Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Признаки административных правонарушений 4 страница




Присяжные заседатели для рассмотрения конкретного дела отби­раются аппаратом суда методом случайной выборки. Из явившихся в судебное заседание по вызову суда должны быть отобраны 12 комп­лектных и 2 запасных присяжных заседателя. После формирования коллегии присяжные заседатели принимают присягу. Характер дел, для рассмотрения которых созываются присяжные заседатели, строго ограничен.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Подсудимый — в уголовном процессе обвиняемый, преданный су­ду. Подсудимый имеет право участвовать в судебном разбирательст­ве, заявлять отводы и ходатайства, предъявлять доказательства, выступать в судебных прениях, выступать с последним словом, об­жаловать приговор и определения суда. Явка подсудимого в суд обя­зательна. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено.

Присяжные заседатели имеют право: 1) участвовать в исследова­нии всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей; 2) задавать че­рез председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам; 3) участвовать в осмотре вещественных дока­зательств, документов, в производстве осмотров местности и поме­щения, во всех других производимых в суде следственных действиях; 4) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относя­щиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не-

354


ясные для него понятия; 5) делать письменные заметки во время су­дебного заседания.

Присяжные заседатели не должны: 1) отлучаться из зала судебно­го заседания во время слушания дела; 2) общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующе­го; 3) собирать сведения по делу вне судебного заседания.

^ Особенности современной криминогенной обстановки в Рос­сии.

2. Преступления, представляющие особую опасность в наше время.

3. «Новые» уголовные преступления.

4. Способно ли уголовное наказание исправить преступника?

Темы для рефератов и обсуждения


Глава XII

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

§ 69. Правовая культура и правосознание

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, ис­кусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особеннос­ти культуры в целом.

Понятие «культура» происходит от латинского слова со1еге — возделывать, обрабатывать, улучшать почву. Этот термин первоначально был связан с сельским хо­зяйством. Производное от него слово си11ига (возделыва­ние, воспитание, образование, развитие, почитание) имело, таким образом, значительно более широкое зна­чение. В частности, им выражалось и определенное со­стояние души. Цицероном слово «культура» было связа­но со словом «душа»: си11ига ап1Ш1— культура души, духовная культура.

Итак, древние римляне называли культурой деятель­ность, связанную с возделыванием, обработкой, улучше­нием чего-либо. В «Толковом словаре живого великорус­ского языка» В. И. Даля значение этого слова определя­ется так: «Обработка и уход, возделывание, возделка; образование, умственное и нравственное».

В последнее время слово «культура» приобрело уни­версальное значение. Оно постоянно используется в научной и популярной литературе, в газетах и журна­лах, звучит по радио и телевидению. Ученые и публи­цисты говорят о материальной и духовной, политиче­ской и правовой, нравственной и эстетической культуре. Все чаще употребляют понятие «экономическая культу-

356


ра». Диапазон значений поистине замечателен: культура поведения, культура быта, культура дискуссий, культу­ра дворянской усадьбы, культура возделывания карто­феля, культура Просвещения...

В правоведении понятие «правовая культура» упо­требляют, говоря об обществе в целом и об отдельной личности.

Правовая культура общества — это система овещест­вленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Она является составной частью культу­ры общества и включает в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие эле­менты.

Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважения к праву (положительного отношения к праву) и правомерного (правопослушного) поведения.

Фундаментом, на котором стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура. Эти три вида культуры личности самым непосредственным образом поддерживают, усиливают друг друга.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Человек, не обладающий ею, чувствует себя в обществе и государ­стве бесправным «винтиком» или внутренним эмигран­том. Только тот, кто обладает правовой культурой, осоз­нает свою роль полноправного и активного граждани­на страны, неравнодушного к ее проблемам и труднос­тям.

Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуваже­ния, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое са­моопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишен­ный этого чувства, политически недееспособен...

И. Ильин

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно. Раньше всего закладывается фун­дамент — элементы нравственной культуры: совесть,

357


честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура невозможна. Разви­ваясь, взрослея, человек познает законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые сведения о политике.

