(980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень прогресса. Главные труды по философии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".
Авиценна:
• высмеивал косность и догматизм исламских теологов;
• пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными
и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);
• видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума;
• основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях);
• не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;
• считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;
• причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости;
• выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;
• считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);
• наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью;
• также считал вечным Бога и окружающий мир.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Согласно взглядам Ибн Сины, человек состоит из скрытых и наглядных элементов. Нам известно человеческое тело с органами и клетками. Ощущение останавливается на внешних признаках, в то время как анатомия поощряет изучение внутренних органов. Скрытая часть состоит из силы разума. Эти умственные силы мотивируют человека и становятся причиной выполнения им различных действий и поведения как человека. Как утверждает Ибн Сина, человек это материальное тело, обнаруженное при помощи анатомии, как мы видим в его книгах, таких как "аль-Канун" ("Канон"). И мы в наши дни находим подтверждение этому. Мы должны рассматривать умственные силы, которые мотивируют тело.
Что такое умственные силы и в чем заключается их функция.
Ибн Сина делит умственные способности на три группы.
Каждая способность – это просто различные функции человеческой души, так как душа у человека одна и эти три силы являются ее различными функциями. По мнению Ибн Сины, душа не имеет материальную природу и отличается от материи тела. Душа появляется вместе с телом, но она не погибает после смерти человека. Ибн Сина говорит: «когда тело умирает и гниет, материя души оказывается на свободе и теряет связь с телом, и становится совершенной в знании, мудрости и добрых деяниях, стремится к божественному свету, свету ангелов и царства небесного, так, как иголка тянется к огромной магнетической скале. Ее охватывает божественное присутствие и душа обретает настоящее спокойствие, так как она слышит зов небесных созданий: «О душа, вернись с миром к своему Господу, довольному и дающего довольство. Войди наряду с моими покорными слугами, войди в рай».
Философия Ибн Рушда
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198).
Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под властью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике.
Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (представители — Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:
• отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и неуничтожим);
• допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи (Бог и окружающий материальный мир "совечны");
• за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму;
• отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;
74
• доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;
• выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);
• отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен);
• была выдвинута идея о "двойственной истине" — философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса
оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром притяжения философских учений, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против философских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".