Вадим Махов
Вадим Махов (р. 1972) – председатель Совета директоров ПАО «Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ)». Значительный практический опыт получил, работая в «Северстали» в 1994–2009 гг., где прошел путь от заместителя начальника лаборатории экономических исследований до председателя комитета Совета директоров по стратегии.
Является профессором школы бизнеса Сколково, где разработал и ведет курсы бизнес-планирования и инноваций. Автор книги «Счастливый клевер человечества: Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства» (2016).
В книге освещены 14 волн инноваций – от возникновения человека до наших дней, а также дается прогноз до 2050 г. Автор рассказывает о смысле биологической и социальной эволюции, о том, какие перемены они привнесли в человечество и каких перемен ждать в ближайшем будущем.
Открытием автора стала единая модель развития общества вне зависимости от рассматриваемой эпохи, названная им счастливым клевером человечества. С точки зрения теории В. Махова, четыре элемента – знания, общество, бизнес и богатство – позволяют оценить успех развития того или иного общества. В. Махов раскрывает механизм слаженного взаимодействия лепестков на примере инновационного развития современного общества, где «предприниматели – это особый класс людей, без которых схема не работает, а клевер не цветет». «На каждом инновационном цикле, на каждом очередном эволюционном витке для расцвета четырехлистного клевера в действие приводятся одни и те же функции – созидание, встраивание, конкуренция и фильтрация (отбор). Результатом является накопленное общественное богатство – один из лепестков счастливого клевера, который позволяет создавать запас “энергии” для следующего этапа адаптации».
Для удобства восприятия информации автор создает модель счастливого клевера, состоящую из четырех эпох эволюции человечества. Это биологическая эволюция и выделение человека из природы; период эволюции цивилизаций; период от эпохи Ренессанса в Европе до наших дней; от наших дней до 2050 г. и далее.
Счастливый клевер человечества: Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства
Четыре лепестка счастливого клевера
Название «счастливый клевер» появилось неслучайно. Оно обязано своим возникновением целому ряду древних легенд о редком четырехлистном клевере, который обладал магическими свойствами и приносил удачу всякому, кто его найдет. Используемая в этой книге для изучения развития человеческой цивилизации модель счастливого клевера предполагает, что обществу, которое «нашло счастливый клевер», в его развитии будут сопутствовать удача и успех.
Прежде чем подробно рассказывать о модели счастливого клевера, для лучшего понимания сути вопроса определимся с тем, что понимается под инновацией и инновационным циклом.
Слово «инновация» в экономический мейнстрим попало из «бокового» течения благодаря австрийскому и американскому экономисту Йозефу Шумпетеру (Шумпетер, 1982) и с тех пор обросло множеством толкований. Наиболее подходящее по смыслу определение инновации – это изобретение с его обязательной последующей коммерциализацией.
<…>.
Легенды о счастливом четырехлистнике
Легенда о магических свойствах четырехлистника настолько стара, что никто не знает, как и где она появилась. Согласно одному из мифов, когда Ева была изгнана из рая, она прихватила с собой цветок клевера с четырьмя лепестками, чтобы всегда помнить о жизни в Эдеме. Так как клевер был растением из райского сада, его находка в саду стала считаться знаком удачи.
Одним из первоисточников служит поверье друидов, кельтских жрецов, о четырехлистном клевере, которые очень почитали этот редкий вид. Для них он символизировал источник мироздания – четыре природные стихии: землю, воздух, огонь и воду. Нашедший такой цветок по преданию получал покровительство их всех. Этот четырехлистник приносил удачу своему владельцу и тем, кто окружал его, а любое зелье делал вдвое сильнее. Каждому из лепестков четырехлистника, помимо символов стихий, приписывались и свои характеристики: первому – надежда, второму – вера, третьему – любовь, а четвертому – удача.
