2. Перспективы развития образовательной системы России.
«Будущего нет: оно делается нами.»
Лев Николаевич Толстой.
Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место в среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. Рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе 59 развитых государств регулярно отводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место с Украиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка. Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонной мощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если не поддержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (и просто влиятельных) стран уже
к середине этого десятилетия.
Именно образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.
В России совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию.
Вторая «культурная площадка» образования – формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная
культура, Интернет-культура).
Образование - единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.
Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях.
Первое. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.
Второе. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.
Третье. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.
Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению.
Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Нам надо его напитать ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.
России не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула. То же касается и научной сферы.
На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурным, научным, образовательным и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе.
На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы
образования в России:
- глобализация образования в условиях «информационного бума»; интеграция в общемировой образовательный процесс.
- модернизация образования – элементы западных моделей на основе Российской системы. Пути выхода из кризиса:
- увеличение финансирования образования и науки;
- мотивировать обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело – высокая степень мотивации);
- параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой;
- реформа образования в России не должна в корне ломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом не разрушая той образовательной системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.
К 2025 году предполагается охватить все население обязательным и бесплатным средним (полным) общим образованием, а бесплатным высшим профессиональным образованием - каждого второго выпускника со средним образованием (включая профессиональное). Дополнительное образование для детей планируется как бесплатное. При этом вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее право на образование детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.
Минимальная ставка педагогических работников будет установлена в размере не ниже средней заработной платы в Российской Федерации, а средний должностной оклад работников образовательных учреждений (кроме вузов) - в размере, превышающем среднюю заработную плату не менее чем в 1,5 раза. Профессорам и преподавателям вузов гарантируется средняя ставка в размере трех средних заработных плат. Пенсии для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов устанавливаются в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы. Предусматриваются и увеличенные стипендии.
В настоящее время обсуждается вопрос о переходе российской школы с 11 -летнего (формально; на практике это десятилетнее обучение) на 12-летнее обучение. Министерство образования РФ поддерживает эту идею, авторы законопроекта, напротив, предлагают одиннадцатилетку. Как ни странно, проблема здесь не в количестве лет, а в том, что мы будем делать в старших классах (одиннадцатом или одиннадцатом-двенадцатом). А здесь все едины. Совершенно ясно, что старшая школа должна быть профильной, что она должна отказаться от "школьничества" и хотя бы частично перейти на вузовские формы обучения и контроля (любой преподаватель вуза знает, что студент теряет не менее года просто на адаптацию к непривычной для него вузовской системе обучения). Очевидна и необходимость качественного изменения содержания образования. Нужны (особенно в условиях профильности) интегрированные курсы, нужно принципиальное изменение стандартов (они должны быть последовательно содержательно-целевыми; как говорил в одном из интервью Э.Д.Днепров, «стандарт - это образовательное поле, которое находится в распоряжении ученика, а вовсе не панцирь, который на него давит»). Очевидно и то, что даже при 11-летнем сроке обучения последний школьный год должен быть итоговым, обобщающим, а не просто еще одним классом в ряду других. Да и переход на двенадцатилетку не может сводиться к тому, чтобы «размазать прежние программы на большее число лет».
Развитие образования в целом нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами будем его развивать. Нужно понимать, какие возможные тенденции такого развития социально необходимы и прогрессивны с точки зрения развития личности, общества и государства. Нельзя допускать, чтобы на пути такого развития встали «ностальгические установки и взгляды, трактующие сокращение государственного контроля над образованием как развал и деградацию последнего, настаивающие на жестких образовательных моделях, призванных индоктринировать учащихся, но не помогать им адаптироваться к усложняющемуся и меняющемуся миру». Необходимо преодолевать «неготовность значительной части общества к позитивному восприятию любых реформ образования, а также инерционность системы образования и управленческих элит». Но главное в развитии образования зависит именно от педагогов, родителей, детей, общества в целом.