Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно — к знаниям математического профиля (С. Алексеев).
Философ и правовед И. А. Ильин считал основной причиной того, что в России в 1917 г. так легко исчезла «тысячелетняя форма государственного спасения и национально-политического самоутверждения», явилось отсутствие адекватного этой форме правосознания — «не в смысле «рассуждения» только и «понимания» только, но в том глубоком и целостном значении, о котором теперь должна быть наша главная забота: правосознания — чувства, правосознания — доверия, правосознания — ответственности, правосознания — действенной воли, правосознания — дисциплины, правосознания — характера, правосознания — религиозной веры».
Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.
Этот путь — возрождение частного права.
И дело не в том, чтобы восстановить сам термин «частное право». И даже не в том, чтобы еще более сместить акценты в законодательной деятельности в сторону подготовки и издания гражданских законов — гражданского кодекса, торгового кодекса, законов о предпринимательстве. Суть дела в том, чтобы и эти законы, и юридическую практику, и соответствующие стороны жизни общества рассматривать под углом зрения, если угодно, мировоззрения частного права.
Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право — это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).
Учимся защищать свои права. /.Информация к размышлению и действию
у Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живем во время радикальных социально-политических и экономиче-
|