Комментарий:
КОММЕНТАРИЙ: В жизни великих преданных Господа есть немало замечательных примеров того, как, преданно служа Господу, люди утрачивали всякий интерес к ведическим обрядам и ритуалам. Кто воистину познал Кришну и свои отношения с Ним, тот, даже будучи опытным брахманом, становится совершенно равнодушным к обрядам, связанным с кармической деятельностью. Шри Мадхавендра Пури, великий ачарья ‑вайшнав, говорит:
сандхйа‑вандана бхадрам асту бхавато бхох снана тубхйам намо
бхо девах питараш ча тарпана‑видхау нахам кшамах кшамйатам
йатра квапи нишадйа йадава‑кулоттам сасйа камса‑двишах
смарам смарам агхам харами тад алам манйе ким анйена ме
«О мои ежедневные молитвы, хвала вам. О мои утренние омовения, я склоняюсь перед вами. О полубоги, о предки, простите меня за то, что я больше не выражаю вам почтение. Теперь, где бы я ни находился, я все время помню о великом потомке рода Яду [Кришне], враге Камсы, и тем самым избавляюсь от бремени греха. Я думаю, что этого мне вполне достаточно».
Ведические обряды и ритуалы, такие, как ранние утренние омовения, молитвы три раза в день и почитание предков, являются обязательными для неофитов. Однако тому, кто в полной мере развил в себе сознание Кришны и занимается трансцендентным любовным служением Господу, нет необходимости следовать этим предписаниям, ибо он уже достиг совершенства. Если, служа Верховному Господу Кришне, человек обретает совершенное знание, ему уже не нужно совершать многочисленные жертвоприношения и покаяния, предписанные Ведами. Тот же, кто не понимает, что цель Вед – постичь Кришну, и занимается исключительно совершением ведических обрядов, напрасно теряет время. Люди, обладающие сознанием Кришны, поднимаются над шабда‑брахмой, то есть наставлениями Вед и Упанишад.
Бг 2.53
шрути‑випратипанна те
йада стхасйати нишчала
самадхав ачала буддхис
тада йогам авапсйаси
шрути – откровение Вед; випратипанна – не испытывающий влияния последствий кармической деятельности; те – твой; йада – когда; стхасйати – пребывает; нишчала – неподвижный; самадхау – в божественном сознании, или сознании Кришны; ачала – устойчивый; буддхих – разум; тада – тогда; йогам – постижение истинного «я»; авапсйаси – достигнешь.
Когда цветистый язык Вед перестанет волновать твой ум и когда ты, постигнув свое истинное «я», будешь постоянно пребывать в духовном трансе, ты обретешь божественное сознание.
Комментарий:
Находиться в состоянии самадхи – значит полностью развить в себе сознание Кришны, или, иначе говоря, постичь Брахман, Параматму и Бхагавана. Поднявшись на эту высшую ступень самопознания, человек осознаёт, что он – вечный слуга Кришны и что единственное его занятие – выполнять обязанности в сознании Кришны. Такого человека, безраздельно преданного Господу, не привлекает цветистый язык Вед, и потому он не занимается кармической деятельностью, которая позволяет достичь райских планет. Обретя сознание Кришны, живое существо вступает в непосредственное общение с Господом и, находясь на этом духовном уровне, становится способным понять все Его указания. Такое совершенное знание невозможно обрести с помощью кармической деятельности. Для этого необходимо выполнять указания Кришны или Его представителя, духовного учителя.
Бг 2.54
арджуна увача
стхита‑праджнасйа ка бхаша
самадхи‑стхасйа кешава
стхита‑дхих ким прабхашета
ким асита враджета ким
арджунах увача – Арджуна сказал; стхита‑праджнасйа – того, кто утвердился в сознании Кришны; ка – какой; бхаша – язык; самадхи‑стхасйа – того, кто пребывает в сознании Кришны; кешава – о Кришна; стхита‑дхих – тот, кто утвердился в сознании Кришны; ким – что; прабхашета – будет говорить; ким – как; асита – будет оставаться неподвижным; враджета – будет двигаться; ким – как.