Другие народы также издавна считали это растение магическим и обладающим большой природной силой. В Древнем Египте его изображения наносились на зеркальные поверхности, дабы темные силы из зазеркалья не смогли проникнуть в наш мир и навредить человеку, смотрящемуся в этот предмет. Четырехлистный клевер имел мистическое значение в Индии. Чтобы защититься от злых духов, индийцы украшали им стены зданий, рисовали и вышивали его на одежде и коврах. В Китае клевер является символом весны и пробуждения.
Наши предки славяне верили, что это растение символизирует белый свет – все четыре стороны, по одной на каждый лепесток. Кроме того, считалось, что это необычное растение обладает мощным зарядом жизненных сил и помогает сохранить молодость и привлекательность. Счастливчик, нашедший четырехлистник, высушивал его и носил с собой в специальном мешочке, никому не показывая. Такой клевер оберегал от злых глаз и чар, привлекал удачу.
У христиан четырехлистный клевер имеет символическое значение – он ассоциируется с крестом, а также с четырьмя Евангелиями.
Вера в магическую силу четырехлистника существует до сих пор, поэтому в современной субкультуре часто встречаются подвески и амулеты в виде четырехлистного клевера. Мифы говорят, что нашедший такой клевер должен поместить его в кошелек, тогда деньги и удача будут всегда с ним. Сейчас существуют целые компании, культивирующие четырехлистные растения клевера для изготовления подарков и оберегов.
Четырехлистник – это результат мутации обычного трехлистного клевера. Эта мутация может быть вызвана редким сочетанием рецессивных генов или внешними факторами. Самое интересное, что мутация не останавливается на четырех листьях. Существует и пятилистный клевер. Чем больше у клевера листьев, тем он более редкий и тем сложнее его найти. На 10 000 растений клевера приходится лишь один четырехлистник. Однако если знать, как искать этот необычный экземпляр и верить в свою удачу, то найти его не так сложно, как кажется.
В такой модели экономики прибыль получает тот, кто раньше других «коммерциализирует инновацию». При распространении нововведений издержки производства выравниваются, а получение прибыли усложняется. Для получения прибыли важнейшим фактором становится не конкуренция цен или качества, а конкуренция новых продуктов, новых технологий, новых источников обеспечения и новых организационных форм. Извлечение прибыли за счет этих подходов и есть экономическая суть инноваций.
Получается, что прибыль – это категория, которая как возникает, так и исчезает. Она циклична. В момент, когда она пропадает, старая структура бизнеса разрушается и на смену ей приходит новая (так называемое созидательное разрушение). Так возникает инновационный цикл.
В основе нашей модели счастливого клевера лежит инновационный цикл, опирающийся на четыре базовых элемента. Эти элементы можно сравнить с четырьмя лепестками клевера, поскольку речь идет о чем-то растущем и эволюционирующем.
Вот эти четыре элемента:
• наука как источник открытий и изобретений, т. е. генератор неких «инновационных зарядов»;
• общество как получатель и хранитель новых созданных благ, которое, изменяясь, определяет содержание и форму богатства в каждый определенный момент;
• бизнес-практика (предприниматели, внедряющие «инновационные заряды»);
• богатство (капитал, материальная основа).
Успешный инновационный цикл требует, чтобы все четыре его главных элемента – знания, общество, бизнес и финансы – успешно взаимодействовали в конкретный момент и согласованно развивались. Иными словами, как и в природе, растение может считаться здоровым, если все его лепестки гармонично соответствуют друг другу. Такой здоровый организм и является «счастливым клевером».
Но любой организм после периода расцвета увядает. Это значит, что где-то должен прорасти и возникнуть новый счастливый клевер.