Представления о том, «что такое — хорошо и что та­кое — плохо», помогают получить первые, самые прос­тые знания в области права: какие действия закон запре­щает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют снисхождение. Лишь затем появляется инте­рес к различным отраслям права, к его принципам и ак­сиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых систем. Сведения по криминалистике, судебному про­цессу, дознанию, работе прокуратуры и другим вопросам часто приобретаются случайно, например, из детективов или телевизионных сериалов.

Без правовых знаний человек беспомощен. В право­вых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права намного лучше, чем законо­послушные граждане. Как утверждал ироничный мастер афоризма Г. Лихтенберг (1742—1799), «чтобы посту­пить справедливо, нужно знать немного, но чтобы с пол­ным основанием творить несправедливость, нужно ос­новательно изучить право». Другими словами, если не воспитаны положительные чувства, позитивные отноше­ния, юридические знания и умения сами по себе остают­ся нейтральными, не оказывают существенного влияния на формирование правовой культуры. Право приобрета­ет личностную значимость, осознается как ценность только при условии, что к нему сформированы опреде­ленные отношения, чувства. Человек с возмущением ви­дит, что беспорядок берет верх над порядком, он прези­рает преступников, ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у рас­следующего убийство старухи-процентщицы Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» Ф. М. Досто-

358


евского, а сопряженное с чувствами доброты, милосер­дия и сострадания.

Уже этот уровень развития правовой культуры досто­ин уважения. Человек с развитыми правовыми чувства­ми вряд ли станет правонарушителем, он будет старать­ся вести себя в соответствии с законами, быть законопос­лушным гражданином, что не так уж и плохо. Будет лучше, если он осознает необходимость хотя бы элемен­тарной правоохранительной активности, умения и спо­собности защищать права, свои собственные и окружаю­щих его людей.

Правовая культура тесно связана с правосознанием. Правосознание — один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем ви­де правосознание — это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупнос­ти знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

Правосознание существует на обыденном, професси­ональном (специальном) и теоретическом уровнях. Обы­денное правосознание действует в рамках повседневных жизненных проявлений людей. Для него характерна опора на правовые чувства (долга, справедливости, сво­боды, независимости и др.), привычки поведения. Зна­ния ограниченны и используются редко.

Профессиональное правосознание характерно для тех, кто специально занимается правовой деятельно­стью, прежде всего для юристов. У них правовые знания достаточно полны и систематизированы, они помогают им исполнять различные правоохранительные роли: су­дьи, адвоката, прокурора, милиционера.

Самый высокий уровень правового сознания — те­оретический. Речь идет не только о глубоком знании права, но и о способности творчески вносить в само право элементы новизны, подвергать действующее право ана­лизу, обобщать в этой сфере, мыслить категориями пра­вовой философии. Теоретическим правовым сознанием обладают ученые-правоведы, преподаватели.

359


/Допросы для самоконтроля

\ • /

1. Как право связано с культурой? 2. Что такое правовая культура в широком значении слова? 3. Что такое правовая культура человека? 4. Каковы основные элементы правовой культуры? 5. Что служит фун­даментом правовой культуры? 6. Почему нужно овладевать правовой культурой? 7. Что такое правосознание?

Это интересно

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладева­ют» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процес­са, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здо­ровья общества, само формирующееся демократическое граждан­ское общество!), а главное — уже достигнутый уровень правовой куль­туры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в од­ночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь доста­точно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (во­истину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно ре­шить другие наши задачи (С. Алексеев).

Учимся защищать свои права. /.Информация к размышлению и действию

ЛКак ни покажется парадоксальным, право отнюдь не так засушено, не столь удалено от эмоций и чувств, как это представляют многие публицисты, весьма мало с правом знакомые. Закон нужен и там, где разыгрываются страсти человеческие, где звенит злато и льется кровь. Закон почти всегда —- на острие человеческих чувств. (Право — это нравственный минимум.) Если знакомиться с правом не только в тиши библиотек и учебных аудиторий, айв судах, в камерах предвари­тельного заключения, в колониях для малолетних и взрослых преступ­ников, то окажется, что его влияние на развитие эмоциональной сфе­ры огромно. Достаточно напомнить, что художественное творчество давно освоило сферу столкновения человека и закона.

Темы для рефератов и обсуждения

1. Правовая и политическая культура: сходство и различие.

2. Зачем обывателю правовая культура?

3. Правосознание как форма общественного сознания.

