Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.Белинский.
«Западники» хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению «западников», отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России-освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентам «западников» являлись «славянофилы». Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.
Согласно «славянофилам» основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели-отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIXв. было: «православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.
Основными темами своей философии они считали: единство мира, проблему жизни и смерти, проблему морали и правильной критики (морального) образа жизни, негативных явлений русской жизни.
Представителями философского религиозного направления были известные русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», обычаи, традиции. Выделяет два варианта жизненного пути человека: путь человекобожества и путь богочеловека.
Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину-толстовство. Суть которого в том, чтобы многие религиозные доктрины следует отбросить, религия должна быть простой и доступной для народа, бог и религия-добро, любовь, разум, совесть, смысл жизни –самосовершенство, главное зло на Земле - смерть и насилие, сопротивление злу - в этом основа поведения человека, государство - отживающий институт.
Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были: Н.Г. Чернышевский; народники Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений-социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, бедующее видели по-разному.
Завершает философскую традицию XIXв. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ В.С. Соловьев (1853-1900).
Основными идеалами его философии были:
- идея всеединства-объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший – любовь);
- идея прогресса - как всеобщей связи поколений;
- идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
- идея Бога как выражения добра.
Основными направлениями Русской философии конца XIX- XXвв. были:
- философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);
- естественно - научная философия;
- светская философия;
- философия русского зарубежья.
Особенности современной русской философии, ее специфические основополагающие черты:
- сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIXв.-10-х годов XXв. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
Основные идеи религиозной философии: объединение всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» церковь. Разобщенность-главная причина всех бед на земле; мир как единое взаимосвязанное целое.
Космизм -направление в философии, которое рассматривает космосом, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Видными представителями этого направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
Основные философские идеи этого направления: идея Ноосферы-сферы разума, вечности, несотворимости и неуничтожаемости материи, космос-живой развивающийся организм, космос как система космических монад, идея космической биологии.
Естественно-научная философия представлена творчеством ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.
Основные идеи этого направления: бытие есть материальная развивающаяся система и рассматривать это надо с точки зрения естественных наук-физики, химии, биологии, медицины; допускается возможность познания механизма Вселенной; общество это развивающаяся единая система на основе объективных законов.