Давайте теперь посмотрим, как работает модель счастливого клевера Ее первый лепесток – знания. Знания позволяют понимать, как устроен мир, с их помощью мы получаем новые знания. Инновации нужны для того, чтобы новые научные знания преобразовывались в производственные возможности и приносили коммерческую выгоду. С ее появлением растет производство и, как следствие, благосостояние людей. Инновации тесно связаны с изобретениями, с новыми идеями или методами, поскольку подразумевают их практическое применение. Известный изобретатель Никола Тесла, деятельность которого мы далее рассмотрим, продемонстрировал свою первую модель электродвигателя еще в 1883 г. в Страсбурге. Но в тогдашней Европе это изобретение применения не нашло. Только оказавшись через пять лет, в 1888 г., в Соединенных Штатах Америки, он создал на его основе первый коммерческий электродвигатель. А затем в течение трех-четырех лет, благодаря коммерциализации, рынок наводнили уже сотни тысяч двигателей, от продажи которых Никола Тесла получил свое вознаграждение – роялти. Таким образом, процесс инновации – это путь обретения и трансформации знаний в эквивалент общественного признания.
Но одних только знаний явно недостаточно, ведь сами по себе они не работают. Чтобы правильно ими воспользоваться, необходим качественный человеческий ресурс, который формируется благодаря наличию развитых и отлаженных социальных институтов в обществе. Поэтому общество – второй лепесток счастливого клевера.
Человеческому обществу присуще взаимодействие его отдельных членов и их групп в рамках социальных институтов. Как показали наблюдения, существует устойчивая связь между плотностью поселений и всплеском инновационного роста в обществе. Однако простое увеличение плотности поселения не приводит сказочным образом к увеличению уровня коллективного сознания. Даже если мы обеспечим такую же плотность заселения, как в Макао, где на каждого жителя приходится 49 кв. м земли, больше блестящих умов не возникнет. Просто плотность населения расширяет границы возможного для блестящих умов, которые способны создавать интересные идеи. Взаимодействие между этими умами увеличивает вероятность появления полезных открытий и их распространения среди широких слоев населения.
Современное общество глобального рынка ценно именно этим. Изобретение – это создание или осознание самой идеи. Изобретений всегда много, но не все из них находят применение на практике, не все из них создают прибавочный продукт в экономике и добавленную стоимость для общества. А значит, они не могут быть встроены в рынок. Этот риск внедрения инноваций кто-то должен нести. И эти кто-то – предприниматели, особый класс людей, без которых схема не работает, а клевер не цветет. Бизнес – лепесток счастливого клевера.
Четвертый лепесток модели счастливого клевера – богатство, или деньги, – поднимает интересный вопрос о критерии успеха для оценки успешности инновации. В современной экономической теории этот критерий – экономическая выгода – функция максимизации средств акционеров, а для уровня макроэкономики – достижение некоего удовлетворительного уровня развития экономики (устойчивый ежегодный рост, приемлемый уровень безработицы и т. п.). В природе критерий один, но более жесткий – жизнеспособность. У организмов разные стратегии выживания, но главный результат – продолжение жизни в конкретной окружающей среде. Хочешь выжить – меняйся. В модели счастливого клевера деньги работают в качестве своего рода «усилителя». Они позволяют получать и соединять ресурсы для получения новых знаний и вывода успешно коммерциализированных изобретений на следующий цикл развития.
Знания – источник богатства и критерий успеха инноваций
Есть ли смысл изобретать другие критерии успеха для компаний и отраслей? Применим ли критерий жизнеспособности к целым странам или за отсутствием такого показателя кроется желание деликатно обойти тот факт, что рано или поздно все системы ждет один финал? Я думаю, что в экономической сфере именно поэтому чаще используется термин «конкурентоспособность» вместо «жизнеспособность».
На каждом инновационном цикле, на каждом очередном эволюционном витке для расцвета четырехлистного клевера в действие приводятся одни и те же функции – созидание, встраивание, конкуренция и фильтрация (отбор). Результатом является накопленное общественное богатство – один из лепестков счастливого клевера, который позволяет создавать запас «энергии» для следующего этапа адаптации.
