, имеющиеся в арсенале женщины. Другой вопрос – в какой ситуации все эти качества могут проявиться.
Общаясь со многими умными продвинутыми стервочками, я убедилась, что ничто так, как беременность и последующее сидение с ребенком, не побуждает женщину, у которой что‑то есть за душой, задуматься о необходимости сменить свой прежний род деятельности. Справедливо замечено, что именно беременность возвращает женщину к истокам самой себя, заставляет ее вспомнить о своих подлинных, исконных, а не навязанных последующей жизнью пристрастиях. И случается так, что, приняв решение частично препоручить ребенка заботам няни и родителей, женщина понимает, что возвращаться на прежнее место работы ей хочется меньше всего. Она пока еще не осознает вполне, чем бы ей хотелось заниматься, но точно знает, что она не в силах вытерпеть скуку и равнодушие, которые охватывают ее при воспоминании о прежнем рабочем месте. Значит, пришло время подыскать новое.
Все мы имеем склонности, увлечения и таланты. Одни рисуют картинки, рифмуют строчки и музицируют, другие пишут полезные программки для себя и рисуют сайты. Чаще всего эти занятия не становятся основным видом деятельности и источником постоянного дохода, а остаются любимым хобби.
Однако именно такие освоенные и орошенные нашим талантом увлечения способны в сложные времена безденежья или редкие минуты ничегонеделания на работе приносить «хорошую прибавку к пенсии». Главная проблема, с которой сталкиваются женщины, – неумение продать свои наработки или элементарное незнание того, как это сделать. Так, в ходе интервью с директорами и менеджерами по PR разных творческих объединений и редакций, а также на основе собственного опыта мне удалось выяснить, как стать «внештатником», «автором», «свободным художником» и добывать гонорары. Помимо скромных денег, такой свободный полет нередко помогает продвинуться по карьерной лестнице – журналистка набивает руку, художница и фотограф пополняют портфолио.






