Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №2. Единство и многообразие историко-философского процесса.




 План лекций:

1. Происхождение философии.

2. Особенности и специфика античной философии (VII до н.э. – V в. н.э.)

3. Теологическая философия средних веков (V – XVI вв. н.э.)

4. Основные направления и характерные черты философии Возрождения (XIV –  

XVI вв.)

5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

  6. Философия французского Просвещения XVIII в.

7. Немецкая классическая философия XIX в.

8.Русская философия (IX – XXI вв.)

9. Особенности и специфика современной западной философии (XX – XXI вв.)

 

2. 1.   Процесс возникновения и развития философских идей составля­ет предмет особой науки — истории философии. Эта наука рас­сматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже JI. Фейербах показал, что человек, философствуя, вы­ступает от имени всего человеческого рода.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилиза­ции стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра- (пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды — сборники гимнов богам, песнопений, ри­туалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

В VI-V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древне­го Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга пере­мен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI-I в. до н. э., отражали воззрения на кос­мос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и челове­ка, отношение к божествам.

В VII-III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианст­во, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натур­философы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индий­ской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Егип­те, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и со­вершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой.

В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобре­ли» демократию, а еще раньше осознали самоценность умствен­ной деятельности, радость от свободного искания истины.

История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства.

В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

-философия Древнего мира(VII до н.э. – V вв. н. э.);

- философия Средневековья (II-XIV вв.);

- философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);

- философия Нового времени (XVII-XIX вв.);

- современная философия (XX – XXI вв.)

2. 2.   Первый исторически крупный этап в развитии философии - ан­тичная философия (VII в. до н.э. - V в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность). Ве­личайшим достижением этих философов была сама постановка веч­ных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свобо­де и необходимости, жизни и смерти, мес­те и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о пре­красном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» поз­нания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектичес­кая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей свя­зи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтерна­тивных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Иде­алист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще раз­работал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитие прошла четыре основных периода:

- демократический VII – V вв. до нашей эры (милетская школа «физиков- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский,; школа атомистов – Демокрит, Левкипп; пифагорийская школа –Пифагор; элейская школа – Парминид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский).

- класический (сократический) – середина – конец IV вв. до н. э. (школа софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах; Киренская школа – Аристипп; Мегарская школа – Евклид,, Евбулит, Крон; классическая философия Сократа, Платона, Аристотеля).

- эллинистический – конец III-I вв.до н. э (школа киников- Антисфен, Диоген Синопский, Кратет; школа стойков – Зенон Китийский, Клеанф, Христип,Панеттий, Посидоний)

- римский – I в до н.э. – V в. н. э. (стойки – Санека, Эпиктет, Марк Аврелий; школа неоплатоников – Плотин.)

Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т.е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеализму и материализму. Ученики Платона и Аристоте­ля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философ­ских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое на­правление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой филосо­фии с восточными и еврейскими элементами - неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Для философии античности характерны:

- Органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;

- понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

 - подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам нравственности состоит в правильном осуществлении добродетели;

    - отсутствие субъективного восприятия мира: любое философ­ское знание проникает в разум индивида извне (в качестве части­цы Логоса, единого бытия или потенции перводвигателя);

 - в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т.к. сама Вселенная является символом единства зри­мого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона) в фило­софии, выражая противостояние чувственного восприятия и умо­зрительного знания;

- инерционность любого движения, которое характеризуется не­пременным стремлением к покою: античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физиче­ских законов;

- отсюда обязательная цикличность мирового исторического про­цесса: 

вечным может быть лишь бесконечное повторение цик­ла «возникновение - гибель»;

- тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.

2. 3.   Второй этап в развитии европейской философии - философия средневековья (V-XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и ук­реплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (като­лическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опиралась на могущество церкви и упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т.е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих услови­ях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции. Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания: их стали почитать как «отцов» Церкви.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической филосо­фии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологи­ческой философии:

- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о

творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе) в Библии;

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божествен­ного предопределения;

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванно­стью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Многие особенности средневековой философии проявились в про­исходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.

Реализм - философское учение, согласно которому подлин­ной реальностью обладают только общие понятия, или универса­лии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок уче­нию Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существу­ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном ра­зуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возмож­но лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие есть только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, об­щих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура.

Характерной чертой философии Средневековья является повсе­местное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принци­па, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесто­ронняя зависимость средневековой философии от теологии.

В средневековой философии выделяются две основные вехи - патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее станов­ление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь на Евангелие. Среди представителей данно­го движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителемпатристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существовани­ем, бытие же всего остального в той или иной степени случай­но. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по сво­ей важности тело и разум. Разум это всего лишь проявление земной природы человека.

Хотя на ранних этапах развития христианства союз между ре­лигией и античной философией казался невозможным и неприем­лемым, со временем положение изменилось на прямо противопо­ложное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуж­даются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школь­ной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически свя­зать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.

Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку воз­никла на основе античной философии христианского учения;

- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо он­тологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной филосо­фией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);

-  способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;

- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

2. 4.Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мыш­лением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом филосо­фию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцен­тризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления ста­новится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрож­дения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, куль­турные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопе­чатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV - XV вв.) представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизи­ровало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого Нико­лай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точ­ки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся раз­венчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттер­дамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.,) представители: - Томас Мои. Томмазо Кампанелла и др. - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулирова­нии со стороны государственной власти.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслу­живающей интересы Церкви философии - схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окру­жающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Зем­ли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи социального равенства.

В период Возрождения формируются новые философские направ­ления: пантеизми деизм. С точки зрения пантеизма Бог — это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел НиколайКузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства на­турфилософских учений, противостоящих религиозному учению о со­творении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с приро­дой, пока не стал по существу ее псевдонимом.

Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вме­шательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказа­ния о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали незави­симость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общест­ва в небожественной предопределенности.

Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, на всех его уровнях – от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного, в центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не космос античности, не бог средневековья, а человек.

2.5. Для философии Нового времени, которую можно обозначить как исторический период от Декарта до Гегеля характерным является представление о философии как о форме рационально - теоретическое сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В ее основе лежит систематическое и целостное объяснение мира. Главной особенностью этой философии выступает ее принципиальная установка на познаваемость мира. Человек при этом рассматривается как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступает в качестве конструирующего мыслящего начала.

И наконец, существенной особенностью данной философии выступает ее просветительский пафос, на основе которого мыслитель, выдвигая ту или иную систему рациональных, этических или эстетических норм, выступает от имения разума, с помощью которого он достиг высшей степени истинности.

Главный девиз философии этого периода: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствования самого человека. В философии Нового времени в рамках гносеологии (учения о познании) выделяют такие направления, как эмпиризм и рационализм.

Для эмпиризма характерно признание чувственного опыта главным источником знания. С этих позиций содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо как сведение знания к нему.

Эмпиризм - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание - сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, а так же Томас Гоббс, Джон Локк,Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Основоположник рационализма Рене Декарт - видный французкий философ, ученый математик, обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанциях, ее атрибутах и модусах; стал автором теории дуализма, чем пытался примерить материалистическое и идеалистическое направление в философии.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления - онтологическое и гно­сеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платону о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демокрит, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии - схоластики, представители которой видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников философского направления, распространенного в Новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путём.

Также в качестве направления рационализма выделяется этический рацио­нализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии счи­тается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание - сила”.

Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Фрэнсис Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства;первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и ма­териалистическую традицию английской философии Нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Джон Локка:

- мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"); сознание - пустое помещение (emptycabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записы­вается опыт - tabularasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятель­ности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повьппает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма, пантеизма.

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции; теория познания; этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма, сторонник объективного идеализма.

 В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции, познания. Основоположник теории «монадологии».

2. 6.Французскую философию XVIII в. принято называть философией Про­свещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представле­ния о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подго­товили Великую французскую революцию 1789 - 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- теистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое.

Деистическое направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

- видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир пос­ле сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Другим важным направлением философии французского Просве­щения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и ес­тественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочте­ние эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в се­редине XVIII в., но особое распространение получило во время Вели­кой французской революции 1789 - 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принад­лежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равен­стве и социальной справедливости.

Смысл понятия «Просвещение» - прогресс науки и культуры, который должен приблизить становление нового государственного строя, изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение – течение в области духовной и культурной жизни, целью которого является замена воззрений, основанных на религиозном или политическом авторитете, такими, которые исходят из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивидуума в отдельности. Понятие Просвящения стало выражением общего прогресса и прежде всего в странах Европы.

2.7. Немецкая классическая философия XIX в. является влиятельным течением мировой философской мысли. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории, по новому ставит многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни реализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Под «классической» понимается высокий уровень ее представителей и значимость решаемых этой философией проблем. Немецкая философия XIX в. - это уникальное явление философии.

Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

- совместить в себе почти все известные в тот период философские направления от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

- открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

- немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

- классический материализм (середина и вторая половина XIX в.);

- вульгарный материализм (XIX в.)

- иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII-первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта (1724-1804),Иогана Фихте (1762-1814),Фридриха Шеллинга (1775-1854),Георга Гегеля (1770-1831),Людвига Фейербаха (1804-1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

- субъективный идеализм (Фихте);

- материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико - теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804):

- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

- выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);

- выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

- сформулировал моральный закон («категорийный императив»);

- выдвинул идею о «вечном мире» в будующем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

Георг Гегель (1770-1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, всего материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

Исключительная заслуга Гегеля перед философией разработка диалектики-учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

Иоган Фихте (1762-1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).

Фридрих Шеллинг (1775-1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

 Людвиг Фейербах (1804-1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.

Другим направлением немецкой философии XIXв. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распростронение во второй половине XIXв.

Немецкий материализм XIXв. представлен главным образом:

- философией Л. Фейербаха;

- марксистской философией(Карл Маркс, Фр. Энгельс);

- творчеством вульгарных материалистов(Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIXв., явились водоразделом между ними.

Классический материализм XIXв. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

- марксистская философия;

- политэкономия (экономическое учение);

- научный коммунизм (социально-политическая теория).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2394 - | 2151 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.