Процесс сам по себе захватывающий и интересный, поскольку требует, чтобы на каждом из витков та или иная общность людей создавала что-то принципиально новое – то, что в итоге определяет даже новую форму, которую примет само богатство. Забегая вперед, скажу, что процесс носит нелинейный характер и идет с задержкой. Иногда внедрение инновации происходит на десятилетия позже самого изобретения. Инновации проникают в другие области поэтапно, диффузионно, постепенно накапливая некую критическую массу.
Задержке или ускорению этого процесса способствует процесс обмена и распространения знаний (ключевой параметр, характеризующий социальную сеть). Для распространения знаний очень важны такие вещи, как открытость, совместимость научных школ, эволюция самих знаний, господствующий в мире язык общения, уровень развития математики в обществе и, конечно же, наличие широкой сети контактов, которые обеспечивают циркуляцию информации по каналам ее распространения.
О чем эта книга
Для ответов на уже заданные мною вопросы мы внимательно посмотрим на всю историю человечества и выявим в ней интересные факты и закономерности. Поможет нам в этом модель счастливого клевера. Для удобства восприятия информации и размышлений я разделил весь исторический континуум летописи человечества на четыре ключевых этапа.
Первый этап – биологическая эволюция и выделение человека из биологической эволюции. Это своего рода предыстория. Сами по себе эти темы настолько обширные, что по ним можно написать десятки и сотни томов. Я посвящаю им лишь первую главу и ограничиваюсь общими представлениями о том, как зарождались и появлялись те базовые идеи, на которых строится вся книга.
<…>.
Второй этап – период с неолитической революции и первых поселений до появления городов и далее государств и империй, иными словами, период эволюции цивилизаций. Размышлениям о данном периоде посвящены вторая и третья главы.
<…>.
Третий этап – период от эпохи Ренессанса в Европе до наших дней. Именно этой части истории посвящена основная часть книги, 4–13-я главы. Этот период начинается с научной революции и появления нового способа приобретения знаний, основанного на критическом мышлении и выдвижении гипотез. Я уделяю этому периоду такое пристальное внимание, потому что, на мой взгляд, именно в нем произошли те ключевые изменения в жизнедеятельности человека, которые позволили нам прийти туда, где мы сейчас находимся, и могут позволить достичь новых высот.
<…>.
Четвертый этап – от наших дней до 2050 г. и далее, ему посвящена последняя глава. Здесь я постараюсь представить технологии обозримого будущего, заглянув в калейдоскоп инноваций. <…>.
Мемы, плотность сети и творческие способности древних людей
Напомню, что знания передаются от человека к человеку с помощью мемов. Этот процесс протекает из поколения в поколение до тех пор, пока кто-то не улучшит первоначальную идею. Логично предположить: чем больше группа (так называемая сеть), тем больше возможностей существует для улучшения идеи. Индивиды в таких группах имеют больше социальных связей и, соответственно, больше шансов получить новую информацию, чем в небольших изолированных группах. Дальше на страницах книги я еще вернусь к влиянию плотности человеческой сети на ход прогресса.
<…>.
Хорошие знания остаются
Возможность накопления дают нам наш мозг и наша ДНК. И мозг человека, и ДНК представляют собой универсальную среду для хранения информации. Только эти носители способны хранить информацию любого типа. При попадании ценной информации в определенную биологическую среду она стремится не только остаться в данной среде, но и распространиться далее в виде генов. Похожий процесс происходит и на социальном уровне – полезная информация начинает как распространяться среди субъектов определенного социума, так и транслироваться на соседние социумы.
Таким образом, и человеческие знания, и биологические адаптации представляют собой абстрактные репликаторы: изначальная идея или информация, попадая в подходящую физическую среду, имеет тенденцию в ней оставаться, а большинство вариаций – нет.
