1. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
• VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
• IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
• школа мутакаллимов;
• школа мутазилитов;
• суфизм.
Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
• отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно
которым Бог имел человеческий облик);
• отождествляли Бога и Вселенную;
• верили в силу и разум человека;
• считали, что человек способен познать окружающий мир с
помощью разума.
Представители суфизма (суфисты, от суф - шерсть, власяница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
• усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий вобласти медицины и естественных наук);
• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.
Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (арабский аналог категорий), к которым причислил:
• материю;
• форму;
• движение;
• пространство;
• время.
Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы — ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:
• логическо-математическую;
• естественно-научную;
• метафизическую (философскую).
Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.
Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).
Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).
Ибн-Сина (Авиценна) (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".
Авиценна:
• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными
73
и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
• видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
• основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
• причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;
• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;
• также считал вечным Бога и окружающий мир. 4. Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:
• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим);
• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир "совечны");
• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;
• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;
• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);
• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);
• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса
оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".
32. Калам: основная проблематика.
Калам (от араб. – «речь», «слово») – это первое направление арабо-мусульманской философии, возникшее в первые же века возникновения и становления ислама и утвердившееся в VIII в. Представителей калама именуют мутакаллимамами (араб. мутакаллим – «говорящий»). В каламе выделяют два этапа – ранний, мутазилитский (от араб. му‘тазила – «обособившиеся»), и поздний, ашаритский калам, по имени своего основателя, Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари (ум. около 935-936 г.).
Термин «калам» использовался в арабских переводах греческих философов для перевода слова logos во всех его смыслах – «слово», «довод», «аргумент»; другое значение слова «калам» имело отношение к различным ветвям знания и носителям знания. Так, «мутакаллим» – это человек, владеющий каким-либо знанием, представитель того или иного направления в знании.
Возникновение и развитие калама совпало с периодом развития ислама, которое переживало два состояния: возникновение единой системы веры из множества разрозненных учений на базе Корана и подъем еретических направлений. Ислам только вначале своего развития представлял собой единое и цельное учение и практически сразу после смерти Мухаммеда в исламе произошел главный (суннитско-шиитский) раскол, причем дробление внутри этих двух лагерей также росло. Мы позволим себе привести некоторый список (не вдаваясь в комментарии), который только в общих чертах (но вполне иллюстративно) отобразит, насколько вариативны были и по числу и по проблематике течения и направления в мусульманской традиции. Итак, идеологический раскол шел по пяти ключевым проблемам.
1. С позиций проблемы верховной власти (ал-имама, ал-хилафа) выделяются три основных направления в исламе:
1) хариджиты (араб. «вышедшие, возмутившиеся»), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф);
2) шииты (араб. «группа приверженцев»), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда; (в т.ч. рафидиты (ар-равафид – «отвергающие») – представители ранней шиитской мысли, не согласные с переходом халифата к халифам Абу Бекру и Омару)).
3) сунниты (от «сунна»), занимающие срединную линию, т.е. согласующие решения о правителе с мнением «всей общины», а по сути с ее религиозно-политической верхушкой.
2. Проблема веры (аль-иман), в том числе вопрос отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (аль-кабир):
1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином;
2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех;
3) мутазилиты, разработавшие учение о «среднем состоянии» между «правоверным» и «неверным»;
4) позднее – ханбалиты, выделившиеся из суннитов.
3. Проблема предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (аль-кадар):
1) джабриты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха;
2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий;
3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека;
4) джахмиты;
5) ашариты.
4. По проблеме споров о сущности Аллаха(аз-зат) и его атрибутах (ас-сыфат)возникают следующие течения:
1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в «небесной Книге»;
2) муаттилиты-мутазилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями;
3) мушаббихиты (хашвиты), позднее выделяются и, джахмиты, сыфатиты, ашариты;
4) условно здесь выделяют также и суфиев, учивших мистическим путям познания Бога и слияния с ним.
5. Проблема права (аль-фикх): ханафиты, ханбалиты, шафииты, маликиты, а позднее также зейдиты, исмаилиты и джафариты.