Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории




Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает «искусство вести беседу». Слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время беседы.

Материалистическая диалектика в философии марксизма есть результат распространения гегелевских идей на всю реальность, доступную человеческому познанию. К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, во-первых, об объективной диалектике – т.е. процессах развития и связях, царствующих во всем мире и, во-вторых, о субъективной диалектике – диалектическом мышлении, отражающем в той или иной мере, стихийно или сознательно объективную диалектику бытия. Высшей формой такого мышления выступает философская концепция диалектики, включающая – как любая система теоретического знания – ряд принципов, законов и категорий.

Основные принципы и законы теории диалектики – это, прежде всего, принципы развития и взаимосвязи, детерминизма и системности, составляющие фундамент философской теории диалектики и говорящие о том, что любое явление в мире подвержено качественным изменениям (развитию), находится в определенной зависимости от других явлений (т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалектические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе законов диалектики – основных и неосновных.

К основным законам материалистической диалектики традиционно относят:

- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений согласно которому, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явления в новое качественное состояние;

- закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия. Здесь следует добавить, что в связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в некоторой корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают, прежде всего, согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними;

- закон отрицания отрицания, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «возврат якобы к старому», «развитие по спирали» и т. п.).

Наряду с принципами и основными законами в материалистической диалектике рассматриваются различные философские категории, позволяющие выявить целостность, структурную организованность бытия, основные типы детерминации различных явлений, их взаимосвязь и взаимозависимость.

К группе философских категорий, выражающих целостность и структурную организованность бытия, относятся такие категории как: единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма.

Единичное – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам (явлениям) и отсутствующее у других предметов (механизмы наследственности, способности отдельного человека, история конкретных государств, культур и цивилизаций и т.д.).

Общее – философская категория, выражающая свойства и связи, присущие определенному множеству предметов (явлений). Так локальные культуры имеют много общего в нравственно-этических правилах и нормах. Общее мыслится в понятиях, отражая не отдельные предметы, а их определенные группы и свойства, присущие всем объектам, входящим в группы (растения, мебель и т.д.).

Особенное – философская категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга.

К атегории часть и целое выражают отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть – это элемент некоторого целого, целое – то, что состоит из частей.

Современная наука соотношение части и целого описывает посредством системного подхода, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сложные саморазвивающиеся системы, которые стали предметом научного исследования во второй половине 20 в. как в естествознании, так и в социальных науках (например, глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов и т.д.), требуют для своего освоения особой категориальной сетки. Категории части и целого при этом включают в свое содержание новые смыслы. В социальном управлении, например, вместо превалировавших прежде локальных отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы. На каждом из новых этапов и уровней социального управления при этом необходимо учитывать целостность сложной саморазвивающейся социальной системы и тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни.

Система – философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенную целостность. Так, экономическая система включает в себя производственную, финансовую, банковскую и другие подсистемы (элементы). Элемент – философская категория, обозначающая составную часть системы. Структура – философская категория, обозначающая совокупность устойчивых (пространственных, генетических, функциональных) связей элементов, которые обеспечивают целостность системы и сохранение ее основных свойств при внешних и внутренних изменениях.

Содержание – философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.

Форма выражает совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет (явление). Содержание более интенсивно выражает тенденцию к изменению, форма – менее интенсивно, проявляя тенденции к устойчивости.

Основные типы детерминации выражаются посредством таких категорий, как причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

Причина – философская категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие – философская категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Причина предшествует следствию, в то же время причина и следствие необходимым образом связаны друг с другом. Внутренние причины – взаимодействия между элементами одного и того же предмета, следствием которых является изменение предмета в целом. Внешние причины – это взаимодействия между различными предметами, следствием которых являются изменения, происходящие в одном из них.

Необходимость и случайность являются соотносительными категориями. Необходимость означает явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах. Случайность указывает на явление, недетерминированное определенной областью действительности, и, следовательно, непредсказуемое на основе знания о ней.

Современный синергетический подход выявляет новые прочтения и понимания статуса объективной случайности, придавая принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке бифуркации, перехода объекта в новое состояние, чаще всего существует несколько вариантов возможностей. Для превращения одной из них в действительность необходимо внешнее воздействие, как правило, слабое, по сравнению с событием, которое оно порождает. Случайность при этом «выбирает» одну из имеющихся возможностей и запускает процесс ее превращения в действительность.

Действительность в широком смысле слова трактуется как мир в целом, объективная реальность в единстве ее настоящего, прошлого и будущего, включая все возможности. В узком смысле действительность – объективно сущее, наличное, это реальность, существующая в настоящем; возможность выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития.

Как парные категории, возможность и действительность могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода. Возможность возникает в рамках действительности как одна из потенциальных тенденций ее эволюции, представляя будущее в настоящем. Претворение в жизнь одной из возможностей, ее превращение в действительность, означает в то же время и неосуществленность всех других альтернативных возможностей.

Выделяют такие типы возможностей, как формальную возможность, т.е. все то, что не исключено сущностными законами предмета и может быть выражено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных вариантов его развития, и реальную возможность, т.е. такую, которая не только может быть выражена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями.

Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве многообразных свойств его бытия. Явление – внешняя форма существования и обнаружения предмета. Постижение сущности изучаемых объектов является одной из величайших задач науки.

Явления более динамичны, изменчивы, богаче сущности, обнаруживая не только внутреннее содержание предмета, но и различные случайные отношения. Теоретическое постижение сущности предмета связано с раскрытием законов его функционирования и развития.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.