Именно это и отличает знания от инстинктов. Знания есть сохраненный социальный опыт, который сформирован путем поиска и который, как я отметил выше, принципиально важен для выживания их носителя в конкретной социальной среде.
Многие ученые считают, что наиболее существенные шаги эволюция наших прародителей (гоминидов) осуществляла в результате изоляции. Об этом, например, пишет американский биолог Питер Уорд в своей статье «Что будет с Homo sapiens» (Уорд, 2009, с. 44): «Образование каждого нового вида гоминидов происходило после того, как небольшая группа этих существ оказывалась тем или иным образом изолированной от основной популяции. Многие поколения новой группы использовали в необычных для нее условиях новые методы приспосабливания. Отрезанная от сородичей, эта небольшая группа шла своим особым генетическим путем, и впоследствии ее представители уже не могли иметь общее потомство с членами основной популяции».
Таким образом, поиск и передача информации явились важнейшими компонентами формирования социальных знаний, которые позволяли выживать не отдельным особям, а целым группам[93].
Контрольные вопросы
1. В чем особенность модели счастливого клевера, предложенной В. Маховым? Из каких элементов она состоит?
2. Что означают инновация и инновационный цикл?
3. Согласны ли вы с тем, что «знания – источник богатства и критерий успеха инноваций»?
4. Что, на ваш взгляд, означает «хорошие знания остаются»?
5. Сколько этапов развития общества и на основании каких критериев выделяет В. Махов? Предложите свою периодизацию общественного развития.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
1. «Инженерная», «навигацкая» школы возникли в России во время правления:
а) Павла I;
б) Александра II;
в) Петра I;
г) Софьи Алексеевны.
2. В 1898 году в работе «Технический итог» один из мыслителей формулирует задачи философии техники. Этим мыслителем был:
а) Э. Капп;
б) Ф. Рапп;
в) П. Энгельмейер;
г) Д. Менделеев.
3. Представителем инженерного подхода в философии техники следует считать:
а) Д. Менделеева;
б) М. Ломоносова;
в) П. Энгельмейера;
г) М. Хайдеггера.
4. С чем в брошюре «Технический итог» образно сравнивалась техника:
а) с магистралью прогресса;
б) с локомотивом истории;
в) с шестеренкой;
г) с поршнем.
5. По мнению С.В. Лысиковой, этого слова у П. Энгельмейера читатель не встретит:
а) техника;
б) трехакт;
в) нововведение;
г) прогресс.
6. Согласно положению философии П. Энгельмейера, сущность техники заключена в возможности воздействия на:
а) человека;
б) природу;
в) материю;
г) космос.
7. Что П.К. Энгельмейер наделял свойствами «фактичности» и «автоматизма»:
а) человека;
б) природу;
в) материю;
г) технику.
8. Согласно П.К. Энгельмейеру, именно это рождается из желания (аппетита, склонности и т. д.):
а) дело;
б) техника;
в) творчество;
г) все вторичные потребности.
9. Творчество, полагал П.К. Энгельмейер, это процесс, заключенный в последовательной смене актов. Этих актов ученый выделял:
а) два ;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
10. Исполнение плана, реализация задуманного, по П.К. Энгельмейеру, это воплощение:
а) первого акта;
б) второго акта;
в) третьего акта;
г) всех актов.
11. Открытие двигателя внутреннего сгорания превратило нефть из «вонючей жижи» в «черное золото». Такова, в общем, позиция:
а) П. Энгельмейера;
б) А. Хунинга;
в) Э. Каппа;
г) Ф. Раппа.
12. По мнению А. Хунинга, «несколько гектаров леса» поглощает:
а) издаваемая газета;
б) производство спичечных коробков;
в) производство молока и упаковка в коробки;
г) издание политических плакатов.
13. А. Хунинг именует противоречия, вызываемые техникой, а также «светоносный» и «вредоносный» потенциал техники, раздвоенность и противоречивость природы технического:
а) антиномией;
б) дилеммой;
в) коллизией;
г) амбивалентностью.
