Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).




Марксистская философия:

- выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

- показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

- осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

- рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

- дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

- выступала с атеистических позиций.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- Бога нет. Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;

- Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика-преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

- развитие происходит по законам диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.

Разновидностью немецкого материализма XIXв. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

В частности, они:

- механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

- рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень-желчь»).

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия-бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире, то есть жизнь – единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» является Фридрих Ницше(1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, о движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти»-экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений: прагматизма и экзистенциализма.

2.8. Русская философия-феномен IX – XXI вв. как мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

-специфическая форма выражения философских мыслей-художественное творчество, литературная критика, публицистика,искусство, «эзопов язык»(что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной, а всем комплексом актуальных проблем;

- большая роль проблем морали и нравственности;

- конкретность;

- широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Можно выделить следующие этапы русской философии:

- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси IX–XIIIвв;

- философия становления и развития централизованного русского государства (Русь Московская) XIII–XVIIвв;

- философия XVIIIв;

- философия XIXв;

- русская и советская философия XXв.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX- XIIIвв.)

Наиболее яркие представители этого периода являются - митрополит Илларион, Владимир Маномах, Климент Столятич, Филипп Пустынник.

Основные темы ранней философии: моральные и нравственные ценности, объяснение сущности христианства; сущность и роль государства и права.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, там и в философии приходится на XIII- XVIIвв.

(Сергей Радонежский, Андрей Курбский, Ния Сорокин, Васеиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Киржанич.)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание.

Русская философия XVIIIв. включает два этапа своего развития:

Философия эпохи петровских реформ (Ф. Прокович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантимир.), имела социально-политическую направленность и рассматривала вопросы: устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императорской нерушимости, прав императора, войны и мира.

Материалистическая философия. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.), дает материалистическое обоснование законов природы, социально-политического устройства общества, а также большое внимание вопросам этики, морали, нравственности.

Русская философия XIXв. включает в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов – социально - политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 181 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.