360


§ 70. Совершенствование правовой культуры

Необходимость овладения правовой культурой и общест­вом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никог­да. Гармония нравственной, политической, правовой культуры — одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и по­литическая культура немыслима без полноценного раз­вития нравственного чувства, без знания права и уваже­ния к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда полити­ка становится практически всем и вытесняет на перифе­рию общественной жизни культуру, право, экономиче­скую целесообразность, мораль.

Известный деятель культуры, давший согласие на выдвижение его кандидатуры в представительный орган власти, так описал свои впечатления от окружного собрания по выдвижению кандидатов в депутаты: «Ца­рила атмосфера какого-то заговора. А перед собранием ночью мне позвонил старый фронтовой друг, лет десять с ним не виделись, а тут позвонил, чтобы предупредить: «У вас на 21-е выборы? Там будут наши ребята с пред­приятия, выборщики. Имей в виду, их предварительно собрали и дали установку: голосовать только за двух «наших» кандидатов и чтобы никакой самодеятельнос­ти, на собрании будут люди, которые проследят: кто за кого голосует».

Мы привыкли считать, что подтасовка итогов голосо­вания, обман избирателей — неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определенными результатами, никто кандидатам физи­ческой расправой не угрожал, а избирателей не подку­пал. В этом не было необходимости.

Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее рав­нодушие сменила неподдельная заинтересованность от­дельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих усло­виях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходи-

361


мы культура дискуссий, порядочное поведение по отно­шению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

Серьезный недостаток нынешнего состояния право­вой культуры — плохое знание законов. О том, что нель­зя грабить и убивать, знают все. Но что касается, ска­жем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых'оспорить тот непрелож­ный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необхо­димой обороны и крайней необходимости). Многие иск­ренне удивляются, узнав, что применение в воспитатель­ных целях физических наказаний в отношении детей яв­ляется преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имуществен­ных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?

Тогда он толико приуготовленный вступить может в учение закона Отечественного с несказанными выгодами и успехом, в котором уче­нии есть ли пробудет год или два и приобрящет твердое и системати­ческое основание сея науки, тогда он приступить может с превеликою удобностью к практике, в которой и сам опосле найдет и откроет дру­гим такие тонкости, каковыя многие и видеть не могут.

С. Десницкий

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

Особенно опасен доставшийся нам в наследство двой­ной подход к праву. Следуя этому подходу, людей де­лят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, ко­му закон не писан. Маленький, но красноречивый при­мер: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направляв-

362


шегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

Яркое проявление правовой антикультуры — неува­жительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неуре­гулированными правовые основы их деятельности. Что­бы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквали­фицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

В программе столичного телевидения журналист ин­тервьюировал молодого милиционера. Тот рассказал о сложностях милицейской службы, о том, как трудно бы­ло в первые месяцы работы в органах внутренних дел. Журналист спросил, что самое трудное в милицейской работе. Милиционер подумал несколько секунд и ска­зал, что трудностей несколько. Во-первых, тяжело разговаривать с пьяными. Во-вторых, с хулиганами. И в-третьих, с людьми вроде бы образованными, начи­танными, но держащими себя так, как принято в обще­нии с не очень умными собеседниками.

Не будем забывать и о том, что негативно к правоох­ранительным органам относятся в первую очередь право­нарушители, сознательно преступающие закон. Огром­ное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и без­опасности.

Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и право­вом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем уча­щимся, у которых не сформировано уважительное отно­шение к праву.

Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может соче-

363


таться с достаточно высоким уровнем нравственного раз­вития. Типичное высказывание школьников, плохо зна­ющих право, но имеющих развитые нравственные пред­ставления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основ­ная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир пра­ва они сводят только к уголовному законодательству и забывают о гражданском, конституционном, админист­ративном, трудовом и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повсе­дневной жизни.

Правовой нигилизм означает потерю веры в регули­рующую силу права, разочарование в его социальной ро­ли. Это намного опаснее. Типичное высказывание право­вых нигилистов: «Законы пишутся для честных людей, а те, кто «делают дело» (в политике, бизнесе), спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следо­вать правовым предписаниям».