14. Противоречивость техники и технического А. Хунинг иллюстрирует примером с:
а) атомной бомбой;
б) водородной бомбой;
в) водопроводом;
г) мобильным телефоном.
15. Кто из мыслителей уверял в том, что технофобия сменяет бытовавшие ранее представления о технике как об исключительно позитивном феномене:
а) П. Энгельмейер;
б) А. Хунинг;
в) Э. Капп;
г) Ф. Рапп.
16. Кто уверял в том, что человек, изобретая технику, становится «помощником» эволюции:
а) А. Хунинг;
б) Э. Капп;
в) Х. Закссе;
г) В. Виндельбанд.
17. Кто из мыслителей сформулировал «категорический императив» этики будущего:
а) Х. Закссе;
б) Х. Йонас;
в) В. Виндельбанд;
г) П. Энгельмейер.
18. «Категорический императив» этики будущего, сформулированный мыслителем Германии, вызывает ассоциации с категорическим императивом известного философа:
а) Ф. Ницше;
б) И. Канта;
в) Г. Гегеля;
г) Л. Фейербаха.
19. С чем, согласно «техническому императиву», должны согласовываться последствия действий субъекта:
а) с желаниями иных субъектов;
б) с подлинным человеческим бытием;
в) с любовью к прогрессу;
г) с непрекращающимся производством техники
20. Начните мысль А. Хунинга: «___________________________ техника является надежной в своем функционировании, часто надежнее, чем человек».
21. Начните мысль А. Хунинга: «___________________________ должен играть все более значительную роль не только как осмысленное использование свободного времени, но и для удовлетворения требований тела».
22. Этого мыслителя А. Хунинг обвиняет в излишнем оптимизме в предсказании характера будущего сосуществования человека и техники. Это мыслитель известен, в частности, инициированием создания Интернационала. Его имя – ____________________________
23. Без хитроумных технических приспособлений сегодня в естествознании невозможно никакое исследование. Так утверждал:
а) А. Хунинг;
б) Ф. Рапп;
в) Э. Капп;
г) П. Энгельмейер.
24. Сопоставьте мыслителя и его основную идею или работу:
а) А. Хунинг;
б) П. Энгельмейер;
в) Ф. Рапп;
г) Э. Капп.
1.Развернутое утверждение об амбивалентности техники. 2. Исследование природы творчества. 3. Соотношение техники и естествознания. 4. Немецкий исследователь, автор концепции органопроекции.
25. Понятием «нормальная наука» оперировал:
а) Т. Кун;
б) П. Фейерабенд;
в) И. Лакатос;
г) В. Виндельбанд.
26. Мыслитель, полагавший невозможность многих открытий в том случае, если ученые всецело концентрировались бы на предмете:
а) Т. Кун;
б) П. Фейерабенд;
в) И. Лакатос;
г) Ф. Рапп.
27. В дискурсе одного из мыслителей, представленных в данном разделе, назван «отцом водородной бомбы»:
а) А. Эйнштейн;
б) М. Кюри;
в) Э. Теллер;
г) Р. Оппенгеймер.
28. Автор работы, посвященной ответственности в технике и за технику:
а) Х. Ленк;
б) А. Хунинг;
в) Ф. Рапп;
г) Э. Капп.
29. Слово, происходящее, в свою очередь, от слов «способность», «изобретательность»:
а) гений;
б) генерал;
в) инженер;
г) техник.
30. Автором работы «Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности» является:
а) Х. Ленк;
б) А. Хунинг;
в) Ф. Рапп;
г) Э. Капп.
Задание 1. Работа со словарем
Работа со словарем предполагает соотнесение темы материала курса со смыслом терминов, представленных в словаре, являющихся наиболее общеупотребительными в данной области знаний.
В данном случае предполагается ознакомление с тематикой курса «со стороны терминологии».