Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания.




Познавательная деятельность - это специфически человеческая высшая форма духовного отношения к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных знаний. Именно на основе этих знаний и осуществляется успешная адаптация и самопознание человека, а также целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира.

Теория познания, гносеология, эпистемология ( отгреч, gnosis -знание, logos - учение, episteme - знание) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Обычно термин «эпистемология» употребляется как синоним термину «теория познания». Некоторые же философы (например, К. Поппер) относят к эпистемологии только изучение научного познания.

Основными проблемами теории познания являются:

-- проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»;

-- проблема субъекта и объекта познания;

-- проблема структуры познавательного процесса;

-- проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания;

-- проблема истины и ее критериев;

-- проблема эволюции форм сознания и др.

 

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм

В рамках познавательного оптимизма утверждается, что мир познаваем, что человек в состоянии в процессе познавательной деятельности раскрывать сущностные закономерные связи изучаемых процессов и явлений, открывать истины, которые являются универсальной целью по­знания, и на основе добываемых знаний осуществлять целесообразное изменение и преобразование объективной действительности.

Скептицизм (от греч. - рассматривающий, исследующий) - направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания. Скептики отрицали возможность достоверного знания и не верили в возможность рациональ­ного обоснования нравственных норм, показывая, что в одном месте нравственное признается таковым, а в другом нет.

Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания действительности. Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обнаружением изменчивости, относительности и несовершенства знания. Термин «агностицизм» был предложен в 1869 году Т. Гексли, который рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто считал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. В наиболее последовательной форме агностицизм проведен в философской системе английского философа Д. Юма (1711-1776), который утверждал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а в соответст­вии с этим не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. И. Кант (1724-1804) показал, что чисто логическим путем не­возможно установить соответствие между объективным миром и системой знания. Он настаивал на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью («вещь в себе» т.е. вещь как она существует сама по себе отлична от того, как она является для нас в познании и недоступна ему; ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать никакого достоверного знания о «вещи в себе», она непознаваема).

 

Субъект и объект познания

Важнейшими компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания. Субъект познания (от лат. – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет и генерирует их. Объект познания - это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной дея­тельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 584 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.