Правовой цинизм наиболее характерен для асоциаль­ных и криминальных субъектов. Он выражается в готов­ности и умении использовать знание права для соверше­ния преступных деяний. «Символ веры» правовых ци­ников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это запла­тить».

Основной путь к правовой культуре лежит через са­мовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных со­циальных условиях. Личность, восприимчивая к цен­ностям права, справедливости, добра, является тем фун­даментом, на котором строится здание спокойной, обес­печенной, стабильной жизни.

лВопросы для самоконтроля

1. Как формируется правовая культура? 2. Что такое правовая ан­тикультура? 3. Чем опасно незнание норм права? 4. Что такое право­вой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними? 5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?

364


Это интересно

Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно — к знаниям мате­матического профиля (С. Алексеев).

Философ и правовед И. А. Ильин считал основной причиной того, что в России в 1917 г. так легко исчезла «тысячелетняя форма государ­ственного спасения и национально-политического самоутверждения», явилось отсутствие адекватного этой форме правосознания — «не в смысле «рассуждения» только и «понимания» только, но в том глубо­ком и целостном значении, о котором теперь должна быть наша глав­ная забота: правосознания — чувства, правосознания — доверия, пра­восознания — ответственности, правосознания — действенной воли, правосознания — дисциплины, правосознания — характера, право­сознания — религиозной веры».

Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высо­кой правовой культуры.

Этот путь — возрождение частного права.

И дело не в том, чтобы восстановить сам термин «частное право». И даже не в том, чтобы еще более сместить акценты в законодатель­ной деятельности в сторону подготовки и издания гражданских зако­нов — гражданского кодекса, торгового кодекса, законов о предпри­нимательстве. Суть дела в том, чтобы и эти законы, и юридическую практику, и соответствующие стороны жизни общества рассматривать под углом зрения, если угодно, мировоззрения частного права.

Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право — это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям эконо­мической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).

Учимся защищать свои права. /.Информация к размышлению и действию

у Совершенствование личной правовой культуры требует постоян­ного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живем во время радикальных социально-политических и экономиче-

365


ских перемен. Право, законодательство пытаются «догнать» эти пере- /
мены, соответствовать им. Отсюда столь быстрая сменяемость и об-
новляемость законов, иных правовых актов. Никакое учебное заведе-

1

ние не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь.
Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий жи-1
вым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрожде-
нии России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, со-
ответствующий сложности задач, стоящих перед страной.

.Темы для рефератов и обсуждения

1. Гуманитарное образование и правовая культура.

2. Правовая культура и гражданственность.

3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?


л

Кратким юридическим словарь1

Автономия — форма самоуправления части территории федеративного государства. Автономная территориальная единица самостоятельна в решении вопросов местного значе­ния в пределах, установленных центральной властью. Населе­ние А. пользуется правами самоуправления.

Авторское право — часть гражданского права. Регулирует отношения, складывающиеся в связи с использованием про­изведений науки, литературы, искусства. А. п. принадлежит автору или соавторам в течение всей их жизни. После смерти автора А. п. пользуются его наследники. А. п. включает ряд правомочий: право на авторское имя, право на опубликова­ние, право на вознаграждение. А. п. регулируется четвертой частью ГК РФ.

Агитация предвыборная — деятельность граждан, пар­тий, общественных объединений по подготовке и распростра­нению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Адвокат — член коллегии адвокатов, призванный оказы­вать юридическую помощь гражданам и организациям: да­вать консультации и разъяснения по юридическим вопросам, справки по законодательству, составлять жалобы, заявления и другие документы правового характера, представлять кли­ентов в суде и арбитраже по гражданским делам и админист­ративным правонарушениям, быть защитником на предвари­тельном следствии и в суде по уголовным делам.

1 В словаре представлены главным образом те понятия и терми­ны, определения которых не даны в основном тексте учебника. Сло­варь полезно использовать при выполнении домашних заданий, тестов, подготовке рефератов, осмыслении проблемных вопросов.

367


Адвокатура (в РФ) — добровольное объединение лиц, зани­мающихся адвокатской деятельностью. Организационные формы А. — Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты субъектов РФ, Гильдия российских адвокатов.

Администрация — 1) управленческая деятельность; 2) со­вокупность органов исполнительной власти района, города, области; 3) совокупность должностных лиц, руководящий персонал предприятий и учреждений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 191 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.