Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научно-философские школы в Дагестане XVIII в.




В XVIII в. в связи с дальнейшим упрочением ислама в Дагестане по сравнению с предыдущим периодом намного увеличивается число мусульманских школ — мактабов и медресе. Уже в это время не было почти ни одного селения без примечетской школы. В резиденциях феодальных владетелей и центрах союзов сельских общин существовало даже по нескольку мусульманских школ. Примечетские школы, для открытия которых не требовалось никаких разрешений, содержались в основном за счет средств родителей учащихся или на пожертвование верующих — закят, часть которого шла на содержание учеников — муталимов. В этих школах обучали арабской грамоте, заставляя механически заучивать непонятные тексты Корана на арабском языке.

 

Громадное большинство окончивших примечетские школы выучивалось читать Коран, не понимая его. Меньшая часть осваивала арабскую грамоту и основанную на арабской графике аджамскую систему письма на языках народов Дагестана. И лишь незначительная часть путем упорных трудов и лишений, переходя от одного учителя к другому, изучала восточные языки — арабский, турецкий, персидский, богословие, мусульманское право, философию, историю, географию, астрономию и другие науки. Эти люди — алимы — пользовались большим уважением.

 

В XVIII в. намного увеличился и привоз из восточных стран книг по различным отраслям науки. Вместе с тем в самом Дагестане имелось немало переписчиков, которые изготовляли списки различной богословской и научной литературы. В связи с этим стала развиваться художественная литература, усовершенствовалось оформление книги.

 

В XVIII в. происходит и становление библиотечного дела в Дагестане. Как правило, собрание книг сосредоточивалось при мусульманских школах, мечетях или в частных коллекциях. Крупные библиотеки имелись при казикумухской, хунзахской, чохской, усишинской, кудалинской, тпигской и других мечетях. Из частных коллекций наиболее крупными были библиотеки Магомеда Убринского, Ибрагима-Г’аджи Урадин ского, Алима из Хунзаха и др. Среди них имелись книги по самым различным отраслям знаний. Многие из них дошли до нас.

 

В XVIII в. по сравнению с предыдущими эпохами более заметным стало два направления в научной и общественно- философской мысли Дагестана: реакционное религиозно- идеалистическое и прогрессивно-рационалистическое. Первое из них представляли богословы Шахбан Ободинский, Молла Магомед Катрузский и другие, служившие интересам феодально-клерикальной верхушки. Идейным знаменем этого направления было реакционное учение Востока. В практической деятельности представители этого направления выступали против науки, пропагандировали агностицизм, презрение к земной жизни.

Прогрессивно-рационалистическое направление имело несколько школ, наиболее выдающимися из которых были школы Магомеда Кудатлинского и Дамадана Мугинского. В философских вопросах представители этих школ придерживались рационалистических позиций. Они выступали с критикой положений ортодоксального ислама о божественном предопределении, утверждали, что человек свободен в своих действиях. Выступали в защиту теории познания, считая, что истина достигается только разумом, отстаивали прогрессивные идеи. В частности, они выступали за демократизацию некоторых положений мусульманского права — шариата. По их мнению, из шариата следовало убрать все положения, которые задевали честь и достоинство человека.

Известный ученый Саид-Ибрагим Гидатлинский настаивал на том, что горные пастбища и леса «не должны быть собственностью отдельных богачей, ими должны пользоваться все». Ученые. представители прогрессивно-рационалистического направления выступали против унижения и оскорбления человеческого достоинства женщин, за равноправие всех народов Дагестана, независимо от их социального и национального положеия, а также за дружбу между народами Кавказа. Эти ученые резко осуждали феодальные набеги на Гру-зию. Дамадан Мугинекий, например, прямо заявлял, что «нападения на Грузию» противоречат чести и достоинству человека. В годы таких испытаний, как нашествия Надира, ученики и последователи Магомеда Кудатлинского и Дамадана Мугинского выступали в защиту независимости и свободы Дагестана. Особенно большую роль по мобилизации и сплочению горцев сыграл ученый Саид-Ибрагим Гидатлинский. В своих многочисленных обращениях к народным массам он «призывал народ к отпору тирану-завоевателю». Обратился он и к феодальным владетелям с призывом усилить борьбу против иранских завоевателей.

