Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начиная с 20-х гг. XXв. и вплоть до начала 90-х гг.XXв. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развилась, главным образом, как советская философия.




В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксисткой философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

- 1917-30-е гг.- время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

- 30-е-50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

- 50-е-80-е гг. время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х-80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

- Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

- А. Богданов (теория систем - «тектология»);

- А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

- М.М. Бахтин (проблема истории);

- А.М. Деборин (творческое понимание материализма);

- Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

- М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

- Б.М. Кедров (общество, история);

- В. Асмус (широкий круг исследований);

- Ю. Лотман (общество, философия, история);

- П.В. Копнин (философия).

Не все философы нашли возможность для продолжения своей философской деятельности в России.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философиярусского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

2.9. Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке завершилось в середине XIXв. В современной философии, получившей название постнеклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основанных направлений. Философия начинает искать (и исследовать) основания существования явлений не в высших (потусторонних) законах или идеях, а в формах (структурах) самой жизни (в формах культуры, языка, деятельности, практики, экзистенции и пр.). Эта направленность философского знания на саму философствующую личность находит выражение в том, что философия приобретает антропоцентрический характер. Философия рассматривается при этом как специальная область интеллектуальной деятельности, как особая человеческая способность к размышлению. Выражается эта способность в умении ставить вопросы и проблемы, видеть область своего незнания, в стремлении к прояснению мыслей и на этом основании к межчеловеческому взаимопониманию.

На особенности развития философии XX – XXI вв. существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и в культуры в целом. В результате в современной культуре формируются две социокультурных ориентаций, которые специфически по-разному осмысливают этот абсолютный образ науки, сциентизм и антисциентизм.

Формирование ряда крупных философских направлений, таких как позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, психоанализ и др. создает общую «философскую картину» XX века.

1. Позитивизм -направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIXв. и выступающее, за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достовереное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 206 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.