Комментарий:
Примером человека, в котором пробудилось божественное сознание, развитое в предыдущих жизнях, является царь Бхарата: в третьем своем воплощении он появился на свет в семье достойного брахмана. Когда‑то царь Бхарата был императором мира, и с тех пор полубоги стали называть эту планету Бхарата‑варшей (до этого она называлась Илаврита‑варшей). Еще в молодые годы царь отошел от дел и удалился в лес, чтобы обрести духовное совершенство, но не сумел достичь этой цели. Позже он родился в семье истинного брахмана и был известен под именем Джады Бхараты, потому что всегда искал уединения и ни с кем не хотел разговаривать. Позднее царь Рахугана обнаружил, что Джада Бхарата был великим йогом. На примере его жизни видно, что усилия йога никогда не пропадают даром. По милости Господа он снова получает возможность достичь совершенства в сознании Кришны.
Бг 6.44
пурвабхйасена тенаива
хрийате хй авашо ’пи сах
джиджнасур апи йогасйа
шабда‑брахмативартате
пурва – прежним; абхйасена – занятием; тена – тем; эва – безусловно; хрийате – привлекается; хи – несомненно; авашах – без принуждения; апи – также; сах – он; джиджнасух – который желает знать; апи – даже; йогасйа – йогу; шабда‑брахма – обряды, предписанные Ведами; ативартате – превосходит.
Благодаря этому божественному сознанию в нем само собой просыпается влечение к практике йоги. Такого йога, стремящегося к духовному знанию, не привлекают ведические обряды и ритуалы.
Комментарий:
КОММЕНТАРИЙ: Йогов, достигших высокого духовного уровня, не интересуют ведические обряды и ритуалы, но естественным образом привлекает практика йоги, которая поможет им полностью развить в себе сознание Кришны, то есть достичь высшего совершенства йоги. В «Шримад‑Бхагаватам» (3.33.7) объясняется, почему такие йоги пренебрегают ведическими ритуалами:
ахо бата шва‑пачо ’то гарийан
йадж‑джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама грнанти йе те
«О Господь, те, кто повторяет Твои святые имена, уже достигли высот духовной жизни, даже если они рождены в семьях собакоедов. Такие люди, несомненно, уже совершили всевозможные аскетические подвиги и жертвоприношения, омылись во всех священных водах и изучили все богооткровенные писания». Самым известным примером таких людей является Харидас Тхакур, которого Господь Чайтанья считал одним из Своих главных учеников. Хотя Харидас Тхакур вырос в мусульманской семье, Господь Чайтанья наградил его возвышенным титулом нама‑ачарьи, потому что Харидас Тхакур дал обет ежедневно повторять триста тысяч имен Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – и следовал ему неукоснительно. Он повторял святые имена постоянно, а это значит, что в предыдущих жизнях он уже совершил все ведические ритуалы. Другими словами, до тех пор пока человек не очистится, он не сможет встать на путь сознания Кришны и начать повторять святые имена Господа, мантру Харе Кришна.
Бг 6.45
прайатнад йатаманас ту
йоги самшуддха‑килбишах
анека‑джанма‑самсиддхас
тато йати парам гатим
прайатнат – упорными занятиями; йатаманах – прилагающий усилия; ту – и; йоги – йог; самшуддха – очистившийся; килбишах – от всех грехов; анека – после великого множества; джанма – жизней; самсиддхах – достигший совершенства; татах – затем; йати – приходит; парам – к высшей; гатим – цели.
Он усердно занимается практикой йоги и в конце концов, спустя множество жизней, полностью очищается от материальной скверны, обретает духовное совершенство и достигает высшей цели.
Комментарий:
КОММЕНТАРИЙ: Родившись в семье богатых и знатных людей, праведников или возвышенных преданных, падший йог осознаёт, что у него есть все возможности для занятий йогой. Тогда он с решимостью берется за свой незавершенный труд и постепенно очищается от всей материальной скверны. Полностью очистившись, он наконец достигает высшего совершенства – обретает сознание Кришны. Сознание Кришны – высшая ступень процесса очищения. Это подтверждается в «Бхагавад‑гите» (7.28):
йешам тв анта‑гатам папам
джананам пунйа‑карманам
те двандва‑моха‑нирмукта
бхаджанте мам дрдха‑вратах
«После великого множества жизней, посвященных благочестивой деятельности, человек полностью очищается от материальной скверны и выходит из‑под власти иллюзорной двойственности. Тогда он с решимостью посвящает себя трансцендентному любовному служению Господу».
Бг 6.46
тапасвибхйо ’дхико йоги
джнанибхйо ’пи мато ’дхиках
кармибхйаш чадхико йоги
тасмад йоги бхаварджуна
тапасвибхйах – чем аскеты; адхиках – более великий; йоги – йог; джнанибхйах – чем мудрецы; апи – также; матах – считающийся; адхиках – более великий; кармибхйах – чем те, кто занимаются кармической деятельностью; ча – также; адхиках – более великий; йоги – йог; тасмат – поэтому; йоги – йогом; бхава – стань; арджуна – о Арджуна.