 

В XVIII в. в Дагестане выросла целая плеяда ученых, труды которых получили широкую известность. Наиболее выдающимися учеными были известные далеко за пределами Дагестана Магомед Убринский (ум. в 1733 г.), Дауд Усишинский (ум. в 1767 г.), Гасан-Эфенди Кудатлинский, Саид-Ибрагим Гидатлинский (ум. в 1770 г.), Салих Кулинский, Ди- бир-кадий Хунзахский, Абубакар Аймакинский и многие дру-гие. Дошедшие до нас отрывочные сведения свидетельствуют, что Магомед Убринский на рубеже 30-х годов XVIII в. по приглашению казикумухского Сурхай-хана был преподавателем высшей мусульманской школы в Шемахе, а большую часть жизни прожил в родном селении Убра, где занимался научной деятельностью и был преподавателем в медресе, принимал активное участие в общественно-политической жизни общества. В библиотеке Магомеда Убринского обнаружен документ, написанный его рукой, — решение джамаата Убры, в котором говорится, что все жители объединяются, «чтобы всем вместе... вести борьбу с ханами и их рабами, посланными, чтобы изъять имущество сельчан или причинить им вред... Кто не окажется в нужное время на поле сражений, у того взять быка в пользу общества. А если член джамаата откажется от общего дела и добровольно предложит быка, то тогда в пользу общества забрать его поля, пастбища, дом и имущество — все, что ему принадлежит».

Из документа видно, что Магомед Убринский был тесно связан с народными массами и отстаивал их права, организовывал и вдохновлял горцев на борьбу против социального гнета.

 

Магомед Убринский — автор ряда трудов по филологии, праву, философии и другим наукам. На его трудах учились целые поколения алимов Дагестана. Одновременно с научными исследованиями Убринский занимался и литературной деятельностью. По имеющимся сведениям, им было написано несколько художественных произведений.

 

Другим выдающимся ученым описываемой эпохи был Дауд Усишинский. К сожалению, кроме труда по грамматике арабского языка, работы Дауда Усишинского до нас не дошли. Но по многочисленным комментариям на полях книг по грамматике, логике, праву и т. д. мы можем судить о разносторонних знаниях Дауда Усишинского.

 

Дауд Усишинский принимал деятельное участие в общественно-политической жизни. Он выступал за равноправие сословий, против догм ислама о мусульманской исключительности, ратовал за дружбу народов, резко критиковал набеги, устраиваемые феодальными владетелями Дагестана на Грузию.

 

В XVIII в. в Дагестане была окончательно завершена основанная на арабской графике аджамская система письма для аварского, лакского, кумыкского, даргинского и других языков.

 

Завершение создания аварской письменности связано с именем известного ученого Дибир-кадия из Хунзаха.

 

Дибир-кадий родился в 1749 г. в Хунзахе. Его настоящее имя Мухаммед-Щафи. Он прекрасно владел арабским, персидским и турецким языками. Одно время Дибир-кадий был на службе у знаменитого аварского Умма-хана, где заведовал перепиской хана с соседними государствами Кавказа, а также с Турцией и Ираном. Его перу принадлежит ряд трудов по различным отраслям науки, среди которых заметное место занимает толковый словарь персидско-турецко-арабского языков, учебник персидского языка.

 

В XVIII в. в Дагестане было составлено немало исторических хроник. До нас дошел ряд описаний событий в том или ином ханстве или обществе, летопись дома уцмиев, ханой Аварии, майсумов Табасарана и другие хроники, посвященные описанию истории отдельных ханств, обществ, аулов или важнейших событий в истории народов Дагестана — войн, эпидемий, землетрясений и др. Среди исторических трудов, составленных в XVIII в., наиболее видное место занимает «История войн Джара в XVIII столетии» анонимного автора. Хроника «История войн Джара» посвящена описанию борьбы горцев Дагестана против Надир-шаха. Написана на арабском языке. В ней в сжатой форме излагаются почти все основные события со времени нашествия на Дагестан полчищ Надира-шаха до его изгнания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2247 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.